Музыкальное воспитание – одно из приоритетных направлений развития в детских садах. Оно формирует эстетическое отношение к миру, развивает чувственную сферу, учит слышать и правильно воспринимать звуки. Человек, с детства знакомый с музыкой, отличается широким кругозором и более чутким отношением к миру. Кроме того, именно с помощью нот отлично тренируется аналитическое и синтетическое мышление, причем в очень легкой даже для малышей форме.
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что музыкальное искусство – самое первое из всех остальных, с которым ребенок сталкивается с самого рождения или даже раньше. Учеными доказано, что, еще будучи в материнской утробе, мы прекрасно слышим голос, реагируем на звуки. Но особенное оживление вызывает музыка, и чаще всего – классическая. Рождаясь, малыш слышит колыбельные песни, адресованные ему, или успокаивающие, легкие мелодии.
На протяжении всей жизни музыка идет рядом с человеком. Именно поэтому важно научить ее правильно воспринимать, понимать и интерпретировать.
Именно этим занимаются музыкальные руководители в дошкольных и школьных учреждениях. А на сайте можно найти различное современное оборудование для организации такой деятельности в садиках: .
Целевое назначение музыкального воспитания в ДОУ
Определение 1
Музыкальное воспитание – это специально организованный процесс воздействия средствами музыкального искусства, посредством которого реализуется эстетическое развитие ребенка, формируются основы его общей культуры, вырабатываются ценностные ориентиры.
Музыкальное воспитание оказывает положительное воздействие на развитие личности.
Музыка влияет на формирование творческого компонента личности, способствует развитию творческих основ его деятельности. а это, в свою очередь, ведет к гармоничному развитию ребенка и формированию всех его качеств, необходимых для успешной социальной жизнедеятельности.
Основным назначением музыкального воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Можно выделить ряд подцелей музыкального воспитания:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- Приобщение дошкольника к музыкальному искусству. Ребенок познает основы музыкального творчества, учится эстетическому восприятию музыки, формирует музыкальный вкус.
- Освоение основ музыкальной культуры. Через нее ребенок познает азы общей культуры и формирует собственные взгляды, отношение к искусству, вырабатывает свою линию культурного поведения.
- Развитие музыкальных способностей дошкольника. Посредством музыкального воспитания формируется чувство ритма, музыкальная память, слуховое внимание и восприятие, что в итоге способствует формированию музыкального вкуса.
- Формирование потребности в музыке. Потребность в музыкальном творчестве ведет к творческому развитию дошкольника.
- Реализация разных видов музыкально-художественного творчества дошкольников. Таким образом ребенок может самоутвердиться и самореализоваться в творческом направлении, удовлетворить свои творческие потребности.
Музыкальные занятия в ДОУ направлены на формирование у дошкольников любви к музыке, интереса к искусству, развитие адекватного музыкального вкуса и навыков ориентации в музыкальной информации.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ 410 ₽ Реферат Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ 260 ₽ Контрольная работа Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Программа музыкального воспитания по ФГОС
Начнем с того, что сейчас существуют разные программы, рассчитанные на развитие музыкальных представлений и построенные на основе ФГОС. Какого-то одного признанного автора тут нет, поэтому преподаватель волен выбирать то, что ему подходит больше всего, или комбинировать несколько вариантов.
Это важно! ФГОС – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Определяет все те умения, навыки, знания, которые должен получить обучающийся на определенном этапе своего развития и по конкретному предмету или направлению. В данном случае – дошкольному музыкальному воспитанию и образованию. Разрабатывается на государственном уровне, утверждается федеральным органом исполнительной власти и является обязательным и реализации.
Главное, чтобы выбранное пособие полностью соответствовало требованиям ФГОС. Для каждой возрастной группы программа будет отличатся. Материал постепенно усложняется, становится более емким и в то же время объемным. Дети планомерно и гармонично получают необходимые ЗУНы, учась разбираться в музыке.
Подбор тематики занятия
Тематика музыкальных занятий определяется текущим периодом обучения. Она не должна отрываться от внешнего мира, иначе нарушится принцип соответствия получаемой информации и того, что непосредственно окружает ребенка на данный момент.
Тематика бывает связана с:
- временем года или текущим месяцем,
- государственным или народным праздником,
- значимым событием социальной жизни,
- конкретным произведением;
- биографией композитора и его творениями;
- каким-либо инструментом или новым понятием и т.д.
Такой подход позволяет связать каждое занятие с окружающей действительностью, расширить представление ребенка о мире, реализовать принцип актуальности и практичности обучения. Ведь «мертвые» знания никому не интересны. Их можно оживить, только включив в контекст происходящего.
Какие инструменты использовать?
Вообще, в обучении детей огромную роль играет наглядность и сенсорное восприятие. Как говорят педагоги и психологи, если работает рука, то работает и мозг. Значит, чем больше настоящих инструментов получится использовать, тем лучше и продуктивнее пойдет обучение.
Одно из центральных в зале – конечно же, фортепиано. Инструмент, позволяющий слушать тончайшие переливы звуков и отлично проявляющий себя в сольном исполнении. Обладает поистине волшебной силой воздействия на маленьких слушателей.
Очень часто в занятиях используются бубны, маракасы, барабаны, деревянные ложки. Во-первых, они доступны для детей. Даже трехлетний малыш может попробовать сыграть что-то на подобном инструменте. Во-вторых, отлично задают ритм. А это невероятно нравится детям, захватывает все их существо, уносит куда-то далеко! К различным ритмическим упражнениям мальчики и девочки готовы, пожалуй, с самого рождения.
Для организации весенних и осенних оркестров, в которых будет слышен шум дождя и перезвон капели, подойдут металлофоны, колокольчики, треугольники. Они звучат очень интересно, создавая эффект живой природы. Тоже по праву заслуживают особенную любовь у детей.
Знакомство со струнными инструментами происходит через балалайку или гитару. Они отлично подходят для тематических вечеров, а также музыкального оформления спектаклей. Наконец, для разнообразия можно использовать и духовые, типа трубы или флейты. Ребятишки с интересом отнесутся к ним, попробуют выдуть мелодичные звуки.
Не стоит забывать, что техника не стоит на месте. Сегодня вполне целесообразно использование синтезаторов для создания более объемного, необычного звучания. Кроме того, в саду допускается установка магнитофонов и музыкальных центров, чтобы дети могли прослушивать профессиональные записи и аранжировки.
В последнее время очень часто музыкальные занятия совмещаются с рисованием светом или песком. Это увлекает малышей, расширяет простор для креатива. Выбрать световой планшет или стол можно в разделе игровых столов психолога: световые планшеты для рисования песком. Здесь же вы найдете множество дополнительного оборудования и трафаретов.
Примеры игр и упражнений для музыкальных занятий
Музыкальное занятие строится в зависимости от возраста ребенка. Чем меньше – тем проще, веселее и короче. Детям младшей группы хватает внимания всего на 8-10, максимум 15 минут. Если затянуть деятельность, даже постоянно меняя ее, ребенок устанет, и никакого полезного результата педагог не получит.
Ребятишки средней группы уже более дисциплинированы и усидчивы. Для них усложняется схема занятия, а также увеличивается продолжительность. Рекомендуемое время – 20 минут. Причем, уже можно включать более спокойную, непосредственно обучающую деятельность, знакомить с терминологией и особенностями предмета.
Дети старшей группы уже полностью адаптированы к нахождению в детском садике и могут играть по строгим правилам. Музыкальное занятие для них длится не более 25 минут, упражнения становятся сложнее и многограннее. Подготовишки уже имеют достаточно развитое произвольное внимание. Они могут концентрироваться и выполнять сложные задания. В подготовительных группах продолжительность любых занятий – 30 минут.
Какие же занятия стоит включать для каждого возраста?
Игры для младшей группы
В младшей группе вообще все обучение проходит только в игровой форме. Вы никогда не усадите ребят двух-трех лет за столики и не заставите просто внимать. Нет, чем активнее, тем плодотворнее. Именно поэтому занятия проходят весело, непринужденно, больше напоминая игры. Ребенок должен воспринимать их развлечениями.
Очень хорошо подойдут сюжетные игры с припевками. Например, очень известный «Дождик». Музыкальный руководитель вместе с детьми поют:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей.
Брызни в поле пуще, травка станет гуще.
Только нас не замочи, зря в окошко не стучи.
После этих слов вся группа разбегается от ребенка, изображающего Дождик. Его задача – «намочить ребят», то есть задеть их.
Игры, которые по сюжету требуют выполнения множества действий и подражания, например, животным или взрослым, не только нравятся детям, но и приносят огромную пользу, развивая точность координации и уча малышей управлять своим телом.
Например, «Зайчата и лиса».
Дети вместе с педагогом дружно поют и выполняют соответствующие действия:
– По лесной лужайке разбежались зайки (бегают врассыпную, стараясь никого не задеть). Вот какие зайки, зайки-побегайки!
– Сели зайчики в кружок, лапкой роют корешок (садятся на корточки, изображая, будто роют землю). Вот какие зайки, зайки-побегайки!
Тут вступает один только педагог:
– Вдруг бежит лисичка, хитрая сестричка! («лисичка» кокетливо бегает между «зайками»).
– Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («лисичка» кидается за «зайчиками», которые врассыпную убегают от нее).
С детьми младшего возраста целесообразно разучивать веселые народные танцы, причем только несколько элементов. Например, «изобразим Петрушку» с характерными плясовыми движениями или «станцуем, как матрешки» тоже с соответствующей ритмической схемой.
Малышам больше подходят подвижные, активные музыкальные номера. Танцы или пляски, в которых четко чувствуется ритм. Плюс, с ними можно разучивать короткие потешки типа: «Андрей-воробей, не гоняй голубей! Гоняй галочек из-под палочек!»
Упражнения для средней группы
У ребят средней группы уже сформировано больше навыков и умений, их внимание более сосредоточено, хоть и не так продолжительно, как у дошколят. Прибаутки и потешки таких детей веселят, но не особо интересуют. Педагогу следует вводить более серьезные упражнения, оставляя игровой элемент в каждом.
Например, подвижная игра «Солнышко и тучка» уже не только развлекает детей, но и учит их воспринимать музыкальную тональность, определять, грустная или веселая мелодия задана.
Ход игры прост. Педагог объясняет, что за окном переменная погода, и когда солнечно, дети гуляют, а когда пасмурно – сидят дома. Затем дает задачу: по характеру звучащей музыки определить, на небо вышло солнышко или тучки? В соответствии с принятым решением либо «пойти гулять», т.е., побегать по залу, либо «остаться дома», т.е. сидеть на стульчиках. Далее включаются разные мелодии, и дети следуют условиям игры.
В этом возрасте особенно плодотворно работать с интеграцией всех чувств, развивать сенсорику. Детей учат связывать цвет и слышимые ими звуки. Например, очень полезной будет дидактическая игра «Три цветочка» (их может быть и больше, в зависимости от уровня подготовки ребятишек.
Руководитель раскладывает перед группой три цветка. Это могут быть и геометрические фигуры или любые другие изображения. Главное, чтобы они различались по цвету: красный, зеленый, синий. Затем педагог объясняет условие. Будет играть музыка, дети должны внимательно слушать ее, полностью погружаясь. Основная задача – представить, какой цвет соответствует мелодии и рассказать, почему именно так.
Со средней группой уже можно разучивать сложные, сюжетные песни. Например, «Катюша», «Крылатые качели», «Три белых коня» и т.д. Ребят захватывают не только ритмические рисунки произведений, но и картинки, появляющиеся в воображении. Именно поэтому лучше выбирать песни, в которых что-то происходит. И которые хорошо знакомы детям по тем же мультфильмам или литературе. А после первого прослушивания дайте задание нарисовать то, что прозвучало. Детям очень нравятся подобные упражнения!
Занятия со старшей группой
Старшая группа уже почти готовится к школе. С такими ребятами можно оставить все те упражнения, что и с средней, только усложнив их. В репертуар включаются более длинные, мелодичные песни. Дети учатся управлять своим голосом, пытаются брать сложные ноты. В таком возрасте целесообразно давать сольные номера: песни, танцы, инструментальное исполнение. Для сплочения коллектива очень подходит игра в оркестр, когда каждый ребенок отвечает за определенный звук. И вместе все сливается не в какофонию, а в мелодию. Такие занятия очень нравятся и мальчикам, и девочкам. Есть в них выраженных игровой элемент: ребята ощущают себя настоящими музыкантами!
Из упражнения остаются распевки, заучивания песенок и танцевальных номеров. Можно подключать театрализованные представления с музыкальным сопровождением. Такие спектакли особенно ярко смотрятся на утренниках и вызывают искренний восторг у родителей. Плюс, все также востребованы дидактически игры. Например, «веселая гимнастика» с ускорением движений.
Ворона: кар, кар, кар! (дети машут руками и кричат)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают в ладоши в определенном ритме)
Дождик: кап, кап, кап! (дружно хлопают себя по коленкам)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (изображают шлепки по лужам)
Дети: ха, ха, ха! (изображают радость дождю, машут руками)
Мамы: ах, ах, ах! (подпирают головы руками и качают из стороны в сторону)
Дождик: кап, кап, кап (хлопают себя по коленкам)
Туча: бах, бах, бах (громко топают ногами, изображая гром).
В этом упражнении много движений, и они постепенно ускоряются, что забавляет детей, а также заставляет их сосредоточиться, чтобы не ошибиться и не сбиться с заданного ритма.
Формы организации музыкального воспитания в ДОУ
Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется в следующих формах:
- Музыкальные занятия. Они являются образовательной музыкальной деятельностью. В ходе проведения музыкальных занятий осуществляется интеллектуальное, нравственное, эстетическое и культурное развитие ребенка. Музыкальные занятия включают в себя разные виды и направления музыкальной деятельности: пение, игра на инструментах, танцы, прослушивание музыки разных жанров, ознакомление с творчеством великих композиторов, освоение музыкальной грамоты.
- Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Она связана с проявлением детьми своих творческих способностей. Необходимо стимулировать их к этому. Дети применяют свои музыкальные знания и ориентируют их на свои интересы и потребности.
- Музыка в повседневной жизнедеятельности. Музыка становится важным компонентом всех видов деятельности ДОУ. Она пронизывает все режимные моменты дня. Например, музыка включается при зарядке детей, она сопровождает игровой процесс. Сбор на прогулку можно сопровождать пением и т.д. Кроме того, в ДОУ устраиваются праздники, которые сопровождаются музыкальным действием.
- Музыкальное воспитание в семье. Важно, установить взаимодействия с родителями и сформировать единую направленность музыкального воспитания. Если музыка сопровождает все режимные моменты дошкольника в ДОУ, то дома она должна также сопровождать ребенка. Например, мама может узнать какую музыку воспитатель включает в ходе зарядки и использовать ее. На ночь можно спеть колыбельную и т.д. Важно, чтобы музыка была постоянным компонентом жизнедеятельности ребенка. Эпизодический характер не даст должного воспитательного эффекта.
Цель и задача образовательной деятельности
Цель и задача образовательной деятельности заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации, жанрах, музыкальных формах, способствовать формированию у детей художественного вкуса.
Образовательная деятельность, является основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно-образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения. В быту же, приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей.
Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей. Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности: праздники, развлечения, утренняя гимнастика.
Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя,родителей: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого.
Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. Взаимодействие всего педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно – образовательного процесса.
Музыкальный руководитель создаёт условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, а воспитатель способствует их закреплению.
Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с коллективом педагогов, но и родителями. Для этого с родителями проводится определённая работа, в процессе которой необходимо добиться, чтобы они стали проводниками культурного становления ребёнка. Дети и взрослые любят общие формы взаимодействия, а это праздники, развлечения, конкурсы, викторины.
Кружковая работа также способствует возникновению самостоятельной музыкальной деятельности детей как в группе, так и дома вместе с родителями. Накопленный музыкальный опыт ребёнок переносит в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.
Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду — один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь.
Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.
Структура музыкального занятия в ДОУ
Музыкальные занятия в ДОУ состоят из следующих компонентов:
- Вводная часть. Она ориентирована на подготовку дошкольников к знакомству с музыкой. Во вводной части занятия можно включить компоненты физкультуры: выполнение движений под музыку, исполнение танцевальных па. Это стимулирует музыкальную активность дошкольника и делает музыкальное занятие более продуктивным.
- Прослушивание музыкальных произведений. Это часть ориентирована на развитие у дошкольников навыков эстетического восприятия музыкального творчества и формирование музыкального восприятия.
- Пение и песенное творчество. Дети поют песни разных жанров, а также учатся сочинять песни самостоятельно. Самостоятельное сочинение песни мотивирует заинтересованность дошкольника музыкальным искусством и способствует раскрытию его творческого потенциала.
- Обучение игре на музыкальных инструментах. Как правило, выбираются инструменты, доступные для конкретной возрастной группы. Педагог демонстрирует их звучание и показывает основы проигрывания мелодий. Затем дети сами пробуют освоить игру на том или ином инструменте.
- Танцевальная деятельность. Танцы способствуют развитию музыкального ритма и формируют положительное отношение к музыке, поскольку, танцевать – весело.
- Игровая деятельность. Она не является компонентом каждого музыкального занятия, но периодически может быть включена в него. Игра помогает более продуктивному усвоению музыкальной информации.
Виды музыкальной деятельности
Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.
В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год — 3 года) — это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно — исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятие художественной литерату ры и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
Исходя из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предложенные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.
Условия эффективной организации музыкального воспитания в ДОУ
Чтобы музыкальное воспитание имело продуктивный характер, требуется соблюдать ряд условий его организации:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности дошкольников при планировании музыкального занятия;
- Ориентация на музыкальное развитие дошкольников не только в ходе музыкальных занятий, но в повседневной жизнедеятельности;
- Содержание музыкальных занятий должно отражать целевое назначение музыкального воспитания;
- Итоги музыкального развития дошкольника должны быть заметны в ходе повседневной деятельности ребенка – он переносит свои знания и навыки в свою жизнедеятельность;
- Педагог не оказывает активного воспитательного воздействия на музыкальное развитие дошкольника. Педагог обозначает себя в качестве равноправного партнера в совместной музыкальной деятельности, давая ребенку максимальную самостоятельность в музыкальном познании и развитии.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Чем хороша музыка как инструмент воспитания?
Песни и мелодии – это практически единственный вид искусства, который дети могут оценить надлежащим образом в столь юном возрасте. Даже в первые месяцы жизни младенцы реагируют на мелодии, могут своими эмоциями выражать отношение к услышанному. Через колыбельную формируется отношение к близким людям и искусству.
Важно
Важно сделать музыкальные произведения доступными для столь юного возраста. Для дошкольников очень сложно прослушать, понять и оценить музыкальное произведение с продолжительностью более 5-7 минут. Дети просто не смогут просидеть больше времени во внимании, это нужно обязательно учитывать при планировании уроков.
Для решения проблемы нужно выбрать для прослушивания короткие фрагменты с максимальной легкостью для восприятия. Лучше взять те части и отрывки, которые используются на телевидении для заставок к передачам, в фильмах, в театральных постановках. Их воздействие на подсознание уже проверено годами и с высокой вероятностью вызовет яркий эмоциональный отклик, а также максимальный результат в музыкальном воспитании дошкольников.
Еще схемы по теме «Музыка в детском саду».
Музыкальная деятельность дошкольников Значение музыкального воспитания детей
Музыкальная деятельность дошкольников
Значение музыкального воспитания детей
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» 1
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Итак, значение музыкального воспитания детей заключается в следующем. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства, развивает ребенка и умственно.
Структура и виды музыкальной деятельности дошкольников
Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями. «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» 2.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Восприятие музыки специально созданной для слушания Восприятие музыки в связи с ее исполнением . Музыкально дидактические игры
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Пение Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах
ТВОРЧЕСТВО
Песенное творчество Музыкально – игровое и танцевальное творчество Игра на музыкальных инструментах
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Знания общего характера Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства — пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.
Таким образом, видами музыкальной деятельности являются: восприятие музыки специально созданной для слушания ; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах ; песенное творчество ; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на восприятие музыки специально созданной для слушания ; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах ; песенное творчество ; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на. Все виды являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
Итак, сущность музыкальной деятельности детей заключается в следующем. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства. Музыкальную деятельность детей составляют музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах ; песенное творчество ; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на восприятие музыки специально созданной для слушания; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах.
Специфика музыкальной деятельности дошкольников
Развитие музыкального восприятия дошкольников
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен»3. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.
Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».4
Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Таким образом, развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста заключается в следующем. Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.
Музыкальное исполнительство, музыкальное творчество,
музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста
Музыкальное исполнительство
осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.
Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.
Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.
Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.
Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым.
Музыкально-ритмические движения.
Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.
Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения.
Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б.М.Теплов пишет: «Как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает»5. Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».
Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения.
Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО .
Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место .
Инструментальное творчество детей как правило проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.
Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выше говорилось о том, что в детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке.
Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки.
Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)
Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально — дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.
Итак, музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Основное условие возникновения детского музыкального творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.
Таким образом, специфика музыкальной деятельности дошкольников состоит в следующем. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Оно осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Условиями возникновения детского музыкального творчества являются– накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства, а для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.
Список литературы:
1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 1994
2. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980
3. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981
6. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986
7.М.Л.Лазарев Программа формирования здоровья детей «Здравствуй» — М..,1997г, Академия здоровья.
Воспитатель: Аникина Ю.А,
г.Зеленодольск, 2015год.
Современные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Особый подход в этом направлении образования требует применения инновационных методик и технологий. Современные изобретения облегчают и определяют разнообразие деятельности педагога.
Так, при прослушивании мелодических композиций широко используются презентации и видеоролики. Такая наглядность и расширенные возможности позволяют лучше воспринимать, понимать информацию, предающуюся с помощью музыки.
При разучивании танцевальных движений и ритмических упражнениях используются видеоролики на соответствующую тематику.
Данные методы вызывают больший интерес у детей и способствуют лучшему формированию музыкальности.
Накоплению музыкального опыта и культуры способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.