Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников.


Формирование навыков ЗОЖ в детском саду

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения». Данный материал будет полезен родителям дошкольников и воспитателям в дошкольных учреждениях. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». / Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 года. Статья 64 п. 1 Дошкольное образование. Дошкольное образование-очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни-одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо-только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является основной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребенка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. Работа в этом направлении целесообразна только совместно с семьей, так как важным субъектом начального звена системы является семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача воспитателя и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни-формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Привычка к здоровому образу жизни-это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровья. Здоровый образ жизни— это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце, своя зубная щетка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. В детском саду воспитатель приучает воспитанников заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих, формирует навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентирует детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: непосредственно образовательная деятельность, игры-занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм. Обучение следует организовывать не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения об этой проблеме. Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает все, что ждет их детей в детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивает их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей. В первую очередь следует направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Семья и детский сад-два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт. В этих целях широко используются различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование. Проведение дней открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми, показ разных видов физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Красочные наглядные стенды знакомят родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках для родителей размещена информация практической направленности с использованием интересных фактов, рекомендации воспитателя и специалистов. В результате такой работы, с использованием различных форм и методов общения с родителями, повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями по вопросу формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста приносит положительные результаты, предложенные пути по данному вопросу являются эффективными и позволяют решить одну из важнейших задач, предписанных федеральным государственным стандартом дошкольного воспитания.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии Беседа с элементами игры, для детей старшей группы на тему: ЗОЖ Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры Беседа для детей подготовительной группы. День борьбы с туберкулёзом

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье

Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников

Беседа «Полезные и вредные привычки» в старшей группе

Здоровый образ жизни дошкольников: каким он должен быть

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Режим, распорядок дня ребенка

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество.

Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей 3-4 лет » (сообщение из опыта работы)»

В период дошкольного детства закладываются основы сознательного стремления ребенка к здоровому образу жизни, познанию себя, формированию, укреплению и сохранению культуры здоровья.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств, приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса к спорту, а так же становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно – гигиенических навыков, полезных привычек.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) физическое развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия.

По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, А.А. Покровский, Г.И Царегородцев и др.). Немногочисленные исследования посвящены проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и воспитания привычек ЗОЖ (Н. А. Андреева, Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В Купавцева, М.В Меличева, и др.).

Здоровый образ жизни (определение И.И. Соковня – Семеновой) – система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, составляющая комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья.

Здоровый образ жизни подразумевает ментальное здоровье, отказ от табака и употребления алкоголя, здоровые модели питания, физическую активность, физические упражнения, спорт. Культура здоровья детей дошкольного возраста – совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом, личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствия болезней.

Рассмотрим механизм формирования предпосылок к ЗОЖ у дошкольников 3-4 лет.

В возрасте 3-4 лет у детей формируется представление о ценности здоровья; формируется желание не болеть, быть здоровым, дети узнают о том, что такое «здоровый образ жизни» и зачем к нему надо стремиться; дети узнают о полезной (овощи, фрукты, молочные продукты и пр.) и вредной для здоровья человека пище (сладости, пирожные, сладкие газированные напитки и пр.).; узнают о пользе закаливания, утренней зарядки, спортивных и подвижных игр, физических упражнений (не будешь болеть, будешь сильным и ловким и пр.); полноценного сна (во сне человек растет, восстанавливает силы, если не выспаться, то будет плохое настроение, усталость и пр.); дети знакомятся с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

Дети учатся сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость при заболевании обращаться к врачу, лечиться.

Так же дети учатся следить за своим внешним видом; важно научить в этом возрасте выполнять все гигиенические процедуры (мыть руки с мылом, пользоваться носовым платком, расческой, зубной щеткой; формировать элементарные навыки поведения за столом: кушать аккуратно, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, не разговаривать во время приема пищи).

Детский сад создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья, но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей. В статье 44 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Взаимодействие инструктора по физкультуре и родителей направлено на формирование знаний у родителей в вопросах формирования основ здорового образа жизни через совместную деятельность.

В совместной деятельности с родителями я. как инструктор по физкультуре, решаю следующие задачи:

  • пропаганда здорового образа жизни
  • просвещение родителей с целью повышения их педагогических знаний
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
  • вовлечение родителей в работу по формированию ЗОЖ
  • привлечение родителей в совместные праздники и развлечения.

Совместную работу с семьей в вопросе формирования основ ЗОЖ выстраиваю на следующих основных принципах:

  • единство действий педагогов и родителей (семья знакома с основными содержанием, методами, приемами физкультурно – оздоровительной работы, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания)
  • системность и последовательность работы в вопросе формирования ЗОЖ
  • личностно – ориентированный подход к каждому ребенку, к каждой отдельно взятой семье
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Воспитатель является связующим звеном между мной, как инструктором по физической культуре и родителями. Я провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, провожу мастер-классы, оформляю наглядный материал.

Я в своей работе использую такие формы работы с родителями:

  • анкетирование ( «Формирование основ здорового образа жизни в семье», «О здоровом образе жизни»)
  • консультации ( «Секреты здоровья», «Рекомендации инструктора по физкультуре», и др.)
  • стенгазета ( «Здоровый образ жизни»)
  • «мастерская» — изготовление нестандартного физкультурного оборудования, — посадка зеленых грядок (сезонная посадка лука и чеснока)
  • мастер – классы для родителей ( «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Этот мир подвижных игр»)
  • электронная газета для родителей «Здоровейка» содержит в себе материал по сохранению и укреплению здоровья.

В связи с эпидемиологической обстановкой возникла необходимость к подбору новых форм и методов взаимодействия с родителями. Я стала активно использовать мессенджер WhatsApp, электронную почту, социальные сети «В контакте» и «Instagram».

Таким образом, через разнообразные формы совместной деятельности достигается решение задач формирования основ здорового образа жизни в семье.

Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение дошкольнику возможности сохранения психического и физического здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В дошкольном детстве главным видом детской деятельности является игра и поэтому здоровьесберегающие технологии носят игровой характер. В своей работе я использую такие технологии, используемые для стимулирования и сохранения здоровья детей, как:

  • подвижные игры (кроме развития физических качеств, приобретения двигательных навыков в подвижной игре происходит оздоровление организма за счет возникновения положительных эмоций, возникающих в процессе игры и благотворно влияющих на психику ребенка)
  • игры — забавы
  • пальчиковая гимнастика (овладение навыками мелкой моторики, развитие речи, повышение работоспособности головного мозга, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, развитие тактильной чувствительности, снятие тревожности)
  • элементы дыхательной гимнастики (восстановление дыхания после бега, прыжков: упражнение «Надуем шар», «Глубокое дыхание», «Мы растем»).

В игре формируются, закрепляются знания, развивается побуждение к самостоятельной познавательной деятельности.

Зная психологические особенности детей 3-4 лет, можно сформировать полезные привычки. Работа в этом направлении должна носить системный характер, иметь научную основу, должна быть интересной детям.

Конечная цель физкультурно – оздоровительной работы в целом — формирование привычки к здоровому образу жизни. У детей будет сформирована следующая система знаний:

  • здоровье, как главная ценность в жизни
  • о соблюдении режима дня
  • о правильном питании и его значимости, полезных и вредных продуктах
  • о необходимости соблюдения правил личной гигиены
  • солнце, воздух и вода – важные компоненты ЗОЖ.

Улучшение здоровья детей является одной из самых перспективных направлений оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья дошкольников – важнейшая обязанность детского сада, отдельного педагога и семьи.

Баринова А.И. инструктор по физкультуре

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]