Конспект занятия по физическому развитию. Игры с мячом для детей первой младшей группы.


Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами

Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на досуге забавы были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:

  • способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
  • укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы);
  • формирует навык следовать условиям игры;
  • стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.

Для достижения этих целей в процессе игры необходимо систематическое и последовательное решение таких задач, как:

  • освоение навыка выполнения двигательных упражнений разной степени сложности совместно с товарищами и/или воспитателем;
  • отработка усвоенных в прошлом году умений бегать, ходить с разной скоростью, бросать и ловить мяч, прыгать в длину и высоту;

    Во второй младшей группе игры выполняют воспитательную роль, в частности прививают чувство товарищества

  • совершенствование навыка придавать движениям характерные черты с помощью имитации (например, махать крыльями, как птички, плавно передвигаться, как кот и т.д.);
  • продолжение работы над упражнениями на ориентирование в пространстве, выполнение действий по условному знаку, который даётся водящим;
  • обучение координировать свои действия с ходом развития сюжета и условиями забавы, а также соотносить свои движения с движениями товарищей;
  • поощрение инициативности.

Задачи, которые ставятся во время занятий

В подвижных играх с мячом дошкольники приобретают необходимые навыки и умения. Дети учатся четко и спокойно выполнять упражнения, который дает воспитатель. Развивается ловкость рук и улучшается физическая подготовка.

ДействиеНавыки, которые необходимо приобрести детям
1Отталкивание и прокатываниеэнергичное отталкивание руками
прокатывание между предметами
2Ловляловля руками без прижимания к грудной клетке
ловля с последующей передачей друг другу
3Приемприем одновременно двумя руками
4Бросок и передачаброски двумя руками
броски в четко определенное место

передача от груди, из-за головы, снизу

5Отбиваниеэнергичное отбивание кистями рук

Также ребята знакомятся со свойствами самого мяча: объемом, формой, динамикой. Обучение необходимо проводить как с большими, так и с маленькими мячами.

Методика работы с детьми

Необходима индивидуальная работа с ребятами, которые не смогли выполнить упражнения. Развитие моторики происходит наиболее эффективно во время игры с мячом в детском саду. Внимание к каждому отдельному ребенку является неотъемлемой частью правильного процесса воспитания.

Длительные объяснения во время игры плохо воспринимаются дошкольниками, и поэтому лучше использовать короткие комментарии. Достижения и успехи рекомендуется отмечать перед всей группой.

Детям, участвующим в играх с бросками, нужно объяснить, что:

  • нужно быть внимательным при ловле,
  • не бросать в область головы и стоп,
  • стоит рассчитывать силу во избежание появления травм у других ребят.

Интерес к играм во многом зависит от воспитателя. Критика и замечания не стоит подавать в форме, которая уменьшит заинтересованность к упражнениям.

Временной план и проведение игры

Во второй младшей группе игра длится до 10 минут и включает проработку пяти этапов.

  1. Вводный этап до 1 минуты. Педагог объявляет название игры, мотивирует и кратко описывает основные действия («Мы будем бегать/лазить/прыгать» и т.д.).
  2. Ознакомление с правилами. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета (2 минуты).
  3. Игра до 5 минут.
  4. Усложнение условий (1 минута). Например, воспитатель снимает с себя полномочия водящего и передаёт их ребёнку. Первые 2–3 раза этот этап пропускается.

    Усложнение правил происходит с учётом особенностей уровня развития группы, а может и вовсе опускаться

  5. Завершающий этап (рефлексия) – 1 минута. Педагог благодарит ребят за игру, хвалит их быстроту, ловкость и желание помогать товарищу.

Таблица: пример конспекта подвижной игры «Волк и Заяц» во второй младшей группе

Автор — Красавина М.К., воспитатель МБДОУ ДСКВ №17 «Ладушки», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО.

ЭтапСодержание
ВводныйВоспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришёл зайка. Он невесёлый. Спросим у зайки, что случилось? Воспитатель спрашивает у зайки, что случилось, почему он грустный, невесёлый? Воспитатель: Ребята, зайка мне сказал, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте подружимся с зайкой и поиграем. Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила игры, что нельзя делать? Ответы детей (нельзя кричать, толкаться во время игры)
Знакомство с правиламиУ каждого зайчика будут свой домик, это стульчик. Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» — зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их. В игре используется текст: Зайки скачут: скок, скок, скок, На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идёт ли волк?
ИграДети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Указания к проведению. Ребёнок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от места, где сидят дети. Затем ребёнок, исполняющий роль волка, выбегает и ловит детей — зайчиков. (игра повторяется несколько раз).
УсложнениеВолка располагаем ближе к детям-зайцам.
Заключительный этапРебята, посмотрите, зайка стал весёлый, ему понравилось играть с вами, но ему уже пора возвращаться к себе в лес. А вам, ребята, понравилась игра? Молодцы!

Видео: подвижная игра «Лохматый пёс» во второй младшей группе

Видео: подвижная игра «Мы топаем ногами»

Классификация подвижных игр

Разнообразие задач проведения этого типа забав обуславливает необходимость систематизации подвижных игр по видам, а именно:

  • на развитие умения бегать и прыгать (младшим дошкольникам сложно координировать свои движения, в частности, двигаться в одном направлении);
  • на ориентирование в пространстве;
  • на развитие равновесия (к примеру, в забавах на ходьбу по ограниченной поверхности под ритмичные строки);
  • на укрепление мышц туловища, спины, позвоночника, свода стопы;
  • на подражание;

    В играх на подражание дети не только пытаются повторить движения животных, взрослых, но и имитируют разные звуки

  • с мячом (в том числе и для формирования партнёрских отношений между детьми);
  • на освоение навыка лазания;
  • на развитие внимания.

По месту в образовательном процессе игры для детей 1,5–3 лет можно разделить на четыре вида:

  • забавы на прогулке (проводятся на улице);
  • физкультпаузы (организуются в процессе занятий для релаксации и смены видов деятельности);
  • досуговая активность (для времяпрепровождения вне занятий — на прогулке, на утренниках, в процессе самостоятельно деятельности);

    В тёплое время года подвижные игры — основной вид деятельности на прогулке

  • народная игра (для знакомства с традициями и обычаями своего народа).

Исходя из видов, можно сделать вывод о том, что подвижные забавы проводятся на каждом занятии не только в форме физкультпаузы, но и на отдельных уроках: физкультуре, хореографии (если эта дисциплина включена в программу ДОУ), музыкальном занятии.

Картотека подвижных игр по развитию разных навыков

Если проведение дидактических игр идёт по принципу соответствия лексической теме, то подвижные забавы группируются по:

  • отрабатываемому физическому навыку;
  • совокупности реализации поставленных задач в одном комплексе;
  • теме (принцип аналогичный для дидактических игр).

При этом необходимо учитывать тот факт, что последний принцип — наименее продуктивный, так как сюжеты подвижных игр легко могут трансформироваться из одной лексической темы в другую. Например, забава «Курочка и цыплята» при рассмотрении темы «Домашние животные» может легко стать «Пингвином и пингвинятами» при работе с темой «Животные Севера».

На улице нужно стараться выбирать такие игры, в которых есть возможность обыграть объекты спортивной площадки

Наиболее удобной и универсальной является классификация по принципу отрабатываемого умения.

Бег, прыжки

  1. «Самолёты». С помощью этой игры дети тренируют бег в разных направлениях, не сталкиваясь с партнёрами, обучаются внимательному прослушиванию инструкции, а также быстрой реакции по сигналу менять характер движения. Условия: педагог показывает движения, имитирующие готовность самолёта к полёту, запуск мотора (вращательные движения руками впереди себя с произнесением звука «Р-р-р»), полёт (бег с расставленными в стороны руками) и «приземление» на посадку (на скамейку). Дети повторяют весь комплекс, слушая инструкции педагога.
  2. «Солнышко и дождик». Цели игры аналогичны тем, что описаны в предыдущей забаве. Условия: педагог отмечает на площадке черту, за которой дети присаживаются на корточки. По сигналу: «Солнышко на небе, можно идти гулять», дети бегают по площадке. После слов: «Дождик!» срочно возвращаются на свои места.

Во второй младшей группе основным элементом игр является бег, прыжки включаются редко

Ориентирование в пространстве

  1. «Воробушки и автомобиль». Эта игра помогает детям отработать бег в разных направлениях, навык начинать и менять движение по сигналу водящего. Условия: дети — это «воробушки», которые сидят на скамейке «в гнёздышке». Взрослый изображает автомобиль. На слова: «Летите, воробушки», малыши разбегаются, а по сигналу: «Автомобиль едет, летите все в гнездо!», быстро добегают до своих мест на скамейке.
  2. «Птичка и птенчики» («Курочка и цыплята»). Цели: координировать свои движения со словами водящего, учиться бегать врассыпную, не цепляя друг друга. Условия: водящий назначает себя «птичкой», собирает вокруг себя в границы нарисованного круга «птенчиков» — всех ребят. По сигналу малыши разбегаются из круга и так же по сигналу возвращаются обратно. Как вариант этих же игровых действий, можно проводить игру «Найди свой домик» или «Скворечники». Условия последней чуть усложняются: скворцами назначаются все дети, а вот гнёзда рисуются лишь на половину участников, поэтому кто не успел по сигналу занять своё место считается проигравшим.
  3. «Лохматый пёс». К уже обозначенным в предыдущих играх этой группы целям, добавляется ещё одна: не попасться ловящему. Условия: на одной стороне площадки лежит «пёс», на другой — крадущиеся к нему дети. Воспитатель иллюстрирует это передвижение словами о том, что собака-то лежит спокойно, но что же будет, если её разбудить. И тут «пёс» просыпается, начинает лаять. Дети возвращаются на места, а собака старается по пути их схватить. Тот, кому убежать не удалось, становится псом.

Подвижные игры можно дополнить элементарными костюмами или масками

Развитие чувства равновесия

  1. «Держу платок». Цели: тренировать равновесие и отрабатывать навык выполнения движений по сигналу. Условия: малыши кладут на руку (или другую часть тела) платок и, выполняя разные движения, удерживают его в исходном положении.
  2. «Паркуем автомобиль». Цель: отрабатывать ходьбу вперёд спиной. Воспитатель предлагает всем детям стать автомобилями, которые нужно припарковать. Для этого каждый малыш, следуя указаниям водящего относительно направления движения («влево», «вправо», «поворот»), паркует «машину».

Навык имитации

  1. «Пузырь». Игра побуждает ребят действовать в соответствии со словами сюжета, учит согласовывать свои движения с движениями других участников, развивает навык подражания и поощряет инициативу малышей. Условия: воспитатель и дети, взявшись за руки, делают круг. Затем водящий 2–3 раза говорит: «Надувайся, пузырь, да не лопайся», участники хоровода расходятся всё шире и шире, а на слова: «Вот и лопнул пузырь!» дети размыкают руки, произнося звук: «Ш-ш-ш».
  2. «Васька кот». Цели этой игры идентичные предыдущей. Ребёнок-кот ходит по площадке, мурлыкает. Рядом возятся котята. И вот Васька засыпает, малыши бегут к нему, случайно будят, а затем разбегаются по «домикам»-своим стульям.
  3. «Ножки». Целью этой игры является отработка навыка повторения действий заводящим. Условия: воспитатель показывает бег на месте в разном темпе, дети повторяют, а затем говорит: «В ямку — бух», — и дети прыгают в длину.

Игры на имитацию благодаря незамысловатому сюжету и простоте движений можно проводить в качестве физкультминутки

Развитие ловкости

«Кролики». Цели: тренировать прыжки вперёд на двух ногах, отрабатывать навык подлазить под натянутую преграду-верёвку. Условия: малыши располагаются в «клетке» — за верёвкой, натянутой на высоте 40–50 см от пола. После слов водящего: «Скок на лужок» дети подлезают под преграду и прыгают «на лужайке». По сигналу: «Сторож!» так же возвращаются обратно в «клетки».

Навык лазанья

Во второй младшей группе, как и в первой, игры на отработку навыка лазанья проводятся у шведской стенки. Например, забава «Обезьянки», по условиям которой малышам необходимо забраться по гимнастической стенке на 3–4 ступени.

Во второй младшей группе навык лазанья и ловкость отрабатывается ещё и на полосе препятствий

Развитие внимания

  1. «Листопад». Целями проведения этой игры является обучение малышей двигаться под рифмованные строчки. Условия: детки берут у руки осенние листья, и под слова воспитателя машут ими в разные стороны, кружатся, приседают, а затем кладут листья на землю рядом с собой.
  2. «Покажи правильно». Цели: учить малышей внимательно слушать водящего, координировать движения со словами. Условия: воспитатель называет части тела, до которых дети должны дотронуться, но при этом сам взрослый касается не тех, что называет. Дети должны сориентироваться и указать правильно.
  3. «Кто дальше бросит мяч». Цель: следить за направлением предметов. Дети бросают мячи, запоминают их расположение, а затем бегут к ним и сами или с помощью воспитателя определяют, кто лучше бросает, а кто хуже.

Это интересно. Ряд методистов выделяет отдельную группу игр, направленную на релаксацию малышей после физических нагрузок. К таким относится, например, «Найди зайчонка» («Найди зайку»). Суть правил сводится к тому, что педагог прячет игрушку — зайчика, а дети, спокойно передвигаясь по группе, его ищут. Некоторые педагоги подобные игры относят к забавам на внимательность.

В качестве атрибута для игр может выступать природный материал, например, осенние листья

Методика выполнения упражнений

Во время осуществления бросков на пол (дорогу), в первую очередь нужно обращать внимание ребят на особенности движения. Детям нужно понимать, какая зависимость между силой броска и высотой подпрыгивания.

Когда отрабатывается метание в цель важно объяснить:

  • как занять правильное исходное положение тела,
  • как выполнять движение кистями рук,
  • необходимость следить за движением снаряда и целью при броске.

При выполнении броска двумя руками не лишней будет отработка следующей техники: дошкольник бросает мяч на пол и затем ловит его. Силу, которая прикладывается к снаряду, нужно варьировать.

Смена упражнений производится только после того, как все выполнили задания необходимое количество подходов. Все ребята обязательно задействуются в играх.

Правильная передача осваивается не сразу. Нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники следили взглядом за движением мяча, прижимали локти к туловищу, направляли снаряд на уровень грудной клетки другого ребенка.

Броски в корзину также требуют определенной сноровки. Освоение правильного положения тела, наблюдения за движением снаряда, умения прицеливаться требуют от воспитателя понятного объяснения и терпения.

Какие мячи подходят

Для дошкольников нужны более легкие мячи чем те, которые используют для игр с мячом для подростков. Знакомство со спортивным снарядом нужно начинать с раннего возраста.

В 2-3 года будет полезно использовать маленький массажный мяч. Технология изготовления инвентаря для малышей исключает возможность отделения мелких деталей, которые можно вдохнуть или проглотить.

Ребятам 3-4 лет подойдут большие и маленькие, но совсем легкие надувные мячи. Удар таким мячом по ребенку практически не должен ощущаться. Эта рекомендация применима и для детей 4-5 лет.

Ребятам чуть старше (5-6 лет) можно давать более тяжелые надувные мячи, отвечающие всем требованиям безопасности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]