Игровые ситуации как средство развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста


Игровые ситуации как средство развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста

Игровые ситуации как средство развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года направлен на обеспечение формирования общей культуры, развития интеллектуальных личностных качеств старших дошкольников.

По мере развития любознательности, познавательных интересов интеллект все шире используются старшими дошкольниками для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям.

Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической ситуации,обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.

Важным средством развития интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста являются игровые ситуации [3, с.19].

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых, согласно ФГОС ДО, происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой [4,с.82]. Развивает ребенка здесь не столько деятельность, а та позиция, которую он занимает в той или иной ситуации, т. е субъектная позиция. Она связана с такими компонентами как:

— целеполагание (младший дошкольник принимает цель взрослого; старший – самостоятельно ее ставит);

— овладение ребенком способом деятельности;

— способность получить результат деятельности;

— самоконтроль и самооценка.

Личностно-субъективная позиция позволяет ребенку принять цель деятельности взрослого или поставить ее самостоятельно. Основная задача педагога– найти наиболее эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта разнообразных видов детской деятельности.

Навыки игрового общения, которые будут приобретены в игровой ситуации, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия. К этим условиям можно отнести:

— обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;

— привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр…);

— активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной [4,с.57].

Д.Б. Эльконин рассматривал игру как единственный естественный вид обучения, развивающий воображение, так как в ходе проигрывания воображаемых ролей можно отобрать лучший вариант решения проблемы, выработать необходимые эффективные стратегии поведения, которые можно успешно внедрять в последующей продуктивной деятельности [21,с.94]. В игровой ситуации индивид обучается саморазвиваться, самоутверждаться и самореализовываться.

Изучая вопрос о роли игры в интеллектуальном развитии старшего дошкольника мы пришли к выводу, что содержание игровой деятельности, разнообразие её тематики и длительность протекания зависит от того, как происходит сам процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков.

Игра представляет дошкольникам возможность повторения усвоенных знаний и целесообразна по собственному усмотрению их применять в игре. Дети испытывают удовлетворение от удачного применения своих знаний в игровой ситуации от напряжения мысли при решении конструктивных задач.

В процессе игровой ситуации создаются особо благоприятные условия не только для усвоения детьми новых знаний и умений, но и для формирования у них таких важнейших качеств человеческого ума, как способность производить действия в умственном плане, осуществлять символическое замещение реальных объектов и оперировать подобными замещениями в познавательных целях [20,с.59].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям игра состоит из нескольких проблемных ситуаций, процесс исследования и решения которых способствует выработке у детей наиболее приемлемых способов их решения, что вызывает активизацию познавательных качеств личности и отражается на интеллектуальной деятельности ребенка [8;с71]. Таким образом, в процессе решения ранее не известной проблемы, опираясь на свои знания и опыт, которые обучающиеся модифицируют и адаптируют согласно игровой ситуации, задействовав свое воображение, они вырабатывают новые знания и опыт, создают инновационные и значимые продукты, приобретают эффективные стратегии поведения, генерируют идеи, предлагая всевозможные варианты решения проблемных задач, что положительно отражается на развитии интеллектуальных умений и успешности образовательной деятельности.

Игровая ситуация – это полноценная, но специально организованная ролевая игра. Её характеризуют следующие характеристики:

— она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

— оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда;

— в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

— игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

— воспитатель руководит игрой — следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели [9,с.182].

Виды игровых ситуаций в ДОО:

— ситуации-иллюстрации,

— ситуации-упражнения,

— ситуации-проблемы,

— ситуации-оценки [10,с.65].

В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют при освоении новых знаний. В них часто используются иллюстрации, кукольный театр, игрушки.

Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. В них дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия, тренируют многие интеллектуальные умения — умение сравнивать, анализировать, группировать.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия — ситуации-проблемы, где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. В них ребенок находит возможности для самостоятельного применения своих интеллектуальных умений, а также — выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Игровая ситуация представляет собой педагогические приемы, внедренные в учебную деятельность, кратковременные, но не ограниченные правилами, что предоставляет старшим дошкольникам свободу выбора стратегий, средств и повышает у них мотивацию к интеллектуальной активности и самостоятельному приобретению необходимых навыков. Реализация игровых ситуаций мотивирует старших дошкольников к самообразованию и накоплению новых опыта, знаний и приобретению способов эффективного решения проблемных задач, вследствие чего она может успешно быть внедрена в образовательный процесс ДОО [7,с.80].

Игровые ситуации – это игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развитии творческой стороны интеллекта. Игровыми ситуациями такого типа являются развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Игровая ситуация является довольно эффективным средством для формирования таких личностных качеств, как – организованность, самоконтроль и т.д. [6,с.33].

Позитивная роль игровых ситуаций связана с тем, что обязательные для всех правила игры регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т.е. сознательному управлению своими действиями. Отмечая ошибки ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает свои собственные просчеты [6,с.99].

Игровая ситуация способствует развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских, прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом — творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Поэтому важно, чтобы педагоги уделяли им очень большое внимание. И.Н. Агафонова считает, что игровая ситуация в ДОО позволяет «запустить» чуть ли не все существующие способности, что даёт детям большую фору и открывает в дальнейшем огромные возможности. Как минимум, хотелось бы, чтобы дети научились учиться и осознали, что учиться необходимо всю жизнь. Чтобы не боялись нестандартно мыслить, умели аргументировать и отстаивать свои мнения, уважали и умели осмысливать мнения других. Кроме того, автор полагает, что для становления полноценной личности развитие интеллекта не может происходить без взаимосвязи со всеми остальными сферами психики [11,с.15].

По мнению З.А. Михайловой, педагогам ДОО необходимо позаботиться об интеллектуальном развитии старших дошкольников, так как формировать новые приемы мышления в начальной школе значительно труднее. С помощью игровых ситуаций старшие дошкольники учатся приемам мышления – обобщению, группированию, анализу, сравнению, установлению причинно-следственных связей между явлениями и т.п. [12,c.74].

По словам В.С. Мухиной, играя, дети все время заняты увлекательными делами, объединены общими интересами. Для того чтобы процесс реализации игровых ситуаций был продуктивным, необходимо следить за тем, чтобы процесс решения игровой ситуации был направлен на самоорганизацию, самообразование и самостоятельно-исследовательскую деятельность старших дошкольников [13,с.227].

Игровая ситуация должна соответствовать интересам и сфере деятельности старших дошкольников, которую они изучают, с тем чтобы активно задействовать имеющиеся опыт и знания, на базе которых следует приобретать новые. Игровая ситуация должна быть проблемной, но посильной, понятной и практичной, чтобы мотивировать на ее решение и последующее применение полученных знаний, навыков и стратегий поведения в реальной деятельности [17,с.105].

Главное отличие игровых ситуаций – это многофункциональность игровых задач и безграничный простор для детского творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех детей группы. Развивающие игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям; получать радость и удовлетворение от интеллектуальной деятельности; думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игровая ситуация в ДОО — это набор задач, которые ребенок решает с помощью различных деталей и атрибутов – карточек, кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются детям в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

Задания в игровой ситуации расположены от простого к сложному. Уровней сложности несколько: от доступных любому ребенку до непосильных для школьников, поэтому такие игры могут возбуждать интерес в течение многих месяцев. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои интеллектуальные умения [14,с.55].

Используя игровые ситуации для развития интеллектуальных умений, следует придерживаться определенных принципов. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, дошкольник учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

Т.Н. Дронова, В.В. Гербоваподчеркивают, что нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, даже больше: надо дать возможность ребенку самому её решить [19,с.30].

Решение интеллектуальной задачи предстает перед старшим дошкольником в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения той или иной задачи [15,с.19].

Большинство игровых ситуаций не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть, заниматься творческой умственной деятельностью.

Таким образом, главная особенность игровых ситуаций — это то, что в них удаётся объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием интеллектуальной деятельности – делать всё самостоятельно.

Игровые ситуации для детей старшего дошкольного возраста обладают характерными особенностями.

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью картинок, карточек, кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т.д. [18,с.46].
  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр — от простого к сложному.
  4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
  5. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится всё брать самому из реальной действительности.
  6. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  7. Решение каждой игровой задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа интеллектуальной задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет детям сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.
  8. Большинство игровых ситуаций не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка [16,с.79].

В игровых ситуациях удаётся объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием интеллектуальных умений:

— игры могут стимулировать развитие интеллектуальных умений;

— задания игровых ситуаций всегда создают условия, опережающие развитие способностей детей;

— ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;

— игровые ситуации могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества;

— играя, дети незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать другому самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Таким образом, условия применения игровых ситуаций соответствуют всем пяти основным условиям интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Игровая ситуация — это ограниченная по времени, но не регламентируемая жесткими правилами деятельность, которая представляет собой специально разработанные условия, способствующие формированию и развитию личностных качеств и эффективных интеллектуальных умений. Именно игровые ситуации развивают многие необходимые в реальной жизни интеллектуальные умения старшего дошкольника: произвольное внимание, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект). – М.: Наука, 2012. – 94с.
  2. Агафонова, И.Н. Методики изучения интеллекта / И.Н. Агафонова, А.К. Колеченко, Г.А. Погорелов. — СПб.: Питер, 2011. — 264с.
  3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 168с.
  4. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. — М.: Просвещение, 2013. — 268c.
  5. Воспитание дошкольников / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Просвещение, 2013. — 318 с.
  6. Галанов, А.С. Психодиагностика детей / А.С. Галанов. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 344 с.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой и др. — СПб.: Акцидент, 2010. — 224 с.
  8. Дьяченко, О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С.138-142.
  9. Зинченко, В.П. Проблемы интеллектуального развития / В.П. Зинченко. – М.: Сфера, 2012. – 346 с.
  10. Каменская, В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка / В.Г. Каменская. — СПб: Питер, 2011. — 223с.
  11. Методики изучения и развития интеллекта / Под ред И.Н. Агафоновой. — СПб.: Питер, 2013. — 221 с.
  12. Михайлова, Е.И., Мамчак С., Мамчак Ст., Чоросова О.М. Современные системы образования: осмысление опыта управления в условиях реформирования. Якутск, 2013.
  13. Михайлова, Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет / Я.И. Михайлова. — СПб.: ЛИПКТК, 2001. — 36с.
  14. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. — М.: МГУ, 2010. — 340 с.
  15. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. — М.: Знание, 1991. – 144 с.
  16. Никитин, Б.П. Тест «Как измерить уровень развития ребенка» / Б.П. Никитин. — М.: Сфера, 1997. – 94 с.
  17. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.: Тривола, 2008. — 352 с.
  18. Панасюк, А.Ю. Использование адаптированного варианта методики Векслера при психологическом исследовании детей / А.Ю. Панасюк. — 2013. – 124 с.
  19. Психология и педагогика: Уч. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. — 585с.
  20. Серебрякоф, В. Руководство по интеллектуальному и личностному тестированию / В. Серебрякоф. — М.: Просвещение, 2012. — 226 с.
  21. Чоросова, О.М. Открытая информационно-образовательная среда дополнительного профессионального образования педагогов Якутии. // Метод, пособие, Якутск: Издательство ИПКРО, 2007.

«Поликлиника»

Содержание программы: Пробудить у детей интерес к профессии врача. Сформировать умение творчески развивать сюжет игры. Исправьте названия медицинских инструментов: стетоскоп, шприц, шпатель. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к пациенту, доброту, реактивность, культуру общения. Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины. Игровой материал: халат и фуражка врача, халат и фуражка медсестры, медицинские инструменты (термометр, шприц, лопатка), бинты, зеленый материал, вата, горчичники, карты пациентов, витамины. Подготовительные работы: Экскурсия по врачебному кабинету д / с. Наблюдая за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Я летаю на кукле», А. Кардашова «Наш доктор». Постановка «Звери больны». Смотрю альбом «Играем Доктора». Создайте атрибуты для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как вести себя в кабинете врача?» Роли: врач, медсестра, пациент. Разыгрываются сюжеты: «На приеме у врача», «Вызовите врача на дом» «Ушиб палец» «Болит горло» «Поставь укольчик» «Получи вакцину» Действия в игре: Врач принимает пациентов, внимательно слушает на их жалобы, задает вопросы, выслушивает, смотрит на горло, записывается на прием. Медсестра делает уколы, лекарства, витамины, ставит горчичники, смазывает раны и повязки. Пациент приходит к врачу, рассказывает, что его беспокоит, соблюдает рекомендации врача.

«Магазин – Супермаркет»

Содержание программы – формирует у детей представления о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Научитесь играть разные роли в зависимости от сюжета игры. Развивайте эффективное визуальное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывайте доброжелательность, умение учитывать интересы и мнения игровых партнеров. Словарные слова: витрина, кассир, кондитерская. Игровой материал: витрина, весы, кассовый аппарат, сумки и корзины для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, автомобиль для перевозки товаров, уборочная техника. «Бакалея»: фруктовые и овощные манекены, различная выпечка на соленом тесте, манекены из конфет, сладости, печенье, торты, выпечка, коробки чая, соки, напитки, колбасы, рыба, пакеты с молоком, стаканы для сметаны, йогурта горшки и др. подготовительная работа: Беседы с детьми «Какие есть магазины и что там можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила оформления заказа». Д / и «Магазин», «Овощи», «Кто что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронко «История необычного шоппинга» Изготовление рогаликов, бутербродов, печенья из соленого теста, изготовление конфет. Роли: продавец, покупатель, кассир, менеджер магазина, водитель. Разыгрываются сюжеты: «Хлебно-кондитерский цех (хлебный цех, цех)» «Овощной цех (цех)» «Мясо-колбасный цех (цех)» «Рыбный цех (цех)» «Молочный цех (цех)» «Гастроном. «Магазин музыкальных инструментов» «Книжный магазин» Действия игры: Продавец надевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, складывает товар на полки (украшает витрину). Менеджер магазина организует работу сотрудников магазина, делает запросы на товары, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за заказом в магазине. Покупатели приходят в магазин, выбирают товар, узнают цену, консультируются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, выстраиваются в очередь у кассира, оплачивают покупку в кассе, получают чек. Кассир получает деньги, ставит штамп на чеке, выдает чек, доставляет сдачу покупателю. Водитель доставляет ряд разных товаров, принимает заявки от менеджера магазина, выгружает привезенные товары.

Что еще почитать: Дидактические игры для развития речи дошкольников. картотека по логопедии по теме

Игровые ситуации: «Шоферы», «Медвежонок и зайка моют машину»

Предлагаю вашему вниманию игровые ситуации «Водители», «Медведь и зайка моют машину» для ознакомления детей с профессией водителя, закрепления правил поведения на дороге и в транспорте. Задача. Расширить кругозор детей об окружающей среде, о работе людей, о профессии водителя, подарить им новые впечатления через наблюдение, игру.

Задания.

  • Дать детям знания по профессии – шофер.
  • Расширяйте и обогащайте представления о рабочих действиях, результатах работы.
  • Уточняйте правила дорожного движения с детьми (дорожные знаки)
  • Развивать зрительное внимание, ориентацию в микропространстве.
  • Развивайте интерес и уважение к людям, которых вы знаете

Возраст: средний дошкольный возраст 4-5 лет

Применение: НОД (познавательное развитие при ознакомлении с работой водителя, правилами поведения на дороге и в транспорте), ролевая игра «Водители», «Путешествие на машине»

Структуры.

  • Различные игрушечные машинки: грузовики, легковые автомобили, тракторы, краны. Руль, кресла, кап.
  • Крупный и настольный строительный материал – кубики, бруски, кирпичи, плиты. Мягкие модули.
  • Таз с тряпкой (полотенцем)
  • Светофор (игрушка)
  • Игрушки – заяц и медведь

Способы взаимодействия:

  • Строительство из модулей, мелких и крупных строительных материалов.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Художественное слово.
  • Игра, развивающая движения.
  • Картинки по теме.

Игра-ситуация «Кто шофер?»

Методика проведения. Воспитатель вместе с детьми подготавливает атрибутику к игре (рули, светофоры, модули). Дети играют с машинками, строят дорогу, машинку из модулей. Воспитатель побуждает детей принять роль, называя себя именем выбранного героя.

Воспитатель: Ребята, пора в магазин, такси вызову. Какая машина бесплатная? Кто меня возьмет? Ты, Ярослав? Ты водитель? У тебя сейчас есть свободное время? Но сначала давайте вспомним правила поведения на дороге и на перекрестке.

Что еще почитать: Игры для детей 5 лет для развития речи и советы родителям

Дети (расскажите о правилах поведения в дороге с помощью сюжетных изображений)

Воспитатель: Молодец, правила дорожного движения знаешь, с тобой дорогу можно пройти.

Учитель: Отведите меня, пожалуйста, в магазин. Спасибо. И Полина тоже ждет, забери и ее.

Воспитатель: Полина, а я могу вас отвезти? Скажите Ярославу, что он водитель. Он умеет водить.

Воспитатель: Но целую строчку подряд: Милолика, Арина, Богдан, Вероника. Все ждут бесплатных машин.

Водитель (ребенок): Девочки, а вам куда? Наши автобусы все сломаны, вам придется ехать с нами на машине.

Учитель: Скажите водителям, куда вам нужно, они вас отвезут. Кто еще наши водители? Тимофей, Захар, Егор, Женя. Вот к вам приехали девушки, они пассажиры. Девочки, а вы пассажиры? Так скажи мне, куда идти. (Дети соглашаются друг с другом, они выбирают свой собственный путь, учитель помогает наладить взаимодействие.)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]