Мультимедийная дидактическая игра — путешествие для детей старшей и подготовительной групп (5-7 лет) «Увлекательное путешествие по родному краю»


Игры на интерактивной доскематериал

«Игры на интерактивной доске

по развитию речи старших дошкольников»

Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении — это одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

В условиях современного развития общества и производства невозможно представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером, умения работать на интерактивной доске не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

Существующие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение информационно-коммуникативных технологий может разрешить это противоречие.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:

— предъявление информации на экране — несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

— движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

— проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

— предоставляет возможность индивидуализации обучения;

— в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

За последние десятилетия существенно изменилась скорость восприятия информации за счет концентрации внимания на подаче зрительных образов. Современные дети отлично адаптируются в цифровом мире. Сознание детей способно воспринимать достаточно большой объем визуальной информации в виде картинок, рисунков, ярко оформленных текстов, быстро сменяющихся слайдов.

Новые информационные технологии позволяют строить познавательный процесс более высокого уровня на основе восприятия зрительного (графика, анимация, текст), слухового (звук, видео), осязательного (клавиатура, интерактивная доска).

На протяжении длительного времени в детском саду № 140 «Златовласка» г.о. Тольятти ведется работа по внедрению информационных технологий в образовательный процесс детского сада.

В течение последних трех лет при проведении НОД по о/о «Коммуникация» активно используется интерактивная доска (ИД).

За это время накоплено достаточно практического материала. Он включается в непосредственную образовательную деятельность, которую осуществляет наш детский сад по программе О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Развитие речи детей 5-6 лет», «Развитие речи детей 6-7 лет».

В своей работе мы в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Далее рассматриваем возможность максимального использования данных интерактивной доски. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:

  1. Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
  2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
  3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
  4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
  5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
  6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Для решения задачи – по максимуму задействовать детей, были разработаны следующие варианты организации детей в процессе НОД:

  1. Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.
  2. Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.
  3. Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.
  4. Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.
  5. Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.
  6. Один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание.

Преимущества работы с интерактивной доской:

  1. Усиливает подачу материала.
  2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
  3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
  4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
  5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
  6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

Электронные дидактические игры для детей 5 – 7 лет по развитию речи.

Игра «Цепочка»

Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.

Ход: На ИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Педагог предлагает выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель: Упражнять в объяснении значения слов.

Ход: На ИД находятся несколько домиков, с закрытыми окнами-шторками. В них «живут» слова (музей, подснежник, ливень, ложь, соревнование, бассейн, телогрейка, дворец). Детям предлагается выйти к доске, открыть любое окошко-шторку, прочитать слово, которое им досталось и объяснить его значение («музей – это место, где собраны картины и туда приходят люди, чтобы на них посмотреть» и т.д.)

Игра «Назови детенышей»

Цель:Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Ход: На ИД представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и сказать кто у кого есть» («У волка — волчата, у волка много волчат».«У ежа — ежата, у ежа много ежат» и т.д.).

Игра «Лисенок считает»

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных

Ход: На экране сюжетная картинка с лисенком. Ребятам предлагается задать лисенку, который умеет считать вопросы типа: «Сколько, у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек». На правильно заданный вопрос лисенок отвечает (записан голос – влючатеся педагогом с помощью гиперссылки), неверный ответ – молчит.

Игра «Назови одним словом».

Цель: Упражнять в образовании сложных слов.

Ход: На доске в два столбика расположены слова(подходящие слова смещены относительно друг друга). Дети находят пары слов, соединяют стилусом или маркером и составляют из них сложные слова. (Длинные уши – длинноухий, большие глаза – большеглазый, короткий хвост – короткохвостый, острые зубы – острозубый…) При правильном ответе — слова поощрения.

Игра «Наоборот»

Цель: Закреплять умение подбирать слова противоположные по смыслу

Ход: На экране – предметная картинка и слово ее характеризующее на красном фоне. Из трех предложенных слов ребенок должен выбрать точно подходящее противоположное по смыслу к исходному и перенести его на зеленое поле. Если ответ правильный слово переносится и раздаются поощрительные слова типа: «Это верный ответ», «Ты правильно ответил» и т.д. Если ответ неправильный -слово зачеркивается красным крестом. В игре 10 листов.

Игра «Подбери слова-родственники».

Цель: учить подбирать однокоренные слова, упражнять в чтении слов, развивать внимание.

Ход: На доске представлены две картинки с изображением леса и реки и группа слов.

Двое детей, работая на ИД одновременно, соединяют с помощью цветного маркера однокоренные слова и соответствующую им картинку. После правильного выполнения смайлики на картинке начинают прыгать.

Игра «Кто внимательный?»

Цель: Закреплять умение определять наличие звука в слове («к», «р», «л», «м»), произносить отчетливо выделяя определенный звук в слове.

Ход: На доске несколько картинок, необходимо определить какой звук встречается во всех словах, и выбрать его, нажав стилусом. Правильный ответ – на экране останется только верный звук и появляется надпись – «молодец», «умница», «правильно» и т.д. Неправильный выбор – буква, обозначающая данный звук зачеркивается.

Игра «Снежинки»

Цель: Упражнять в подборе слов – определений к одушевленным и неодушевленным предметам, активизация словаря.

Ход: На доске элементы снежинки, в центральной части предметная картинка (снеговик, Дед Мороз, подарок, елочная игрушка, елка). К ней надо подобрать слова-определения, На каждое слово ведущий (взрослый, ребенок) перемещает лучик снежинки. Мотивация — слов надо придумать столько, чтобы снежинка составилась полностью.

Игра «Засели домики»

Цель: Закреплять умения выделять заданные звуки в слове («ш»), определять их местоположение (начало, середина, конец слова).

Ход: Педагог предлагает выделить в слове звук «ш», определить его местоположение и ориентируясь на схему на крыше, заселить в соответствующий домик.

По завершении работы, необходимо сдвинуть смайлик-проверку, за которым находится правильный ответ, и проверить себя. Аналогично проводится работа со звуками «с», «ж», «з».

Игра «Кого можно увидеть?»

Цель: Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных, совпадающие с родительным.

Ход: На доске находится три картинки (на двух листах – 6 картинок), закрытых шторками (лес, море, пустыня, север, горы, поле). Все дети закрывают глаза. Ребенок должен открыть одну шторку, посмотреть, что изображено и закрыть шторку обратно. Далее он детям рассказывает — кого там можно увидеть («там можно увидеть, волков, лис, кабанов, рысей, зайцев и т.д. Что это:»). Ребята должны догадаться и ответить («Это лес»). Ребенок-ведущий открывает шторку и демонстрирует ответ.

Игра: «Загадки – описания»

Цель: Упражнять в составлении небольшого рассказа описания, выделяя характерные признаки.

Ход: На доске под «шторками» спрятаны картинки зимней тематики (снегирь, новогодняя елка, санки, подарки, ледянка, варежки). Вызывается один ребенок, другие закрывают глаза. Ребенку у доски предлагается в это время открыть одну шторку, посмотреть картинку, снова закрыть. Затем придумать, и загадать детям загадку-описание Дети отгадывают. Если правильно, ребенок открывает шторку и демонстрирует отгадку.

Игра «Что лишнее?»

Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

Ход: на ИД расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить — почему. Ребенок вибирает картинку и кликает на нее стилусом (если ответ правильный она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объсняет почему он сделал такой выбор («Здесь лишняя картинка свиньи, потому что у этого домашнего животного нет рогов и оно не дает молока, а у коровы и козы есть рога и они могут давать молоко» и т.д.).

Игра «Подбери пару и объясни»

Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и установить связь между первой парой картинок, и, исходя из этого, подобрать картинку во второй паре из трех предложенных (перенести ее к стрелке на пустое место) и объяснить свой ответ. («Собака живет в будке, а птица в гнезде, поэтому я подберу к слову «птица», слово «гнездо» и т.д.). Если слово подобрано ребенком верно, его можно перенести, если ошибся, картинка зачеркивается крестиком и ее перенести невозможно. В игре 4-5 заданий.

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Цель: Учить ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Ход: Детям предлагается рассмотреть картинки, и разложить их на четыре группы, в зависимости от того, какое слово можно к ним подставить: мой, моя, моё, мои («мой заяц, мои санки, моя лиса, моё облако» и т.д. дети по очереди выходят к доске и распределяют картинки. Работа каждого ребенка оценивается. Правильный ответ – поощрительные слова – «Молодец», «Умница» и т.д.

Игра «Подбери слово»

Цель: Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в разных падежах.

Ход: Предлагается 3 листа заданий поочередно: ручей – река (муж. и жен. род), подушка – одеяло (жен. и сред. род), блюдце и чашка (средю и женю род). Ребенок должен прочитать слова и выбрать картинку, к которой они походят, кликнув стилусом (на ИД) или мышкой (на компьютере) на квадрат над ней. При правильном ответе – появится зеленый круг. При неправильном – красный.

Д/и «Рифмовочки»

Цель: Упражнять детей в подборе слов, сходных по звучанию.

Ход игры: На ИД по кругу расположены картинки с изображением слов, сходных по звучанию. В центре – рулетка. Ребенку предлагается ее запустить, кликнув по ней стилусом. И к слову, напротив, которого она остановилась подобрать рифму.

Игра «Загадки от зайчат»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать загадки и доказывать правильность своего ответа, в построении сложных предложений.

Ход: На доске несколько картинок зайчат. Ребенку предлагается выбрать одного, кликнуть на него стилусом и прослушать загадку, которую ему «загадает» зайчонок (звучит запись). Дети отгадывают загадку и доказывают правильность своего ответа (Я думаю (я считаю), что это …, потому что (так как, значит) … и т.д.). Далее ребенок открывает шторку и проверяет правильность отгадки.

Игра «На дворе»

Цель: Упражнять детей различать звуки «с» и «ц», отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах.

Ход: На доске картинка с двумя заборами и несколько картинок с животными, в названии которых есть звуки «с» и «ц». Детям предлагается определить наличие одного или второго звука в слове, отчетливо произнести с выделением этого звука и поместить в свой двор.

Источник:

Статья «Игры на интерактивной доске по развитию речи старших дошкольников» Ерыкова Н.А. в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5, 2014 г. стр. 48-55

Дидактическая игра с ИКТ

Для того чтобы добраться до цели вам необходимо выполнить ряд заданий.

-Вы готовы? Тогда в путь.

1 задание «Подбери недостающую фигуру»

. При нажатии на правильную фигуру, она перемещается вверх, при нажатии на неверную, фигура меняет цвет и остаётся на месте.

-Обратите внимание на слайде помещены фигуры различной формы.

-Молодцы, ребята.

Кар Карыч предлагает вам такое задание «Назови фигуры квадратной формы»

. Нужные нам фигуры увеличиваются в размере, остальные исчезают.

Далее у нас 3 Задание: «Что похоже на овал?»

. Нужные нам фигуры увеличиваются в размере, а остальные исчезают.

4 Задание: «Назови предметы прямоугольной формы»

.

5 Задание: «Что похоже на треугольник?»

.

Копатыч предлагает вам сравнить количество тыкв и капусты. Выбери знак больше или меньше, или равно. При нажатии на знаки «»

и
«»
выполняется действие перехода на слайд 13,
«Попробуй ещё раз»
. При правильном ответе выполняется переход на слайд 12,
«Молодец!»
. Нажав стрелку, переходим на следующий слайд.

Копатыч предлагает вам сравнить количество груш и баклажанов и поставить нужный знак. Нажав знаки «»

и
«»
выполняется действие перехода на слайд 13,
«Попробуй ещё раз»
. Нажав знак
«»
переходим на слайд 15,
«Молодец!»
и переходим к следующему заданию.

8 Задание: «Помоги Нюше сосчитать цветы»

. При щелчке на цветок появляются цифры от 1 до 10. После выполнения всего задания появляется стрелка перехода на следующий слайд.

Помогите Нюше «Сосчитать бабочек и покажи число, обозначающее их количество»

. При нажатии на неверные ответы
«4»
и
«6»
прямоугольники, в которых они находятся, меняют свой цвет на красный. Нажав ответ
«5»
прямоугольник мигает зелёным цветом, появляется стрелка перехода на следующий слайд.

Следующее задание у вас «Сосчитай цветы и покажи число, обозначающее их количество»

. При нажатии на неверные ответы
«5»
и
«7»
прямоугольники, в которых они находятся, меняют свой цвет на красный. Нажав ответ
«6»
прямоугольник мигает зелёным цветом, появляется стрелка перехода на следующий слайд.

Далее, ребята, вам нужно «Сосчитай свечи для торта и покажи число, обозначающее их количество»

. При нажатии на неверные ответы
«9»
и
«10»
прямоугольники, в которых они находятся, меняют свой цвет на красный. Нажав ответ
«8»
прямоугольник мигает зелёным цветом, появляется стрелка перехода на следующий слайд.

«Поверни на лево»

. При щелчке на правую стрелку происходит цветовая пульсация. При щелчке на левую переходим на следующий слайд.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]