Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома


Когда начинать формировать нравственные качества личности

Бытует мнение, что характер человека формируется до 5 лет — в остальное время его можно только скорректировать. Да, фундамент личности закладывается в раннем детстве, но под влиянием ближайшего окружения морально-нравственные качества человека могут претерпевать изменения всю жизнь. Ещё одно утверждение: от того, насколько качественно будет воспитан ребенок, зависит его дальнейшая судьба, возможность найти свое место в жизни, умение стать счастливым.

К 5 годам малыш уже, как правило, способен оценивать свои поступки, отделять хорошее поведение от плохого, контролировать свои эмоции.

Сформировать нужные моральные качества и навыки поведения ребенок не сможет без непосредственного участия в этом процессе значимых для него взрослых. То есть ребенка всему этому необходимо научить, так же как считать или завязывать шнурки. Самыми близкими людьми для детей дошкольного возраста, как правило, являются родители и воспитатели.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста — Теплова А.Б. / Воспитатели России

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.статья на тему

Наконечная Т.В.,

МБДОУ д/с комбинированного вида №65, г.Белгород

воспитатель

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников.

«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях, привыкших таким образом делать хорошее, раскроется в последствии самосознание и они будут исполнять свой долг, как образованные люди, по собственному убеждению, по любви, по свободному расположению, все же и в этом ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется жизненное знание нравственности и благородства».

Н. А. Добролюбов.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».

Н.И. Пирогов

Сегодня наше общество переживает кризис. По своему масштабу он сопоставим с духовным кризисом Смутного времени в России. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Духовно-нравственный запас, оставленный нам нашими предками, сохраняемый нашими семьями, практически исчерпан.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности. Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Это приводит к формированию вредных привычек у детей.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребёнка к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к окружающей действительности, к искусству. Работая с детьми-дошкольниками, педагоги нашего детского сада сделали вывод, что именно систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества, как любовь к маме и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к родному городу, желание помогать людям. Именно поэтому в своей педагогической деятельности мы делаем акцент на нравственном воспитании дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.

Наши педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. Прослеживается несколько направлений работы с детьми:

– Духовно-образовательное

1.Тематические занятия по темам: «Моя семья», «Уроки нравственности», «Россия – Родина моя» и т.д.);

2.Проектная деятельность («Покормите птиц зимой», «Белгород – ты Родина моя!»);

3.Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т.д.);

4.Чтение и анализ художественной литературы;

5.Рассматривание иллюстраций;

6.Прослушивание аудиозаписей;

7.Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые).

В совместной деятельности с воспитателем ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя и т.д. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

– Культурно-познавательное

1.Развлечения («Времена года», «Масленица», «Проводы зимы», «День добра»;

2.Праздники «Международный день птиц», «День земли», «День матери» и т.д.);

3.Художественно-продуктивная деятельность;

4.Целевые прогулки.

Все эти мероприятия помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.

– Нравственно-трудовое

1.Все виды труда;

2.Продуктивная деятельность.

Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для развития его личности. Формирование доброго отношения к природе предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней.

На занятиях художественно-продуктивной деятельности дети стараются передать в своих работах красоту природы и любовь к ней.

Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями.

Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Педагоги нашего детского сада считают, что нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребёнка в православной России, то увидим, что всё нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры. Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

«Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится так и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, — добр во всей жизни будет. Научится ли злу — и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит».

Свят. Тихон Задонский.

Библиографический список:

1. Архангельский, Л. М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания / Л. М. Архангельский — М.: Знание, 1983.

2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова — М.: Просвещение, 1989.

3. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская — М.: Просвещение, 1987.

4. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова — М., 1997.

5. Журнал Духовно-нравственное воспитание 2008г

Этапы нравственного развития ребенка

Родители, воспитатели и сверстники играют критически важную роль в развитии духовно-нравственных качеств, которые по своей сути являются сводом правил и ожиданий, обуславливающих поведение. На разных этапах своего развития у детей разные ценности, разные точки зрения и множество связей, которые влияют на их нравственное развитие.

  1. Этап наказания и подчинения. На ранних этапах нравственного развития дети руководствуются желанием избежать наказания, а свои потребности удовлетворяют путём подчинения правилам и простым выбором между правильным и неправильным.
  2. Этап справедливости и равенства. На этом этапе развития дети становятся эгоистичными, они стремятся удовлетворить свои потребности раньше других. Очень редко дети удовлетворяют потребности других.
  3. Этап ожиданий и правил. С опытом и с помощью со стороны взрослых дети продвигаются к следующему этапу нравственного развития, когда индивидуальная мораль формируется вместе с нормами межличностного общения и ожиданиями окружающих (например, сверстников, учителей и родителей).
  4. Этап закона и порядка. На этом этапе развития поведение характеризуется подчинением закону, уважением к лицам, облечённым властью, и приверженностью общественным правилам и нормам.
  5. Этап общественного договора. Вне рамок традиционных представлений подобающее поведение основано на общественных нормах, правилах и законах. Однако необходимо следить, чтобы не нарушались индивидуальные ценности, и поддерживалась справедливость.
  6. Этап универсальных и этических принципов. Несмотря на то, что поведение часто подчиняется правилам, законам и ожиданиям, существуют исключительные обстоятельства, когда независимое суждение и моральные основания могут превосходить общепринятые нормы в процессе принятия решений.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников зиждется на нескольких важных «китах»:

  • жизненный принцип, построенный на добре, отсутствии греховности и зла;
  • гуманное отношение к своим и чужим;
  • развитие культурных навыков;
  • рост и гармоничное развитие ребенка как личности.

Каждый из принципов предполагает определенную работу с малышом. Так, в первом случае нужную информацию помогут донести добрые сказки или понятные детям православные притчи, в которых добро непременно побеждает зло.

Гуманному отношению к окружающим научат ненавязчивые беседы, рассказы и примеры из жизни.

Воспитать тягу к культурным ценностям можно, для начала посещая с ребенком музеи природы, а затем и галереи, выставки. Если недостает нужных знаний самим, можно взять экскурсовода, который с учетом возраста интересно и увлекательно расскажет об экспонатах.

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок и советской мультипликации

Методическая разработка на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей.

Заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий.

Так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его дальнейшей жизнью.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Дошкольный возраст – является активным периодом в познания мира человеческих отношений, формирования основ личности будущего ребёнка – достойного гражданина своей Родины. В детском возрасте происходит усвоение нравственных и социальных норм поведения в обществе. Так как душа ребенка начинает познавать основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания как начало становления новой личности, является ценностная культура семьи, где ребёнок получает первые знания о жизни в обществе. ДОУ является только связующим звеном – в котором происходит дельнейшее развитие и становление ребёнка как самостоятельного полноценного гражданина. Ведь сама культура быта это система ценностей, которая охватывает все традиции и обычаи. Детям необходимо расширять свой кругозор в мировоззрении для поиска наивысших ценностей и удовлетворения духовных потребностей общества в целом.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – является одной из сложнейшей проблемой на сегодняшний день. Воспитанием детей должны заниматься не только педагоги, но и родители. От них будет зависеть нравственное воспитание, целостность и гибкость воспитательных процессов в различных социальных ситуациях в общение детей между сверстниками и взрослыми. Оно предполагает формирование у ребенка целостного восприятия отношения к жизни в обществе других людей, обеспечивающего его дальнейшее устойчивое и гармоничное развитие как полноценной самостоятельной личности.

В настоящее время, многие материальные ценности доминируют над духовными ценностями, и поэтому у детей встают искажённые образы в представление о доброте, о милосердии, о многом великодушии, о справедливости, о гражданской ответственности и о патриотизме. Из – за этого вырастая, многие дети перестают задумываться о духовном развитии. От этого и уровень детской преступности повышается, потому что происходит рост агрессивности и жестокости в социальной среде нашего могучего общества.

Целью

в духовно–нравственном воспитании – является формирование в душе ребёнка чувство причастности к наследию прошлого и настоящего, ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Задачи:

  • формирование основ духовно – нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности у дошкольников;
  • воспитание, уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду,

малой Родине, уважительное отношение к государству (обществу).

Всё первоначальное представление о взаимоотношениях взрослых ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его людей в своей семье. Он следит за их поведением, за их отношением к нему самому, к его поступкам. Всё это и становится для детей первоначальной образовательной программой в манере его поведения. По данному образцу, он и начинает, строить взаимоотношения с другими людьми. Развитие многих чувств у ребёнка будет, зависит от средств и методов в его воспитании, от социальных условий в которых он проживает.

Социальными условиями являются:

  • его положение в семье и в ДОУ;
  • многообразный круг его интересов и совместных дел, в которых он участвует;
  • его познавательный интерес к окружающим людям.

Нельзя сказать, что вопрос нравственности в нашей стране решается успешно. Зачастую не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, таких как:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
  • деградация морально-нравственной среды;
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
  • отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);
  • наличие огромного количества негативного контента в СМИ (жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Всё эти вышеперечисленные проблемы не оказывают положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, родители и педагоги, можем указать правильный путь ребёнку к истинному добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее подрастающих детей.

Именно в период дошкольного возраста и начинают формироваться нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших детских взаимоотношений. А задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается успешнее, чем гуманнее становятся сами взрослые, тем добрее и справедливее они начинают, и относится к детям. Тем самым и служат наглядным примером – образцом для подражания, именно с кого и следует брать пример.

Основываясь на всём вышесказанном, можно и определить основные дальнейшие духовные ценности, которые необходимо формировать у дошкольников, это:

  1. патриотизм;
  2. гражданственность;
  3. чувство собственного достоинства;
  4. милосердие;
  5. справедливость;
  6. доверие;
  7. стремление к миру во всём мире;
  8. стремление к знаниям;
  9. ценность семьи, творчества и труда.

Педагоги считают, что дошкольники легко смогут воспринимать информацию извне, потому что дети верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в своём поведении. Эти особенности положительно влияют на их успех в обучении и воспитании детей. Ведь закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в дошкольном возрасте.

Формы и методы духовно-нравственного воспитания

Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств у детей, педагоги могут использовать самые разнообразные формы работы, такие:

  • посещение музея и экскурсии;
  • коллективные сюжетно-ролевые игры;
  • выпуск групповых стенгазет в ДОУ;
  • разработка разнообразных проектов;
  • просветительская работа с родителями, с сотрудниками ДОУ и мн. др.

Хорошие первоначальные знания детям, приносит педагогический эффект «моделирование ситуаций при помощи мнемосхем», когда детям предлагается включить логическое мышление, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение дальнейшей проблемы. При работе с дошкольниками огромное значение имеет развитие их культуры общения между собой: это учит их гуманному отношению друг к другу, к доверию между собой, к обоюдному взаимопониманию.

При воспитании нравственности эффективно использовать системно-деятельностный педагогический подход. Его можно применять при совместном чтении художественной литературы (сказок, стихов, рассказов) и их разбора с разных точек зрения. Так как изучение литературы способствует основным формам воспитания духовности. Где обязательным элементом является размышление детей при помощи наводящих вопросов педагога, обсуждение прочитанного.

Младшие дошкольники очень любят русские народные сказки, где есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Это их любимые сказки: «Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк» и многие другие. Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и понятный язык.

В эпоху старины, в литературных образах ключевыми словами являлись такие понятия, как:

  • «русская земли»;
  • «родная сторона»;
  • «мать-земля».

Любовь к Родине, готовность к защите Отечества являлись главной идеей многих пословиц и поговорок:

  • «С родной земли — умри, не сходи»,
  • «Своя земля и в горести мила»,
  • «Родная земля — мать, чужая — мачеха» и др.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания у детей.

Не зря на основе этико-педагогической концепции «Повести временных лет» Нестора, лежит борьба добра и зла. Добро отождествляется с патриотизмом и нравственностью, стремлением к процветанию родной страны. Носителями добра выступали литературные герои, такие как:

  • Владимир Святославович,
  • Ярослав Мудрый,
  • Владимир Мономах,
  • Мстислав Великий.

А согласно Д.С. Лихачеву, идеальный образ «воина» являлся воплощением любви к Отечеству. Всё это познавая, у старших дошкольников начинает формироваться духовно-нравственного и патриотического сознания, которое продолжит своё дальнейшее развитие в начальной школе.

Всё больше становиться необходимостью «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам своего народа. В, которых они передали нам свой жизненный и духовный опыт, быт и традиции. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старинные слова, мы также забываем и свой национальный язык. Очень редко используются в нашем языке поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми и был богат чувашский и русский язык. На данном этапе задачей педагога является – соединение, воспитание и обучение дошкольников через изучение традиций чувашской и русской культуры, также предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием своего исторического народа. В рамках ДОО можно проводить различные мероприятия, такие как:

  • «Национальные праздники», где дети собираются, и проводится беседа – дискуссия, кто чем занимался в праздничные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Знакомство с историей своего праздника мы начинаем с рассматривания архивных иллюстраций. В дошкольном мини – музее дети знакомятся с жизнью людей деревни, видят старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках на праздничных мероприятиях.
  • «Организация мини – музея в групповом помещении», где дети совместно с педагогом начинают оформлять выставку совместных работ, посвященные культурному наследию своей Родины, малой Родины.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд детей и взрослых, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: к подбору нового материала в мини – музей, можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, посвящённые какому – либо событию, имея при этом разные наборы карандашей на подгруппу детей. Дети должны решить эту ситуацию без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу. Таким способом и методом начинают формироваться дружеские взаимоотношения. В группах нашего дошкольного образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, можно организовать народные праздники «Акатуй» и «Масленица». Дети с большим интересом смогут принять участие в подготовке и проведении праздников, при этом запоминая старинные пословицы, заклички, дразнилки и поговорки.

Продолжая данную тему, на занятиях по изобразительной деятельности необходимо знакомить детей с народными промыслами России. Проводить цикл занятий по знакомству с дымковской игрушкой, с городецкой, хохломской и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.

В работе по духовно-нравственному воспитанию необходимо вовлекать родителей в жизнь ДОО, с ними проводить педагогическое просвещение через:

  • консультации — «Право на жизнь детей и взрослых», «Как бороться с детскими капризами и упрямством в младшем возрасте», «Воспитание вежливости у детей».
  • беседы — «Знаете ли Вы своего ребёнка?», «Как провести праздники с детьми?», «За что мы любим детей?».
  • родительские собрания — «Нравственные нормы воспитания в повседневной жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании ребёнка дошкольника», «Как воспитать патриота?».
  • использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Наши семейные традиции», «Вредные привычки у детей».

Также необходимо вовлекать родителей в дошкольные праздники – мероприятия:

  • Ко дню «Защитника Отечества» создать альбом «Наши папы. Мы ими гордимся»;
  • К «8 марту» и «День матери», организовать фотовыставку «Вместе с мамой, вместе с бабушкой»;
  • Можно приглашать родителей в группу для проведения интересных встреч – бесед, где родители смогут рассказать о своих профессиях, об увлечениях;
  • Участие родителей в проведении экскурсий, досугов, праздников, конкурсах.

Таким образом, такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и ДОО.

Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, охватывать области образовательного процесса, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в педагогической системе. Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что нежные чувства взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

9

Как воспитывать духовно-нравственные качества, примеры и рекомендации

Личный пример

Известно, что лучший метод воспитания – личный пример. Любые слова теряют свой смысл, если они не используются на практике. Не важно, сколько родители и воспитатели будут рассказывать о хорошем поведении, об уважении окружающих и о гуманном отношении к природе, если взрослые не делают того, о чем говорят, то все разговоры будут напрасными.

Например, если папа декларирует, что надо любить животных, а сам отшвыривает ногой приблудного котенка, то вряд ли это явится достойным примером для подражания. Если мама самым любезным образом общается с соседкой, а за ее спиной выдает нелестные оценки, то дочка скорее получит урок лицемерия и двоедушия, чем искреннего отношения к близким.

Нравственное воспитание дошкольников является нелегкой задачей, и чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, он должен копировать ваше соответствующее поведение.

Умение делиться

Маленьким детям крайне сложно понять, почему он должен дать, пусть на время, любимую игрушку мальчику в песочнице. Ребенок еще не имеет понятия, что такое щедрость, что такое жадность, и не стоит его отчитывать за это. Надо просто и ненавязчиво рассказать, как здорово, когда ты можешь порадовать другого человека – тогда и самому радостнее, как здорово, когда любишь не только получать подарки, но и дарить их.

Немного погодя тема «умей делиться» может быть расширена. Дети узнают, что можно поделиться не только предметами, игрушками, угощением, но и теплым отношением, хорошим настроением, улыбкой. Уместно напомнить замечательную песенку про улыбку из мультфильма.

Забота об окружающих

Воспитывать такие нравственные качества человека, как доброта и отзывчивость тоже проще и эффективнее на личном примере. Когда дети видят, что мама с папой любят не только их, но и инвалида – соседа по площадке, что они не способны обидеть ни словом, ни действием не только человека, но и любое живое существо, можно быть уверенным, что малыши впитают в себя эту манеру поведения.

В раннем возрасте неоценимое значение имеет духовно — нравственное воспитание детей сказкой. Заботиться об окружающих, в частности, живо учат сказки К.Д. Ушинского «Умей обождать», русская народная про петушка, курочку и бобовое зернышко и т.д.

Усваиваем главные этические нормы детсадовца

Уже готовя малыша к первому посещению детского сада, можно провести маленький, но наглядный урок на тему «нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Не исключено, что ребенку придется столкнуться с тем, что другие ребята дерутся.

  • Надо объяснить ему, что обижать других людей, а особенно бить их, категорически нельзя.

Это первое «нельзя» ведет за собой второе, которое косвенно продолжает первое:

  • Нельзя портить, рвать, ломать книжки, игрушки. Их делали люди. На них затрачен человеческий труд. Испортив вещь, обидишь человека, окажешь неуважение к его труду.
  • Маленький человечек на всю жизнь должен запомнить третье «нельзя»: брать без разрешения чужое – это кража.

Эти три «нельзя» в итоге превращаются в неоспоримую истину: нельзя вырасти хорошим человеком, если нарушать их.

Понятие и особенности духовно-нравственного развития в дошкольном учреждении

 Постоянно меняющиеся политические, социальные и экономические условия являются главенствующим фактором, влиянием которого обуславливается перенос интересов общества и целого государства на интересы отдельной личности. Образовательная парадигма претерпевает существенные изменения, ее содержание, цели и задачи подвергаются основательному переосмыслению, возникают и прочно утверждаются новые процессы и явления. Одним из главенствующих процессов в современном мире можно назвать процесс духовно-нравственного развития и воспитания, как в общеобразовательных, так и в дошкольных учреждениях. [1]

Именно образование является отражением современной социокультурной ситуации в стране. На данный момент основообразующим принципом образовательных организаций является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».

Одной из важнейших проблем современного общества и государства вообще является вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Возникновение данной ситуации обусловлено несколькими причинами:

Молодое поколение не имеет верных положительных жизненных ориентиров и примеров нравственного поведения;

Упадок в области культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью;

Пропаганда средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий еще больше осложняет ситуацию: материальные ценности постепенно вытесняют духовно-нравственные, желания детей основаны на эгоистичных началах и обусловлены узколичными потребностями, благодаря чему у детей формируются вредные привычки, неуважение к старшему поколению и полнейшее отсутствие каких-либо морально-этических установок.

Одной из главных задач образовательных учреждений является подготовка полностью сформированной, гармонически развитой личности, умеющей анализировать происходящие в рамках общества и окружающего мира события и осуществлять свою деятельность соответствуя требованиям и интересам окружающих людей и норм общества. [2,12]

Целью духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении является обогащение ребенка духовно-нравственными понятиями и ценностями, развитие его самосознания, морально-этических качеств.

Задачи духовно-нравственного воспитания состоят в следующем:

‒ воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

‒ способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

‒ оказывать положительное влияние на формирование морально-этических, духовных и нравственных качеств ребенка, посредством установления позитивных межличностных отношений.

‒ воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

‒ приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Воспитание всесторонне развитой и гармонически сформированной личности, необходимой составляющей которой является духовно-нравственный аспект, является важнейшей задачей в рамках развития современного общества. По мнению ведущих специалистов, одной из новейших ступеней духовно-нравственного воспитания в рамках дошкольного учреждения, является его интеграция в обыденную жизнь ребенка, во все виды образовательной и игровой деятельности и программы дошкольного образования.

Младший возраст ребенка — основа формирования и воспитания личностных качеств и внутренних установок, развития душевных и физических сил, получение и закрепление знаний об окружающем мире, образование морально-этических навыков и привычек. Дошкольный возраст ребенка характеризуется активным получение, накоплением и использованием нравственного опыта. Дошкольный возраст так же является исходной точкой нравственного самоопределения, формирования самосознания.

Постоянное систематическое воздействие на духовно-нравственную сторону личности ребенка является основообразующим звеном в воспитании полноценного члена общества.

Духовное и нравственное воспитание в дошкольном учреждении является одним из основных аспектов, оказывающих влияние на формирование навыков адекватного взаимодействия человека с окружающим его миром. Это, в первую очередь, общее физическое и психическое здоровье ребенка, его интеллектуальный потенциал и эмоциональное состояние, этическое и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения и самоопределения себя как части социума, семейную ориентацию.

Духовно-нравственное развитие — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок. Понятие «духовно-нравственные ценности» заключает в себе комплекс ценностей, являющихся главенствующими в рамках отношений между людьми, в семье, обществе, нормы и принципы, базирующиеся на критериях добра и зла, лжи и истины. [3, 140]

Духовно-нравственное развитие по своей сути является достаточно сложным, многоплановым процессом. Оно есть неотъемлемая часть жизни каждого человека во всей ее противоречивости и полноте, часть семьи, социума, истории, культуры и человечества вообще.

Содержание духовно-нравственного развития личности ребенка заключается в последовательном и систематическом расширении ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс положительного влияния на нравственные аспекты личности человека:

‒ воспитание духовно-нравственных чувств и морально-этических установок;

‒ формированию нравственного облика;

‒ возникновению и развитию нравственной позиции;

‒ проявлению нравственного поведения в рамках семьи, общества и государства в целом.

Основой духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста является в первую очередь семья. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является непрерывное сотрудничество с семьей в рамках реализации процесса обучения и нравственного воспитания обучающихся. Главной задачей данного взаимодействия является изучение и анализ взаимоотношений в семье, профилактика и решение возникающих конфликтов.

Ключевым звеном, определяющим направление духовно-нравственного развития и воспитания ребенка, является семья. Современная концепция непрерывного взаимодействия семейной ячейки и образовательного учреждения заключается в том, что родители обязаны нести ответственность за воспитание ребенка, а задачей социальных институтов является помощь и поддержка в рамках воспитательного процесса. Именно поэтому воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями и общественными организациями.

Литература:

  1. Петракова Т. И. Духовно-нравственное воспитание в условиях общеобразовательной школы: категории, содержание, критерии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=18.
  2. Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/ Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

Нравственное воспитание в детском саду

Детские дошкольные учреждения, вне всякого сомнения, наравне с родителями играют важную роль в духовно-нравственном развитии детей.

Занятия в детском саду включают в себя не только усвоение каких-либо знаний в теории, но и применение их на практике. Дети с малого возраста привыкают к дисциплине, учатся отличать игровое время, когда можно пошуметь и расслабиться, от учебного, когда следует вести себя тихо и внимательно слушать воспитателя.

Интересен опыт некоторых из них, когда воспитатели активно вовлекают в духовно-нравственное воспитание в ДОУ и семьи своих питомцев. Кое-где работают так называемые школы молодых родителей, с помощью которых проводятся ознакомительные прогулки по ближайшим окрестностям. Дети вместе со взрослыми в частности познают, что такое родной край, как его надо любить и беречь.

Когда проходят такие общие детско-родительские мероприятия, папы и мамы получают возможность увидеть свое чадо как бы со стороны, в не знакомой им ситуации, видят, стоит ли обратить на что-то особое внимание в домашнем воспитательном процессе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]