НОД для детей старшей группы «Осень золотая». Календарь природы
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая». Заполнение календаря природы.
Программные задачи: 1. Продолжать формировать знания об осени, осенних явлениях; 2. Обратить внимание на изменения в природе; 3. Развивать способность подбирать картинки для календаря природы, соотнося их с природными особенностями осени; 4. Развивать наблюдательность; 5. Активизировать мыслительную деятельность; 6. Помочь запомнить осенние месяцы; 7. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Необходимый материал: — календарь природы, иллюстрации к нему. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Дети: Осень Воспитатель: Как вы догадались? Ответы детей.Воспитатель: Что изменилось с приходом осени? Ответы детей.Воспитатель: Сегодня мы будем заполнять календарь природы.
Воспитатель: Сначала вспомним осенние месяцы. Назовите их. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Какой месяц идет сейчас? Дети: Октябрь Воспитатель: Верно! Сентябрь – это первый месяц осени. Затем – октябрь и потом ноябрь. Давайте посмотрим на картинки и определим, где предыдущий месяц. Дети: Сентябрь.
Дети берут картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: А теперь настоящий месяц – октябрь
Дети берут картинку, объясняют, почему именно эта картинка и крепят к календарю природы.Воспитатель: И последний месяц – это … Дети: Ноябрь.
Дети берут картинку, объясняют, почему именно эта картинка и крепят к календарю природы.Воспитатель: посмотрите на картинки. На всех картинках береза. Как вы думаете, какое дерево нам нужно поместить на календарь природы и почему?
Дети показывают нужную картинку и объясняют: Это дерево с желтыми листьями, оно осеннее, дерево с почками – весеннее, голое – зимнее. Нам нужно поместить осеннюю березу.
Воспитатель: А теперь посмотрим в окно и определим, какая погода на улице? Дети: ветренно, потому, что качаются деревья. Пасмурно, потому, что хмурое небо. Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: Какие осенние явления вы наблюдали сегодня утром? Дети: Листопад Воспитатель: Давайте мы сегодня побудем осенними листьями. Приглашаю всех в центр группы
Физминутка «Листопад» Воспитатель: Какое явление мы сейчас изобразили? Дети: Листопад.
Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: Молодцы! Какие осенние явления вы еще знаете? Дети: Иней, туман. Воспитатель: Какие еще изменения происходят осенью? Дети: Часто идет дождь со снегом, трава желтеет и становится сухой
Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: Что происходит с птицами и животными с приходом осени? Дети: Птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме.
Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: как меняется внешний вид людей осенью? Дети: Люди меняют одежду на более теплую
Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: Что происходит с солнцем? Дети: Солнце не направляет прямые лучи и греет меньше
Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.
Воспитатель: Правильно. Теперь наш календарь природы заполнен, а мы с вами пообещаем беречь природу? Дети: Обещаем! Взяв за основу этот конспект НОД, Вы можете таким же образом использовать свой календарь природы! Удачи Вам!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Путешествие в осенний лес
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия в детском саду к Международному дню защиты пожилых людей
Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа
Развивающее пособие «Календарь природы»»
Участник выставки:
Чипига Олеся Ивановна,
воспитатель
МАДОУ ЦРР детский сад № 110 города Тюмени
Аннотация
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе.
В группах нашего детского сада созданы уголки природы, и в каждой группе содержание уголка наполняется в зависимости от возраста детей. Наша группа принимает детей 3-4 лет. При организации уголка природы решили создать необычный календарь природы – это дерево, которое изменяется в зависимости от времени года. Воспитанников тянет к этому дереву как магнитом, они с большим удовольствием рассматривают и трогают, радуются происходящим изменения.
Целью создания уникального календаря природы является создание условий для формирования знаний у детей второй младшей группы о смене времен года, умения замечать и наблюдать за этими изменениями, видеть красоту и хрупкость природы, бережно относиться к окружающему миру.
Предназначено для детей от 3 до 4 лет: Данное пособие можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие; так и в индивидуальной работе, и свободной деятельности.
С помощью данного пособия можно решать образовательные задачи:
— знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в окружающей природе;
— расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, прилетели птицы;
— учить детей замечать изменения в природе.
Пособие состоит из следующих частей:
— дерево, ствол дерева изготовлен из атласного материала, а крона дерева из органзы, в зависимости от времени года разного цвета;
— ламинированные зимующие и перелетные птицы;
— для времени года весна: подснежники из гофрированной бумаги, скворечник их картона;
— для времени года осени: осенние листья, пожелтевшая трава;
— для времени года зимы: снежинки, сугробы под деревом, зайка в белой шубке;
— для времени года лето: цветы, бабочки;
— для художественного слова подобрана картотека потешек, стихотворений.
Все дополнительные фигуры вырезаны, ламинированы и крепятся на липучках, что дает возможность легко перемещать. Календарь природы доступен пониманию детей второй младшей группы
Алгоритм использования календаря природы. Весной мы вешаем на ствол деревца птичий домик с прилетевшим скворцом, а потом ждём прилёта очередной перелётной птицы, которые с удовольствием садятся на веточки нашего «Календаря природы».
Зимой на ветках появляются снежинки, птицы (синички, снегири, воробьи). Деткам прививается любовь к птицам и то, что в зимнее холодное время года птиц необходимо подкармливать.
Осенью на нашем календаре природы, так же как и в природе, меняется цвет листвы. Листва практически исчезает с кроны деревья, имитируется листопад. Учимся различать листья по цвету (красный, желтый, зелёный).
Образовательный эффект данного календаря природы в том, что дети лучше запоминают сезонные изменения, умению замечать происходящие изменения в природе. Во время прогулок, замечая что-то необычное, например, увидели птицу, которая прилетела, могут отображать ее на этом дереве, тем самым расширяются представления о представителях фауны, закрепляются знанию о природе родного края.
Картотека игровых заданий к развивающему пособию «Календарь природы», которые помогут более лучше запоминать сезонные изменения в природе.
Назвать птицу.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры: Для детей прикреплены птицы на дереве «Календаря природы» и воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
Назвать дерево.
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры: Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра продолжается 2-4 раза.
С какого дерева листочек.
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.
Ход игры: На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает — дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.
Узнаете по описанию.
Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.
Ход игры: Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..
Кто как кричит.
Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы прикреплены к календарю природы.
Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.
Какой птицы не стало.
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал: птицы находящийся в календаре природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: какую птицу спрятал воспитатель.
Найди листочек.
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
Материал: в календаре природы находятся листочки (клена, дуба, рябины, березы).
Ход игры: Воспитатель показывает один из листьев, например кленовый и говорит: «Раз, два, три — как листочек называется скажи!» Дети отвечают.
Поделиться
Конспект НОД по работе с календарем природы в подготовительной группе.
Конспект НОД по работе с календарем природы в подготовительной группе.
Цель: Закрепить умение пользоваться календарем природы.
Задачи:
- Закреплять умение классифицировать явления природы по временам года.
- Дать элементарные сведения о профессии синоптика
- Учить детей проводить простейшие действия, похожие на явления природы.
- Закреплять умение анализировать и делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
- Упражнять в количественном счете.
- Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.
Предварительная работа: Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями, фиксирование результатов наблюдений в календаре и свои впечатления; разучивание стихов, пословиц, поговорок, примет, связанных с погодой и временами года; отгадывание загадок; рассматривание картин и иллюстраций с явлениями природы.
Материал: Иллюстрации с изображениями явлений природы, одежды, людей и спец. приборов опр. погоду, карточки с условными обозначениями погоды, календарь погоды, фломастеры, клей, тазик с водой, губки, кусочки ваты, барабан.
Ход:
Воспитатель: Давайте мы с вами, намочите губки, приподнимите их и отожмите. Слышите звуки? С чем их можно сравнить? (С дождем) Что произойдет, если подуть на кусочки ваты? Попробуйте! (Разлетаются в разные стороны) Что это вам напоминает? (Как будто снег идет и ветер дует) Воспитатель ударяет в барабан – Что это вам напоминает? (Раскаты грома) С чем можно сравнить все то, что мы только что видели и слышали? (С явлениями природы) Какие явления природы вы знаете? От чего зависят явления природы? (От времени года, от погоды) А кто сообщает нам прогноз погоды? Да, это синоптики Гидрометцентра. Люди, которые с помощью специальных приборов определяют состояние погоды (рассматривают картинки)
А как вы наблюдаете за погодой? (Наблюдаем по дороге в детский сад и домой, на прогулке. (Результаты наблюдений заносим в календарь погоды). Да, вот он календарь погоды. Что обозначают эти клеточки? (дни недели) Назовите их.
(Воспитатель с детьми рассматривает условные обозначения, листы календаря). А кто в нашей группе, отмечает погоду в нашем календаре? (Дежурные по уголку природы).
— Ребята, посмотрите, наши дежурные сегодня превратились в ведущих прогноза погоды. Давайте присядем поудобней и послушаем прогноз погоды. Дети рассказывают и показывают: Какое сейчас время года? Какая сегодня погода? (прогноз погоды на 2 дня).
Игра «Угадай-ка» (Загадки о явлениях природы, отгадки находят среди условных обозначений)
Белая вата плывет куда-то; чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер) Яркий шар висит на небе, свет мне, тебе и детям. (Солнце) Шел долговяз и в земле увяз. (Дождь) Цветное коромысло над рекой повисло. (Радуга) Не художник, а рисовать умеет. (Мороз)
Физминутка
В лесу было тихо, деревья дремали (руки поднять вверх, Вот ветер подул, и они задрожали подняться на носочки) Безжалостно ветер ломал их порой (движение кистями рук из стороны в сторону; руки вытянуть, наклоняться влево, вправо, вперед) Под дерево сели ребята гурьбой (приседания) Дождались, чтоб стихло ненастье. И снова, как прежде, стоит тишина. Спасибо за солнце и счастье. (встать, поднять руки, покачать ими)
Словесная игра «Чудеса природы» Возьмите каждый картинку с изображением какого – ни будь явления природы и расскажите о нем (дождь, град, листопад, радуга, туман, иней, снегопад).
Игра «Что наденем на прогулку?» Найти карточки с изображением одежды, соответствующей состоянию погоды, которую показывает ведущий (карточки с изображением условных обозначений погоды).
— Давайте поблагодарим наших ведущих аплодисментами. Как еще можно предугадать погодные явления? (по народным приметам)
Солнце садится за тучу – жди ненастья. Звездное небо – к похолоданию или морозу. Яркий закат солнца – день будет теплым. Насекомые и разного вида мошки, комары вечером вьются столбом — к хорошей погоде. Цветы издают сильный запах — к дождю. Собака валяется в снегу — к вьюге. Ласточки низко летают над водой — к дождю и ветру. и т. д.
Игра «Четыре стихии» Играющие выполняют движения в соответствии с сигналами: «Земля!» – руки вниз; «Вода!» — руки вперед, «Воздух!» – руки вверх; «Огонь!» – вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам
алсу салахова
Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам
Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы»
по
всем возрастным группам
Для фиксации меняющихся природных объектов могут быть разработаны различные типы графических моделей. В педагогической интерпретации — это календари наблюдений за явлениями природы. Их главное содержание — знакомство с птицами и с другими меняющимися сезонными явлениями природы, ростом и развитием живых существ. Ведение календаря дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции. Как показывает практика дошкольного воспитания — познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.
Я представлю вам календари для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Для второй младшей и средней групп — это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т. д. На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, береза)
в разных условиях: в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелеными листьями, с желтыми листьями во время листопада, без листьев. Еще должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях
природы, полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.
Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад)
. С детьми средней
группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).
Собираясь на прогулку в понедельник, воспитатель показывает детям куклу, сообщает ее имя, говорит, что она пришла к ребятам в гости и хочет посмотреть, как они одеваются. После прогулки кукла ждет, пока малыши разденутся,— ей не терпится узнать, что они видели на участке. Воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь и т. д.)
.
«Сейчас мы тебе покажем картинку»
,— говорит педагог, обращаясь к кукле, и достает коробку с набором карточек, изображающих различные явления
природы. Он показывает карточку, на которой изображено не то, что видели ребята на прогулке. «Дети, мы с вами смотрели на солнышко. Это солнышко?— Нет, это облака, давайте найдем другую картинку, где нарисовано солнце». Дети находят нужную картинку, показывают ее кукле и ставят на подставку (типа книжной)
. «Ты, наверное, тоже хочешь погулять? — обращается педагог к кукле. — Погуляй здесь
(ставит ее возле карточки)
. Солнышко на тебя будет светить. Только надо одеться. Сегодня тепло, ребята во время прогулки были в легких кофточках. Ты тоже надень кофточку». Воспитатель находит бумажную кофточку, надевает ее на куклу и говорит, что Наташа
(имя куклы)
теперь тоже гуляет.
Ежедневные наблюдения с использованием карточек и куклы в течение первой недели помогут детям второй младшей группы начать знакомиться с разнообразием природных явлений. В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна.Детям интересно: все кругом мокрое, блестящее, по стеклу ползут капли дождя. Педагог обращает внимание на то, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам — на них плащи, у некоторых зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку, изображающую дождь, и отпускают Наташу гулять, надев на нее плащ или срочно изготовив зонтик.
В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарем, но четырехлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для нее признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляются две-три картинки (береза в безветренном состоянии, береза в порыве ветра — листопад и т. д.). Кукла может быть та же самая, но набор одежд ей следует сделать новый (выросла — ей купили новую одежду)
.
Таким образом, работа с набором картинок и куклой во второй младшей и средней группах способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с мощью готовых образов-картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Все это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте.
Календарь природы для старшей, подготовительной к школе группсостоит из трех граф: 1) время; 2) неживая природа (погода)
; 3) живая
природа (растительный и животный мир, труд людей. В календаре детей шестого жизни первая графа представлен одной неделей, в календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя (клеточки второй недели закрашены, остальные-пустые)
. Это важно для формирования у детей, идущих в школу,отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного
календаря он видят, что в сентябре четыре недели, а наблюдения за сезонными явлениями природы велись в течение одной (второй)
недели. В дальнейшем при заполнении
календаряим станет понятно временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.
Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду. В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы.
При ведении календарянеобходимо обратить внимание на следующие моменты: он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя; условные значки — это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогут специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона. Это особенно важно на первых этапах в старшей группе, когда дети только знакомятся с календарем такого типа. Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и нивелирует разницу их изобразительных умений.
Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям.Наиболее подходящими являются следующие обозначения: дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т. д.)Особенно следует остановится на графическом изображении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто (куртку, в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой»
того или иного цвета, например, воробей – коричневая
«галочка»
, голубь – синяя, синица – желтая, снегирь – красная и т. д.
Опыт внедрения календарей в практику детских садов,показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи — беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь — это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.