Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание детей в контексте в современных образовательных стандартах

Музыкальное воспитание для дошкольников так же важно, как и навыки устного счета и базовые понятия об окружающих нас предметах. Доказано, что музыкальное искусство влияет на развитие в ребенке общечеловеческих ценностей. У детей формируется музыкальная отзывчивость, вкус, представления о красоте и эстетике.

Разработана специальная авторская программа, которая предусматривает использование классических музыкальных произведений на уроках музыки в детских садах. Это намного продуктивнее, чем использование упрощенного музыкального репертуара в виде детских и фольклорных песен.

Дети в дошкольном возрасте могут давать преимущественно эмоциональную оценку музыкальным произведениям на уровне «нравится или не нравится». Классические музыкальные произведения, прослушиваемые в дошкольных учебных заведениях, формируют у ребенка эталоны красоты. Духовное становление проходит быстрее, дети приобщаются к общемировым культурным ценностям.

Чем хороша музыка как инструмент воспитания?

Песни и мелодии – это практически единственный вид искусства, который дети могут оценить надлежащим образом в столь юном возрасте. Даже в первые месяцы жизни младенцы реагируют на мелодии, могут своими эмоциями выражать отношение к услышанному. Через колыбельную формируется отношение к близким людям и искусству.

Важно

Важно сделать музыкальные произведения доступными для столь юного возраста. Для дошкольников очень сложно прослушать, понять и оценить музыкальное произведение с продолжительностью более 5-7 минут. Дети просто не смогут просидеть больше времени во внимании, это нужно обязательно учитывать при планировании уроков.

Для решения проблемы нужно выбрать для прослушивания короткие фрагменты с максимальной легкостью для восприятия. Лучше взять те части и отрывки, которые используются на телевидении для заставок к передачам, в фильмах, в театральных постановках. Их воздействие на подсознание уже проверено годами и с высокой вероятностью вызовет яркий эмоциональный отклик, а также максимальный результат в музыкальном воспитании дошкольников.


Еще схемы по теме «Музыка в детском саду».

Метод Шиничи Судзуки

О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.

  1. Все дети музыкальны. По мнению японского учителя (впрочем, этого мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только во время разглядеть и развить их способности.
  2. Путь к успеху — любовь к детям. Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.
  3. Главные учителя — родители. Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.

Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».

Принципы воспитания музыкальными произведениями

Нужно отобрать те классические и народные мелодии, которые станут для детей эталонами красоты. В программе воспитания руководствуются следующими принципами:

  1. Тематический – используются шесть тем, которые повторяются с периодической цикличностью. Это следующие темы: сказка, природа, музыкальные инструменты, танцы, характеры людей, изобразительное искусство.
  2. Циклический – все указанные выше темы повторяются с определенной периодичностью, это обеспечит формирование стойкого музыкального вкуса.
  3. Контрастное сопоставление репертуара – воспитатели дают прослушивать несколько разных по своему жанру произведений. После этого дети выражают свои чувства и эмоции относительно услышанного, учатся различать самые разнообразные жанры.
  4. Адаптивность – воспитатель не должен использовать технологии музыкального воспитания дошкольников в роли обязательного шаблона. Нужно ориентироваться на уровень развития группы детей, подбирать произведения по сугубо индивидуальным вкусам. Если большинству понравилась определенная песня или мелодия, то ее нужно давать для прослушивания как можно чаще.
  5. Синкретизм – прослушиваемые произведения должны побуждать детей к двигательной активности, импровизации, ритмопластике и т. д. Все это обеспечивает комплексное развитие. В будущем на основе прослушанных произведений можно ставить спектакли, разыгрывать мини-сценки.

Гжельские узоры на уроках рисования в старших группах ДОУ

Система Карла Орфа

Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.

Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод К.Орфа, приведём конкретный пример.

Песенка-игра «Добрый жук»

Все вы с детства знаете эту песенку на музыку Е.Шварца из кинофильма «Золушка», но на всякий случай напомним слова:

Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Жил на свете старый жук, Старый, добрый друг! Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал. Громко крыльями трещал, Ссоры запрещал.

Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг, Старый верный друг. Полюбили мы жука, Старика, добряка, Очень уж душа легка У того жука.

Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг Старый, добрый друг!

Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, мы вполне можем применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком — вашими сыном или дочкой. Что для этого нужно?

  1. Придумать вместе (подчёркиваем — вместе) с вашим ребёнком танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.
  2. Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми «звучащими жестами», о которых мы уже говорили.
  3. Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова «встаньте в круг» двигаться по кругу.

Папы и мамы (бабушки, дедушки) тоже «впадают в детство», что иногда бывает приятно, — танцуют и поют вместе с ребёнком. Подвигайтесь так, и в дом придёт настоящее веселье.

Задачи музыкального воспитания дошкольников

Музыка, благодаря своей специфики и уникальности, основной помощник в развитии эстетического восприятия ребенка.

Основные задачи:

  1. Развивать интерес к музыке, знакомить с простыми понятиями мелодичного мира, произведениями разных композиторов и поэтов.
  2. Развивать практические навыки и действия в разных видах музыкальной деятельности.
  3. Насыщать эмоциональную сферу ребенка, наполнять их впечатлениями с помощью музыки и инструментов ее выражения.
  4. Всестороннее, гармоничное развитие ребенка, его эмоционально-сенсорной сферы, музыкальности, слуха, ритма, такта.
  5. Формировать и расширять творческие способности, воображение дошкольников, используя элементы музыки в различных играх.
  6. Прививать музыкальный вкус, оценивая то или иное композиционное произведение.

Метод Павла Тюленева

У Судзуки и Никитиных есть последователи. В том числе, и в России. Они пытаются начинать учить ребёнка играть по нотам очень рано, в 2-3 года. «Знать ноты раньше, чем ходить». Так называется книга Павла Тюленева, автора «МИР» — методики интеллектуального развития, как бы продолжающая идею книги Масару Ибука, описывающего метод Судзуки «После трёх уже поздно».

К сожалению, мы не можем так явственно, как в случае с Судзуки, видеть результаты метода Тюленева, и поэтому не можем утверждать, что метод его проверен временем. Выделим основные принципы, на которых построен этот метод.

Начинать музыкальное воспитание с рождения. Тюленев основывается на исследованиях Глена Домана, директора института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), других учёных физиологов. Доман считал, что «…в период от рождения до 3 лет мозг развивается очень быстро, и умственные возможности в этом возрасте уникальны». По мнению Домана и Тюленева, то, что дети осваивают до трёх лет играючи (изучение иностранных языков, чтение, игру на музыкальных инструментах), в дальнейшем они овладевают с трудом.

Рядом с кроваткой младенца должен стоять музыкальный инструмент. Лучше всего синтезатор, до которого маленький музыкант мог бы дотянуться ручками. По мнению Тюленева, такое раннее знакомство с музыкальными звуками окажет на малыша положительное влияние.

Карточки с нотами и клавиатурой. Такие карточки, на которых были бы изброжены не только ноты, но и части клавиатуры, показывающие, где эти ноты извлекаются, должны, по мнению автора методики, быть с семи-шести месяцев в поле зрения младенца. Таким образом, ранняя игра по нотам станет для него таким же обычным делом, как раннее чтение.

Время занятий и их продолжительность определяет сам ребёнок. Родители создают условия для развития ребёнка, подбирая ему нужные развивающие игры. А когда этими играми пользоваться и как долго, ребёнок решает самостоятельно. Вообще, непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, по Тюленеву, менее значительно, чем в других педагогических системах.

Ничего лишнего. В окружении ребёнка надо тщательно избегать всего отвлекающего. Особенно П.Тюленев предостерегает от лишних игрушек и других вещей, не имеющих отношения к развитию малыша.

Подталкивать малыша к сочинению музыки. Всё, что ребёнок играет, придумывая музыку сам, надо внимательно выслушать и позитивно оценить. Это путь малыша к творчеству.

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

Для формирования музыкальной культуры применяются следующие методы:

  1. Контрастное сопоставление – разработана система заданий, которые строятся на прослушивании разных вариантов интерпретации одного и того же произведения. На контрасте воспитанники учатся понимать смысл произведения, разбивать его на составляющие части.
  2. Уподобление характеру звучания – заключается в эмоциональной подстройке к звучанию и в выражении своего отношения к прослушиваемым произведениям. Уподобление может проявляться в самых разных формах: подпевании, танце, в подборе одежды и т. д.
  3. Тактильное уподобление – педагог прикасается к руке ребенка, чтобы настроить его на прослушивание музыкального воспроизведения для максимального проникновения в его суть.
  4. Мимическое уподобление – при прослушивании произведений дети смотрят на воспитателя, ждут от него оценки происходящего. Для формирования музыкального вкуса потребуется проявлять эмоции, соответствующие характеру произведения. Например, уместно улыбнуться, сделать серьезное лицо, показать увлеченность. Дети в дошкольном возрасте подсознательно тянутся к взрослым, копируют их поведение и эмоции.
  5. Интонационное уподобление – при прослушивании композиций нужно выражать свое отношение словами и репликами. В дошкольном возрасте детям сложно уловить смысл слов, фраз или предложений, если они трудным для восприятия языком поясняют суть композиции. Поэтому лучше выразить свое отношение к музыке простыми словами, понятными для детей, но насыщенными яркой эмоциональной окраской. Они воздействуют прямо на подсознание, минуя этап умственного осмысливания услышанного.
  6. Цветовой уподобление – при прослушивании композиции нужно показывать воспитанникам карточки с цветами и связывать определенный цвет с общим настроением произведения. Например, при прослушивании спокойной композиции показывают голубой цвет, для активной и насыщенной звуками песни нужно демонстрировать красный цвет. При прослушивании последующих мелодий следует спрашивать у детей, с каким именно цветом ассоциируется та или иная песня.

Познавательная деятельность дошкольников

Метод Никитиных

Cистема раннего воспитания Бориса и Лены Никитиных, воспитавших семь здоровых, гармонично развитых, и, что важно для нас, любящих музыку, детей, вот уже более 50 лет одна из самых популярных в России. Вот её несколько основных положений.

Большое значение первого года. Как говорили сами Никитины — «года запуска».

С рождения и до года Никитины «запускали» все направления и, если так можно выразиться, механизмы воспитательного процесса. Обычный среди пап и мам настрой «Ну, вот чуть-чуть подрастёт (как правило, это «чуть — чуть» затягивается на многие годы)» для Бориса и Лены был исключен. Их принцип — всё начинается как можно раньше. То, что не сделано сегодня, завтра уже будет поздно.

Не давить, не мешать, а помогать. Этот основополагающий принцип вполне оптимистичен. Главная задача родителей, по Никитиным, — создать возможности (выражаясь научным языком, организовать развивающую сред). А дальше дети будут двигаться сами.

Активное физическое развитие. Закаливание, обилие в доме спортивных снарядов, ходьба босиком, лечение холодом. Остановились на этом положении семьи Никитиных, которое, кажется, не имеет прямого отношения к музыкальному воспитанию, чтобы подчеркнуть: физическое воспитание — это главное. Все остальные направления, в том числе, музыкальное, имеют смысл, если не мешают воспитанию здорового ребёнка.

Заинтересованность родителей. Один из самых важных, по мнению Бориса и Лены, моментов, объясняющий, почему никакой учитель и воспитатель не может в полной мере заменить папу и маму. Другими словами, чем выше уровень заинтересованности старших и их любви к детям, тем выше результат.

Современные технологии в музыкальном воспитании дошкольников

Особый подход в этом направлении образования требует применения инновационных методик и технологий. Современные изобретения облегчают и определяют разнообразие деятельности педагога.

Так, при прослушивании мелодических композиций широко используются презентации и видеоролики. Такая наглядность и расширенные возможности позволяют лучше воспринимать, понимать информацию, предающуюся с помощью музыки.

При разучивании танцевальных движений и ритмических упражнениях используются видеоролики на соответствующую тематику.

Данные методы вызывают больший интерес у детей и способствуют лучшему формированию музыкальности.

Накоплению музыкального опыта и культуры способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.

Система Марии Монтессори

О замечательном итальянском педагоге Марии Монтессори (1870- 1952 г.г.) всего несколько слов. Мария была первая в католической Италии женщина-врач. Она не была музыкантом, но долгие годы руководила детским садом, занималась с детьми с ограниченными возможностями, тонко чувствовала детскую психологию и понимала, что музыка — важная составляющая воспитания. Её главные педагогические принципы — интерес детей и их свободный выбор. В своём детском саду Мария обратилась к системе музыкального воспитания, которая ей была ближе всего. К системе Карла Орфа. При этом она внесла в систему Орфа некоторые оригинальные черты. Так бывает всегда, когда соприкасаются две жизнеспособные системы: одна подпитывает другую. Монтессори считала самой важной задачей родителей — организовать для ребёнка развивающее пространство. Чтобы всё, что ему нужно, было под рукой. Далее малыш сделает свой выбор. В нашем случае, музыкальные инструменты, рекомендованные Карлом Орфом, лежали перед ребёнком, и он сам выбирал тот, который ему больше нравится. В нужное для него время.

Кроме того, Мария была верующим человеком и считала, что дети наиболее точно и адекватно выражают замысел Бога, замысел Творца, и они способны сами найти свой путь. Родители при этом более наблюдатели, чем воспитатели.

Метод Хелен Хайнер

Хелен Хайнер (Елена Николаева) окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Она написала при литературной помощи Николая Кузнецова книгу «Стать музыкантом? Легко!», в которой делится своим опытом музыкального воспитания. Опытом, в котором, безусловно, присутствуют некоторые оригинальные моменты. В том числе, и те, которые могут заинтересовать пап и мам. На них и остановимся…

Воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта. Многое зависит от того, какие цели ставить перед собой учитель. Хайнер считает, что не стоит специально ставить перед учеником профессиональные задачи. Не стоит изо всех сил (как это принято в российских музыкальных школах) пытаться поднять ребёнка на профессиональный уровень.

Лучший способ музыкального развития ребёнка — обучение на фортепиано. Не слушание музыки, не пение, а обучение игре на фортепиано. Причём, фортепиано, (не скрипка, не блок флейта, не шумовые инструменты К. Орфа), по мнению Хелен, подходит для этой цели лучше всего. Другими словами, лучшие уроки музыки — занятия на фортепиано. Всё остальное (игра в оркестре, пение в хоре) малопродуктивно и потому не нужно. Отсюда вывод: на фортепиано надо учить всех детей. Причём Хелен предпочитает для обучения электронное фортепиано. На нём можно играть разными голосами, что интересно ученику. На нём можно записать и прослушать игру ребёнка. Что тоже важно.

Учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному. Этот дидактический принцип, по мнению Хайнер, должен лежать в основе обучения игре на инструменте. Главное для учителя — найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступеньки), по которому ребёнок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американской учительницы, его искусство. Всё чрезмерно сложное неминуемо вызовет у маленького ученика негативное отношения к занятиям.

Система четырех элементов Золтана Кодаи

Автор считал, что музыкального человека выделяет развитый слух, чувства, интеллект и руки. При этом он считал, что нет детей без способностей к музыке. Немузыкальные взрослые — лишенные обучения малыши. Развитие слуха проходит через запись мелодии на слух и пение. Голосовое воспроизведение считается главным инструментом для развития способностей. Человек может и не уметь играть на инструменте, но должен уметь петь, считают сторонники такого подхода.

Петь голосом, хлопать в ладоши, отбивая ритм — основная задача такого образования, которое, по мнению Золтана Кодаи, является не только задачей родителей, но и общества в целом. Музыкально развитый малыш вырастает в хорошего человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]