«Загадки природы: вулканы». НОД по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста


Все что нужно

Для опыта понадобится немного бытовой химии и декоративные элементы для создания острова. Остров с вулканом можно сделать из природных материалов или использовать наборы сенсорных коробок с динозаврами.

Макет вулкана лепят из пластилина. Создание сказочного вулканического острова для опыта является главной его составляющей и служит для развития у ребенка воображения и творческих способностей. Такие занятия помогут привить любовь к химии и географии. Мелкую моторику пальцев рук, ребенок будет разрабатывать во время изготовления пластилинового рельефа местности и его обитателей.

Для изготовления острова нужны:

  • картон;
  • степлер или узкий скотч;
  • коробка с цветным пластилином;
  • маленькие игрушки животных;
  • разноцветные камешки;
  • большая пластиковая коробка или миска, в которой будет стоять остров;
  • стеклянная или пластиковая емкость объемом 200 мл для жерла вулкана.

Для проведения опыта понадобятся:

  • сода 20 г;
  • пищевой краситель:
  • уксус 9%;
  • моющее средство для посуды 25 мл;
  • вода 100 мл.

Обычно опыт происходит до тех пор, пока у мамы не заканчивается вся сода и весь уксус, поэтому запаситесь терпением.

Самостоятельно без взрослых опыт детям проводить нельзя. При попадании уксуса в глаза или в рот ребенка может произойти ожог слизистых, а при проглатывании – ожог пищевода.

Делаем сказочный остров

Можно соорудить остров в большой пластиковой емкости. Налить настоящую воду, выложить дно круглой галькой. Емкость для вулкана сделать из баночки для детского питания или старого стакана. Для горы, внутри которой будет стоять емкость нужно сделать картонный макет, его ребенок с удовольствием обмажет пластилином.

Последовательность изготовления вулканической горы:

  • вырезают из плотного картона круг нужного диаметра;
  • делают надрез от края до центра круга;
  • сворачивают конус;
  • края конуса скрепляют при помощи степлера или скотча;
  • обрезают верхнюю часть конуса на высоте равной выбранной для вулкана емкости;
  • помещают емкость внутрь конуса.

Сверху гору обмазываю пластилином. Для этого раскатывают небольшие пластилиновые лепешки коричневого цвета и прилепляют к бумажному конусу, полностью закрывая картон. Верх вулкана можно сделать из красного пластилина, который будет имитировать раскаленную лаву.

Устанавливают вулканическую гору на сухой островок из гальки. Рассаживают вокруг маленьких резиновых зверей, которые есть среди детских игрушек. Разноцветных удивительных динозавров или волков, лисиц, зайчиков, медведей и других обитателей леса и джунглей. В зависимости от того каких зверей посадили, подбирают растительность для острова. Большие древовидные папоротники и хвощи для динозавров, и обычные елочки и березки для зайчиков и лисиц.

Пластмассовые растения тоже часто продаются в наборах для детских игр. Можно использовать листик живого папоротника и веточки растений, если за окном лето.

Растения можно также слепить из пластилина, изготовить из ниток и бисера или обычного картона.

Можно сделать из картона небольшие домики, для пластмассовых индейцев и солдатиков. Использовать картон для изготовления растений и домиков лучше в том случае, когда остров будет находиться в емкости с окрашенным в голубой цвет песком вместо воды или на синем пластилиновом море.

Ход игры

В гости к детям приходит Знайка. Он беседует с ребятами о содержании сказки «Три поросенка»

; выясняет,из каких материалов люди строят жилища: «Чем хорош деревянный дом?
(Он красивый, теплый, светлый, уютный, в нем легко дышать.)
Что может повредить этому дому?
(Огонь, сырость)
А что можно сказать о кирпичном доме? (Кирпич – прочный, крепкий; строительный материал бывает белого или красного цвета) Из какого еще материала можно построить дом?
(Из бетона)
».

Педагог предлагает подойти к бетонной стене детского сада и определить, какая она. Дети выясняют, что стена ровная, твердая, прочная.Воспитатель предлагает: «Сейчас мы с вами попробуем сами сделать бетон. Для этого у нас есть песок, вода, щебень, цемент».

Педагог и дети смешивают все компоненты и заливают в разные формочки; педагог объясняет,что эти формочки называются опалубкой: «Для того чтобы бетон стал прочным, его заливают в опалубку и оставляют застывать. Время от времени поверхность смачивают водой. Небольшое количество бетона может сделать один человек. Если требуется много бетона, то его делают на бетонном заводе». Дети рассматривают фотографии, на которых изображен бетонный завод, его цеха, бетономешалки, которые перемешивают необходимые компоненты емкости для разлива бетона, краны, поднимающие готовые плиты.

Опыт «Как надуть воздушный шарик?»

Материалы:

1) сода

2) уксус

3) пластиковая бутылка

4) воздушный шарик

Проведение эксперимента

Наконец остров готов. Все игрушечные звери и люди замерли в ожидании интересного события – извержения вулкана. Они знают, что вулкан ненастоящий и поэтому не боятся его.

Для проведения опыта насыпают в баночку-жерло вулкана столовую ложку соды. Добавляют столовую ложку моющего средства для посуды. Пищевой краситель красного или оранжевого цвета растворяют в 100 миллиграммах воды и вливают к соде и моющему средству. Основа для опыта готова, осталось добавить уксус. Маме, можно дать ребенку наливать самостоятельно уксус в вулкан, под ее присмотром, чтобы он не сделал это в ее отсутствие. Лучше повторить опыт на бис, наливая уксус в «жерло» вулкана и насыпая туда соду, пока ребенку это интересно и он просит повторить опыт.

При добавлении уксуса сода начнет пениться, извергаясь из «жерла вулкана», как красная или оранжевая лава. Моющее средство позволит «лаве» дольше и обильнее пениться, переливаясь из жерла и затапливая окрестности вместе с растениями и животными, которые по неосторожности разместились слишком близко.

Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная). Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы Цель: развитие познавательных интересов. Задачи: Познание: — обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; -расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; расширить представления о природном явлении – вулкане. -развивать активность, инициативность и самостоятельность в процессе выполнения опытов.. Коммуникация: -расширить словарный запас на основе формирующихся у детей разнообразных представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; — активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д. Социализация: -воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира; -создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. -поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; -формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками; Здоровье: — укреплять здоровье детей; -формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Проблемный вопрос: Что такое вулкан? Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора. 2. Вулкан- это обычная гора. Оборудование и материалы: Экран, проектор, ноутбук, компьютерная презентация, кусочки пемзы, обычные камни, миски с водой, воздушные шары, смесь (пищевая сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды), уксус, посылочный ящик, макеты вулканов, материал для рисования, рисунки, магнитофон с аудиозаписью музыки. Предварительная работа: -Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев. — Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов. — Беседы о видах вулканов. — Изготовление макета вулкана. Ход совместной деятельности взрослого с детьми: 1. Снятие психоэмоционального напряжения. Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки. А теперь, Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем, Что будет потом, мы не знаем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете. Глаза открываем, здравствуйте, дети! 2. Мотивация к деятельности. Ребята, сегодня почтальон принес посылку от детей и воспитателей из детского сада «Сказка». Давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит. (в посылке лежит пемза и рисунки) Ребята, вы знаете, что это какое? Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей) Послушайте, что пишут ребята: «Дорогие дети! Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку. Он огромный, он могучий, Он бывает выше тучи. Басом может он смеяться, Кашей огненной плеваться. Старый добрый великан – Это дедушка … (вулкан) Да, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана». 3. Организация продуктивной деятельности. Присаживайтесь на стульчики перед монитором. (Показ презентации о вулканах « Огнедышащие горы») В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд № 1, 2) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Но стоит им проснуться, и тогда из их вершин (жерла вулкана) вырываются пламя и раскаленные камни. Вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, по склонам течет раскаленная жидкость – лава, настоящий огненный поток. Вулканы извергаются. Захотел вулкан чихнуть – Поднялось давление. Через жерло лава в путь Пустилась в приключение. Пронеслась по жерлу вверх, Прорвалась наружу, С шумом, треском из прорех Разлилась! О, ужас! Ребята, а знаете, вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. (Слайд № 3) Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана. (Слайд № 4) Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя. Он и рычит, и кусается, и может натворить много бед. Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (Ответы детей) Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой. (Слайд № 5) Вулкан спит, лишь изредка покуривает, выдыхает в небо легкий дымок, будто кто-то печку топит. А вулкан – это и впрямь печка, только подземная. В ней все время бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Какие вулканы называют потухшими? (Ответы детей) Это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом. (Слайд № Ребята, а вы знаете, почему огнедышащие горы называют «вулканами»? (Ответы детей) Физкультминутка. Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились. И еще раз повторили.( Наклоны в стороны.) Приседаем мы по счету, Раз, два, три, четыре, пять. Это нужная работа- Мышцы ног тренировать. (Приседания.) А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью). Послушайте интересную легенду ( звучит спокойная музыка) . «Жил в Древнем Риме бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотком по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает!» — со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места». Теперь, ребята, мы знаем, что вулкан так называется от имени Бога, которому нравилось кузнечное дело. Понравилась вам легенда? Интересная была? А о чем говорится в легенде? Хорошо! Молодцы! Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? Дети: Похож на пирамиду, конус. Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Дети: На большую яму, воронку. Воспитатель: Верно. А кто знает, как называется эта часть вулкана? Воспитатель: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. А сейчас вы можете понаблюдать извержение вулкана. Презентация видеоматериала со звуковым сопровождением «Извержение вулкана» Выше, чем гуляют тучи, Поднимаются вулканы, Величавы и могучи, Словно в сказке великаны. 4. Самостоятельная деятельность. Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана. Давайте пройдем в уголок юного исследователя. (Дети проходят к столикам для опытов) Опыт 1. Ребята, а вы помните про посылку. Что там было? (Ответы) Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке. Давайте рассмотрим камни вулканического происхождения – пемзу и обычные камни. Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы) В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы) В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Как это можно проверить? (Ответы детей) Предлагаю опустить пемзу и обычные камни в воду. (Делают опыт) Какое открытие мы сделали? (Ответы детей) Пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Пемза не тонет. Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла. Пальчиковая игра «Паучок» (Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.) Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, («Паучки» ползают по голове.) А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. Опыт 2. Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы) (Подходят к макету вулкана) Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим. Игра в повелителей вулкана началась! Внутрь «вулкана» мы наливаем смесь (воспитатель выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. А дальше…Слегка разведенный водой уксус осторожно (это могут делать только взрослые) вливаем в «вулкан». И наш вулкан проснулся! Вулканы начали «вулканить» — Из жерла лаву извергать. По склонам лава потекла И Землю сильно обожгла. Спустя века закашлял злой Вулкан и пеплом, и золой. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! Но вот он начал уставать – Огонь в нем начал угасать. Последний раз огнем дыхнул – И на десятки лет уснул. Пройдут века… И вновь вулкан проснется, И лава из нутра его польется. А наш вулкан может просыпаться и засыпать тогда, когда мы захотим. 5. Ребята, у меня для вас необычное задание. Дети из другого детского сада приготовили для вас загадку. Они начали рисовать действующие вулканы, но не закончили свои рисунки. Предлагают вам дорисовать. Вы согласны закончить рисунки? (Ответы детей) Приглашаю вас в творческую мастерскую. Выбирайте себе рисунки, садитесь за столы и дорисовывайте вулканы. (Звучит музыка, дети рисуют) Предлагаю вам вечером устроить выставку «Неизведанная планета. Вулканы». 6. Подведение итогов Ребята, вам понравилась наша встреча? (Ответы) Что запомнилось больше всего? (Ответы) Ребята, если вы заинтересовались вулканами, в детских энциклопедиях вместе со своим воспитателем вы можете прочитать, люди какой профессии занимаются изучением вулканов, как исследуют их, чтобы предупредить людей о возможном извержении вулканов. А еще вы можете узнать о детях вулканов — гейзерах! Спасибо всем за работу! Вы – очень способные и замечательные! 7.Сюрпризный момент А сейчас для вас сюрприз! У меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты в фантиках красного цвета) Использованная литература: 1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. 2. Дитрих А., Юрмин Г. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1997. 3. Огнедышащие факелы Камчатки //Дошкольное воспитание, №12/2010. 4. Извержение вулкана //Дошкольное воспитание, №1/2011. 5. Гейзеры – дети вулканов //Дошкольное воспитание, №10/2011. 6. Ресурсы Интернет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]