Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе на учебный год
Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе на учебный год
Сентябрь
1. «Какая она – вода?» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Эх, ветер-ветерок» (игры с веером и султанчиками). Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Солнышко, улыбнись!» Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь
1. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Ночь/день». Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Осень непогодушка» (почему осенью бывает грязно?) Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь
1. «Волшебные дощечки». Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
2. «Перышко воздушное». Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Динь-дон» (найди по звуку). Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь
1. «Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек» Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Раскрасим воду». Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, снежок.» Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь
1. «Игры с соломинкой» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
1. «Украсим участок» (изготовление цветных льдинок). Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег». Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда». Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет» Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март
1. «Плавает-тонет» Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Волшебная бумага» (бумага, ее качества и свойства). Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Огородники». Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Плыви, плыви кораблик». Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик» Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Раз, два, три, четыре, пять, будем мы листки считать». Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Древесина, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что спряталось?» (воздух в пакете). Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май
1. «Спрячь пуговку» Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Испеку я пирожок, угощу тебя, дружок». Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины» Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Из чего платье сшили?» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Получить текст
Комплексно-тематическое планирование по экспериментированию для детей 4-5лет
Месяц | № п/п Неделя | Тема | Цели и задачи | Содержание | Литература |
Сентябрь | 1 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Закрепить представление детей об органах чувств, их значение (уши-слышать, узнавать различные звуки; нос- определять запах) | Игра «Угадай, что звучит» Игра «Отгадай по запаху» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Чистякова А.Е.Ст9 |
Сентябрь | 2 | Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем | Продолжить закреплять представления детей об органах чувств, их значение (пальцы- определять форму, структура поверхности; язык- определять на вкус) | Игра «Отгадай на вкус» Игра «Отгадай на ощупь» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст9 |
Сентябрь | 3 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность Тугушева Г.П. Ст10 |
Сентябрь | 4 | Почему все звучит? | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Игра «Что звучит?» | Экспериментальная деятельность Тугушева Г.П. Ст10 |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Пояснительная записка
Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» также является составляющей частью образовательного направления «Познание». Детские исследовательские проекты являются эффективным и дидактически оправданным методом обучения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить её до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Основной целью этого раздела является формирование потребности в исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
— создание методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей;
— формирование умения оформлять результаты исследовательской деятельности;
— создание условий для презентации результатов исследовательской деятельности;
— привлечение родителей к участию в исследовательской деятельности ребёнка.
В конце года дети могут:
• самостоятельно повторить проделанные вместе со взрослыми опыты;
• составлять план
исследовательской работы, делать схемы и зарисовки;
• сопоставлять результаты наблюдений, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения
Месяц | № п/п Неделя | Тема | Цели и задачи | Содержание | Литература |
октябрь | 5 | Прозрачная вода | Выявить свойства воды(прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | Игра «Кто такая капелька? С чем она любит играть?»Игра «Узнай и назови» Игра «Какая вода?» | Экспериментальная деятельность автор Тугушева Г.П. Ст11 |