Способ изображения рисунка для любого возраста
Любой ребенок может научиться рисовать, что мало зависит от его природных возможностей и способностей. Прежде всего, необходимо правильно подойти к процессу обучения. В этом и состоит задача взрослых: развить творческий потенциал ребенка. Хотите заинтересовать начинающего художника – ознакомьте его с нетрадиционными техниками рисования.
Одним из таких способов является граттаж. С этой техникой рисования можно ознакомить детей любого возраста, так как она удобна и интересна в исполнении. Для ребят младшего возраста основа для рисования делается взрослыми, более старшие дети могут выполнять ее самостоятельно.
Весь процесс делится на три основных этапа. Каждый из них будет интересен для детей. Такие занятия развивают у малышей воображение, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Работа над рисунками позволяет познавать детям окружающий мир и расширять кругозор, ребенок в несколько раз ускоряет развитие мелкой моторики и внимательности. Граттаж – это хороший способ для самовыражения детей старшего возраста, развития интеллектуальных возможностей.
Гравюра своими руками
Граттаж причисляют к гравюре, т.к. изображение получается нанесением штрихов без помощи красок, хотя вернее будет назвать эту технику имитацией гравюры.
На цветном картоне
Самый простой граттаж своими руками можно сделать на обычном цветном картоне. А экономный и разноцветный вариант — граттаж на цветном картоне, например, яркие коробки, тетрадные или журнальные обложки и т.д.
Вам понадобится: любой цветной картон, черная гуашевая или акриловая краска, жидкость для мытья посуды, стаканчик для смешивания, свеча палочка для процарапывания рисунка.
- Смешайте краску для покрытия картона: 6 чайных ложек черной краски и 1 чайную ложку жидкости для мытья посуды добавьте в стакан и осторожно перемешивайте до однородности.
- Возьмите обычную свечу и тщательно протрите цветные бумажные страницы воском. Картон должен быть полностью покрыт тонким слоем воска.
- Возьмите кисть и покрасьте полученную вощеную бумагу полученной черной смесью. Лучше всего создать запас бумаги для гравюр, тогда у вас будет достаточно материала для экспериментов!
Палочка для граттажа
Возьмите любую палочку с острым концом, например, деревянную шпажку. Если украсить палочку лентой васи и деревянной бусинкой, инструмент становится действительно шикарной палочкой для процарапывания гравюры.
Можно найти другое царапающее устройство. Даже сухой маркер хорошо работает.
Гравюра восковыми мелками
- Покройте плотную бумагу цветными всполохами штрихами восковых мелков.
- Покрасьте всю картину черной краской с помощью мягкой кисти. Не слишком толстым, но и не слишком тонким слоем. Если через 1 слой цвета все еще просвечивают, вам понадобится второй слой.
Подготовительные этапы рисования
Перед началом работы техникой граттаж необходимо подготовить инвентарь. Для занятия понадобится:
- картон (предпочтительнее белый);
- свечка или воск;
- кисточка (желательно толстая натуральная);
- восковые мелки;
- туш или гуашь;
- кусочек поролона;
- острый предмет (зубочистки, крючок для вязания, ручка с закончившейся пастой).
Первый этап рисования выполняется ребенком. С помощью цветных мелков или красок картон закрашивается. Сделать это можно одним цветом, а можно разукрасить разноцветными пятнами. Во многом выбор цвета и количество пятен зависит от того, какой рисунок будет выцарапываться.
Поэтому конечный вариант должен быть обдуман еще на начальном этапе.Желательно выбирать контрастные и яркие цвета, которые в дальнейшем будут гармонировать с черным. Если на этом этапе взять цветной картон, то этот этап рисования может быть опущен, так как основа уже имеет необходимый оттенок.
Этот этап можно пропустить, и тогда в результате получится черно-белое изображение, которое также смотрится очень красиво.
Следующий шаг в технике граттаж – это покрытие разрисованного картона воском. Для этого берется обыкновенная свеча или кусок парафина (воска) и натирается вся поверхность. Очень важно это действие выполнить тщательно, и за этим нужно проследить.
Последний подготовительный этап – это нанесение гуаши на восковой слой. Здесь есть маленький секрет, который позволяет краске хорошо впитаться и в дальнейшем не тянуться за рукой юного художника и не пачкать его.
В отдельной посуде разведите необходимое количество гуаши с шампунем или мыльной водой.
Подготовленную краску наносим широкой кистью в одном направлении. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя наносится второй.
Даже если подготовительные процессы осуществляются взрослым, очень важно для детей объяснить, что и для чего делается, чтобы в последующем они сами могли легко и правильно сделать основу под рисунок, выполненный техникой граттаж.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»»
#Рисование #ФГОС #Методические разработки #Мастер-класс #Воспитатель #Дошкольное образование
НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ «Г Р А Т Т А Ж» Подготовила и провела: Воспитатель Жук Г. И. Мастер-класс для педагогов Попробовав технику «Граттаж» один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова!
Цель: Знакомство участников мастер-класса с техникой нетрадиционного рисования «граттаж» для повышения педагогической компетенции в художественно-эстетической области образования. Цель: Знакомство участников мастер-класса с техникой нетрадиционного рисования «граттаж» для повышения педагогической компетенции в художественно-эстетической области образования. Задачи: Образовательные: расширить знания педагогов об использовании нетрадиционной техники рисования «граттаж» в изобразительной деятельности детей; Формировать умение рисовать процарапыванием контурный рисунок, дорисовывая дополнительные детали. Развивающие: создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов. Развивать интерес к художественному творчеству. Воспитывающая: воспитывать неторопливость, аккуратность, целеустремлённость, любознательность, усидчивость, доводить начатое дело до конца.
АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.
ТЕРМИНАЛОГИЯ Это вид изобразительного искусства. Это искусство изображения предметов линиями, штрихами, без красок. Это и сами произведения данного искусства. Это рисунок или надпись на каком-либо твёрдом предмете. Гравюра на дереве. Гравюра на металле. Графика — Гравюра- Ксилография- Офорт-
ТЕРМИНАЛОГИЯ Название данной техники происходит от французского слова «gratter», что в переводе обозначает «скрести, царапать». Она имеет ещё одно название — воскография. Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.
ИЗ ИСТОРИИ М. Добужинский первым в России использовал граттографию
Американская художница Кристина Пенеску создаёт очень реалистичные образы животных в технике «Граттаж»
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСКОГРАФИИ В ДОУ Практиковать технику стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук. Рисование в этой технике приносит массу пользы дошкольникам: Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст. Активно развивается фантазия. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.
! Процесс творчества данным способом поднимает самооценку малыша. Если какой-то предмет или объект у него не очень хорошо получается при традиционном рисовании, то композиция в технике «Цап-царапки» в любом случае получится красивой и оригинальной. Дошкольник начинает верить в свои возможности. Граттаж-техника рисования больше всего способствует подготовке ребёнка к школе. Она сначала помогает расслабиться через цвет, затем снять зажимы через чёрный, и в итоге рука ребёнка привыкает делать мелкие внимательны движения, процарапывая рисунок. !
В средней возрастной группе вначале предлагается трафаретные и шаблонные рисунки. В средней возрастной группе вначале предлагается трафаретные и шаблонные рисунки. При подготовке материалов к занятию в среднем дошкольном звене это полностью делает воспитатель. Воспитанники старшей и подготовительной группы уже могут активно участвовать в этом увлекательном процессе. Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый). Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь). Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использован- ный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.
«ГРАТТАЖ» ПОЭТАПНО Этап 1. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью или акварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.
Этап 2. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка. Этап 2. Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка.
Этап 3. После полного высыхания заготовки берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону. Этап 3. После полного высыхания заготовки берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.
ПОДХОДЯЩАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ В ТЕХНИКЕ «ГРАТТАЖ» Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». «Северное сияние». Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа). Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок». Натюрморт «Фрукты в вазе». «Подводный мир». «Космос». Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».
Этап 1 «ГРАТТАЖ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Этап 2 Этап 3 Итог
Работа, выполнена в технике «Граттаж» воспитанником Сапаркиным А. Г. на республиканский конкурс «Любимый сердцу уголок», посвященный празднованию 100-летия Чувашской автономии. Работа, выполнена в технике «Граттаж» воспитанником Сапаркиным А. Г. на республиканский конкурс «Любимый сердцу уголок», посвященный празднованию 100-летия Чувашской автономии.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
И так творите! И так творите! Возьмите в руки шпажку, зубочистку И лист бумаги непростой, И словно фокусник — царапкой Рисунок вы создайте свой. И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Виды и особенности граттажа
Граттаж — это интересная и разнообразная графическая техника, которая предоставляет художнику множество возможностей для самовыражения. Готовые произведения могут различаться между собой по следующим параметрам:
- Типу основы (бумага или картон).
- Цвету основы (черная, белая, разноцветная).
- Типу рисунка (линейный или фактурный, с использованием штрихования).
- Типу используемого в работе инструмента (резака).
- Типу верхнего слоя (тушь, масляные краски или гуашь).
- Типу грунтовочного слоя (воск, мел, глина, яичный желток).
Для создания четкого детализированного изображения профессиональный художник использует резаки различных видов: ромбовидные, в форме зубила или ножа. В детском творчестве рисунки могут выцарапываться всевозможными подручными средствами: зубочистками, заостренными палочками, скрепками, гвоздиками.
Известные художники, работавшие в технике граттажа
Имена известных художников-граттажистов хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольший вклад в развитие этой техники внесли следующие мастера:
- Макс Эрнст. Знаменитый немецкий художник недолго оставался ярым приверженцем граттажа. Впоследствии он переключился на другие техники и на протяжении всей своей жизни не уставал экспериментировать. Но именно Эрнсту принадлежит авторство изобретения граттажа.
- Жоан Миро (Joan Miró). Испанский авангардист также оставил яркий след в истории граттажа. Он всю свою жизнь пытался уйти от традиционных методов живописи и найти новые формы самовыражения.
- Ганс Хартунг (Hans Hartung). Французский художник немецкого происхождения модифицировал живописные кисти и валики, чтобы создать на их основе удобные инструменты для выцарапывания рисунков. С их помощью он писал свои картины широкими и решительными линиями.
- Джованни Гуйда (Giovanni Guida). Молодой итальянский художник по праву относится к лучшим мастерам граттажа XXI века. Он активно работает в этой технике и добился широкой известности в возрасте всего 25 лет.
На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет прекрасную возможность принять участие в аукционах искусства и приобрести шедевры антиквариата. Здесь же можно недорого купить картины, выполненные в различных техниках, напрямую у современных художников.