Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД в младшей группе


Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Конспект НОД по ФЭМП с детьми 3–4 лет группы общеразвивающей направленности «Исследование и экспериментирование «Свойства» Цель: Показать детям что, помимо сенсорно воспринимаемых признаков, предметы имеют свойства, которые проявляются при их взаимодействии друг с другом. Задачи: Закрепить умение выявлять свойства предметов. Развивать логическое мышление. Активизировать словарь. Воспитывать интерес…

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег» МБДОУ «Детский сад»

Солнышко» г. Вуктыл 2022г
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег»
Составитель: Воспитатель 1 категории: Тумина О.П. Вид
деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая)

Исследовательская деятельность на прогулке в разные времена года

Опыт 1:

сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

♦ Сколько слоев почвы у оврага? Какие? (Снизу камни, потом песок с глиной и верхний плодородный слой почвы.)

Полить водой.

Как вода проникает через слои почвы?(Плодородный слой почвы легко пропускает воду, глина с песком — плохо, так как в глине нет воздуха.)

Какая растительность преобладает в овраге?(Цветы и Кривы.)

Опыт 2:

рассмотреть верхний плодородный слой почвы.

♦ Что содержится в данном слое почвы?(Перегнившие. татки растений, их корни, останки животных.)

Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко вглубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна длякорней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.

♦Что мы увидели? (Еле заметные почки.)

Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)

Воспитатель предлагает детям провести опыт.

Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крыш­кой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, пру­дах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)

Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.

Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Зима

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега снегомером в разных частях участка.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас­смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на

их пути попадается какой-нибудь предмет, то он от­брасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером.(В пол­день солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени ста­новятся длинными.)

Используемые приемы

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием различных методов и приемов, которые позволяют значительно упросить процесс обучения.

Наиболее популярными и используемыми на практике являются:

  • Эвристический метод. В этом случае педагогом создается определенная проблема для того, чтобы мотивировать ребенка. Таким образом, удается сформировать у дошкольника ощущение групповой сплоченности для того, чтобы найти ответ решения той или иной задачи и активизировать интеллектуальные способности для анализа проблемы. Совершенствованию речевого, исследовательского и любознательного навыка, способствуют различные беседы, где обсуждается проблема. Воспитатель должен определить вопрос исходя из уровня знаний ребенка, а также учитывать возраст группы. При этом педагог формирует уточняющие и наводящие вопросы для того, чтобы привести дошкольника в нужное русло. В рамках младшей группы, длительность такой беседы составляет от 10 до 15 мин.
  • Наблюдение. Подобный процесс чаще всего организуется в рамках определенного помещения в ДОУ или на улице, где восприятие различных объектов или явлений комплексно развивает слуховые и визуальные способности ребенка. Те исследования, которые проводятся во время прогулки, лучше погружают дошкольника в окружающий мир за счет большего количества образов, запахов, цветов или звуков.
  • Эксперименты и проведение опытов. Наряду с игровым процессом, опыты считаются одной из основных форм деятельности дошкольника. Так, при постановке элементарных исследований над объектами в детском саду, ребенок приобретает важное понимание о том, как они работают, начинает видеть основные свойства и особенности предметов. Дошкольники с большим энтузиазмом и наслаждением проводят эксперименты с теми веществами, которые им уже известны, — глина, песок, растения. Такой исследовательский процесс лучше всего формирует желание к самостоятельной постановке опытов. Подобный метод особенно развивает концентрацию, наблюдательность, дисциплину, а также способствует развитию дружеской атмосферы в коллективе.

  • Проектная деятельность. Данная разновидность работы направлена на исследовательскую активность дошкольников и воспитателя, в некоторых случаях, — и родителей. В этом случае задействуется как мыслительные, так и творческие умения ребенка. Педагог должен правильно мотивировать воспитанника к самостоятельным наблюдениям и опытам, — только при особой необходимости помогая дошкольнику.
  • Технологии по методике ТРИЗ. Заключается в решении избирательских заданий, благодаря чему ребенок может самостоятельно выстраивать алгоритмы и планы действий для того, чтобы решить ту ил иную проблему. Подобное технологическое решение в детском саду зачастую используется в игровой форме, что позволяет более эффективно взаимодействовать с учениками. Педагог выстраивает вокруг обучения сказочные сюжеты, что дает возможность дошкольнику учиться вместе с любимыми игрушками или героями из сказок, мультфильмов.

В ходе экспериментального обучения, ребенок обучается важному анализу информации. Таким образом, дошкольник может научиться новому навыку посредством сравнения его достоинств и недостатков, а также найти более эффективные методы обучения.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности в первая младшая группе

Терентьева Галина

Картотека познавательно-исследовательской деятельности в первая младшая группе

Картотека познавательно-исследовательской деятельности в первая младшая группе.

Тема «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком» (прогулка)

Материал: «песочница» — банка с насыпанным в ней тонким слоем песка.

Ход эксперимента: Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» — резко с силой сжимаем банку. — Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

Тема «Мокрый песок принимает любую нужную форму» (прогулка)

Материал: песочница с мокрым песком, различные формочки. Совочки для песка.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. — Какие фигурки получились? — Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

Тема «Куда исчезла вода» (прогулка)

Задачи: показать детям, при попадании воды на песок, она быстро впитывается.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента: В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. — Каким он стал? — Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Тема «Мыльные пузырьки»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, корпус гелиевой ручки.

Ход эксперимента:

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

Игра-эксперимент «Что дольше не упадет?» (прогулка)

Задачи: показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение.

Материал: Перышко, листик от дерева, лист бумаги.

Ход эксперимента: Предложить двум детям одновременно сдуть с ладошки перышко и листик от дерева. — Почему у нас полетели в воздухе перышко и листик? (мы на него дунули) — Что дольше не падает? (перышко, оно легче).

Тема «Пускание мыльных пузырей»

Задачи: закрепление знаний о воздухе, поднятие эмоционального настроя.

Материал: Мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.

Ход: Предложить детям коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки, мыльную воду. Во время игры создать дружеское отношение друг к другу.

Тема «Почему кораблики не плывут»

Задачи: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход игры-эксперимента: Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.

Тема «Я пеку, пеку, пеку…»

Материал: , формочки для песка, мокрый песок, матерчатые салфетки.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка с помощью формочек различные фигурки. Оставить до высыхания.

— Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Тема «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Задачи: расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (нет) Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Тема «Легко ли сыпется песок» (прогулка)

Задачи: расширить знания о свойствах сухого песка.

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента: Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. — Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Тема «Что в пакете?» Эксперимент (прогулка)

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи: Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

Игра-эксперимент «У кого дольше не упадет перышко?» (прогулка)

Задачи: поднятие эмоционального настроя, закрепления знаний о воздухе.

Материал: Перышки от птиц.

Ход эксперимента: Вместе с детьми положить на ладошку перышко (перышко полетело). Объяснить детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение (т. е. когда мы дунули на перышко).

Тема «Камешки»

Задачи: формировать представления детей о свойствах камней: тяжелые, крепкие, твердые; по просьбе взрослого выбирать камни по размеру, цвету, гладкости и пр.

Материалы: Губки поролоновые, камни разные по размеру, цвету, гладкости.

Ход эксперимента: Предложить детям нажать на губку, камень (губка – продавливается, камень – нет, попытаться с детьми сжать камень, губку (камень не сжимается, губка – да, на ладони определяем на вес, камень тяжелый. Предложить детям выбрать камни разного цвета, формы, поверхности.

Вывод: камень твердый, крепкий, тяжелый. Бывает разного цвета, формы, поверхности (гладкий, шершавый).

Д/и «Найди одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости» (прогулка)

Задачи: продолжаем закреплять свойства камней.

Материал: камешки разные по форме, гладкости, размеру.

Ход игры: Предложить детям найти одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости. Разложить их в отдельные коробочки.

Д/и «Собери камушки» (прогулка)

Задача: бросать камешки в тазик с водой и доставать их.

Материалы: Различные камушки, таз с водой, бумажные полотенца.

Ход игры: Предложить детям бросать камешки в таз.

Тема «Камешки»

Задача: познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход эксперимента: Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку, и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!». С водой и доставать их.

Д/и «Достань камешек» (прогулка)

Задача: развитие моторики рук, закрепление знаний о свойствах камней.

Материал: Таз с водой, ложка, совочек, бумажные полотенца

Ход игры: Предложить детям бросить в таз с водой камешки. Почему камешек тонет? (тяжелый)

Попробовать достать их ложкой, совочком.

Д/и «Большие и маленькие» (прогулка)

Задача: разложить камешки в ведерки (кучки на столе). Закрепление знаний о свойствах камней.

Материал: Камешки большие и маленькие, два ведерка.

Ход игры: Предложить детям разложить камешки в два ведерка (в одно – маленькие, другое – большие). Вспомнить какие бывают камешки (гладкие, шершавые).

Тема «Снег — снежок» Рассматрива

ние.

Задачи: Дать детям представление о свойствах снега: холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой

Материалы: Таз со снегом, матерчатые салфетки.

Ход занятия: Набрать в таз снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Вывод: Снег холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой.

Тема «Снег. Какой он?» (прогулка)

Рассматривание.

Задачи: Знакомство со свойствами снега. Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Продолжаем знакомиться со свойствами снега. Предложить детям взять в руку посмотреть (он пушистый, белый, лепится, тает в руке).

Д/и «Разные ножки топают по снежной дорожке» (прогулка)

Задачи: Научить детей получать четкие следы на снегу. Радоваться полученному результату.

Ход игры: Вместе с детьми учимся оставлять отпечаток от обуви. Ставить ногу осторожно без сдвигов, и аккуратно поднимать (чтобы не испортить след).

Тема «Красивая елка»

Задачи: Формировать представления детей о том, что на морозе вода замерзает, превращается в лед.

Материалы: Емкость для воды, краски, формочки для льда, фигурные формочки, вода, веревочки для петельки.

Ход эксперимента: В емкости развести воду с краской, приготовить формочки для льда, положить в них веревочки для петельки. Залить водой, поставить на холод. Вечером посмотреть (вода превратилась в лед).

Вывод: на холоде вода превращается в лед.

Тема: «Лепим снеговика» (прогулка)

Задачи: закрепление знаний о свойствах снега, из снега можно лепить. Поднятие эмоционального настроя.

Ход занятия: Вспомнить с детьми о свойствах снега (белый, пушистый, лепится). Предложить детям слепить снеговика.

Д/и «Украсим елку» (прогулка)

Задачи: закрепление знаний о свойствах воды (превращение в лед). Поднятие радостного настроения (украсить елку полученными разноцветными льдинками).

Материалы: Готовые замороженные цветные фигурки.

Ход игры: Вспомнить с детьми, как у нас получились Украшения на елку (вода превратилась в лед). Развесить полученные игрушки на елку (куст, дерево).

Опыт «Лёгкий — тяжелый»

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Два тряпичных мешочка. В одном воздушный шишки (лёгкий мешочек, а в другой камушки (тяжёлый мешочек).

Тема: «Ледяная горка» (прогулка)

Задачи: Показать детям, как делать горку для куклы. Закрепить знания о свойствах снега (снег хорошо лепится, полить водой, она замерзает, превращается в лед).

Тема: «Поймай снежинку» (прогулка)

Задачи: наблюдение за снежинкой, попадая на ладошку снежинка, тает. Закрепление знаний о свойствах снега.

Материалы: Снеговые лопатки, вода.

Ход наблюдения: Предложить детям поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее. Что происходит со снежинкой? (тает).

Вывод: От тепла снежинка тает.

Тема: «Дует, дует ветер. Игры с вертушками»

Задачи: познакомить детей с понятием «ветер», создавать ветер с помощью дыхания.

Материалы: Вертушки по количеству детей.

Ход эксперимента: Вместе с детьми взять в руки вертушки, с ними ничего не происходит. Но если на них подуть, вертушки начинают вращаться. Почему вертушки начали вращаться? (мы создали «ветер» с помощью дыхания).

Задачи: ДНаблюдение «За качающими деревьями на участке» (прогулка)ать детям представление о ветре: дует, качает предметы.

Ход наблюдения: Ребята, посмотрите на деревья. Что происходит с деревьями? (они качаются) Почему? (это дует ветер, при этом качает предметы – деревья).

Эксперимент «Игры с вертушками» (прогулка)

Задачи: Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения.

Материалы: вертушки по количеству детей.

Ход эксперимента: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

Тема: «Бумага» Эксперимент

Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Материалы: Фантики от конфет, бумажные салфетки, бумага для рисования.

Ход эксперимента: Начать шуршать фантиками бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

Игра-эксперимент «Снежки» (прогулка)

Задача: продолжаем знакомить со свойствами бумаги (мнется). Поднятие эмоционального настроя детей.

Материалы: Листы бумаги на каждого ребенка, корзинка (ведерко).

Ход игры-эксперимента: Вместе с детьми взять листы бумаги и смять. На что, они похожи? (на снежки). Предложить поиграть со «снежками». Д/и «Попади в ведерко».

Дыхательная гимнастика «Снежинки» (прогулка)

Задачи: тренировка правильного дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица. Продолжаем знакомить со свойствами бумаги (вырезать, изготовлять разные поделки).

Материалы: Вырезанные из бумаги снежинки по количеству детей.

Ход упражнения:

Воспитатель раздает снежинки, произносит стихотворный текст:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки,

Белые пушинки

Затем показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]