Ребенок приходит в этот мир чистым и невинным созданием. Его разум подобен поролоновой губке, жадно впитывающей всю информацию вокруг себя. Но мы отлично знаем, что далеко не все то, что он видит – хорошо полезно и правильно. Мы знаем – он нет. Для него мир априори прекрасен и интересен. Вот здесь встает задача – научить маленькое открытое создание отделять хорошее от плохого, правильное от неправильного. Научить ребенка с уважением относится к каждому человеку и ко всему миру в целом.
Нравственное воспитание дошкольников начинается с рождения и продолжается всю жизнь. В это понятие входят базовые знания о добре и зле, правилах поведения в обществе, стимулирование эмпатии, уважения к окружающим. Нравственное воспитание – процесс больше естественный, чем научный. Нарочно научить ребенка нравственности – нельзя. Можно только корректировать его самостоятельный путь познания всей гармонии окружающего мира.
Первые шаги воспитания
Маленькие дети о морали не имеют ни малейшего представления до тех пор, пока мы не дадим им его. А моральное воспитание (если можно так выразиться) начинается с самой колыбели. Мама нежно прижимает к себе своего малыша и улыбается, ему приятно. Он понимает, что улыбка – это хорошо, и начинает улыбаться ей в ответ. Она ласково гладит ребенка, целует его – он понимает, что нежные прикосновения приятны, и прикасается к ней в ответ. Это первые уроки любви и нежности. О том, что такое «не хорошо», малыш узнает после, когда нарушает первые родительские запреты. Родители сердятся – он понимает, что поступает неправильно. Эти моменты только кажутся простыми и неважными, на самом деле именно так начинается формирование нравственных качеств.
По мере взросления, ребенку не просто говорят «нет», но и поясняют, почему. Слово «нельзя» без логичного объяснения воспринимается малышом как «можно, только когда мама не видит». Родители объясняют, почему нельзя бить, почему нельзя кричать, обижать котенка, зачем нужно помогать маме. Нравственность для малыша – отличие плохого от хорошего.
Личный пример – его роль в нравственном воспитании
Как мы уже писали выше, детей невозможно научить нравственности, они могут только перенять ее от взрослых. Взрослые – пример для дошкольного возраста. Особенно пример родителей. Родители – идеал для малыша. Все, что они делают, для него по умолчанию правильно и хорошо. Если мама поднимает руку на ребенка, а отец решает конфликты кулаками (а того хуже, бьет мать), то они могут сколько угодно твердить ему, что драться не хорошо, но модель поведения он уже взял от родителей, и для него она единственная – правильная.
Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах
Для детей источниками нравственного воспитания служат:
- Родители;
- Окружающие его взрослые (воспитатели, педагоги, родственники, старшие братья и сестры);
- Сказки (особенно народные, и не только русские);
- Телевизор и интернет;
- Окружающая среда.
Внимание
Признавая кого-либо авторитетом, ребенок сознательно (а чаще подсознательно) копирует его поведение, а это, на секундочку, формирует фундамент его нравственного образа. Поэтому, уважаемые родители, воспитатели, и просто старшие по возрасту, будьте внимательны к своему поведению, если вы –хотите, чтобы наше будущее поколение было нравственно и духовно воспитанным.
Презентация на тему «Духовно-нравственное воспитание и развитие подростков»
Духовно-нравственное развитие и
воспитание детей и подростков
У молодого поколения искажены представления ο таких простых понятиях, как доброта, милосердие, сострадание, патриотизм.
План:
- 1.Духовно-нравственные ценности.
- 2.Духовно-нравстенное воспитание.
- 3.Методы и средства духовно-нравственного воспитания
Духо́вно-нра́вственное воспита́ние
— один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей
НРАВСТВЕННОСТЬ —
духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.
Система норм и правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях.
В.И.Даль
«Толковый словарь»
- Духовность
— это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности»
Духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
- Нравственных чувств
совести, долга, веры,
ответственности, гражданственности, патриотизма;
- нравственного облика
— терпения, милосердия; - нравственной позиции
— способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; - нравственного поведения
— готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли.
1.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2 Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
5 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание
)
Методы нравственного воспитания-самовоспитания
(
М.И. Рожков и Л.В. Байбородова):
1.убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера),
2.стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),
3.внушение и самовнушение (эмоциональная сфера),
4.требование и упражнение (волевая сфера),
5. коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),
6.воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера),
7. метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
Нравственные ценности
-«
важные характеристики личности
усвоенные в виде нравственных знаний, чувств, качеств, убеждений, отношений, роль и значение которых выражается в профессиональном поведении, в отношении человека к человеку, обществу на гуманистических основах».
В.В. Корнилова
Под «духовно-нравственными ценностями»
понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины
Методы определения развития нравственных качеств личности
Диагностический материал для изучения нравственных качеств личности
Семья как источник духовно-нравственного воспитания детей и подростков
- «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети». А.С.Макаренко
Духовно-нравственное воспитание в семье –
- это содействие духовно-нравственному становлению ребенка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него…
- это систематическое формирование у ребенка знаний о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.
Главная цель духовно- нравственного воспитания
–
- формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
- Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, они приобретаются собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность .
Правила воспитания ребенка
- Первое правило – создание подходящей атмосферы в семье
- Второе правило, которое стоит запомнить родителям – постоянный и неусыпный контроль за собственным поведением.
- Третье важное правило – нельзя давить на ребенка и принуждать его всегда соглашаться со взрослыми.
- Четвертое важное правило – никакой агрессии по отношению к ребенку!
- Последнее правило– никаких сравнительных степеней
Девиантное поведение подростков как искаженное следствие нравственного воспитания.
Современным детям очень просто включить телевизор, зайти в интернет, где можно посмотреть любые фильмы, и самое страшное, телеканалы, не задумываясь, транслируют фильмы, которые могут неблагоприятно влиять на психику подростка. В настоящее время кино является самым распространенным видом искусства среди подрастающего поколения, и именно в фильмах дети ищут себе кумиров, и от них берут различные маски, и формы поведения Прогресс не стоит на месте, и мы не сможем уберечь детей от безнравственных фильмов, мы можем лишь общаться с ребенком, объясняя ему, что хорошо, а что плохо, прививать ему только морально-нравственные манеры поведения , быть в курсе того, что с ним происходит и с кем он общается.
Существует множество способов профилактики девиантного поведения подростков, но одним из главных методов профилактики является формирование нравственного и духовного здоровья.
О нравственности
человека можно говорить только
тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения.
.
Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким-то», ничего не дают!
Следовательно, нравственность как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается ребенком через совместное бытие взрослых и детей.
Заключение
Духовно-нравственное воспитание — целенаправленный двухсторонний процесс формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения.
Фильтруем информацию, или важная роль телевизор
Мы не будем говорить сейчас о вреде самого телевизора (компьютера, планшета). Об этом много говорят врачи, а мы же напомним о том, какое колоссальное влияние на нравственное воспитание оказывает то, что смотрит маленький зритель. Любой, казалось бы, самый безобидный мультфильм несет в себе смысловую нагрузку. Полюбившийся герой становится образцом для подражания, его поведение вносит коррективы в воспитание дошкольника. Поэтому, обратите внимание на то, что смотрит ваш малыш?
В прошлом столетии, в тот самое советское время, сию задачу за родителей решало государство с помощью «Союзмультфильма». Все, что попадало на экраны, несло в себе воспитательную задачу. Мультфильмы учили быть добрым, воспитанным, образованным, трудолюбивым. Они учили любить родину, любить родителей, дружить и уважать старших. И даже «зло» в советских мультиках, в большинстве своем было по-доброму обаятельным и смешным. Надо ли напомнить, каким был уровень нравственности в стране?
Сегодня фильтр и цензуру отключили начисто. С экрана телевизора на малыша смотрят всевозможные монстры, безобразные персонажи, то и дело ругающиеся, пихающиеся, грубые, невоспитанные и неопрятные.
Важно
Обратите внимание на то, какую информацию несут низкосортные мультфильмы с дешевых коммерческих каналов?
Что видят дети и что они вбирают:
- Агрессия. Око за око – зуб за зуб, и это еще мягко сказано. Ударь, толкни, брось что-то в того, кто тебя раздражает;
- Эгоизм. Каждый сам за себя в этом мире;
- Отсутствие сострадания. Смеяться, если кому-то больно, пройти мимо, если кто-то нуждается в помощи. Плюс бесконечная боль, которую испытывают герои. Их бьют, на них падает тяжесть, они падают с высоты, при этом нет чувств сожалений – детям предлагают смеяться над упавшим с высоты зверьком (пример);
- Хитрость. Обмануть, обвести вокруг пальца для достижения цели;
- Плохие манеры (как же хочется поговорить про Свинку Пеппу). Герои мультфильмов не стесняются звуков своего тела (и задорно смеются над этим) залезают в грязь, входят без стука.
Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста
И эти персонажи могут стать образцом нравственной культуры, вы только вдумайтесь. Дешевые ролики наполнили интернет. Дети самостоятельно кликают мультфильмы на планшете и компьютере, в то время как их мамы спешат заняться домашними делами. Эта «информационная помойка» представляет серьезную опасность, и наносит урон не только нравственности детей, но и их неокрепшей психике в целом. Выбирайте только те мультфильмы, которые учат добру и справедливости – основе нравственного воспитания.
Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»
Администрация городского округа Саранск
Управление образования
МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»
Педагогический проект
« Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»
(на 2017-2018 учебный год)
Выполнила:
воспитатель первой кв.категории
Малаева Ольга Борисовна
г. Саранск 2017
Проблема
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»
, —
писал известный русский религиозный философ
.
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.
Актуальность
темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитаниит детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.
В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.
Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», — сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду
Нравственное воспитание в детском саду не является отдельным блоком, как, например, физическое, музыкальное или патриотическое. Оно органично вплетено в деятельность и режимные моменты дошкольного учреждения.
Основной задачей для педагогического коллектива является укрепление связи между ДОУ и семьями воспитанников. Семья и детский сад – два основных воспитательных института. Их функции бывают разными, но цель одна и та же – воспитание гармоничной нравственной личности, поэтому взаимодействие необходимо.
В педагогической деятельности детского сада, нравственное воспитание осуществляется, в основном, планомерно, во время образовательной деятельности (занятий). Нравственное воспитание осуществляется при помощи сказок, рассказов и стихотворений для детей, рекомендованных для чтения в детском саду. После чтения воспитатель проводит беседу с детьми, в ходе которой дети учатся сопереживать героям, анализировать их поступки, делая для себя выводы о том, как можно и как не нужно поступать.
Но не только на занятиях, но и во всех режимных моментах педагоги продолжают свою воспитательную деятельность. На прогулке дети учатся дружной организованной игре, познают окружающий мир, учатся быть в гармонии с ним. Культуре питания и поведения за столом малыши познают во время приема пищи. Говоря «спасибо» поварам за вкусный обед, переобуваясь, чтобы не испачкать пол, который нянечка моет каждый день, дети учатся ценить труд другого, быть благодарными.
Детский сад решает те задачи нравственного воспитания, которые семья не в силах реализовать в полной мере – здесь дети учатся жить в социуме. Это очень важный момент. Ребенок учится находиться в коллективе, уважительно относиться к своим друзьям и к старшим, делиться игрушками, организовывать совместную деятельность – это все становится сильным подспорьем для прочного фундамента нравственности пока еще маленькой личности.
Памятка для педагогов «Содержание уголков по духовно-нравственному воспитанию»»
МКОУ «Иковская средняя общеобразовательная школа»
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Содержание уголков по нравственно-патриотическому воспитанию»
Воспитатель Ломакина Е.С.
Содержание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию
Младший дошкольный возраст
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте
—
ознакомлениес ближайшимокружением
.
1.
В уголке размещен материал по социально — нравственному воспитанию:
· взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид – иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
· семья — подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов семьи — заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;
· дом, в котором ты живешь, — фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
· ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях — девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д.;
· эмоциональные состояния — тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы;
· поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «Хорошо — плохо», так можно делать, а так нельзя», этикет.
2.
Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты — группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад. Упор делается на использование макетов.
3.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4.
Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.)
5.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Содержание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию
Средний дошкольный возраст
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1.
В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, «Праздники нашего района», художественная литература нравственной тематики.
2
. Материал для знакомства детей с «малой родиной» — детским садом, близлежащими улицами, родным городом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями города, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города, представителями животного и растительного мира. По соседству с материалами о транспорте родного края целесообразно оформить «Уголок пдд в детском саду». Это позволит подойти к решению образовательных задач комплексно
Сравнение понятий «город — село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты — группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.
3.
Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно — прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты — горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4.
Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.
5.
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещётки и т. д.).
6.
Аудио и видеокассеты о природе родного края.
7.
Элементы государственной символики – флаг, герб.
8.
Элементы областной символики – флаг, герб.
9.
Элементы муниципальной символики — флаг, герб города, промышленных предприятий.
10.
Материал для ознакомления с защитниками Отечества — подбор иллюстраций, тематические папки.
11.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Содержание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию
Старший дошкольный возраст
Основные направления работы — краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю.
1.
Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2.
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», « В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие», « Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
3.
Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
4.
Родная страна – карта России ( хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности), природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика ( герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты ( достопримечательности городов, архитектура и т. п.)
5
. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему « Наши предки – славяне». « Богатыри земли русской». « Великая Отечественная война», « Война 1812 года», « Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)
6.
Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
7.
Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему « Русская икона», макет храма, детская Библия).
8.
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
9.
Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
10.
Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
11.
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Консультация подготовлена по материалам журнала «Справочник старшего воспитателя ДОУ» и книги «Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах».