Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Анжелика Гулакова
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Методика ознакомления дошкольников с предметным миром
Большое место при обогащении словаря детей занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.
Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:
1- первичное ознакомление с предметом.
2 — ознакомление с качествами и свойствами предметов.
3 — формирование понятий в процессе обобщений.
Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.
Значение:
1. Формируется целостное представление о предмете
2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.
Требования к данным занятиям:
1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.
2. Использование наглядного материала по количеству детей.
3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.
4. Предметы должны быть известны детям.
5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.
Структура занятия.
Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).
2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.
3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.
На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.
Значение:
1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)
2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать)
.
Требования
1. Тщательное сенсорное обследование.
2. Наглядный материал по количеству детей.
3. Включение в деятельность.
4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.
5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.
6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.
Структура занятия
1. Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям)
.
2. Обучение обследовательским действиям вычленения нужного свойства (сначала указание действия, вопрос констатирующего и косвенного характера (Прочная бумага, почему)
.
3. Упражнение выделения нового качества и свойства в разнообразных предметах — закрепление свойств.
Усложнение — в старшем возрасте данные занятия усложняются, они называются «Сравнение предметов»
их цель подбор наиболее точного слова для характеристики выделяемых особенностей.
Требования
1. Достаточное количества сравниваемых признаков (форма, величина, цвет, их различие и общность.
2. Плановость сравнения в целом, частей и деталей, обобщение в целом.
3. Отбор приемов обучения — указания и вопросы.
4. Максимум речевой активности детей.
Формирование видовых и родовых понятий в процессе обобщения.
Занятия проводятся во всех возрастных группах. Переход к обобщению требует умения выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Выделяют два вида данных занятий – формирование видовых и родовых понятий.
Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями,например: стул, табурет, кресло.
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Необходимость выбора через игру.
2. Выбор предмета из группы сходных (как вы узнали., Почему взяли этот предмет, а не другой? Что есть у этого предмета, чего нет у других (и наоборот? После каждого ответа — мотивация- Почему вы так думаете?
3. Упражнение в выборе предметов.
Родовые понятия — предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)
Структура занятия
Вводная и заключительная часть аналогичны другим занятиям.
Основная часть
1. Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков (для чего нужна машина, кто ей управляет)
2. Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое,что различное у всех видов и делаем вывод: все что служит для перевозки людей и груза называется — транспорт)
3. Упражнение в подведении видовых понятий под родовые.
Последующая работа основывается на закреплении и дифференцировке понятий.
Ознакомление с предметным и социальным окружением детей старшей группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Золотой ключик»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
629805, Россия, ЯНАО, г. Ноябрьск, пр. Мира д. 43. Тел. 34-10-90 E—mail:[email protected]list.ru ОГРН 1158905010087 ИНН/КПП 8905057671//890501001 |
(МБДОУ «Золотой ключик»)
Согласовано: Заместитель заведующего МБДОУ «Золотой ключик» ______________ «_____»_________________ 2015 г. | Утверждаю: Заведующий МБДОУ«Золотой ключик» ______________ «_____»______________ 2015 г. | |||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
непосредственно образовательной деятельности
«Ознакомление с предметным и социальным окружением»
для старшей группы
образовательной области «Познавательное развитие»
непосредственно образовательная деятельность 2 раза в месяц
(всего 18 непосредственно образовательной деятельности в год)
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Золотой ключик».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия:
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Старшая группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
Программа рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности (НОД) 2 раза в месяц (18 раз в год), длительность проведения НОД – 25 минут.
Цель:
ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Задачи:
-расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
-формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
-обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
-расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
-расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
-рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
-расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
Введение
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.