Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе


Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

Конспект фронтального занятия «Путешествие Колобка» в старшей логопедической группе.

Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский. Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему «Осень». Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ. Цели и задачи: Коррекционно-образовательные:
• учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук. • познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки; • познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова; • учить выделять звук в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; • развивать фонематические процессы; • развивать дыхание и голос; • закреплять понятия: «звук»; • совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей; • повышать речевую активность; • развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи; • развивать психические процессы; • повышать работоспособность и выносливость.
Коррекционно-воспитательная:
• воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация «Буква П», магнитофон, доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить, Всем кого б ни встретил — это знают дети. Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит Дети: Привет-привет! Логопед: Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются). А теперь поздороваемся друг с другом. Логори (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).

2. Основная часть. Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал, От медведя убежал А лисице на зубок Все ж попался … (колобок) А давайте придумаем свою сказку про Колобка. А кто нам в этом поможет? (умная голова) Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения! Кинезиологические упражнения.
•«Ухо – нос – хлопок» — левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». •«Кулак – ребро – ладонь».


А кто еще нам поможет? (язычок).
Артикуляционная гимнастика.Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том? В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»). Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу). Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»). Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»), А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»). Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»). На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»). Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок») Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»). Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»). Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).


Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.
Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» — развитие мелкой моторики.
«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак. «Месим тесто» — дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук. «Раскатываем тесто» — трут ладошкой о ладошку. «Лепим Колобка» — кладут ладонь на ладонь – «катают шарик». Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).
Логори (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).


А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег? Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).
Логопед: Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.


Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку): 1. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел. Вот какой я колобок, Колобок – румяный бок. 2. Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю. Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.


Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.
Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик. С обратной стороны картинка. Посмотри на картинку и назови слово. Какой первый звук в этом слове? Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем. Как выходит воздух легко или встречает преграду? А что же это за преграда? (губы). Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным) Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит) Значит этот звук глухой. А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» — показ буквы. Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем. Буква П – дверной проем. Мы три палочки возьмем. Две дорожкой ровной сложим. Третью наверху положим. Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.


Заяц благодарит детей и уходит. Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился. Дети повторяют характеристику звука «П» — звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П». Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».
Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»
Волк благодарит детей и уходит. Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Дети повторяют характеристику звука «П» — звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П». Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.
Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.


Медведь благодарит детей и уходит. Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»: Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы – нет крупы. Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп. Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп. Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп. Уп-уп-уп – мы съели суп. Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру. Па – па – па, вот идет сюда лиса! Па – па – па, вот и съем я Колобка! Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы! Па – па – па, не поймаешь Колобка! Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается. Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.
Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».
Дети пропевают слова Колобка: Дети (поют): Я устал, я торопился, Я чуть-чуть не заблудился. На полянке полежу, И на небо погляжу. На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.


Педагог продолжает петь сам: Тише, тише, не шумите, Колобочков не будите! Птички станут щебетать, Будем глазки открывать, Дети открывают глаза и встают. А теперь прощаться настала пора, Скажем мы всем: «До свиданья! Пока!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно — развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Темы для открытого занятия

Выбор темы непростое дело, так как специалисту придется демонстрировать нечто новое. Можно воспользоваться тематическо-календарным планированием.

Лексическая тема «Транспорт»

Из оборудования понадобится комплекты тематических картинок, мешочек с мелкими игрушками, макеты самолета и грузовика. На лексической теме «Транспорт» в старшей группе логопед ставит целью расширение представлений и формирование словарного запаса.

На организационном моменте задаются загадки каждому ребенку. После педагог задает наводящие вопросы и спрашивает детей, о чем пойдет речь. Всем детям дают по картинке транспорта, и они рассказывают на чем поедут в детский сад.

Важно! Групповая работа подразумевает участие всего коллектива.

Дальше дается задание с необходимостью закончить предложение. С детьми обсуждают разные виды транспорта — водного, наземного, воздушного. В середине занятия проводится физкультминутка.

На макетах разбираются части машины — нос самолета, крылья, хвост и т.п. Конце занятия сопровождается кратким подведением итогов. В качестве домашнего задания предлагают придумать рисунок «путешествие в другую страну» и каждый ребенок сам выбирает вид транспорта.

Организация уголка природы в детских садах по ФГОС

Тема «Мамин праздник»

В детском саду дошкольники должны получить определенный набор знаний, навыков, умений — это закреплено во ФГОС. Поэтому воспитатель и логопед проводят занятия, посвященные разным праздникам.

Увлекательные игры позволяют сформировать представления об определенных традициях

Семья играет большую роль в воспитании ребенка. Поэтому на занятии педагог начинает с небольшого вступления. Он вносит в кабинет небольшую посылку и предлагает узнать, что в ней скрыто. Внутри послание, которое написано на открытке.

Педагог рассказывает о 8 марта, как о мамином празднике. Дальше предлагаются разные задания: «наведи порядок на картинке», «купи продукты в магазине», «работа по дому», «приготовь обед для мамы» и т. п.

Тема «Весна» для средней группы

При проведении любого мероприятия нужно учитывать возрастные особенности детей. Логопедическое занятие в средней группе проводится по такому же плану, как и в старшей. Но для него подбирается простой материал.

В начале проводится небольшая физкультминутка, потом с детьми обсуждаются весенние явления — таяние снега и льда, потепление и т.п. Дальше дошкольникам предлагают вспомнить кто из птиц возвращается в это время года.

Важно! Можно предложить им описать животное, которое тоже просыпается весной — медведя. Еще вариант задания «назови ласково».

Тема «Весна» логопедическое занятие в средней группе должна реализовывать определенные цели. В этом случае необходимо развивать тематический словарь.

Тема «Мебель» в старшей группе

В течение года дети знакомятся с разными материалами. В начале занятия им дают небольшое задание («назови ласково друга» или другое). Дальше раздаются тематические комплекты картинок. Лексическая тема «Мебель» в старшей логопедической группе направлена на формирование словарного запаса.

Для начала детям дают тематические загадки, потом предлагают послушать слова и исключить лишнее, дополнительно их учат подбирать признаки к предмету.

Открывать занятие можно с задания «найди, что неправильно на картинке» или других. В середине обязательно проводится физкультминутка. Лексическая тема «Мебель» в подготовительной логопедической группе может включать задания с буквами. Например, «найди ошибку в слове».

Тема «Семья»

Для развития связной речи важно, чтобы ребенок мог общаться на бытовые темы. Для этого используют повседневные события. На занятии с детьми обсуждают кто является членами семьи, чем они занимаются и какими профессиями владеют.

Занятия по рисованию в старших группах ДОУ

Тема «Путешествие по тайге»

В саду дети должны получить первые представления о мире. Поэтому им рассказывают об особенностях природы — какие дикие животные где живут, что они едят и чем занимаются.

Лото и прочие игры помогают сделать занятие интересным

Эффективное средство развития речи — составление небольшого рассказа по опорным картинкам. Это научит детей правильно формулировать мысли. Они должны четко понимать разницу между дикими и домашними животными.

Тема «Головные уборы»

Организационный момент начинают с загадок. Дальше показывается игрушка Незнайка и педагог обращает внимание на его головной убор — голубую шляпу.

Примеры заданий «Посчитай», «из чего сделана вещь», «какие шляпы кому подарили» и т. п. Можно добавить вопросы о том, какие головные уборы носят осенью и в другие времена года.

Для всех заданий обязательно применяют наглядный материал. Дополнительно можно спросить с какого звука начинается слово. В ходе работе дети должны менять виды деятельности и поэтому с ними проводят физкультминутки.

Можно давать задания на исключение лишнего: «Кепку носят зимой?», «Летом ходят в шапке?» и так далее.

Важно! Все дети должны принимать участие в ходе занятия.

Обязательно разбираются части убора — поля, козырек и другие. Можно уточнить какую одежду помнят дети. Логопеду нужно подбирать интересные игры, которые будут привлекать внимание. В старшей группе можно добавить загадки на развитие грамоты — добавь букву и т. п.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]