Математические игры своими руками
Елена Маргелова
Математические игры своими руками
Игра «Собери МУХОМОР»
Цель: закреплять умение соотносить количество и число.
Материалы: Отдельно шляпки мухоморов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки мухомора с числами от1 до 10.
Описание: Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством белых точек для ножки с выбранным числом. (дети не видят с каким числом им попадется ножка, они перевернуты внутренней стороной, а ребенок тянет на выбор)
Игра «Собери ГУСЕНИЦУ»
Цель: закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.
Материалы: отдельные части гусеницы с разными цифрами в пределах 10-ти.
Описание: Каждая чать гусеницы разбросана вразнобой, дети собирают по порядку.
Игра «ПОДБЕРИ ПРИЩЕПКУ»
Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.
Материалы: барабан с секторами, в которых расположены разные геометрические фигуры в разном количестве в пределах 10-ти. Прищепки с цифрами.
Описание: Детям даются прищепки с цифрами и рулетка с разным количеством геометрических фигур. Рулетку можно крутить, определяя количество геометрических фигур в выпавшем секторе, называть их и находить прищепку с необходимым числом, а можно просто переворачивать круг и крепить прищепки с необходимыми числами, называя при этом геометрические фигуры.
Игра «РЫБАЛКА»
Цель: закрепление навыка решения примеров в пределах 10-ти, формирование представлений о сотаве чисел в пределах 10-ти.
Материалы: картонные ведра, рыбки с примерами в пределах 10-ти на сложение и вычитание.
Описание: Можно работать индивидуально с одним ребенком, он раскладывает рыбок в нужные ведра, а можно с группой детей, кто быстрее и правильно наполнит ведра рыбками.
Игра «УГАДАЙ, КАКОЙ ЦЫПЛЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ?»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материалы: фигурки цыплят с числами от 1 до 10.
Описание. Выставляются цыплята в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. После того,как дети отгадают, какой цыпленок пропущен, показывается спрятанный и ставится на место.
Можно использовать цыплят и в других заданиях,например: вразноброс расставленные цыплята, а дети выстраивают их в правильной последовательности.
Игра «УГАДАЙ, КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ…»
Цель: закрепить навык порядкового счета.
Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Репка»
.Задание: «Сейчас мы поиграем в игру
«Угадай, которого по счету героя я спрятала?»
Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей,объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку?Ребенок считает: Первый — дед, вторая – баба и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.
Информационный портал для родителей и воспитателей
Математическая дидактическая игра для младшей группы своими руками.
Развитие детей во многом происходит через игру. Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.
Объемные композиции из простых фигур
Детям младшего возраста можно предложить сделать аппликацию из кружков из цветной бумаги. Из них, если есть фантазия, делаются как плоские композиции на белом листе, так и объемные.
С кружками хорошо разовьется абстрактное мышление, если предложить ребенку завершить произвольный рисунок.
Когда воображение детей уже несколько развито, они переходят к более сложным задачам. Например, мозаичная аппликация, как хороший вариант для дальнейшего развития навыков.
Предложите ученику несколько фигурок разной или одной формы, чтобы он сам мог придумать композицию. Если цветов достаточно, могут получиться довольно красочные изображения.
Предварительный просмотр:
МБУ «Научно методический центр»
города Губкина Белгородской области
« Изготовление пособий по развитию математических представлений у детей своими руками »
Методическое объединение воспитателей подготовительной группы
Подготовили: воспитатели МБДОУ
Детский сад общеразвивающего вида
№34 «Игрушка» Локтева П.А. Фоминова Е.С.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
В старших группах продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.
Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).
Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. В связи с этим и было разработано данное пособие «Математический сундучок».
Математический сундучок своими руками
Данное пособие предназначено для детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Цель пособия: развитие математических представлений у старших дошкольников через игру». Использование игр позволяет повысить интерес дошкольников к математике. Применяя данное пособие, педагог, формирует понятие числа, подводит к понятию геометрическая форма, учит ориентироваться во времени.
1. Закрепить знание цифр от 0 до 10.
2. Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда.
3. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.
4. Иметь представление о геометрических фигурах.
5. Развивать представление о времени.
Используя данное пособие дети учатся самостоятельно рассуждать и принимать правильное решение.
В пособии разработано 4 направления.
1. В направлении «Количество и счёт» , детям сначала предлагается задание на пересчитывание, отсчитывание, определения цифр. Это позволяют сделать игры «Цифровой конструктор», «Больше, меньше или равно», «Состав числа», «Грибочки», «Испеки оладушки».
2. Направление «Форма и цвет» знакомит детей с плоскостными фигурами и помогает закрепить цвета. В этом им поможет игра «Закончи ряд». В процессе игры у детей развивается умение анализировать форму знакомых предметов.
3. Направление «Ориентировка во времени» формирует развитие представлений о днях недели, развивает наблюдательность. Игра «Дни недели».
4. Блок «Ориентировка в пространстве» предлагается детям на шахматной доске в игре «Пуговички-шашки».
Объемная аппликация из цветной бумаги “квиллинг”
Освоив навыки создания плоских композиций, начинаются объемные аппликации из цветной бумаги. Освоить такие поделки будет сложнее, поэтому их используют в обучении детей постарше. Например, в 4-й группе детского сада или 1-м классе. Парней с хорошими навыками можно выделить в кружок.
На ранних этапах лучше легче осваивать объемные композиции. Например, бра с вырезными узорами – хороший вариант. Стена может быть плоской, но окна, крыша и слив могут выступать наружу.
Способ добавления объема другой. Бумажные детали можно сложить или приклеить на дополнительной ножке к фону того же размера, создав 3D-эффект с тенью.
Аппликация бабочка – один из самых простых вариантов, которым могут овладеть многие дети, даже при создании композиции в объеме.
Для этого можно вырезать 2 одинаковые детали. Один приклейте полностью, а второй сложите пополам и приклейте по центру. Это создаст крылья. Голова образована кругом, а туловище – полосой.
Дидактические игры железнодорожной направленности для младшего дошкольного возраста
Детский сад – первый важный этап в обучении будущих железнодорожников. Педагогическим коллективом проводится планомерная работа по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. Способность работать наставником в начале карьеры обусловлена следующими факторами:
Что еще почитать: Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста на занятиях по лепке
• Дошкольный возраст детей – самый благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет развить у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.
• Родители школьников работают на предприятиях РЖД, и для детей этого возраста естественно интерес к работе родителей, желание уподобиться отцам и мамам.
Реализация этого проекта невозможна без создания условий для обучения будущих железнодорожников в детском саду.
Для этого в младших группах учителя используют игровые пособия, легкие геометрические модули, обтянутые кожей, которые легко переставляются в процессе трансформации пространства, а также дидактические игры, выполненные по их собственному замыслу.
Мы также привлекаем родителей к созданию игр. Это живописные коврики со съемными элементами изображения, которые можно трансформировать с помощью пуговиц, липучки или петлицы, а также игры из макулатуры (многие специалисты заметили, что детям нравится все новое, нестандартное, необычное).
Мы считаем, что такие игры позволяют детям не только преобразовывать окружающую среду, но и вносить свой вклад в их развитие в целом.
Цель: развитие речи и мелкой моторики.
Развитие игры: мелкие предметы (различные фигурки из киндер-сюрприза) раскладываются на столе на расстоянии 5-7 см друг от друга. Перемещая фишку (поезд), нужно обходить все препятствия, не задев, назвав объект.
Цель: развивать зрительную память. Зафиксируйте основные геометрические фигуры.
Как играть: ребенку предлагается изображение, накрытое белой простыней с дырочкой. Если ребенок не может угадать картинку, ему предлагают такую же картинку, покрытую простыней с двумя дырочками. И так до тех пор, пока ребенок не скажет то, что изображено на картинке.
Цель: закрепить основные цвета, закрепить понятия «левый», «правый».
Ход игры: ребенку предлагается выбрать поезд для карточки соответствующего цвета. По ходу игры необходимо обращать внимание ребенка на то, в каком направлении движется локомотив (влево, вправо).
Цель: развивать зрительную память.
Ход игры: ребенок выбирает понравившееся изображение и начинает составлять пазлы.
Примечание: пазлы состоят из 3–12 частей. Не рекомендуется использовать карикатурные иллюстрации с искаженными пропорциями.
Назначение: закрепить основные цвета; уметь различать и называть значения (большие, средние, маленькие). Развивайте мелкую моторику.
Ход игры: перед ребенком раскладываются крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера. Затем предлагают «подогнать» колеса к мотору по размеру и цвету, поставив на отверстия колпачки соответствующего цвета.
“Гусеница»
Цель: развитие мелкой моторики, цветового восприятия. Также используется как массажная дорожка (наполнитель – горох, деревянные палочки).
Ход игры: детям предлагается плести косы, завязать бантики. Глаза и губы застегнуты.
Ход игры: детям предлагается погулять по поляне, собрать грибы и цветы. Елочки можно пересадить (все детали на пуговицах).
Ход игры: детям предлагается отцепить прицепы, открыть мост, усадить пассажиров или собрать локомотив (детали локомотива на липучках).
Развитие игры: детям предлагается прикрутить шляпки по краю в определенной чередовании цветов.
Ход игры – по краю пришиты разноцветные шнурки, которые можно научиться завязывать бантом или плетением.
Ход игры: ребенку предлагается совместить пуговицы одного цвета с резинкой.
Как разворачивается игра: вы можете предложить открыть мост через реку (на фото слева), открыть дома, отстегнуть их и посмотреть, кто там живет (на фото справа).
Что еще почитать: Мастер-класс «Изготовление атрибутов к сюжетно — ролевой Игре «Магазин» и «Кафе». Проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Автор: инструктор по физкультуре
Сухинина Татьяна Викторовна
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 161» ОАО «РЖД»
Статья опубликована в авторской редакции
Проголосуйте также на форуме: ЗДЕСЬ
Материалы для творчества
Пригодиться может все, что у вас есть. В общей сложности требуется сделать три дерева, несколько фруктов трех видов (у нас это будут сливы, груши и яблоки), три тарелки для них, а также по желанию листья. Чтобы сенсорика у ребят развивалась как можно лучше, стоит сделать детали из разных материалов. Это может быть:
- Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.
- Резина (или прорезиненная цветная бумага).
- Картон (тонкий и толстый).
- Самоклеющаяся бумага.
- Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.
- Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. Мы еще использовали гуашь зеленого цвета для закрашивания задней стороны деревьев.