План — важная составляющая успеха. Каждый успешный человек планирует свои день, неделю, месяц, год. Но до сих пор, большинство людей думает, что планирование не работает или им не подходит. Они творческие люди, живущие на вдохновении. И я не был исключением.
К планированию я подходил долго, пробуя множество разных способов. Но ни один мне не подходил. И каждый раз, я бросал и думал, что это не моё. Но в глубине души я понимал, что даже с неподходящей мне системой, моя эффективность увеличивалась в несколько раз. В итоге, перепробовав десятки методов, я придумал свой, который мне подходит.
Когда лучше планировать неделю?
Стоит, конечно же, ориентироваться на свой график и ощущения.
Кому-то больше нравится планировать в пятницу после обеда, кто-то выбирает для себя один из выходных дней: субботу или воскресенье.
Одно могу сказать точно: планировать неделю лучше до того, как она началась. То есть не в понедельник. Так не придётся тратить время на раздумья, когда можно непосредственно заниматься выполнением задач. Да и ощущение собранности в понедельник утром, если план подготовлен заранее, способно само по себе увеличить вашу эффективность.
Я долгое время планировала в воскресенье, но сейчас перенесла этот процесс на субботу. Теперь в воскресенье можно устроить себе полную перезагрузку, отключившись от всех рабочих задач.
Шаблон плана на день:
Только важные и актуальные дела на день- Оценивайте реальную возможность выполнения дел
- Оставляйте место для внезапных срочных дел
- Выделяйте цветом или пишите метки
- Лучше всего сначала выполнять самые сложные задачи, а затем переходить к более легким.
Скачать шаблон на день Вы можете здесь:
С помощью чего планировать неделю?
Тут тоже возможны варианты:
— обычный лист бумаги
Но я бы не очень рекомендовала так делать. Лист легко потерять, и записи удобнее хранить в одном месте.
— отдельный блокнот
— специальный еженедельный планировщик — weekly planner
— программы для составления интеллект-карт
Я пользуюсь MindMeister на планшете.
Как интеллект-карты помогают в планировании и в жизни?
— программы для планирования дел (Trello и т.д.)
5 программ и приложений, которые облегчают жизнь
Как я планирую неделю
Расскажу, как обычно это делаю, чтобы было понятнее.
Сначала я составляю интеллект-карту по сферам жизни («мозговой штурм») в программе MindMeis с помощью планшета. Вношу туда ключевые задачи, события, цели на неделю.
Потом на основе карты непосредственно планирую дела в бумажном еженедельнике, где на развороте видна вся неделя. Именно это позволяет балансировать нагрузку, так как сразу видно количество задач на каждый из дней.
Если на какой-то день и так уже много планов, я даже не буду дописывать туда что-то ещё. Благодаря этому потом не приходится переносить не сделанные дела на один из следующих дней.
Также при планировании недели я беру за основу план на месяц. Об этом я подробно рассказывала в одной из статей блога.
Личная эффективность. Планируем дела на месяц
Планировщик LeaderTask
- Ваши данные всегда под рукой
- Позволяет любые перестановки задач
- Перенос дат
- Планирование на день, неделю, месяц и больше
- Напоминания
- Создание любых категорий для плана
- Задачи в фокусе
- Метки: важно, срочно, внимание
- Обозначение задач цветом
- Удаление задач
- Статус выполнения задач
- Перенос задач со статусом «Просрочено»
- Регулярные напоминания
- Прикрепление файлов, ссылок, изображений
- Дополнительные внесения изменений
Алгоритм планирования недели
Описанный ниже способ планирования я применяю уже несколько лет, пришла к нему в результате множества экспериментов. Он учитывает рекомендации таких известных специалистов в теме планирования как Брайан Трейси, Дэвид Аллен, Глеб Архангельский.
А вот и сам алгоритм планирования недели:
- Записываем все дела в отдельный список, если у вас такого пока нет, распределяем их по категориям или сферам жизни. Интеллект-карты для этого подходят лучше всего.
Пример интеллект-карты с планом на неделю. Составлен в программе MindMeister - Определяем 3 главные задачи на неделю.
- Сначала в список задач на конкретный день вносим все обязательные дела. При этом дела, привязанные ко времени, записываем слева, всё что ко времени не привязано — справа.
- Для наглядности и полной картины рабочее время (если у вас есть какой-то график) можно указать в виде временного промежутка. Также к обязательным делам относится время встреч, приёма у врача, даты отчётов, оплаты платежей (налогов и сборов, погашения кредита и т.д.).
- Далее «резервируем» время для отдыха и прописываем планы. Например, указываем «суббота — семейный день», «поездка в парк», «поход в кино» и т.д.
- Вносим на первые пару дней недели задачи из общего списка (п. 1). Как правило, на этот период проще определиться. Если что-то пока под вопросом, записываем карандашом. Планы на остальные дни лучше составлять накануне вечером. Хотя, когда привыкаешь сразу вносить задачи, которые привязаны ко дню, в блокнот, он постепенно заполняется. Накануне вечером остаётся только просмотреть план, внести в него пару дел из общего списка. Итого — пара минут в день. Подробнее о планировании дня можно почитать в этой статье.
- По каждой задаче указываем примерное время, что помогает не затягивать её выполнение и балансировать нагрузку. Между задачами оставляем небольшой запас по времени. Если что-то немного сдвинется, это не повлияет на остальные дела в списке.
- Буквами и цифрами возле каждой задачи указываем её приоритет (А1, А2, В1, В2 и т.д.). Не переходим к задачам следующего уровня, пока не сделали те, которые отметили как более важные. Подробнее об этом можно почитать в книге Брайана Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь». Фото книги с сайта издательства МИФ
- Всё, что выполнено в течение дня, вычёркиваем. Возле оставшихся в списке задач можно указать стрелкой, что они переносятся. Я обычно рядом пишу дату и причину, чтобы потом вспомнить. Например, человек, который записался на консультацию, заболел, или мероприятие перенесено организаторами на другой день. Не всё происходит по нашей вине, в большинстве случаев есть какие-то внешние обстоятельства.
- Важно также научиться работать со входящими задачами. Главное правило: не записываем на сегодня или завтра все входящие задачи, если они к этому дня фактически не привязаны. Для этого как раз и существует отдельный список (см. п. 1), который потом в спокойной обстановке анализируется и сортируется. Лучше всего об этом рассказано в книге «Как привести дела в порядок». Фото книги с сайта издательства МИФ
- В конце недели перед тем, как составлять список на новую, важно проанализировать, что выполнено, что нет. Если ставились какие-то конкретные цели, оценить, насколько удалось их достичь, и, при необходимости, внести изменения в первоначальные планы.
Надеюсь, что рекомендации по планированию недели вы возьмёте на заметку, и что шаблон из статьи вам тоже пригодится.
По моментам, которые непонятны или по которым появились вопросы, пишите в комментариях.
Подробнее о том, как создать для себя простую и удобную систему планирования и хранения информации, я рассказала на вебинаре «Как организовать свою жизнь с помощью Trello».
В качестве бонусов участники получают 45-страничную электронную книгу с идеями по использованию Trello на все случаи жизни и 8 шаблонов тематических досок.
Информация, как приобрести запись вебинара, на этой странице.
Сохраните статью в Pinterest:
Если темы планирования и личной эффективности вам интересны, присоединяйтесь в Telegram. Там я веду канал «Планирование — это просто», где делюсь опытом и полезными рекомендациями.
*статья обновлена 23 сентября 2022 г.
Календарно-тематическое планирование на неделюкалендарно-тематическое планирование (старшая группа)
Тема недели: «Перелетные птицы» (01.04. — 05.04.)
Цель: Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе.
Итоговое мероприятие: Развлечение «Весенний праздник прилета птиц».
Дата проведения итогового мероприятия: 05.04.
Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели.
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | УТРО | Утренняя гимнастика. Традиция «Утро радостных встреч». Беседа на тему: «Как я провел выходные дни» Задачи: учить детей делиться впечатлениями, рассказывать о том, где побывали и что они видели. Развивать речь и память детей. Беседа «Что мы знаем о птицах» Уточнить знания детей о перелетных птицах. Разучивание пословицы «Каждая птица летит в свою сторону». | Упражнение «Сосчитай птиц на ветке» с Сашей, Артемом Цель: Повторить порядковый счет в пределах 5. | Во время умывания напомнить детям, что вытирать лицо и руки нужно развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на свое место. | Подборка иллюстраций по теме. Рассматривание картинок, открыток с изображением перелетных птиц. | Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей Папка – передвижка для родителей «Охрана птиц» | |||
НОД | Познавательное развитие — ФЕМП Тема: «Много, мало, один (закрепление). Цель: упражнять в составлении групп отдельных предметов, учить находить сходство между ними; различать и называть форму предметов — квадратная, круглая. Физическое развитие – физкультура По плану инструктора по физ. воспитанию. | ||||||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за воробьями. Цель: развивать умение наблюдать за воробьям, их повадками. Словесная игра «Про что можно сказать: воробьиный, воробьиная, воробьиное, воробьинные?» Цель: расширить словарный запас. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Задачи: закрепить умение детей правильно выполнять игровые действия. Развивать быстроту движений. | Прыжки в длину с места с Таней. Цель:закрепляь навыки хорошего ооталкивания и мягкого приземления. | Труд. Удаление поврежденных и сухих веток с участка. Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. | Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развитие самостоятельности, коммуникативных навыков общения со сверстниками. Выносной материал: корм для птиц, формочки для песка. | |||||
ВЕЧЕР | Гимнастика после сна. Составление описательного рассказа по игрушке «Утка с утенком» Цель: формировать умение составлять связный и последовательный рассказ. | Игра «Собери бусы» Цель: развитие мелкой моторики пальцев с Максимом. | Ситуативный разговор на тему: Зачем говорят «здравствуй»? Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи. | Подбор литературы по теме. Предложить детям игровое оборудование в физкультурном уголке. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
ВТОРНИК | УТРО | Д/Игра «Детеныши птиц».Цель: учить детей узнавать и называть детенышей птиц. Разучить скороговорку: «Дятел лечит старый дуб, Добрый дятел дубу люб». Цель: Развивать общие речевые навыки. | Д/И «Собери птичку» с Варей, Олегом. Цель: развитие логического мышления. | Повторение стихотворения «Мышка плохо лапки мыла» Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков. | Пополнить уголок изобразительной деятельности новыми раскрасками. Продуктивная деятельность- раскрашивание «Перелетные птицы» | Предложить родителям понаблюдать с детьми за птицами; поиграть с детьми в словесную игру «Назови детеныша» |
НОД | Речевое развитие Тема: «Что ты знаешь о птицах». Цель: учить описывать птиц во множественном числе в именительном и родительном падежах, отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения. Музыкальное развитие по плану музыкального руководителя. | |||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за состоянием погоды на метеоплощадке. Цель: познакомить детей с приборами – помощниками: флюгером, ветряным рукавом. Показать, как с помощью приборов определять силу ветра. | Ф/У«Кольцеброс» с Даниилом, Дианой. Цель: развивать глазомер, координацию движений и ловкость. | Труд. Вместе с воспитателем убрать обломанные, сухие ветки. Воспитывать трудолюбие. Повторить «Правила поведения на прогулочной площадке». | Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками. Выносной материал: корм для птиц. | ||
ВЕЧЕР | Комплекс бодрящей гимнастики после сна. Ходьба по массажным дорожкам. Слушание в записи «Голоса птиц». Цель: развивать слуховое внимание, познавательный интерес к родной природе. Д/И «Отгадай и назови, кто поет» | Работа по изодеятельности «Раскрась ласточку» Цель: совершенствовать умение раскрашивать карандашами, не заходя за контур с Ксюшей С., Эвелиной. | Труд в уголке природы. Полить цветы. Цель: Формирование желания ухаживать за комнатными растениями. | Подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Зоомагазин». Игры детей в центре эксперементирования. |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | ||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
СРЕДА | УТРО | Утренняя гимнастика. Беседа с детьми на тему: «Куда улетают птицы?» Цель: Расширение представлений о перелетных птицах. Пополнение словарного запаса (перелётные, зимующие) Н/П игра «Собери картинку»(птицы) Цель: учить соединять части предмета в одно целое. | Д/И «Кто чей детёныш» С Алисой, Богданом. Цель: закрепление знаний о внешнем виде животных, правильном назывании взрослых и детёнышей; активизировать словарь. | После завтрака. Цель: формирование осознанного применения форм вежливости; развитие фразовой речи; формирование чувства благодарности за труд взрослых. | Раскрашивание иллюстраций из раскрасок. Самостоятельная игровая деятельность детей – формировать умения, связанные с коммуникативными и регулятивными функциями речи. | Попросить родителей изготовить скворечник. |
НОД | Познавательное развитие. Тема: «Перелетные птицы» Цель: Формирование представлений об образе жизни перелетных птиц, внешнем облике. Художественно – эстетическое развитие. Рисование коллективное. Тема: «Летят аисты». Цель: формирование умения создавать коллективную работу. Развивать навыки рисования красками. | |||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за птицами весной. Цель: познакомить детей с жизнью птиц весной; воспитывать заботливое отношение к пернатым. Загадки о птицах. П/И «Воробушки и кот» Цель: учить бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить своё место. | Игра на развитие внимания с подгруппой детей «Кто ушел?» Повторить название перелетных птиц с Дианой Б., Ариной. | Воспитание навыков самообслуживания. Игра «По порядку все одень, стань бодрей и веселей». После прогулки «Сложи вещи в кабинку последовательно». | Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развивать самостоятельность, коммуникативные навыки общения со сверстниками. Выносной материал. | ||
ВЕЧЕР | Рассказ воспитателя на тему «Весенние заботы птиц». Цель: Формирование знаний о птицах, их весенних хлопотах. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам. Д/И «Узнай птицу по описанию». | Индивидуальная работа с Машей и Матвеем. Д/И «Подбери пару» Цель: закрепление знаний основных цветов, их названий. | Д/И «Наведи порядок» Цель: закреплять умение правильно раскладывать предметы по местам, присоединяя их друг к другу; развивать речь детей при составлении рассказов. Воспитывать желание помогать взрослым наводить порядок в группе. | Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц. Рассматривание плаката « Перелётные птицы» Цель: знакомство с разнообразием птиц. Игры с конструктором Лего «Построй скворечник». |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | ||||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
ЧЕТВЕРГ | УТРО | Утренняя гимнастика. Беседа: «Птицы г.Канска». Цель: знакомство с птицами проживающими на территории г. Канска и Канского района. Рассматривание фотографий «Птицы Канского района». Д/И «Какой птицы не стало?» Цель: развивать внимание, память. | Конструирование «Дом для медведя» с Артёмом Б. и Сашей Д. Цель: развитие конструктивных способностей; закрепление знаний о строительных деталях. | Совершенствовать умения правильно пользоваться столовыми приборами во время еды. Развивать культурно – гигиенические навыки у детей. Ситуативный разговор «Каких птиц мы видим по дороге в детский сад». | Внести в группу новую настольную игру «Что за птица». Познакомить с правилами игры. Цель: закрепить знания о диких птицах, развивать зрительное восприятие. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. | Рекомендовать родителям поиграть с детьми в развивающие игры направленные на знакомство с изменениями в природе: «Найди ошибку», «Сгруппируй», «Найди отличия» | ||
НОД | Художественно – эстетическое развитие. Лепка. Тема: «Грачи прилетели» Цель: формировать умение лепить птицу, составляя ее из отдельных частей. Закреплять представление об особенностях внешнего вида грача. Музыкальное развитие – музыка по плану музыкального руководителя | |||||||
ПРОГУЛКА | Наблюдение за птицами «Послушаем и понаблюдаем, как поют птицы на участке» Цель: учить детей различать ворону, воробья, упражнять в звукоподражании. П/игра «Птицы в гнездах». | Индивидуальная работа. Игра «Перепрыгни через ручеек» с Таней, Максимом, Полиной. Цель: развитие у детей ловкости, глазомера. | Исследовательская деятельность. Определить направление ветра по ленточкам. Определить направление и силу ветра с помощью султанчиков. Труд: уборка мусора. Воспитывать трудолюбие | Выносной материал Лопатки, формочки для игры с песком, маски для игр. Рисование палочками на песке. | ||||
ВЕЧЕР | Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика пробуждения. Чтение В. Осеевой «Сороки». Цель: развивать умение понимать смысл произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения. Слушание М.Глинка (романс) «Жаворонок». | Закрепить названия водоплавающих птиц с Артемом, Даниилом, Олегом. | Игровое упражнение «Покажем куклам, какой у нас порядок» Цель:побуждать убирать игрушки после игр. | Игра «Гуси с гусятами» Цель: учить группировать предметы по форме, размеру, цвету. Сравнивать. Сюжетная игра «Накормим птиц». |
День недели | Режим | Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей | Организация развивающей среды для совместной деятельности | Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||||
ПЯТНИЦА | УТРО | Утренняя гимнастика. Цель: создать эмоционально положительный настрой. Повторение стихотворения «Жил на дереве листок….» Игры по интересам. Д/И «Сварим борщ» — сортируем овощи и фрукты. Чтение стихотворений об осени. | Д/У « Выложи скворечник из палочек» с Алиной и Дашей. Цель: развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на плоскости. | Упражнение «У птички болит горлышко» Цель: побуждать к положительным поступкам, активизировать в речи детей глаголы. | Д/И «Кто где живет», «Угадай, чьи следы». Игра в музыкальном уголке «Птичий оркестр». | Беседа с родителями «Как интересно и увлекательно провести с детьми выходные дни». | |||
НОД | Художественно-эстетическое развитие — Художественный труд Тема: «Гуси-гуси…» Цель: учить и природного материала делать фигуру птицы. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие. Физическое развитие – физкультура по плану инструктора по фиэ. воспитанию | ||||||||
ПРОГУЛКА | Рассматривание и сравнение ели и березы. Цель: показать особенности строения дерева (ствол, ветки, листья); познакомить с характерными особенностями деревьев их отличием. П/И «Совушка». Цель: учить детей внимательно слушать слова и выполнять по ним движения. | Индивидуальная работа. Словесная игра «Один-много»» с Василиной и Машей. Цель: закрепить название птиц,их детёнышей,в единственном и множественном числе;закрепить понятия «один-много». | Труд: насыпание корма в кормушки для птиц; Цель: воспитывать желание ухаживать за птицами, правильно их кормить. | Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры. Хороводная игра «Петушок». Цель: учить ходить по кругу и действовать согласно словам текста. Игры с выносным материалом. | |||||
ВЕЧЕР | Обобщенное мероприятие: «Весенний праздник прилета птиц». | Закрепить умение рисовать птицу восковыми мелками с Ариной О, Пашей. | Труд в природе. Цель: закрепить умение протирать широкие, большие листья комнатных растений; формировать желание ухаживать за растениями. | Создать условия для театрализованной деятельности детей. Обыграть сказку теремок. Раскрашивание в раскрасках. |