Ход наблюдения
Хорошо весной, поле чистое, Муравой-травой ты украшено.
Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин
Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.
Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)
Что произошло со снегом? (Он растаял.)
Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)
Каким стало небо? (Ярко-синим.)
Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)
Как изменилась река?
(Реки вскрылись, начался ледоход.)
Какая была температура воздуха, когда шел снег?
При какой температуре идет дождь?
Чем отличается поздняя весна от ранней? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений
Подвижные игры
«Пингвины с мячом»
,
«Не наступи»
.
Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.
Май.
Карточка №4.
Наблюдение за одуванчиком.
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Теоретический аспект подготовки и проведения прогулки
Прогулка — это самый подходящий способ приобщения малышей к природе родного края. Вот почему регулярные пребывания на свежем воздухе являются важным компонентом образовательной программы детского сада. По продолжительности прогулка в старшей группе составляет летом 3–4 часа (до обеда и после дневного сна) и 1–1,5 часа зимой (только до обеда).
Время прогулки зависит от темы и вида досуга, например, целевая прогулка длится чуть дольше, чем обычная ежедневная
Зачем нужны прогулки дошкольникам
Кроме основной цели проведения прогулок в детском саду, а именно повышения иммунитета и улучшения общего состояния здоровья, досуг на улице способствует реализации триединого направления образовательного процесса:
- Научить малышей находить, фиксировать и анализировать изменения в окружающем мире, связанные со сменой времён года и деятельностью человека (например, убрав со скамейки в парке листья, дворник сделал возможным использовать её по прямому назначению).
- Работа по развитию и совершенствованию навыка наблюдать за природой, людьми, пространством.
- Воспитание позитивного отношения к людям, животным, растениям, а также результатам труда человека, направленного на сохранение и приумножение имеющихся природных и материальных богатств.
Совместные игры воспитывают позитивное отношение друг к другу и окружающим людям
Задачи прогулок
С целью достижения поставленных педагогических целей воспитатель на каждой прогулке, а также во время подготовки к ней, решает ряд образовательных задач:
- Демонстрирует детям неповторимость природы во всех её проявлениях.
- Показывает интересные места родного края, представляет результаты труда людей, которые занимаются озеленением и совершенствованием города, посёлка, села, деревни.
- Учит анализировать факты наблюдения и делать на этой основе выводы (например, понимать, что, несмотря на различия ели и сосны, у них много общего, значит, они «родственники»).
- Продолжает тренировать у детей умение одеваться по погоде.
- Находит средства повышения культуры здоровья, в частности, через воспитание привычки справлять нужду и чистить нос перед выходом на улицу.
- Прививать ответственное отношение к сосуществованию с окружающим миром.
Требования к прогулке согласно образовательным стандартам
Для продуктивного проведения досуга на улице федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены 4 условия:
- Каждая возрастная категория ребят должна иметь свой отдельный участок.
- Дети должны иметь достаточный выбор игрушек для игр в песочнице (формочек, ведёрок, лопаток и совков).
Игры с песком важны для развития мелкой моторики ребёнка, поэтому на каждом участке должна быть песочница
- На территории участка группы должна быть беседка, гостеприимно встречающая малышей и взрослых в случае неожиданной непогоды.
- Чистота. Этому параметру уделяется особое внимание: дворники регулярно убирают участок, а воспитатели в течение дня отслеживают состояние участка.
Виды прогулок
- Ежедневные прогулки — вне зависимости от сезона, но с оглядкой на погоду.
- Спортивные прогулки, организуемые на улице. В среднем таких «вылазок» бывает 3–4 за учебный год. В старшей группе малыши вовлекаются в такие виды деятельности, которые предполагают соревнования, например, эстафеты.
- Целевые прогулки: во время них дети с воспитателем выходят на улицу за пределы своего участка, например, в парк, в музей и т. д. В случае, если прогулка далёкая, маршрут дополнительно согласовывается воспитателем с администрацией садика. Также при подобной прогулке должно быть не менее двух взрослых сопровождающих.
- Нестандартные прогулки. Главным условием проведения таковых является создание необычной ситуации выхода на улицу. К примеру, поход в гости к какому-то сказочному персонажу с выполнением заданий по пути. Часто эти выходы сопровождаются костюмированным перевоплощением, когда воспитатель или приглашённый аниматор играет роль персонажа сказки.
Пример нестандартной зимней прогулки — поход в гости к Зимушке-Зиме
Ход наблюдения
Желтая головушка, Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко Подержу в ладошке.
Появилось солнышко В мае на лугу,
На него любуюсь, Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко Будет золотым,
Побелеет солнышко — И расстанусь с ним. В. Мирясова
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
Наблюдение за велосипедом
Цель: закреплять знания о назначении велосипеда.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом,
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Какую пользу приносят муравьи людям и лесу? (Уничтожают вредных насекомых.)
Кто из лесных жителей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел.)
Муравейником правит муравьиная принцесса. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, став матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья, и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи — они кормят и ухаживают за личинками. Охраняют муравейный терем муравьи-солдаты, эти бесстрашные защитники крепости. Муравьи — хищники, уничтожают множество насекомых.
А где живут наши муравьи? (Муравейник находится в верхнем слое почвы, под асфальтом.)
Давайте понаблюдаем, как муравьи работают. Они ползают по дорожкам, которые прогрызли в асфальте.
Наблюдение за радугой
Цель: продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.
Виды организованной деятельности малышей во время прогулки
Структурой образовательной программы детского сада предполагается организация и комбинация на прогулке в разных сочетаниях 4 видов деятельности малышей.
Наблюдение
Относительно раскрытия темы прогулки наблюдение как организационный этап находится на первом месте среди других видов деятельности. На прогулках с детьми 5–6 лет рассматриваются следующие объекты:
- животные, растения, насекомые, обитающие в данной местности;
- осадки (снег, туман, дождь и пр.);
- процесс и результаты труда представителей разных профессий (строителя, водителя, дворника и др.);
- примечательные места родного края.
Выбирая объект для рассмотрения, организатор прогулки определяет её тип:
- кратковременное наблюдение (например, за положением в пространстве, размером, формой предмета);
- долгосрочное (к примеру, накопление информации о цикле развития растения от зёрнышка до цветка или куста).
Для правильного анализа фактов важно, чтобы ребята старшей группы придерживались алгоритма получения информации в ходе наблюдения:
- Отслеживание фактов, явлений. Например: облетевшие листья, резкая смена погоды, кратковременный дождь.
- Установление взаимосвязи между наблюдаемыми элементами: листья облетают более интенсивно, и становится холоднее при сильных порывах ветра.
- Накопление данных о явлении: ветер ещё и пригоняет тучи, значит, может начаться дождь.
- Сопоставление данных друг с с другом и уже известными сведениями (или попытка определить, что юным наблюдателям уже понятно, а что — только открылось).
- Формулирование выводов (одна из примет осени — сильный ветер, являющийся вестником смены погодных условий, провоцирующий облетание листвы и приносящий вероятные дожди).
Опыты
Чтобы этап наблюдений прошёл наиболее продуктивно, он дополняется опытами, в ходе которых дети на практике приходят к тем или иным выводам. Особенно эффективно применение этой методики при совпадении темы прогулки с темой занятия по окружающей среде. Ребята с удовольствием вовлекаются в эксперименты, и всё же методисты не рекомендуют проводить больше 3–4 опытов в месяц, поскольку может наступить пресыщение.
Опытов не должно быть слишком много, иначе дети пресытятся ими
Таблица: картотека экспериментов на прогулке в старшей группе (фрагменты), автор Ольга Ивановна Иванова
Название | Цель | Материалы | Содержание | Итог |
«Свойства воды» | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. | В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. | Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. |
«Песчаный конус» | Установить свойства песка. | Чистый песок. | Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплавы; движение песка похоже на течение. | Песок может двигаться. |
«Жизненный цикл мушек» | Понаблюдать за жизненным циклом мушек. |
| Очистить банан и положить его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой. | Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в коконы, а, в конце концов, появятся мушки. Дрозофил привлекает запах спелых фруктов. Они откладывают на фруктах яйца, из которых развиваются личинки и потом образуются куколки. Куколки похожи на коконы, в которые превращаются гусеницы. На последней стадии из куколки выходит взрослая мушка, и цикл повторяется снова. |
«Зависимость таяния снега от температуры» | Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха: чем выше температура, тем быстрее растает снег. | В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким? | Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства. |
Трудовая деятельность
В процессе реализации этого этапа прогулки малыши учатся брать на себя ответственность за выполнение того или иного задания, а также, осознав ожидаемый результат, правильно подбирать инструменты и выполнять последовательность операций по реализации поставленной задачи. Иначе говоря, если воспитатель даёт распоряжение прибраться на участке, малыши берут веники, совки и орудуют ими по назначению.
Виды работ для детей 5–6 лет:
- уход за клумбами (полив, например);
- уборка мусора (эту работу дворники делают регулярно, так что малышам остаётся только сметать листья со скамеек, сгребать снег или убирать пыль с игрушек на территории);
- пополнение запасов зерна в кормушках (дети регулярно насыпают зерно в скворечники);
Забота о птицах входит в состав трудового блока прогулки
- сортировка и складывание игрового материала перед возвращением в группу.
Игровая деятельность
На этот этап традиционно отводится больше всего времени. Игры могут быть подвижными с прыжками, элементами бега (в хорошую погоду) и спокойными без резких движений и нужды в обширном свободном пространстве (если накануне был дождь, например, а сейчас слякотно). К последним можно отнести кегли, городки и пр.
В старшей группе дети знакомятся с 3–4 новыми играми в неделю, при этом забавы по большей части носят соревновательный характер.
Самыми известными подвижными играми на Руси были богатырские
Видео: подвижные игры на прогулках
Индивидуальная работа
Этот этап прогулки подразумевает подборку заданий, которые помогут выявить предпочтения детей через вовлечение их в разные виды деятельности. Например, часть ребят с удовольствием поиграет с мячом, в то время как остальные будут увлечённо ловить бабочек.
Все виды деятельности могут сопровождаться музыкой. То есть воспитатель заранее подбирает подходящие по ритму мелодии под каждый вид деятельности, или же часть задания игрового этапа делает музыкальными (например, соревнование — кто дольше всех протанцует на газете/плитке, а также состязание в чувстве ритма, когда малыши должны менять стиль танца в зависимости от услышанного музыкального отрывка).
Летние прогулки во второй половине дня включают обычно игровую и индивидуальную деятельность. Это связано с тем, что малышей забирают в разное время, а значит, воспитателю сложно скоординировать не только занятость ребят, но и уделить внимание мамам и папам, которые интересуются, как прошёл день у их чада.
Разработка заданий для индивидуальной работы должна основываться на знании о темпераменте и характере детей
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Что за чудо — красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти. (Радуга.)
Когда идет дождь и светит солнце, на небе может появиться радуга. Она видна, когда лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. В радуге семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они располагаются всегда в одном и том же порядке.
Приказало солнце — стой! — Семицветный мост крутой. Туча скрыла солнца свет — Рухнул мост, а щепок нет.
Трудовая деятельность
Уборка территории участка.
Цель: воспитывать желание трудиться, собрать весь мусор, чтобы было чисто.
Подвижные игры
«Пронеси, не урони»
,
«Пожарные»
.
Цель: учить пере лазанию «перекатом»
через препятствие.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице.
Май.
Карточка №7 .
Наблюдение за стрекозой.
Цели:
— расширять знания о внешнем виде стрекозы;
— воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Прогулки в декабре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки зимой в декабре. Старшая группа ДОУ
Прогулка №1. Наблюдение за сезонными изменениями
Цель: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает)
; учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Ход наблюдения Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине ярче прежнего горят. Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах. — Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
— Без рук, без ног, а в избу лезет.
(Мороз.)
— Декабрь год кончает — зиму начинает. — Теплая зима к холодному лету. — Солнце летом греет, а зимой морозит. Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее. Воспитатель задает детям вопросы. За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой и осенью?
Трудовая деятельность: Засыпка корней деревьев снегом. Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам. Подвижные игры: «Попади в обруч», «Парный бег» Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель. «Ледяная карусель» Цель: закреплять навык катания друг друга на санках. «Выложи сам» Цель: выкладывание рисунка по замыслу из пластмассовых пробок. Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам. Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка №2. Наблюдение за птицами зимой
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения Не видно в лесу тропинок, В тулупах кусты стоят. Уснувших жуков и личинок Укрыл под корой снегопад. Лети же, пичуга, к людям И прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будем Крошками хлеба, пшеном. Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома? Трудовая деятельность: Очистка участка младших дошкольников от снега. Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту. Подвижные игры: «Ловкая пара» Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата. «Попади в цель» Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. «Мороз — Красный нос» Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; Рисование «Художник по снегу» Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу. Цель: развивать творческую фантазию и воображение Индивидуальная работа: Метание снежков вдаль и в цель. Цель: развивать координацию движений. Игры по желанию детей
Прогулка №3. Наблюдение за состоянием природы
Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне. Ход наблюдения Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный. Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.
Трудовая деятельность: Собрать снег в кучу для построек. Цель: формировать навыки работы в коллективе; воспитывать стремление добиваться результатов Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки» Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища. «Медведи и пчелы» Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие Игры по желанию детей
Прогулка №4. Наблюдение за воробьём
Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц. Ход наблюдения Прыгал воробьишка В коричневом пальтишке, Ростом мал, да боевой, Нелегко ему зимой Прыгает он у крыльца — Покормите молодца. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
Чем отличаются перелетные птицы от зимующих?
(У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
Какие птицы не улетают от нас на зиму?
(Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
Чем питаются воробьи в зимнее время?
(Крошками, зернышками.)
Почему зимующих птиц надо подкармливать?
(Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой.
(Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.)
Почему воробьи селятся рядом с человеком?
(Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать?
(Отчистить от снега место для корма.)Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к кормушке Цель: учить заботиться о птицах. Подвижные игры: «Два мороза», «Кони» Цель: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту. «Наперегонки» Цель: развивать ловкость, выносливость и скорость Индивидуальная работа: «Кто дальше?» Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении. Игры по желанию детей
Прогулка №5. Наблюдение за работой дворника
Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения Что делает дворник на участке детского сада зимой? Какие орудия труда нужны дворнику в это время года? Как может дворник помочь деревьям зимой? Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит. Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки горки для куклы Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями. Подвижные игры: «Два мороза», «Мы веселые ребята» Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. «Прыжки на одной ноге» Цель: учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться. Рисуем на снегу – предложить детям выполнить рисунки палочкой на снегу Цель: учить заполнять контур цветной водой; развивать воображение, поддерживать интерес к рисованию, творческой деятельности. Индивидуальная работа: Закрепление навыков ходьбы на лыжах Цель: учить спускаться с горки. Игры по желанию детей
– учить детей находить занятия по интересам.
Прогулка №6. Наблюдение за огородом
Цель: знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Ход наблюдения Батюшка наш огород! Поклонюсь тебе с любовью — Ты корми нас целый год И капустой и морковью. Угощай нас кабачком, Сельдереем и лучком. Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)
Чем является снег для растений?
(Одеялом, спасающим в холода и ветра.)
Если много снега в огороде — это плохо или хорошо.
(Хорошо, много влаги.)
Ровно ли лежит снег в разных частях огорода?
(Нет.)
Где больше снега — у здания или в центре?
(У зданий)
. Почему?
(Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Исследовательская деятельность Измерить глубину снега снегомером в разных частях огорода. Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Трудовая деятельность: Очистка дорожек от льда и снега Цель: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность. Подвижные игры: «Ловишки с мячом» Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов. «Кати в цель» Цель: развивать координацию движений. «Затейники» Цель: учить четко проговаривать слова игры; учить играть по правилам. Лепка из снега «Угощения к чаю» Цель: учить детей коллективно выполнять работу, распределять задачи, лепить из снега крупные фигуры (конфеты, пироги, кексы и т.д.)
– развивать воображение, воспитывать ответственность за общее дело.
Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м. Игры по желанию детей
– учить детей находить занятия по интересам.
Прогулка №7. Наблюдение за изменениями на участке детского сада
Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас. Ход наблюдения Улицей гуляет Дед Мороз, Иней рассыпает по ветвям берез. Ходит, бородою белою трясет, Топает ногою, только треск идет. Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками)
, поедят вредителей на нашем огороде.
Трудовая деятельность: Сгребание снега на участке под деревья Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Подвижные игры: «Снежная карусель» Цель: упражнять в ориентировке на местности. «Бездомный заяц» Цель: вспомнить правила игры; «Бег с препятствиями» Цель: развивать ловкость, выносливость, скорость Раскрашивание поделок из снега Цель: учить детей раскрашивать вылепленные фигуры цветной водой Индивидуальная работа: Прыжки на одной ноге Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться. Игры по желанию детей
Прогулка №8. Наблюдение за ветром
Цель: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям. Ход наблюдения Ветер дул всю ночь, Шумели ели, Морщинилась вода. Сосны старые скрипели, Ивы гнулись у пруда, Выло, дуло, завывало. И когда пришел рассвет, Ветра будто не бывало, Будто не было и нет. Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
Как называется снег с ветром?
(Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.)
С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили?
(Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)
Как образуется ветер?
(Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)Трудовая деятельность: Постройка снежных построек Цель: формировать навыки работы с лопатой, трудиться сообща Подвижные игры: «Мороз Красный нос» Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку «Снегодром» Цель: следить за взаимоотношениями детей в процессе самостоятельной деятельности с санками «Зайцы и волк» Цель: учить детей соблюдать правила игры Индивидуальная работа: «Парный бег» Цель: развивать детей в беге парами. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №9. Наблюдение за домашними животными зимой
Цель: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище)
.
Ход наблюдения Домашних животных я очень люблю: Кормлю, берегу и ласкаю. Собаку и кошку, козу и свинью Друзьями своими считаю. Помощники наши — корова, баран И конь вороной темногривый Живут с нами рядом, привязаны к нам, Доверчивы, миролюбивы. Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Почему животных перестали выгонять на пастбища? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой. Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные. Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время? Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся? Трудовая деятельность: Расчистка дорожки к кормушке Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега. Подвижные игры: «Медведи и пчелы» Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие. «Совушка» Цель: учить выполнять движения по сигналу. Индивидуальная работа: Выполнение упражнений на сохранение равновесия Цель: развивать координацию движений. Игры по желанию детей
Прогулка №10. Наблюдение за пешеходной дорожкой
Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. Ход наблюдения Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора. Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы. Трудовая деятельность: Очистка участка от снега Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок. Подвижные игры: «Попади в цель» Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры. «Зарисуй дерево» Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу. Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом. Игры по желанию детей
– учить детей находить занятия по интересам.
Прогулка №11. Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Ход наблюдения Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот. Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые)
. На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?
Трудовая деятельность: Уборка участка от снега Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» Цель: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать. Лепка из снега «Веселые снеговики» Цель: учить детей планировать свою работу, располагать шары из снега в определённой последовательности; Индивидуальная работа: «Хоккей» Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах. Игры по желанию детей
Прогулка №12. Наблюдение за елью на участке
Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной. Ход наблюдения Новогодние деньки, Снег морозный, колкий. Загорелись огоньки На пушистой елке. Шар качнулся расписной, Бусы зазвенели. Почему ель относят к хвойным деревьям? Что является основным признаком хвойных деревьев? Сравните деревья, в чем их различия? Какое дерево искусственное? Как вы узнали, какое дерево живое? Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно Удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы)
, у нее нет корней, она не растет. Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.
Трудовая деятельность: Расчистка кормушек от снега, кормление птиц Цель: воспитывать положительное отношение к труду Подвижные игры: «Собака и воробьи», «На санки» Цель: упражнять в беге в разные стороны. умение ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них. Рисование «Моя новогодняя ёлочка» — продолжать знакомить детей с профессией дизайнера; предложить придумать и нарисовать оригинальные украшения на елке цветной водой. Индивидуальная работа: Развитие движений Цель: закреплять умение бегать на скорость; Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №13. Наблюдение за крышами домов
Цель: дать знания о том, что шапки снега могут быть опасны для человека (если упадут с крыши- травма)
, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Ход наблюдения Рассмотреть крыши домов. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы. ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя: — Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег! — Подходить и трогать свисающие сосульки! — Нельзя сосать и есть сосульки! — Не кидайся сосулькой или снегом! — Будь внимательным и наблюдательным! — Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее! — Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)
!
Трудовая деятельность: Уборка игрушек на участке Цель: формировать у детей привычку аккуратно собирать игрушки после прогулки Подвижные игры: «У оленя дом большой» Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом. «Кот и мыши» Цель: учить соблюдать правила игры. «Змейка» Цель: развивать детей в беге Индивидуальная работа: «Смелые ребята» Цель: упражнять в быстром беге Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №14. Наблюдение за общественным транспортом
Цель: закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения; воспитывать интерес к технике и труду взрослых. Ход наблюдения Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя. Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре, Укажет он кому идти, кому стоять на месте. Наезда можно избежать и столкновенья тоже — На перекрестках всех дорог наш светофор поможет. Со светофором я дружу, внимательным бываю, На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. Какой общественный транспорт вы знаете? Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)
Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке?
(Маршрутки, такси.)
В какую дверь автобуса нужно входить?
(В переднюю.)
Из какой двери надо выходить?
(Из задней.)
С какой стороны надо обходить автобус?
(Сзади.)
Почему?
(Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)
Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему? Как нужно переходить дорогу?
(Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)
На какой свет светофора?
(На зеленый.)Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща. Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Самолеты» Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки. «Составь картинку» — из палочек выложить машину — развитие мелкой моторики. Индивидуальная работа: «Донеси мешочек» Цель: упражнять в равновесии. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №15. Наблюдение за свойствами снега
Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений
(в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников)
.
Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки зимнего городка Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща. Подвижные игры: «Кто быстрей по дорожке?» Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком. «Прыгуны» Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м. «Хитрая лиса» Цель: начинать игру по сигналу воспитателя Лепим поделки из снега Цель: Учить детей действовать согласованно, подбирать предметы для изготовления деталей и украшения фигур. Индивидуальная работа: Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание)Цель: вырабатывать координацию движений. Игры по желанию детей
Прогулка №16. Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду. Ход наблюдения Гуляю в поле, Летаю на воле, Кручу, бурчу, Знать никого не хочу. Вдоль снега пробегаю Сугробы наметаю. (Метель.)
Как вы думаете, что такое метель?
(Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.)
Посмотрите внимательно, что происходит со снегом?
(Снег перемещается по направлению ветра.)
Почему во время метели появляются сугробы?
(Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.)
Как вы думаете, метель это хорошо или плохо?
(Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)Трудовая деятельность: Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело. Подвижные игры: «Мороз-красный нос», «Пройди по кругу» Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку. Индивидуальная работа: «По длинной дорожке» Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №17. Наблюдение за морозным солнечным деньком
Цель: сформировать у детей представление о зиме; Ход наблюдения Стали дни короче, Солнце светит мало, Вот пришли морозы, И зима настала. В солнечный день обратите внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое)
. Отметить, какое солнце
(тусклое, яркое, закрытое тучами)
. Вспомнить, какое оно было вчера. Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.
Трудовая деятельность: Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие. Подвижные игры: «Кому флажок?», «Эстафета с обручами» Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч; воспитывать ловкость, целеустремленность. Индивидуальная работа: «Резвый мешочек» Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах. Игры по желанию детей – учить детей находить занятия по интересам.
Прогулка №18. Наблюдение за снежинками
Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность. Ход наблюдения Что за звездочки сквозные На платке и рукаве, Все сквозные, вырезные Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла А возьмешь — вода в руке? На моей ладошке. Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.)
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для построек Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие. Подвижные игры: «Два мороза», «Волк во рву», Ходьба «змейкой» между предметами Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга. Игра – забава «Снежные круги» Цель: учить детей изображать круги на снегу разными способами (палочками, протаптывания линии подошвами, цветной водой)
– совершенствовать умение детей изображать различные линии, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.
Индивидуальная работа: Элементы хоккея Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота. Игры по желанию детей
Прогулка №19. Наблюдение за погодой
Цель: продолжать расширять и углублять представления о солнце в зимних условиях; формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала. Повела зима над нами Снеговыми рукавами Снеговыми рукавами И рассыпала снежинки На поля и на леса. Мы с горы кататься будем, И поэтому нам очень-очень Нравится зима! Что изменилось в природе? Чем покрылась земля? Что лежит на ветках деревьев? Что делают деревья зимой? Трудовая деятельность: Расчистка участка и дорожек от снега Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. Подвижные игры: «Встречные перебежки», «Попади в обруч» Цель: повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость. «Горелки» Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание Рисование цветной водой «В синем море, в белой пене» Цель: учить детей дорисовывать палочкой на снегу различные предметы на основе заготовки из комплекса геометрических фигур, раскрашивать их при помощи цветной водой. Индивидуальная работа: Развитие движений — учить ориентироваться на участке; — находить спрятанный предмет по словесному описанию. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №20. Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цель: расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения; воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых. Ход наблюдения Что за дворник удалой Снег сгребал на мостовой? (Снегоуборочная машина.)
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки. Из чего они сделаны?
(Из стальной проволоки.)
Какая у них щетина?
(Жесткая, колючая.)
А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть?
(Два больших винта.)
Что делают эти винты?
(Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону.)
Как называется эта машина?
(Снегоочиститель.)
Чем похожи все машины? К какому транспорту относится снегоочистительная машина?
(К специальному.)Трудовая деятельность: Подкормка птиц на участке детского сада Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам. Подвижные игры: «Ловишки», «Бездомный заяц», «Не попадись» Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость. Индивидуальная работа: «Сбей флажок» Цель: учить метать снежки в цель; развивать меткость, внимание. Самостоятельная игровая деятельность.
Прогулка №21. Наблюдение за солнцем
Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается. Трудовая деятельность: Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями. Подвижные игры: «Пустое место», «Сделай фигуру» Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга. «Ловишки со снежками» Цель: формировать у детей двигательные умения и навыки; развивать детей в беге, ловкости. Индивидуальная работа: Элементы хоккея Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей в детском саду. Прогулки зимой Прогулки в средней группе. Декабрь. Картотека с целями по ФГОС. Зима Прогулки в январе в средней группе. Картотека с целями по ФГОС Прогулки в средней группе. Февраль. Картотека с целями по ФГОС. Зима
Похожие статьи:
Зимние опыты и эксперименты для детей