Развитие речи детей через устное народное творчествостатья по развитию речи (младшая группа)
Развитие речи детей через устное народное творчество
В настоящее время, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Я считаю, что фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе нравственного развития.
Проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогают малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи».
Свою работу начала с изучения методической литературы. Наиболее интересными мне показались следующие пособия: Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления»; К. Белая «Занятия с малышами в детском саду». В основу работы были положены научные достижения А.П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е.А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников». Выбрать наиболее удачные приёмы воздействия на детей помогли статьи кандидата психологических наук Л.Н. Павловой «Фольклор для малышей». В своей деятельности опираюсь на комплексные занятия Т.М. Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Детский фольклор — обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа». Это первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, весёлые – радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувство и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила
цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
- освоение разговорной речи;
- расширение словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование связной речи;
- расширять представления детей о разных формах фольклора;
- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- обеспечить формирование доброжелательности, коммуникативности;
- установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности.
Я работаю с детьми младшей разновозрастной группы. Уже само чтение потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят