Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Семья»
Подготовила: учитель-логопед 1-ой квалификационной категории Шагивалеева Люция Равилевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
Цель:
расширить знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
обобщить и расширять, глагольный, предметный и качественный словарь детей по теме занятия;
закрепить грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными
учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;
составлять разные типы предложений;
обучать составлению рассказа по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие задачи:
развить общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
совершенствовать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
стимулировать познавательные процессы;
Коррекционно-воспитательные цели:
воспитывать в детях доброжелательность, любовь, заботу и привязанность ребенка к семье.
Оборудование:
картинки семьи, мяч, тряпичный чайник с чашкой, герои пальчикового театра «семья», пиктограммы, мнемотаблица “Семья”музыкальный центр.
Предварительная работа:
показ семейных фотоальбомов, рисование портретов папы, мамы, рисование картины «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы», Т. Бокова «Мама, папа, я», У. Раджаб «Мамочка», Е. Благина «Огонек», «Мамин день», «Посидим в тишине».
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в группу под музыку «Пусть всегда будет солнце»
Логопед приветствует детей. Предлагает детям присесть на подушки.
Логопед предлагает детям выполнить артикуляционную гимнастику
«У бабушки с дедушкой»
Жили были бабушка с дедушкой.
Как-то в гости к ним приехали гости
Одни были толстыми (надуваем щёки),
другие худыми — лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Дедушка с бабушкой им улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они к ним потянулись(губы тянутся вперёд).
Утро настало — в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Зубки почистили (широкий язык за верхними зубами
)
вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
Рот прополощем и губы сожмём (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
Как самоваром пыхтеть мы начнём (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему: Семья
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме: «Знаю я, что у меня очень дружная семья»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: « Знаю я, что у меня очень дружная семья». Материал будет интересен логопедам, воспитателям и другим специалистам дошкольного учреждения. Этот конспект может являться развлечением. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Физкультура», «Здоровье», «Музыка». Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Задачи: 1. Уточнить и обобщить знания детей о семье, о том, кто такие родные. 2. Закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи. 3. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы. 4. Развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление. 5. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Предварительная работа: 1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. 2. Рассматривание семейных фотографий. 3. Изготовление родителями семейного древа. 4. Рисование рисунков на тему «Моя семья». Оборудование: Семейные фотографии, схема дерева, корзина, пчелки, медвежонок из кукольного театра, фотовыставка.
Ход занятия:
Логопед: Дети, давайте представим ,что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу- « Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? (Ответы детей). Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.( Дети под музыку садятся на стульчики). Участники телепередачи готовы? (Ответы детей). Ну, тогда начали. — Добрый день , уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Галина Владимировна, приветствую вас . Сегодня в нашей студии гости программы и участники, дети детского сада « Веснянка» пос. Чертково. Я предлагаю участникам представиться. Дети: Меня зовут…, моя фамилия… . Логопед: — Сейчас я загадаю вам загадку и , отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора. Самые дорогие и близкие люди для меня, Без которых мне прожить никак нельзя. Друг о друге мы заботимся всегда Это моя дружная… семья.( Дети). — Правильно, сегодня мы поговорим с вами о семье. — Дети , послушайте, кто — то спешит к нам в студию. Медвежонок: — Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут Мишутка. Угадайте , из какой сказки я к вам пришел? Да, я пришел из сказки « Три медведя» и хочу показать вам фотографию своей семьи. Это папа – Михайло Потапыч, он большой и сильный, а это мама – Настасья Петровна , она добрая и ласковая, а это я – Мишутка. Наша семья небольшая, всего три человека. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже очень любят и заботятся обо мне и друг друге. Ребята, а у вас есть семья? Расскажите мне о своей семье и о том, как вы живете. Логопед: Дети, давайте на пальчиках расскажем о своей семье. Пальчиковая игра: « Моя семья». — Сегодня у нас на телепередаче открыта фотовыставка, многие из вас сделали фотоколлаж вместе с родителями . Нашим телезрителям и Мишутке будет интересно послушать рассказы о ваших семьях. ( Дети рассказывают : кто изображен; И.О.родителей, где работают, где снимались). — Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем. Игра: « А ты мне кто?». Дети в кругу, воспитатель спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын)… . Логопед: — Дети, сегодня мы с вами много говорили о семье, а сейчас я хочу рассказать вам о том, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки).Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки .Ветви потоньше — это ваши папы мамы, а самые тонкие веточки – это вы детки. А сейчас давайте послушаем детей, которые еще не рассказывали о своей семье. (Рассказ 1-2 детей). Физминутка: «Кто живет у нас в квартире?» Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.) Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.) Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) Логопед: Дети, я очень рада , что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут и заботятся. -А если у кого-то из членов семьи плохое настроение, с помощью каких слов можно его исправить? Вы знаете такие волшебные слова, тогда поиграем: 1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – спасибо 2. Зазеленеет старый пень, когда услышишь – добрый день! 3. Когда бранят за шалости, мы говорим – прости, пожалуйста. — Я вижу вы очень внимательные, добрые дети. У меня в руках (проводится игра) « Корзинка добрых дел» в ней живут пчелки. Вам нужно поймать пчелку, опустить ее в корзину и назвать то доброе дело, которое вы выполняете дома.(Звучит музыка., дети по очереди называют свои поручения по дому ). Логопед: Дети, к нам на телепередачу приехали гости. Давайте пригласим их в студию. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. У нас в гостях: мама Артема Решетникова – Екатерина Петровна, и мама Юрченко Богдана – Наталья Викторовна. Уважаемые гости, наши дети уже рассказали, какие они выполняют поручения у себя в семье, а теперь они хотят узнать – как распределяются обязанности у взрослых. Можно мы зададим вам несколько вопросов? И так первый вопрос. ( Дети задают свои вопросы: кто ходит у вас в семье на работу, вяжет носочки, печет пироги, забивает гвозди…). -Спасибо большое, нашим гостям за участие в телепередаче.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект подруппового занятия для детей 5-7 лет в детском саду по автоматизации звука [Р] Подгрупповое логопедическое занятие по формированию фонематических функций в старшей группе детского Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Р в предложениях
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С — Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»
Тема: «Семья»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- Расширять активный и пассивный словарь детей по лексической теме «Семья» знакомство с членами семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внук, внучка, сын, дочь, их качествами, особенностями характера, занятиями).
- Упражнять в практическом употреблении категории Т.п. с предлогом -с, существительных с обобщающим значением.
- Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- Формировать представления о составе семьи, знакомить с родственными связями в семье (брат, сестра, родители, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка).
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Оборудование:
- картинный материал по теме, семейные фотографии.
Конспект интегрированного занятия. «Моя семья» (логопедическая группа)
Транскрипт
1 Конспект интегрированного занятия «Моя семья» (логопедическая группа) 1
2 Конспект интегрированного занятия на тему: «Моя семья». Программное содержание: Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье, расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники»; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботится о них. Материал и оборудование: фигурки с изображением членов семьи, картинки тучки и солнышка, макет дома, плоскостные изображения деревьев, комплект кружочков для изображение лиц бабушки, дедушки, папы, мамы на каждого ребенка, цветные карандаши, клей, салфетки, мяч. Предварительная работа. Рисунки детей на тему «Моя семья»; обсуждение пословиц о семье; сюжетноролевая игра «Семейные хлопоты», «Путешествуем на поезде всей семьей», рассматривание альбома «Наша семья». Ход занятия 1.Орг.момент — Дети, я приглашаю вас в гости к мальчику Пети. А живёт он в этом красивом доме. (обращает внимание детей на макет дома). (Слайд1,2) 2. Отгадывание загадок. — Что бы узнать с кем живет Петя нам надо отгадать загадки. 1. Перед сном надев пижаму, Почитать мы просим (маму) (Слайд3) 2. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой (бабушке) (Слайд4) 2
3 3. Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед Мой родной, любимый.. (дед) (Слайд5) 4. Кто научит гвоздь забить, Даст машину порулить И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята,- Это наш любимый.. (папа) (Слайд6) 5. Кто весёлый карапузик- Шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка- Это младший мой..(братишка) (Слайд7,8) 6. Кто любит и меня и братца, Но больше любит наряжаться? Очень модная девчонка Моя младшая (сестрёнка) (Слайд9) — Вот какая большая семья у Пети. Посмотрите внимательно, про кого мы ещё забыли? (обращает внимание детей на окно чердака, где сидит кошка Мурка). Как вы думаете, Мурка тоже Петина семья? (Рассуждения детей) Кошка — это любимое домашнее животное, но не член семьи. У Мурки есть своя семья: кот и маленькие котята. — Итак, что такое семья? (Ответы детей) 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Чтобы уточнить кто является членом семьи, Петя предлагает поиграть в игру » Четвертый лишний». Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? * Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама. * Сестра, продавец, бабушка, брат. * Дворник, брат, папа, дедушка. * Дедушка, папа, водитель, отец. 3
4 — Зачем человеку семья? (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.) — Как должны относиться люди друг к другу в семье? (Дружить, любить, ухаживать, защищать.) 4. «Составь портрет своей семьи» — Пете очень захотелось узнать о ваших семьях, расскажите, ребята. (Предлагается детям составить портрет своей семьи и рассказать о ней.) Наводящие вопросы: — С кем ты живёшь? — Кто самый старший в вашей семье? — Кто самый младший? — Как ты заботишься о членах своей семьи? — Ты любишь своих близких? Почему? — Молодцы! Хорошо, что есть семья, где любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге. — А вы любите помогать своим близким? Сейчас и проверим. 5. «Кто, как трудиться?» А теперь предлагаю Пете немного поиграть вместе с нами и узнать, кто как трудится в ваших семьях. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я. Например, ходит на работу Кто? договаривает : Мама и папа : Учит уроки : Сестра, брат. : Моет посуду : Мама и бабушка. : Мастерит : Папа, старший брат, дедушка. : Ходит в магазин за покупками : Бабушка, мама, папа. : Убирает в доме Ребёнок: Мама, сестра, бабушка. 4
5 6. Физминутка «Семейная зарядка». Осенью, весною Летом и зимою Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает, Папа бодро приседает Повороты вправо — влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. 7. Д/и «Солнышко и тучка» : — Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей) — Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого ребёнка) Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует — солнышко. — Нарисовали красивую картину; — Подрались с другом; — Съели манную кашу; — Убрали игрушки на место; — Порвали книгу; — На прогулке замарали куртку. — Ребята, посмотрите какое красивое дерево я хочу вам подарить. На этом дереве я изобразил всю родословную своей семьи. Предлагаю вам сделать такие же деревья своего рода. Только для того, чтобы дерево у вас получилось, давайте, посмотрим на что оно похоже. 9. Дидактическое упражнение «На что это похоже?» (Слайд10) — У дерева есть корни. Как вы думаете, у семьи есть корни? Кто это? (Дети: корни в семье это бабушки и дедушки). Они самые старшие члены в семье, дающие ей начало. От корней растет ствол дерева. Он несет веткам и листьям питательные соки. Это ваши родители. Они молодые люди, они работают, трудятся, заботятся о младших и старших. Веточки и листочки на нашем дереве это дети, которые тянутся к солнышку, любят тепло и ласку. Чтобы дерево прочно стояло, нужно заботиться о корнях. Любить и ухаживать за старшими членами семьи. 5
6 : У многих из вас есть братья и сёстры. У ваших мам пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется «генеалогическое дерево». Давайте и мы сделаем такое дерево. Только для того, чтобы работа у нас получилась, надо размять пальчики. 10. Пальчиковая гимнастика Семья» Давайте вспомним пальчиковую гимнастику о семье. Этот пальчик дедушка Этот пальчик бабушка Этот пальчик папочка Этот пальчик мамочка Этот пальчик я Вот и вся моя семья 11. Составление «Генеалогического дерева» своей семьи. Мы сегодня с вами постараемся составить такое дерево своего рода. У вас есть деревья. На кружочках вы рисуете прежде всего себя. Затем маму, папу, братьев, сестёр, дедушек, бабушек. Дети рисуют и кружки приклеивают на дерево. 12.Итог занятия. Ну вот теперь у каждого из вас есть своё генеалогическое дерево. — Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. 6