Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: Зима


Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние забавы».

Задачи:

Коррекционно — образовательные

1. Закреплять представления о зиме и её приметах. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы».

2. Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять умение подбирать и образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, снегирь, снеговик, Снегурочка и т. д.), закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

3. Совершенствовать умение высказываться на заданную тему, составлять описательные загадки, сравнивать предметы по общим признакам.

Коррекционно — развивающие

1. Совершенствовать умение слушать, анализировать и отгадывать описательные загадки.

2. Развивать фонематические представления, умение подбирать слова на заданный звук.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, быстроту реакции.

Коррекционно — воспитательные

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения работать в малых группах.

Оборудование:

Сюжетная картинка «Зимние забавы» из пособия Ткаченко Т.А. («Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» 1 выпуск)
Приложение1
, набор картинок с родственными словами к слову «снег»
Приложение 2
, предметные картинки: собака, ворона, лыжи, лавка, шкаф, вода, сосульки, ветер, таблицы для зарисовывания загадок, фломастеры, слоги, написанные на карточках: ГО, ЛУ, БИ, ДО, МИ, КИ, снежинки на каждого ребенка, пособие «Дерево родственных слов», снежок из искусственного снега, два мольберта.

Формы организации совместной деятельности

детская деятельность формы и методы организации совместной деятельности
Игровая — игровая ситуация «Путешествие по картине»
Коммуникативная — совместное составление загадок

— рассказывание описательных загадок

— высказывания детей по картине

— вопросы – ответы

— д/упр. «Подбери слово, про которое можно сказать…»

— д/и «Аукцион»

Познавательно-исследовательская — д/и «Подбери родственные слова»

— создание искусственного снега

Изобразительная — схематичное изображение описательной загадки

Логика образовательной деятельности

деятельность педагога деятельность детей ожидаемые результаты
1 Организационный момент

Логопед предлагает детям поделиться ними своим хорошим настроением и подарить друг другу улыбку.

Дети стоят в кругу вместе с логопедом, держась за руки, одновременно пожимают друг другу руки и улыбаются. Концентрация внимания, настрой детей на совместную деятельность.
2 Дидактическое упражнение «Найди картинку»

Логопед предлагает детям найти себе место за столом: «Встань около картинки, про которую можно сказать холодная, (деревянные, деревянный, холодные, деревянная, холодный)».

Логопед просит детей назвать картинки, около которых они встали вместе со словами-признаками.

Дети, согласовывая прилагательные с существительными, находят соответствующие, расположенные на столе по кругу картинки (лыжи, вода, сосульки, скамейка, шкаф, ветер)

, встают около них,
)
и проговаривают словосочетания:
деревянные лыжи, холодный ветер, холодная вода…

Умение дифференцировать родовые и числовые окончания прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе)
3 Дидактическое упражнение «Собери слово»

Логопед предлагает детям перевернуть картинки, разделиться на две команды по цвету написанных слогов, и каждой команде составить слово из слогов и прочитать его.

Дети делятся на две команды, выкладывают слова из слогов и читают их: ДО-МИ-КИ, ГО-ЛУ-БИ. Умение синтезировать слова из трех открытых слогов в нарушенной последовательности.

Умение договариваться, работать в малой группе

4. Дидактическое упражнение «Составь загадку»

Логопед раздает командам по одной предметной картинке, предлагает встать около мольбертов и зарисовать совместно придуманную описательную загадку об этом предмете; в случае необходимости, задает наводящие вопросы

Логопед предлагает командам загадать друг другу получившиеся загадки.

Дети совместно придумывают описательную загадку о собаке (вороне), схематизируют ее в таблице

Дети поочередно загадывают друг другу и отгадывают загадки.

Умение составлять описательные загадки, основанные на сравнении предмета с другими, нахождении общих признаков.

Умение совместной работы в малых группах, умение выслушать товарища, договариваться, приходить к общему мнению.

Навыки моделирования, образное мышление.

Умение эмоционально, содержательно рассказывать об объектах, внимательно слушать товарищей. Развитие мышления. Умение отгадывать описательные загадки.
5 Дидактическое упражнение «Прогулка по картине»

Логопед предлагает вспомнить, где они уже встречались с персонажами на картинках-отгадках.

Логопед напоминает детям, что эту картину они уже рассматривали с помощью «подзорной трубы» и предлагает детям отправиться в картину с помощью волшебных помощников («волшебных ушек», «волшебных ручек», «волшебного носика», «волшебного язычка»)

Дети вспоминают картинку «Зимние забавы»; рассказывают, что они ощущают в картине с помощью «волшебных ручек», рассказывают, что они слышат в картине при помощи «волшебных ушек», рассказывают, что они чувствуют в картине при помощи «волшебного носика», перечисляют, что они чувствуют при помощи «волшебного язычка». Умение связно строить высказывания, свободно высказываться по заданной теме.

Развитие творческой фантазии.

6 Дидактическое упражнение «Интервью

Логопед «берет интервью» у детей обращаясь к органам чувств: «Волшебное ушко, что ты слышало?» «Волшебный носик, что ты чувствовал?», Волшебная ручка, что ты чувствовала?» «Волшебный язычок, что ты чувствовал?»

Логопед каждому ребенку за выступление дает снежинку.

Дети отвечают на вопросы и рассказывают о своем путешествии по картине от лица своих органов чувств. Представления о свойствах и качествах разных предметов, умение составлять связное высказывание; наблюдательность и сообразительность. Умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя, высказывать свое мнение, приводить аргументы.
7 Дидактическое упражнение «Дерево родственных слов»

Логопед предлагает подойти к дереву родственных слов и положить около его ствола снежинки, просит назвать, что лежит у ствола дерева; предлагает рассмотреть на столе предметные картинки, отобрать среди них родственные слова к слову снег

и прикрепить к дереву родственных слов.

Дети выкладывают снежинки, называют

их словом снег;

выбирают среди предметных картинок, родственные к слову
снег
и прикрепляют к дереву родственных слов.

Понятие о родственных словах. Умение подбирать родственные слова к заданному слову.
8 Дидактическое игра «Аукцион»

Логопед предлагает устроить с вороной игру «Аукцион» (выигрывает тот, кто последним назовет слово с заданным звуком); дает задание определить какой звук загадала чеРная, каРкающая, воРона?

Дети определяют заданный звук [р], подбирают слова с этим звуком. Умение подбирать слова с заданным звуком.
9 Сюрпризный момент «Подарок от картины»

Логопед демонстрирует детям искусственный снег – подарок от картины, предлагает его рассмотреть и пощупать. Объясняет детям, что такой искусственный снег они могут сделать сами, если захотят, из приготовленных в группе материалов.

Дети рассматривают снежок, делятся своими впечатлениями; выходят в группу и самостоятельно изготавливают искусственный снег по алгоритму и схеме из крахмала и пены для бритья. Познавательный интерес; развитие мелкой моторики; снятие эмоционального напряжения.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]