Методические рекомендации.» Значение логико-математических игр в работе с детьми дошкольного возраста

Развитие математических способностей у ребенка — один из аспектов подготовки к школе. Оперировать числами для дошкольника бывает непросто, поэтому специалисты советуют начинать знакомство ребенка с цифрами и математическими вычислениями с игр. Сложные и подчас скучные примеры и задачи не вызывают у малыша отторжения, когда они представлены в виде интересных красочных заданий.

Если ребенок уже в младшем возрасте поймет, что математика — это увлекательно и весело, ему значительно проще будет осваивать школьный предмет. Кстати, математические игры развивают не только навыки работы с числами, но и логику и нестандартное мышления. Какими бывают математические игры для дошкольников — в нашем материале.

Математические игры для детей 4-5 лет

Игры по математике для дошкольников 4-5 лет включают в себя простые математические примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Математическая игра «Лабиринт»

В этой математической игре перед ребенком стоит задача увидеть закономерность, пройти лабиринт и помочь белочке найти желудь.

Распечатайте картинку. Дайте ребенку карандаш. Пусть он нарисует дорожку, по которой белочке можно добраться до желудя.

Белочка начала свой путь. Она сделала два шага. Чем отличаются число 3 от 1? На сколько оно больше? А число 5 по сравнению с 3? Желательно, чтобы ребенок сам увидел закономерность (прибавление 2 к каждому предыдущему числу). Но если не получится, не страшно — объясните. Просчитайте вместе следующий шаг, а дальше пусть малыш идет сам.

Математический кроссворд

Если ребенок умеет считать до 10, его может заинтересовать составление математического кроссворда.

Распечатайте кроссворд. Расскажите ребенку, как работать с математическим кроссвордом, как в него вписываются цифры. Можно разъяснить такие понятия, как «горизонталь» и «вертикаль».

Объясните, что в каждой строке и столбце должны получиться верные равенства. Подчеркните: математический кроссворд отличается от обычного примера тем, что в нем неизвестное число может стоять в любом месте.

Покажите, что в кроссворде примеры лучше решать не в произвольной последовательности, а переходя от одного пересечения к другому. И очень важно сделать все правильно, потому что ошибка в одном месте приведет к неточности в другом.

Математическая игра «Посчитай бусинки»

Как и в других примерах, картинку можно распечатать.

Здесь два разных задания.

На левой картинке — бусины, которые нужно сосчитать и вписать ответы внизу, как показано на первом рисунке. Не давайте ребенку задание сразу — предложите ему подумать, что означают числа внизу (на первой картинке). Возможно, он сам найдет соответствие между количеством бусин и числом внизу. В этом случае он без затруднений впишет все правильные ответы.

На втором, правом, блоке картинок число бусин везде одинаковое, а внизу подписано количество закрашенных бусин. Об этом малыш тоже может догадаться самостоятельно. После этого он с удовольствием раскрасит нужное количество бусин в каждой картинке.

С помощью этого задания можно объяснить ребенку, что такое счеты и как ими пользоваться.

Математическая игра «Проведи медведицу к медвежонку»

На льдинках написаны примеры. В этой игре ребенок должен выполнить каждое задание и написать ответ на льдинке. После этого можно проложить путь медведицы к медвежонку по льдинкам, на которых написаны числа 1, 2, 3 и далее по порядку до 10.

Конспект интеллектуальной игры по математике для детей подготовительной группы ДОУ

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по математике в детском саду для старших дошкольников
Цель: Обобщение знаний детей пройденного материала. Задачи: 1. Закреплять и обосновывать ответы на заданные вопросы, знания о математических представлениях. 2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность, коммуникативность. 3. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, сопереживания, взаимовыручки, умение работать в команде. 4. Воспитывать в детях интерес к занятиям- играм, вызвать эмоционально-положительный настрой, самостоятельность, доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивая их. Оборудование: игровое поле, юла со стрелочкой, вопросы в конвертах, черный ящик, индивидуальные листы с заданиями, простые карандаши на каждого ребенка; грамоты, цифры, мультимедийный проектор, видеозапись, фломастеры, желтые жетоны, глобус. Предварительная работа: Просмотр игры для дошколят «Что? Где? Когда?», беседа о правилах игры, решение логических задач, задач на сложение и вычитание, измерение, загадывание загадок, игры на развитие внимания, памяти.
Ход игры:
Ведущий: — Добрый день, дорогие гости. Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших знатоков. (Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда?». Дети заходят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом перед игровыми столами. Дети читают стихи. 1-й ребёнок: Почему торжественность вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь? Это о царице всех наук Начинаем мы сегодня вечер. 2-й ребёнок: Не случайно ей такой почет. Это ей дано давать ответы. Как хороший выполнить расчет Для постройки здания, ракеты 3-й ребёнок: Есть о математике молва, Что они в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ведущий: -Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» поболеть за нас. — Давайте поприветствуем наших гостей! (дети хлопают) — Приглашаем наши команды занять свои места: 1 команда «Планета знаний»; 2 команда «Знайки»; 3 команда «Математический патруль»; 4 команда «Умники»; 5 команда родителей «Аксиома». Ведущий: -Позвольте представить вам наше жюри. Оценивать вашу игру будут родители (три человека). Ведущий: -А теперь уважаемые игроки я познакомлю вас с правилами игры: — обсуждать вопросы можно вместе всей командой в течении 2 минут; — отвечать на вопросы может капитан команды или один из игроков этой команды, которого назначит капитан команды. — во время ответов в зале должна быть тишина; — если команда готова к ответу досрочно, ей необходимо поднять руку. — за нарушение правил, команда получает предупреждающий желтый знак; — за правильный ответ – команда получает 1 балл; Ведущий: — -Уважаемые игроки! Вы должны проявить эрудицию, сообразительность и смекалку, а также быть внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Итак, мы начинаем игру. Ведущий: 1 раунд! (Звучит музыка «Гонг, вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор №1) Конверт под № 1 (остановился волчок)- Ведущий: -Внимание на экран! С Вами играет воспитатель средней группы. Смотрим видеовопрос: -Перед вами два рисунка. Нужно найти между ними десять отличий и обвести. Ведущий: -Команды, приступить к обсуждению. (2 мин.) Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. Какая команда готова ответить на вопрос? Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 2 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 2) Конверт под № 2 (остановился волчок) -Внимание! Блиц-вопрос! 1. Блиц- вопрос для команды «Знайки»: «В семье 8 человек: бабушка, дедушка, мама, папа и дети. Сколько в семье детей?» (4) 2. Блиц-вопрос для команды «Планета знаний»: «Во дворе гуляли куры и собаки. Миша посчитал их ноги, получилось 8. Сколько было кур, сколько собак?» (1 собака и 2 курицы) 3. Блиц-вопрос для команды «Математический патруль»: «У Аленки и Тани по 4 конфеты. Алена отдала Тане 2 конфеты. Сколько конфет стало у каждой девочки?» (2 и 6) 4. Блиц-вопрос для команды «Умники»: «Сколько ушей у трех мышей?» (6) 5. Блиц-вопрос для команды «Аксиома»: «В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?» (6) Ведущий: 3 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 3 «Черный ящик») и под музыку вносится чёрный ящик. Внимание, вопрос: «На ноге стоит одной, кружит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны» (Глобус) Ведущий: -Команды, приступить к обсуждению. -Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. -Какая команда готова ответить на вопрос? -Внимание, правильный ответ. Ведущий: 4 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 4) Конверт под № 4 (остановился волчок) -Внимание на экран! Вопрос от воспитателя старшей группы (видеозапись) «Обведите справа только те геометрические фигуры, из которых нарисована машина» Ведущий: — Команды, приступить к обсуждению. — Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. — Какая команда готова ответить на вопрос? — Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 5 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 5 «Скрипичный ключ») Конверт под № 5 (остановился волчок) Музыкальная пауза (Музыкальная физкуль) Ведущий: 6 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 6) Конверт под № 6 (остановился волчок) -Внимание, конкурс для капитанов: -Решите примеры и с помощью букв, находящихся рядом с ответом, расшифруйте слово. 10-7= … Р 3+6= … Б 10-5= … Г 8-4= … И Ведущий: -Капитаны, приступить к выполнению задания. -Время закончилось, огласите правильный ответ. -Кто первый из капитанов готов ответить на вопрос? (если капитан команды не справляется, помогают игроки) -Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 7 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 7) Конверт под № 7 (остановился волчок) -Внимание! Вопрос от воспитателя второй младшей группы (видеозапись): «Перед вами варежки с примерами. Нужно решить примеры и по ответам найти пару каждой варежки» 3+4= … 9-2= 5+4= … 10-1= 3+3= … 8-2= 6+2= … 5+3= Ведущий: — Команды, приступить к обсуждению. — Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. — Какая команда готова ответить на вопрос? — Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 8 раунд! Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 8) Конверт под № 8 (остановился волчок) -Внимание! Видеовопрос от воспитателя средней группы: «Перед вами примеры. Сравните их с помощью знаков >,< или =» 8-1 … 8+1 6+4 … 6+3 9-2 … 9-1 7+2 … 2+7 9+0 … 9-0 Ведущий: — Команды, приступить к обсуждению. — Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. — Какая команда готова ответить на вопрос? — Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: — Ребята, наш конкурс подошёл к финалу, мы потрудились все на славу! Пора итоги подводить и самых умных наградить. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворение Ребёнок: Учит нас она считать И фигуры узнавать. Объясняет цифры, знаки, И задачки как решать! Знать где лево, а где право Знать длину и ширину. Понимать значение: «равный», «Больше», «меньше», высоту. Ведущий: -А сейчас предоставляется слово нашему уважаемому жюри! Жюри объявляет свое решение, вручает грамоты командам. Ведущий: — Молодцы! Мы вас поздравляем! -Знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре? -Вам понравилось быть знатоками? Спасибо вам за интересную игру, а мы с вами встретимся на игре в следующем сезоне. (Музыка «Финал»)

Рекомендуем посмотреть:

Математическое домино для детей дошкольников 5 — 7 лет Дидактическая игра своими руками для дошкольников от 4 лет на развитие логического мышления Математический КВН в детском саду для старших дошкольников Квест-игра по ФЭМП по теме «Приметы весны» в подготовительной группе ДОУ

Похожие статьи:

Математическая сюжетно-ролевая игра для детей подготовительной группы

Математическая сказка для детей 5-7 лет

Математические игры для дошкольников 6-7 лет

Игры по математике для детей 6-7 лет чуть сложнее и подойдут малышам, которые умеют считать хотя бы до 20 и решать примеры на сложение и вычитание в два действия.

Математическая игра «Вставь пропущенное число»

Смысл этой математической игры в том, чтобы вставлять в пустые клеточки цифры, которые идут в последовательности перед, между или после заданного числа.

Таким образом формируется представление ребенка о «числовой прямой».

Для удобства можно сначала нарисовать эту прямую, на которой слева направо обозначены числа, увеличивающиеся каждый раз на единицу. Тогда малыш поймет, что значит «перед», «между» и «после», и без труда сделает все упражнения.

Математическая игра «Положи фрукты в корзинки»

Распечатайте картинку, вырежьте отдельно все фрукты и корзинки. Малыш должен решить математический пример, который написан на фрукте, и «положить» его в правильную корзинку.

Эти примеры показывают ребенку, что одно число можно получить несколькими способами.

Обратите внимание: в примере представлено не одинаковое количество способов для получения разных чисел. Так, 7 получается пятью вариантами: 4 + 3; 7 – 0; 1 + 6; 2 + 5; 14 – 7. А 18 — тремя: 9 + 9; 20 – 2; 12 + 6.

Объясните, что существуют и другие способы, которыми можно получить число 18. Приведите пример или предложите ребенку придумать свой вариант.

Математическая игра «Найди подходящий зонтик»

В этой математической игре необходимо подобрать зонтик к каждой тучке. Для этого ребенок должен решить примеры, написанные внутри тучки и зонтика, а после этого поместить тучку над нужным зонтиком.

В данном задании можно ничего не вырезать, а просто соединить картинки с одинаковым ответом. Каждой тучке соответствует один зонтик.

Математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников

Математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая слова «не каждый будет математиком» безнадежно устарела.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности.

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение, эмоции; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическим фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики. Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с учебно – воспитательным процессом. Игра — это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

Игры с цифрами и числами.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет, дидактические игры и упражнения, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 9, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот.

Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА., ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? , СОСТАВЬ ЦИФРУ , КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? дети учатся свободно оперировать числами в пределах 9 и сопровождать словами свои действия.

Для лучшего запоминания цифр использую различные приёмы: вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги, методом аппликации, из ниток, из шнура на ковре, рисование палочкой на снегу и т. д..

Игры СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ!, считай дальше, помогают усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете, активизирует внимание, способность работать в коллективе. В играх использую мяч.

Играя в дидактические игры у детей, не только формируются знания о цифрах, но и развивается умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Дети учатся устанавливать зависимость между ними.

На прогулке при проведении наблюдений даю задание детям сосчитать прохожих, сосчитать деревья на участке, назвать цифры номерного знака проезжающих машин, сосчитать ступени и т.д.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игры путешествие во времени.

Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названиях дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, и т. д. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игры — ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО,

Для того, чтобы дети лучше запоминали названия месяцев использую игры — КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ,

Для того, чтобы дети лучше запоминали части суток использую различные речевые конструкции приветствия – «Доброе утро», «Сейчас у нас дневной сон», «Добрый вечер» говорю родителям, использую настольно – печатные игры, вопросы типа «Завтрак в какое время суток», «А обед» и т. д.

Игры на ориентировки в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, далеко, близко.

Детям даю задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади – Дима». « Справа от куклы поставь зайца, слева от куклы – пирамиду» и т.д. В начале занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили. Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использую игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, — «Ночью, когда в группе никого не было» – говорю детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти».

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ, МАГАЗИН ИГРУШЕК и многие другие игры.

Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводила игру типа — ЛОТО. С теми детьми, которым эти знания давались трудно, занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, познакомила детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать, как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?, ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ, ЛАБИРИНТЫ, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения рядов фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры – ТАНГРАМ, МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА, СЛОЖИ КВАДРАТ, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Творческие игровые задания и проблемные ситуации

Творческие игровые задания применяются при формировании математических представлений (они могут использовать не только на занятиях, но и в свободное время).

  • При формировании количественных представлений:

«Что может делать?..» (Что может цифра 6? Обозначать количество предметов, стать другой цифрой и т.п.);

«Чем был — чем стал?» (Было числом 4, а стало числом 5. Как это произошло?);

«Где живет? » (Где живет цифра 3? В днях недели, месяцах года, номерах домов и т.п.);

«Число, как тебя зовут?» (ребенку предлагается изобразить жестами какое-либо число, остальные должны назвать его);

«Этого было много, а стало мало. Что это может быть?» (снега было много, а стало мало — растаял);

«Этого было мало, а стало много. Что это может быть?» (овощей в огороде было мало, а стало много — выросли) и др.

  • Для закрепления представлений о геометрических фигурах:

«Найди предметы, похожие на круг (квадрат, треугольник и др.)»;

«Определи, на какую фигуру похожа крышка стола (сидение

стула и др.)»;

«Подбери по форме» (детям предлагается назвать форму объектов или их частей на картинке и найти данную форму в окружающих предметах);

«Кто больше назовет предметов, имеющих форму круга (квадрата, треугольника и др.)»;

«Что умеет делать?..» (Что может круг? Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Например, круг может быть часами и т.п.);

«Волшебные очки». (Представь, что ты надел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате. Теперь представь, что ты в очках вышел на улицу. Что ты там можешь увидеть? Вспомни, какие круглые предметы есть у тебя дома. Назови 5 предметов);

«Угадай по описанию» (воспитатель показывает одному ребенку картинку с объектом, ребенок описывает объект (необходимо это сделать от общего к частному), а остальные дети должны отгадать, о каком объекте идет речь);

«Теремок» (Ребенок: «Тук-Тук. Я — треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе». Воспитатель: «Пущу тебя, только скажи, чем ты похож на меня — квадрата (или чем ты отличаешься от меня — круга)»);

«Дорисуй, что я задумала» (воспитатель (ребенок) изображает часть геометрической фигуры, дети должны дорисовать остальное) и др.

  • Для развития пространственной ориентации:

«Расскажи про свой узор» (детям предлагается нарисовать узоры с использованием геометрических фигур (либо им выдаются готовые картинки с узорами) и они должны рассказать, как располагаются элементы узора. Например, посередине красный круг, в верхнем правом углу синий квадрат и т.д.);

«Что изменилось?» (На столе у педагога лежат несколько предметов, дети должны запомнить, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем им предлагается закрыть глаза, в это время педагог меняет местами 1—2 предмета. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Например, зайка стоял справа от мишки, а теперь слева и т.п.);

«Да или нет» (ведущий загадывает объект на картинке, а остальные дети с помощью вопросов, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет», устанавливают его местонахождение) и др.

  • При формировании представлений о величине:

«Учимся измерять» (Чем лучше всего измерить муравья, дерево, жилой дом, твой рост, твой палец, машину, карандаш?);

«Накорми великана (мальчика-с-пальчика)» (Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана (мальчика-с-пальчика), чем бы ты стал отмерять следующие продукты: чай, молоко, масло, гречневая крупа, вода, соль? Сколько бы ты взял каждого продукта?);

«Что было раньше маленьким, а стало большим?», «Что было раньше большим, а стало маленьким?»;

«Строим паровозик времени» (воспитатель готовит 5—6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (например, младенец, маленький ребенок, школьник, подросток, взрослый, пожилой человек), данные карточки лежат на столе в беспорядке, дети берут понравившиеся карточки и составляют паровозик);

«Угадай и назови» («Угадай, о чем я говорю» — идет описание части суток, времени года и др.);

«Раньше — позже» (ведущий называет какое-либо событие, а дети говорят, что было до него и что будет после) и др.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы могут применяться для развития представлений у детей любого возраста. Например, для детей младшей группы можно предложить следующую ситуацию: «На улице темно. На небе светит луна, а в окнах домов появились огоньки. Когда это бывает?» и т.п. Детям более старшего возраста можно предложить следующие ситуации: «Разговаривают двое ребят: “Я вчера поеду к бабушке”, — сказал один. “А я завтра был у своей бабушки”, — похвастался другой. Как следовало правильно сказать?»

Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются путем умозаключений, например: «Оля поехала к бабушке в субботу, а вернулась в понедельник. Сколько дней гостила Оля?», «Алеша ходил в кино в воскресенье, а Витя на один день позже. Когда ходил в кино Витя?», «Катя отдыхала на море три недели, а Маша один месяц. Кто из девочек отдыхал дольше?» и т.п.

Различные временные категории активно используются детьми и при решении логических задач, требующих закончить начатую педагогом фразу: «Если сегодня вторник, то завтра будет…», «Если сестра младше брата, то брат…» и др.

Примеры других проблемных ситуаций, которые можно применять для развития у детей математических представлений.

«Волшебник обратного времени» — педагог (или группа детей) показывает последовательность действий какого-либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса (чаепитие, чистка зубов).

«Волшебники Увеличения — Уменьшения» — ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения/уменьшения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник Увеличения коснулся рыбки в аквариуме». Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

«Измени по размеру часть» — ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения/уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность (как человеку спать, если у него станут огромными уши).

«Путаница» — детям предлагается выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры (малюсенькая кошка и огромный мышонок) или заменить на противоположные (выросла репка маленькая-премаленькая).

«Угадай и назови» — сначала с помощью картинок, а затем без наглядности детям предлагается задание «Назови предмет, о котором можно сказать» (перечисляются некоторые признаки: форма, цвет, размер), «Угадай, о чем я говорю» (описание времени года, частей суток и т.д.).

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин.

Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Логические Задачки

***** Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? ***** Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? ***** Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут? ***** У Миши три тележки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой — не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из тележек? ***** Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? ***** Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать) ***** Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков? ***** Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле — не зеленую и не желтую. Оле — не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек? ***** В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? ***** Под елкой цветок не растет, Под березой не растет грибок. Что растет под елкой, А что под березой? ***** Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис? ***** Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя? ***** Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, А черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны? ***** Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? *****

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?

Играя с ребенком, выполняя вместе с ним все более и более сложные задания, мы, взрослые, сможем сами убедиться в логичности рассуждений, умении поставить задачу,

Занятия, упражнения, игры должны быть направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Математические игры для 1 класса

Математические игры для школьников подойдут ребятам, которые умеют считать до 30, выполнять примеры в несколько действий и имеют начальное представление о дробях.

Цепочка математических примеров

На пути бабочки к цветку выполняйте все предложенные действия. Часть чисел уже стоит в кружочках, другие необходимо вписать, решив примеры, которые приведены сверху.

Это математическое задание не для самых маленьких: здесь необходимо уметь считать как минимум до 30.

Математическая игра «Сколько стоит салат?»

На картинке изображены овощи и их «стоимость». Ниже нарисованы тарелки с различным набором овощей. Предложите ребенку посчитать, сколько «стоит» каждый салат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]