Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)


Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

В приказе Министерства образования и науки РФ №2106 от 28.12.10 «Об утверждении ФГТ к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников» в подпункте №7 содержатся конкретные требования к рациональной организации образовательного процесса, а именно: «использование в образовательном процессе здоровьесберегающих методов, технологий, соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания».

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов

Цели использования здоровьесберегающих технологий:

  • сбережение здоровья детей путем создания благоприятных условий пребывания, воспитания и образования в ДОУ;
  • укрепление психического и физического здоровья дошкольников;
  • обеспечение высокого уровня здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры;
  • осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;
  • содействие становлению культуры здоровья и валеологическому просвещению родителей.

Средства здоровьесберегающих технологий: 1.Средства двигательной направленности: • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание); • физические упражнения; • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др. 2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, ингаляция). 3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.). Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий в ДОУ( из своего опыта).

В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»:

Режим дня

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.

1. Утренняя гимнастика

Ежедневная утренняя гимнастика, общеразвивающие упражнения в группе способствуют эмоциональной разгрузке, повышению двигательной активности. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

  • Ритмическая гимнастика
  • Гимнастика состоящая из хороводов
  • Сюжетные танцы
  • Обыгрывание сюжетного стихотворения
  • Подвижные игры
  • Оздоровительный бег
  • Гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
  • Оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
  • Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики – 7 мин. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

2. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр: «Мы листаем книгу», «На закате дремлет пруд…», «Рыбки», а также занятий пальчикового театра «Лошадка», «Ловко с пальчика на пальчик…», «Яблочко», «Петушок». Ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

3. Игровой самомассаж.

Дети с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя игровой массаж, ребенок может, фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно-эмоциальное напряжение.

4. Мытье рук и лица холодной водой.

Умывание проводится прохладной водой (в летний период, в зимний-теплой водой) в последовательности: руки с мылом, затем — лицо. После умывания производится вытирание, но не насухо, а только, чтобы снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.

5. Перед занятием – звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика — это произнесение строго определенным способом различных звуков и их сочетаний. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку.Комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

6. Динамическая пауза на НОД.

Основные задачи физминутки – это:

  • снять усталость и напряжение;
  • внести эмоциональный заряд;
  • совершенствовать общую моторику;
  • выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

7. Гимнастика для глаз

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз — это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.

6. После НОД – йога в играх.

Йога – одна из немногих систем упражнений, благотворно и целостно воздействующая на весь организм, в том числе на эндокринную и нервную системы. Занятия йогой прекрасно укрепляют опорно-двигательный аппарат, выравнивают осанку. Дыхательные, релаксационные и медитативные практики положительно влияют на психику. В йоге нет элемента соревновательности, это выгодно отличает ее от других видов физической активности. Дети, учатся принимать себя, какие они есть.

9. Прогулка.

Двигательная активность (бег, игры, упражнения). Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

10. Подвижная игра

Игра позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

11. Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения, развивает еще несовершенную дыхательную систему ребенка, укрепляет защитные силы организма. В своей работе использовала: «Пузырики», «Говорилка», «Ветерок», «Пчелки», «Косим траву», «Петух», «Каша кипит», «Вырасти большой», «Мельница», «В лесу», «Веселая пчелка».

12. Гимнастика пробуждения (в постели).

Длительность гимнастики в постели 2-3 минуты. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Затем проводятся закаливающие мероприятия с использованием «чудо» – ковриков, солевые дорожки, водные процедуры. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

13. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия).

— Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам») 15-20 сек. — Комплекс упражнений, проводимых в положении сидя на стульчиках («согреем за мерзшие ножки после прогулки по снегу).

14. Психогимнастика (эмоциональное здоровье).

Задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Благодаря психогимнастике для дошкольников ребенок учиться понимать свои и чужие эмоции, выражать их, понимать чувства, учиться саморасслаблению и преодолению жизненных трудностей.

15. Осанка (профилактика сколиоза).

Главным средством предупреждения нарушения осанки являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям вызывающим активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота.

16. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Результативность работы здоровье сберегающих технологий зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что эффективность оздоровительной программы решается совместно с семьей. Опыт работы в инновационных направлениях показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания передают в доступной и игровой форме.

Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в работе здоровье сбережения и здоровье соединение; развитие, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на продолжительный период.

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. С. 81.
  4. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста. СПб, 2006.
  5. Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2006.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: Мозайка-синтез, 2014.
  7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002.
  8. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. М., 2005.
  9. Тарабарина Т.Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
  10. Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.

«Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА»

Разработчик: Костина И.С.

Заместитель заведующей по ВМР

Аннотация

В статье представлены современные подходы в организации работы детского сада по формированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.

Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Основным в организации здоровьесберегающей образовательной среды в ДОУ является, безусловно, использование здоровьесберегающих технологий. Мы придерживаемся мнения, что эффективность здоровьесберегающих технологий определяется их грамотной “встроенностью” в общую систему здоровесбережения. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

В нашем детском саду используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация

Технологии эстетической направленности

  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Ленивая гимнастика
  • Гимнастика корригирующая

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Физкультурное занятие
  • Обучение скалолазинию
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Самомассаж

Коррекционно-развивающие технологии:

  • Арт-терапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказко-терапия
  • Технологии коррекции поведения
  • Логоритмические минутки

Одной из технологий обучения здоровому образу жизни нами осваивается технология обучения дошкольников скалолазанию. Эта технология привлекла нас не только тем, что дает возможность развивать физические качества дошкольников, но и формирует логическое мышление детей. Это новая и интересная форма занятий несет в себе огромный потенциал положительных эмоций дошкольников. Детям, начиная с раннего возраста свойственно стремление познавать окружающий мир опытным путем. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе и лазание. По данным к 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения деятельность по обучению детей элементам скалолазания. Скалодром для детей – это действительно один из самых эффективных способов заинтересовать ребенка спортивным образом жизни – захватывающие тренировки помогут ребенку по-настоящему увлечься и укрепить здоровье.

Скалодром — это искусственная имитация скалы на стене позволяющая повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание образовательной деятельности и совершенствовать навыки лазания.

Цель деятельности направлена на обогащение двигательного опыта детей и совершенствование физических качеств дошкольников. К особенностям организации образовательной деятельности на скалодроме относится этапность процесса развития двигательных навыков.

  • 1 этап заключается в общей физической подготовке и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме.
  • 2 этап – это практическая образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой образовательной деятельности), которая также проводится в определенной последовательности:

Основные принципы развития юного скалолаза вытекают из особенностей организации деятельности.

Образовательная деятельность по скалолазанию малыми подгруппами в индивидуальном порядке, в соответствии с расписанием образовательной деятельности по обучению скалолазанию. Дети занимаются на скалодроме в удобной спортивной форме и обуви. Образовательной деятельность проходит 2 раза в неделю длительностью 15-20 минут.

Таким образом, скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели и справляться с трудностями (высота, сложность движений), становится более решительным. Почти все дети без исключения, любят лазать, преодолевать препятствия, соревноваться в ловкости. Занятие на скалодроме позволяет делать все то же самое, но безопасно, под присмотром педагогов.

Наш детский сад уделяет внимание именно комплексному использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Согласно ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе поддержки детской инициативы. Одной из форм поддержки детской инициативы и формирования валеологической компетентности дошкольников является организация проектной деятельности детей и направлена на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Планируемые результаты проектов выражены в достижении ценностного ориентира. Проекты «Окошки в мир», «Олимпиада» и др. реализовывались через разные виды детской деятельности и направлены на ознакомление дошкольников с органами чувств и формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Данные проекты позволяют комплексно использовать здоровьесберегающие техногии, интегрировать различные виды деятельности детей, поддержать интерес детей в течение всей деятельности, добиться положительных результатов в достиженнии ценностных ориентиров в области валеологического образования детей.

Важным в формировании навыков здровьесберегающего поведения является создание центров активности дошкольников, которые должны дать импульс самостоятельной деятельности детей. В каждой группе детского сада созданы центры здоровья, где детей встречают сестренки Ладушка и Кислородинка. Ладушка развивает мелкую моторику рук у дошкольников.

Кислородинка заботится о развитии правильного дыхания. Все упражнения в данном разделе разработаны на основе парадоксальной дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой — это лекарство от всех болезней. Уникальный оздоровительный метод, созданный несколько десятилетий назад. Не имеет ограничений, можно заниматься в любом возрасте и при любом состоянии здоровья. Стрельниковскую гимнастику называют парадоксальной потому, что вдохи и выдохи производятся одновременно с движениями.

Таким образом, важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Список литературы:

  1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. – М., 1978.
  2. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М.,1988.
  3. Википедия – электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скалолазание
  4. Толстикова О.В., Савельева О.В., Овчинникова Т. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Екатеринбург: ИРО,2013.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Инновационный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни»

МБДОУ «Детский сад «Ромашка»

1сл. “Здоровьесберегающие технологии” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Для грамотного подхода к решению задач по здоровьесбережению в нашем МБДОУ был составлен долгосрочный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни», который стал инструментом ориентации и интеграции усилий всего коллектива к будущим желаемым результатам, но уже с позиции сегодняшнего дня, с учетом перспективы.

2сл. Актуальность проекта: В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей. Более 50 % дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. 15-20 % имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации

3сл. Цель проекта: Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранение и совершенствование здоровья ребенка – дошкольника.

4сл. Задачи проекта:

  1. Сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственно работоспособности;
  2. Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
  3. Обеспечить условия для сохранения и совершенствования здоровья;
  4. Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
  5. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

5сл. Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания).

6сл. Основные принципы проекта:

  • научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
  • активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
  • сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
  • единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных)
  • систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
  • целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)

— оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

7сл. Проект реализуется через следующие разделы:

  • укрепление материально – технической базы ДОУ
  • работа с детьми
  • работа с педагогами
  • работа с родителями

8сл Укрепление материально – технической базы:

  • музыкальный зал, в котором для проведения занятий имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, проектор, несколько гимнастических скамеек, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, резиновые коврики, массажеры для стоп, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое.

На территории детского сада оборудована спортивная площадка для физического развития детей, для занятий на воздухе, она оснащена необходимым инвентарем и оборудованием (спортивный комплекс, горки, лиана).

В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр и др.

В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

9сл. Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; систему закаливания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.

  1. Диагностику проводят: медицинский работник; воспитатели групп; учитель – логопед; педагог – психолог; инструктор по физическому воспитанию; музыкальный руководитель.
  2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания.
  3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе); специальные мероприятия (водные, воздушные и солнечные).
  4. Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
  5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей:
  • повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, укладывание на дневной сон, общая длительность пребывания ребенка на свежем воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
  • индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
  • достаточный по продолжительности сон детей.
  • организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
  • Санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.

10сл Работа с педагогами:

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

  • актуализация внимания воспитателей на том, что у них главная социальная роль
  • просветительная работа по направлениям проекта
  • консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог – здоровый ребёнок; здоровый педагог – больной ребёнок; больной педагог – больной ребёнок

Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте, а также методике обучения дошкольников приемам личной самодиагностики.

11 сл. Организационные методические мероприятия:

  1. Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Разработка систем физического воспитания, основанных на индивидуально – психологическом подходе;
  3. Внедрение новых здоровьесберегающих технологий, методов и упражнений для психического и физического развития детей;
  4. Диагностика состояния здоровья детей всех возрастных групп;
  5. Внедрение сбалансированного разнообразного питания. Организация межведомственных скоординированных действий по уменьшению детского травматизма и отравлений;
  6. Пропаганда здорового образа жизни;
  7. Обучение дошкольников здоровому образу жизни, приемам личной самодиагностики, саморегуляции, проведение бесед, валеологических занятий, психологических тренингов и привитие дошкольникам чувства ответственности за свое здоровье.

12сл. Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ:

1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Ритмопластика — проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.
  • Релаксация — проводится для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
  • Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
  • Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
  • Бодрящая гимнастика — проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
  • Артикуляционная гимнастика — Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит учитель — логопед.

2. технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.
  • Занятия из серии «Здоровье» — проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
  • Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
  • Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
  • Коммуникативные игры — проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

3. коррекционные технологии:

  • Технология музыкального воздействия — проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.
  • Арт-терапия — проводится сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы.
  • Игротерапия — проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
  • Сказкотерапия — проводится 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы.
  • Технологии коррекции поведения — Проводится как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.
  • Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю для старших дошкольнико

35сл. Методические рекомендации по оздоровлению:

Необходимо широкое использование игровых приемов создание эмоционально – значимых для детей ситуаций, обеспечение условий для самостоятельной практической личностно и общественно значимой деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

36сл. Работа с родителями

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей
  • пропаганда общественного дошкольного воспитания
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания
  • установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребенка
  • вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары
  • валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье

— включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.

37сл. результаты реализации проекта:

Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

Обеспечение статистического учета, контроля и анализ на всех уровнях.

Коренное совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональный двигательной активности.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]