Перечень выставок и музеев по теме: «Насекомые»
- Музеи бабочек:
— Музей живых бабочек «Тропический рай»
Санкт-Петербург, Мучной переулок, д. 3 Телефон: (812) 310-58-47, 923-24-70 Санкт-Петербург, Мучной переулок, д. 3 Телефон, 923-24-70
— Сад живых бабочек «Миндо»:
— 1. ул. Ропшинская, 17. ст. м. Чкаловская
— 2. ул. Правды, 12 ст. м. Звенигородская или Владимирская
Телефон: 235-09-77, 575-70-70 Режим работы: с 11:00 до 20:00, Пн-выходной.
Музеи живых тропических бабочек дает уникальную возможность оказаться в тропическом лесу среди райских цветов. Прекрасный шанс внимательно и с близкого расстояния рассмотреть бабочек, которые свободно летают вокруг и даже садятся на посетителей музея. В магазине сувениров можно приобрести живых бабочек.
«Зоопарк живых насекомых» – Зоологический музей РАН Санкт-Петербург, Васильевский остров, Университетская набережная, дом 1
Выставка живых насекомых и других членистоногих. Экспозиция, из более чем 50 террариумов, открыта все дни кроме пятницы с 11-00 до 17-00.
Конспект занятия в старшей группе по экологии «Путешествие в мир насекомых»
- 24 мая 2017
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Конспект занятия в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Путешествие в мир насекомых».
Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Социум».
Бөлік/Раздел/ Section: Экология.
Тақырып /Тема/Subject: «Путешествие в мир насекомых».
Мақсатты/Цель/ Target: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.
Міндеттер/Задачи/ Tasks:
Образовательные: Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.
Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к насекомым.
Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: насекомые, насечки, нектар, пыльца.
Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): весна-көктем-spring , март-наурыз-мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may , насекомые- жәндіктер, муха-fly-муха
Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом», д/и «Кто, как устроен», звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».
Ход занятия
I. Мотивациялық –қозғаушы/Мотивационно побудительный.
1. Круг радости:
Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна. Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее. Справа-первые цветочки появились на лужочке. Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. Мы кораблик смастерили, в ручеёк его пустили. Уплывай кораблик мой-прямо к речке голубой. Вот как весело играть и на улице гулять. Дышит свежестью земля. Подышу весной и я!
2. Дыхательное упражнение «Весна». Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес-на».
Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна-көктем-spring). Назовите весенние месяца? март-наурыз-мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may).
Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.
Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела). Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.
— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Насекомые- жәндіктер
II. Іздену –ұйымдастырушы/Организационно – поисковый.
1. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!
Воспитатель читает текст:
«Дорогие ребята, мы попали в беду. Однажды над насекомыми Пронёсся злой паук На полянке разноцветной Он всех заколдовал. Чтоб бабочки порхали, Трудился муравей. И осы чтоб жужжали, Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья, И доброту возьми, И этим насекомым Малышам ты помоги!
Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
Закройте все глаза и повторяйте за мной: Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Вот мы с вами превратились в насекомых.
2. Игра на звукоподражание.
Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:
Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж. Звеним как комар – З – З – З. Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР. Проходите насекомые, садитесь.
3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».
Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.
Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.
Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.
Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук – это насекомое? (демонстрирует изображение паука-нет, у него 8 лапок). Молодцы. Мы спасли муху!
4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.
Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.
Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
- Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
- В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
- Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.
5. Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя) У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками) Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой) Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой) Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх) Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово) Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются) Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко) Гусенице не до сна. (Грозят пальцем) Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.
6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».
Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.
Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.
Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку. (Ребёнок помогает заполнять таблицу, вставляет картинки).
Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.
7. Пальчиковая игра «Пчела».
Прилетела к нам вчера. Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелёк И веселый мотылек (загибаем пальцы). Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам), Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали (машем ладошками), От усталости упали (роняем ладони на стол).
8. Беседа:
Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это полезные насекомые? (да). Как вы думаете, какую пользу они приносят?
Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.
Бабочки опыляют растения.
Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.
Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).
Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.
III. Рефлексивті –коррекциялаушы/Рефлексивно — корригирующий
Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.
- У насекомых 6 ног.
- У насекомых не бывает усиков.
- Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
- Муравьи живут в ульях.
- Пчелы дают людям воск и мёд.
- Мухи дают мед.
- Нельзя разорять муравейники.
- Бабочки и пчелы опыляют растения.
- Стрекоза это птица.
- Насекомые являются пищей для других животных.
Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).
Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!
Күтілетін нәтижесі (Ожидаемые результаты): у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.