Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Зима. Зимние забавы».
Задачи:
Коррекционно — образовательные
1. Закреплять представления о зиме и её приметах. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы».
2. Совершенствовать грамматический строй речи: закреплять умение подбирать и образовывать однокоренные слова (снег, снежинка, снегопад, снегирь, снеговик, Снегурочка и т. д.), закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
3. Совершенствовать умение высказываться на заданную тему, составлять описательные загадки, сравнивать предметы по общим признакам.
Коррекционно — развивающие
1. Совершенствовать умение слушать, анализировать и отгадывать описательные загадки.
2. Развивать фонематические представления, умение подбирать слова на заданный звук.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, быстроту реакции.
Коррекционно — воспитательные
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, умения работать в малых группах.
Оборудование:
Сюжетная картинка «Зимние забавы» из пособия Ткаченко Т.А. («Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» 1 выпуск)
Приложение1
, набор картинок с родственными словами к слову «снег»
Приложение 2
, предметные картинки: собака, ворона, лыжи, лавка, шкаф, вода, сосульки, ветер, таблицы для зарисовывания загадок, фломастеры, слоги, написанные на карточках: ГО, ЛУ, БИ, ДО, МИ, КИ, снежинки на каждого ребенка, пособие «Дерево родственных слов», снежок из искусственного снега, два мольберта.
Формы организации совместной деятельности
детская деятельность | формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая | — игровая ситуация «Путешествие по картине» |
Коммуникативная | — совместное составление загадок — рассказывание описательных загадок — высказывания детей по картине — вопросы – ответы — д/упр. «Подбери слово, про которое можно сказать…» — д/и «Аукцион» |
Познавательно-исследовательская | — д/и «Подбери родственные слова» — создание искусственного снега |
Изобразительная | — схематичное изображение описательной загадки |
Логика образовательной деятельности
№ | деятельность педагога | деятельность детей | ожидаемые результаты |
1 | Организационный момент Логопед предлагает детям поделиться ними своим хорошим настроением и подарить друг другу улыбку. | Дети стоят в кругу вместе с логопедом, держась за руки, одновременно пожимают друг другу руки и улыбаются. | Концентрация внимания, настрой детей на совместную деятельность. |
2 | Дидактическое упражнение «Найди картинку» Логопед предлагает детям найти себе место за столом: «Встань около картинки, про которую можно сказать холодная, (деревянные, деревянный, холодные, деревянная, холодный)». Логопед просит детей назвать картинки, около которых они встали вместе со словами-признаками. | Дети, согласовывая прилагательные с существительными, находят соответствующие, расположенные на столе по кругу картинки (лыжи, вода, сосульки, скамейка, шкаф, ветер) , встают около них, | Умение дифференцировать родовые и числовые окончания прилагательных, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе) |
3 | Дидактическое упражнение «Собери слово» Логопед предлагает детям перевернуть картинки, разделиться на две команды по цвету написанных слогов, и каждой команде составить слово из слогов и прочитать его. | Дети делятся на две команды, выкладывают слова из слогов и читают их: ДО-МИ-КИ, ГО-ЛУ-БИ. | Умение синтезировать слова из трех открытых слогов в нарушенной последовательности. Умение договариваться, работать в малой группе |
4. | Дидактическое упражнение «Составь загадку» Логопед раздает командам по одной предметной картинке, предлагает встать около мольбертов и зарисовать совместно придуманную описательную загадку об этом предмете; в случае необходимости, задает наводящие вопросы Логопед предлагает командам загадать друг другу получившиеся загадки. | Дети совместно придумывают описательную загадку о собаке (вороне), схематизируют ее в таблице Дети поочередно загадывают друг другу и отгадывают загадки. | Умение составлять описательные загадки, основанные на сравнении предмета с другими, нахождении общих признаков. Умение совместной работы в малых группах, умение выслушать товарища, договариваться, приходить к общему мнению. Навыки моделирования, образное мышление. |
Умение эмоционально, содержательно рассказывать об объектах, внимательно слушать товарищей. Развитие мышления. Умение отгадывать описательные загадки. | |||
5 | Дидактическое упражнение «Прогулка по картине» Логопед предлагает вспомнить, где они уже встречались с персонажами на картинках-отгадках. Логопед напоминает детям, что эту картину они уже рассматривали с помощью «подзорной трубы» и предлагает детям отправиться в картину с помощью волшебных помощников («волшебных ушек», «волшебных ручек», «волшебного носика», «волшебного язычка») | Дети вспоминают картинку «Зимние забавы»; рассказывают, что они ощущают в картине с помощью «волшебных ручек», рассказывают, что они слышат в картине при помощи «волшебных ушек», рассказывают, что они чувствуют в картине при помощи «волшебного носика», перечисляют, что они чувствуют при помощи «волшебного язычка». | Умение связно строить высказывания, свободно высказываться по заданной теме. Развитие творческой фантазии. |
6 | Дидактическое упражнение «Интервью Логопед «берет интервью» у детей обращаясь к органам чувств: «Волшебное ушко, что ты слышало?» «Волшебный носик, что ты чувствовал?», Волшебная ручка, что ты чувствовала?» «Волшебный язычок, что ты чувствовал?» Логопед каждому ребенку за выступление дает снежинку. | Дети отвечают на вопросы и рассказывают о своем путешествии по картине от лица своих органов чувств. | Представления о свойствах и качествах разных предметов, умение составлять связное высказывание; наблюдательность и сообразительность. Умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя, высказывать свое мнение, приводить аргументы. |
7 | Дидактическое упражнение «Дерево родственных слов» Логопед предлагает подойти к дереву родственных слов и положить около его ствола снежинки, просит назвать, что лежит у ствола дерева; предлагает рассмотреть на столе предметные картинки, отобрать среди них родственные слова к слову снег и прикрепить к дереву родственных слов. | Дети выкладывают снежинки, называют их словом снег; выбирают среди предметных картинок, родственные к слову | Понятие о родственных словах. Умение подбирать родственные слова к заданному слову. |
8 | Дидактическое игра «Аукцион» Логопед предлагает устроить с вороной игру «Аукцион» (выигрывает тот, кто последним назовет слово с заданным звуком); дает задание определить какой звук загадала чеРная, каРкающая, воРона? | Дети определяют заданный звук [р], подбирают слова с этим звуком. | Умение подбирать слова с заданным звуком. |
9 | Сюрпризный момент «Подарок от картины» Логопед демонстрирует детям искусственный снег – подарок от картины, предлагает его рассмотреть и пощупать. Объясняет детям, что такой искусственный снег они могут сделать сами, если захотят, из приготовленных в группе материалов. | Дети рассматривают снежок, делятся своими впечатлениями; выходят в группу и самостоятельно изготавливают искусственный снег по алгоритму и схеме из крахмала и пены для бритья. | Познавательный интерес; развитие мелкой моторики; снятие эмоционального напряжения. |