Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.


Проект по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.

Проект

по взаимодействию детского сада с детской библиотекой.

Актуальность:

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Совместно с сотрудниками библиотеки обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Цель проекта:

Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой Задачи:

Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Вид проекта: (

образовательный и социально- просветительский)

Участники проекта:

педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки

Формы осуществления преемственности:

  • экскурсии в библиотеку;
  • знакомство и взаимодействие с библиотекой;
  • посещение мини-музея библиотеки;
  • выставки рисунков и поделок;
  • участие в театрализованной деятельности
  • совместные праздники;

Этапы проекта

Подготовительный этап

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой

  • анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
  • установление контактов с организацией
  • определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия

Практический этап

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой

Задачи:

  • Составление договоров о творческом сотрудничестве между детским садом и детской библиотекой.

Составление плана совместных мероприятий на учебный год

месяц Мероприятия ответственный
1 сентябрь «Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря) Библиотекарь,

воспитатели

2 октябрь Праздник осени. «Осенний листопад».

Рисуем осень под музыку.

Библиотекарь,

воспитатели

3 ноябрь «В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского) Библиотекарь,

воспитатели

4 декабрь «День рождения Деда Мороза» Библиотекарь,

воспитатели

5 январь «Как- то в тихий вечерок девушки гадали…» Библиотекарь,

воспитатели

6 февраль К дню Защитника Отечества: Библиотекарь,

воспитатели

7 март «Нет на свете никого мамочки милее» Библиотекарь,

воспитатели

8 апрель «Книжкина больничка» -ремонт книг. Библиотекарь,

воспитатели

9 май «Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.)

«Вспомним правила дорожного движения» (викторина )

Библиотекарь,

воспитатели

10 июнь
11 июль «Сказка- ложь, да в ней намёк…»
Заключительный этап

Цель:

подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

  • проведение анализа проделанной работы;
  • определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.

Проект социального партнерства ДОУ и библиотеки «Книга — друг человека»

Проект социального партнерства ДОУ и библиотеки

«Книга – друг человека»

Актуальность проекта.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В настоящее время социальное благополучие ребёнка во многом зависит от того, как он адаптирован к окружающей действительности. И осуществить эту адаптацию можно через социальное партнерство.

Социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование интересов работников, работодателей (предпринимателей, органов местной власти, местного самоуправления путем стремления к договоренности, выработки и осуществления единой позиции по социально-экономическим и политическим направлениям.

Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки.

Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности.

Педагогами и работниками библиотеки разработан совместный план работы и тематические циклы мероприятий. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.

Цель проекта — объединить усилия ДОУ с детской библиотекой для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

— создать условия для расширения творческого взаимодействие ДОУ с детской библиотекой для создания единой социокультурной системы;

— создать условия для создания образовательной системы ДОУ с детской библиотекой для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса;

— создать условия для совершенствования формы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования для расширения социально–образовательной системы ДОУ;

— создать условия для развития духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

Этапы реализации: взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

1 этап – подготовительный. Его цель — определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

• анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

• установление контактов с организациями;

• определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

2 этап – практический. Его цель — реализация сотрудничества с организациями и учреждениями социума.

Задачи данного этапа:

• составление договора о творческом сотрудничестве между ДОУ детской библиотекой.

• составление плана совместных мероприятий на учебный год;

• проведение экскурсий для воспитанников ДОУ в детскую библиотеку;

• посещение воспитанниками ДОУ мероприятий, «дней открытых дверей», проводимых в детской библиотеке.

3 этап – заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

• проведение анализа проделанной работы;

• определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Срок реализации – 1 календарный год.

План мероприятий

№ п/п Название мероприятия Календарные даты
Нас книжка в гости позовет
«В гостях у домовёнка Кузи» (экскурсия в библиотеку) январь
«В стране Читали» (к дню рождения Читайки) февраля
«День рождения «Мурзилки» март
Сказочный календарь
«День Лягушки-путешественницы» 14 февраля
«Много сказок интересных накопилось за века… » (познавательно-игровая программа ко Всемирному дню сказок) 7 июня
«Из муки он был печён, на окошке был стужен» (День Колобка в библиотеке) 16 августа
Игры, игрушки, развлечения
«День скакалки» (Познавательно-игровая программа) 4 августа
«День книжки и игрушки» 24 октября
«Ой ты, барышня-матрешка!» ноябрь
Семья и дом
Праздник «Семья – это семеро таких же, как я» (к международному дню семьи) 15 мая
«Лучшая подружка – мамочка моя» март
«Папа может всё, что угодно» (познавательно-игровая программа) июнь
Из былин и сказок
«Домовой, домовой, поиграй, да отдай» 1 апреля
«Баба-яга именинница» (познавательно-игровая программа) 26 июня
«От былины до считалки»
Сладкоежкам посвящается
«Лекарство от скуки» (праздник шоколада и мороженого) июль

Список литературы:

1. Копилка секретов: Календарь библиотекаря. – Челябинск: Изд-во марины Волковой, 2012. – 256 с.

2. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. — 2009. — № 5. — С. 16-19.

3. Социальное партнерство: слов. — справ. — М. : Экономика, 1999. — 236 с.

4. оциальное партнерство: детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 7. — С. 30-31.

5. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. — N 3. — С. 21-24.

6. кем дружит ДОУ? // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 4. — С. 3-8.

7. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. — 2009. — N 3. — С. 3-6.

8. Социальное партнерство: учебник. – М. : Дашков и К: Академцентр, 2010. — 223 с.

9. Социальное партнерство как новая философия взаимодействия детского сада и семьи // Дошкольная педагогика. — 2008. – N 8.-С. 47-49.

10. Развитие организационно-правовых форм социального и частно-государственного партнерства в дошкольном образовании // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2011. — N 4. — С. 17-20.

11. ы — социальные партнеры // Дошкольное воспитание. — 2008. — N 11. — С. 117-120.

12. Социальное партнерство: учебное пособие. — Екатеринбург: б. и., 2006. — 110 с.

13. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. — 2008. — С. 108-115.

14. Примерный договор социального партнерства // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 5. — C. 3-4.

15. Социальное партнерство ДОУ: краткий список отечественной литературы по фондам ГНПБ имени // Обруч : образование, ребенок, ученик. — 2007. — N 4. — С. 48.

16. Социальное партнерство: шаг за шагом // Новая библиотека. — 2008. — N 5. — С. 22-25.

Получить текст

Из опыта совместной работы сельского детского сада и библиотеки

Из опыта совместной работы сельского детского сада и библиотеки

О роли книги сказано очень много. Книга вводит ребенка в суть сложности жизни: в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, мыслей, поступков. Книга раскрывает человеческие, духовные ценности. Книга служит воспитанию чувств. Не сопережившие в детстве бедам литературных героев во взрослой жизни могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим, к судьбам других людей. Книга является источником информации, из которой надо научиться эту информацию извлекать. Книга – источник эстетического наслаждения, она позволяет почувствовать богатство, жизненную силу, логику языка, всесторонне воспринимать слово, его значение во всем многообразии оттенков, звуковую форму, связь с другими словами, разнообразие ассоциаций и образов, им порождаемых.

Но ни для кого не секрет, что чудо книги существует не для всех. Чуткость к прочитанному, интерес к книге, умение пользоваться ею не возникают сами по себе. Задача взрослого — ввести ребенка в мир книги, мир чтения, мир литературы. Ведь читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Вот тут-то мы и сталкиваемся с одной из острейших проблем, связанных с особенностями жизни на селе. Все учебники и методические пособия указывают на ведущую роль семьи в воспитании ребенка-читателя. Но, к сожалению, в сельской местности уровень образования, культуры и чрезвычайная загруженность (это и 2 — 3 работы, на которые вынуждены устраиваться люди из-за низкого уровня заработной платы, и подсобное хозяйство, и огороды, и быт, требующий в деревне значительно больше сил и времени, чем в городе) не позволяют большинству родителей успешно справляться с этой задачей. Существует и еще одна сложность: далеко не все родители могут сводить ребенка в театр, картинную галерею, цирк, зоопарк. А информация, пассивно воспринятая ребенком с экрана телевизора или компьютера, обычно практически не усваивается.

Что же делать нам, работникам сельских дошкольных учреждений?

Выход мы видим в сотрудничестве и в первую очередь во взаимодействии с библиотекой. К счастью, в Изборской сельской библиотеке работают чуткие и заинтересованные люди: и . Они хотят и могут помочь ребенку войти в огромный мир литературы, поддержать его в сложный момент перехода от роли слушателя к роли самостоятельного читателя, направить его интересы.

Поэтому мы, работники детского сада, начинаем знакомить своих питомцев с библиотекой очень рано. Тем более что в старшую группу малокомплектного садика входят дети с 3,5 – 4 лет, которые чаще всего идут на встречу с библиотекой вместе со старшими. Они воспринимают все не так, как шестилетки, не так и не столько запоминают, практически никогда не воспроизводят информацию сразу. Но впечатление, часто очень глубокое, остается в их сознании и душе. А в дошкольном возрасте впечатление, «память сердца» (К. Батюшков) и есть самое главное.

Естественно, таким встречам предшествует огромная подготовительная работа. Совместно с библиотекой разработана программа «Открытие мира начинается с книжной полки», по ней ежегодно составляется годовой план работы, разрабатываются ее тематика и формы. Тематические встречи происходят два раза в месяц, мы планируем работу по нескольким основным направлениям.

· В первую очередь мы намечаем, с какими авторами мы встретимся в цикле «В добрый мир любимых книг». Яркая, запоминающаяся форма этих встреч позволяет и познакомить детей с творчеством авторов, которым программа не позволяет уделить значительное внимание на занятиях (это и Ю. Мориц, и Саша Черный, и Д. Хармс, и незаслуженно забытые сейчас А. Барто, В. Осеева, Н. Артюхова), и обобщить знания о хорошо известных малышу писателях (С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки). Малышей ждут игры и загадки, необходимость решать проблемные ситуации, встречи с ожившими героями книг. Придя на встречу с героями С. Маршака, дошкольники увидели спектакль «Театра Книги» под рук. «Книга, которая всех подружила». А на «Балах сказок» по произведениям бр. Гримм, Ш. Перро, и др. и воспитанникам детского сада бывает что показать. Так, в 2005 г. силами дошкольников был поставлен спектакль «Щелкунчик» по сказке Э. Т.А. Гофмана, в прошлом году — пьеса М. Садовского «Терешечка», а сейчас мы готовим постановку по сказкам .

· Особенно дороги нам встречи, объединяемые в цикл «В гости к Пушкину спешу!» Действительно, «Пушкин – наше все». Но это уровень, на который надо успеть подняться. Известно, что, если дети до школы не успевают привыкнуть к пушкинскому слову, они и дальше проходят мимо его произведений, а, значит, и мимо всей русской литературы. Это уже не проблема, а национальная трагедия. Материал, доступный дошкольнику, по этой теме огромен. Чтобы сохранить целостность восприятия пушкинских сказок и не допустить утомления маленького слушателя, не дать погаснуть его интересу, мы совместно с библиотекарями тщательно выбираем формы знакомства детей с каждым произведением. «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о царе Салтане…» прекрасно поставил детский театр-студия «Балагуры» (режиссер ); «Сказку о мертвой царевне…» мы представляем в форме чтения с элементами драматизации, привлекая школьников; занятие–концерт по пейзажной лирике готовят воспитанники садика, чтение стихов сопровождается показом картин русских художников, музыкой.

· В этом году начата работа над циклом «Путешествие со сказкой», который знакомит малышей со сказками народов мира. Недостаток знаний о жизни народов разных стран затрудняет восприятие народных сказок, обедняет его, поэтому мы стараемся привлечь самый разнообразный материал по географии, страноведению. Расширяя кругозор детей, мы одновременно учим их работать с различными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, компьютером, видеоматериалами. Таким образом, готовится почва для того, чтобы юный читатель привыкал обращаться в библиотеку для поиска информации.

· Именно потребность в дополнительной информации заставила выделить еще одну особую форму совместной работы. Изучение любой темы по ознакомлению с окружающим миром начинается с того, что воспитатель просит библиотекарей подготовить подборки книг по теме для воспитателя и для детей. Вместе с детьми приходим мы за этими книгами, а в детском саду уже рассматриваем, читаем, обсуждаем их. Библиотека подбирает книги, готовит книжные выставки к семинарам, родительским собраниям, помогает работникам детского сада в работе по самообразованию, повышению профессионального уровня. Нередко литературу для дошкольного учреждения приходится заказывать по МБА.

· Библиотека – один из культурных центров деревни. Мы стараемся принять участие во всех событиях культурной жизни Изборска. Тут не все можно запланировать. Ежегодно детский сад участвует в конкурсах стихов, посвященных праздникам Рождества Христова и Пасхи, в экологических акциях (например, малыши представили свои поделки в рамках акций «Сбережем зеленую ель» и «Не губите первоцветы»). Дошкольники подготовили выставку елочных игрушек «Бабушкина кукла», которую в библиотеке смогли увидеть многие изборяне и гости Изборска. В этом году надеемся порадовать односельчан выставкой пасхальных яиц.

Таким образом, сотрудничество детского сада и библиотеки значительно расширяет возможности этих учреждений в воспитании и образовании подрастающего поколения, приобщении детей к национальным и общечеловеческим духовным ценностям, создании условий для формирования активной гражданской позиции.

Список использованной литературы

:

и др. «Ребенок и книга». – М.: Просвещение, 1992.

Получить текст

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]