Проект по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная» Жукова Оксана Михайловна


Арт-проект в ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15 «Теремок» г. Гай Оренбургской области

Арт-проекты в дошкольном образовании

в соответствии с задачами ФГОС.

(обобщение опыта)

Выполнила: Козлова А.М.

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Один из важных принципов ФГОС ДО – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), работников ДОО и детей. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в качестве приоритетных целей во ФГОС ДО выделено:

— развитие предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания героям художественных произведений;

— реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Осуществлению этих принципов и задач способствует проектная деятельность в ДОО. Она представляет собой один из вариантов интегрированного метода обучения дошкольников, эффективный способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, обеспечивающий открытость образовательной системы ДОО активному участию родителей. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.

В условиях дошкольного образования перспективными выступают художественные или арт-проекты, наиболее близкие полихудожественные природе ребенка, в ходе которых в результате целенаправленных согласованных педагогических воздействий различные виды искусства взаимодействуют с художественно-творческой деятельностью детей.

Эти проекты направлены на то, чтобы открывать ребенку не только внешнесюжетные, но и глубокие внутренние связи между музыкой и другими видами искусства, учить его «видеть музыку» и «слышать живопись». Воспитывая умение «видеть» и «слышать», искусство создает предпосылки для расширения и углубления у детей представлений об окружающем мире. Арт-проекты значительно влияют на психическое развитие дошкольников: эмоции и чувства, мышление, воображение, формируя у детей гармонию сенсорной культуры.

Проектная деятельность, в частности арт-проекты, получили широкое распространение и в нашем МБДОУ № 15.

Необходимо отметить, что арт-проекты как явление культуры во многом развивается по законам драматургии и имеет общие черты с драматургией театральной и музыкальной, понимаемой как «последовательность этапов раскрытия драматургического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Музыкальная драматургия, подразумевает также возможность наличия в произведении вступительного этапа, в котором находят отражение темы и образы сочинения. Такое же вступление может предварять и арт-проект.

Руководство проектной деятельностью, в частности арт-проектами, предполагает понимание их драматургии и, в связи с этим, четкое планирование, выделение его основных этапов. К ним относятся:

· вступление

– руководство и педагоги с участием родителей выбирают тему проекта, обсуждают цели, задачи, формы и методы его реализации, разделяют обязанности, находят точки соприкосновения в содержании работы всех его участников;

· экспозиция

– проводится цикл занятий с детьми, посвященных восприятию содержания проекта в различных видах искусства (музыке, изобразительном искусстве, художественной литературе, театре). Здесь же проводятся циклы однонаправленных обучающих занятий, которые в дальнейшем являются основой для различных видов детского творчества (изобразительного, музыкально-двигательного, театрального);

· завязка

– обязательно включает в себя подготовку и проведение культурного события (например, концерта в ДОО, посещение музыкального театра, музея, библиотеки и др.), которое активизирует интерес детей, наполняет их восприятие новыми красками. Это же культурное мероприятие – по существу, и первая кульминация, точка высокого эмоционального градуса в восприятии дошкольников, их родителей и педагогов;

· развитие

– активное переживание содержания проекта через творчество детей, отражение накопленных в различных видах детского творчества. В творческую деятельность, как правило, активно включаются и родители и педагоги;

· итог, развязка

– яркое культурное событие, главными участниками которого становятся дети (музыкальный спектакль, фольклорный праздник, досуг, музыкальная гостиная и др.). Это выступает еще одной кульминацией проекта, поскольку в нем дети передают все чувства, переживания, реализуют творческие способности в различных видах творчества.

На всех этапах в его реализации активное участие принимают руководство, педагоги и родители дошкольного учреждения.

Так, например, в процессе реализации арт – проекта «Пушкинский бал»:

— на этапе вступления руководство и педагоги разработали основные мероприятия проекта;

— на втором этапе провели с детьми однонаправленные занятия по слушанию музыки, включающие ознакомление с произведениями Н.А. Римского-Корсакова («Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане); занятия по изобразительной деятельности, обеспечивающие подготовку дошкольников к воплощению в рисунках литературных образов; речевые занятия (работа над выразительностью чтения стихотворений);

— на третьем этапе дети, педагоги посетили библиотеку. В это же время в ДОО был проведен конкурс чтецов;

— четвертый этап включал вернисаж детских рисунков и выставку творческих работ детей и родителей по мотивам произведений А.С. Пушкина;

— на пятом этапе был проведен «Пушкинский бал», который стал одновременно и яркой кульминацией и завершением проекта.

Тематика арт-проектов может быть различной, например: «Сказка в музыке», «Путешествие в прошлое», «Разные краски осени», «Русские народные образы» и др. Главное, чтобы их содержание было ярким, увлекательным и в то же время доступным дошкольникам.

Арт-проекты очень продуктивны и в плане творческого роста педагогов, поскольку позволяют повысить уровень их компетентности по той или иной проблеме, наладить партнерские отношения с воспитанниками и их родителями.

Анализ художественно-эстетического направления ДОО показывает, что арт-проекты служат эффективной формой организации педагогической деятельности и обеспечивает:

— углубление представлений о различных видах искусства, формирование художественного восприятия дошкольников;

— активизацию творческой деятельности;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— единство и цельность педагогического процесса, взаимодействие всех педагогов детского сада;

— активизацию участия родителей в жизни дошкольного учреждения.

Предлагаю принять участие в нашем мини арт-проекте «П.И. Чайковский. Времена года».

Цель:

познакомить детей с альбомом П.И. Чайковского «Времена года».

Задачи:

— прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И. Чайковского; — развивать музыкальный вкус, творческие способности детей; — учить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений; — учить импровизировать, фантазировать под музыку — обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения.

Основные мероприятия:

— беседы о творчестве П.И. Чайковского — слушание пьес из альбома «Времена года» — рассматривание репродукций картин художников 18-19 веков — беседы о духе, традициях, культуре той эпохи — изображение музыкальных пьес в рисунках, лепке, аппликации — импровизации и этюды на заданную тему — выставка детских рисунков

итоговое мероприятие «Музыкальная гостиная»

«Времена года»

— известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин.

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю»

. Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.

В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пиэсы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <�…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <�…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений»

. Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.

МУЗЫКА И ВРЕМЕНА ГОДА

То, о чём я хочу тебе рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» — от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и, конечно, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

На этот раз в январском номере журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы для рояля, которая называлась «Январь».

Автора пьесы уже тогда знали и любили. Это был композитор Пётр Ильич Чайковский.

Январь» — это одна из пьес музыкального альбома Чайковского, который называется «Времена года». В этом альбоме — двенадцать небольших пьес — по числу месяцев в году.

Но почему же в журнале «Нувеллист» была напечатана только одна пьеса? Да потому, что это был сюрприз, подарок. Каждая из двенадцати пьес появлялась в журнале в том месяце, название которого она имела. И только потом все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы, о котором я и хочу тебе рассказать. Начнём мы, конечно, с января.

Январь. «У камелька»

И мирный неги уголок Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонёк, И свечка нагорела…

(А. Пушкин)

«Камелёк», какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате…

Прости, дружок, я и забыла, что, если ты живёшь в большом городе, в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька — это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо… В комнате полутемно, вечереет…

Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у теплого камина. Или смотрит, как за окном мягко падают снежинки, стелясь на землю пушистым ковром. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно.

Что же нарушило тёплый уютный покой? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Но какой бы ни была эта картинка, что бы ни представлял себе человек, слушая эту музыку, настроение будет у всех, конечно, похожее — ощущение возбуждения и таинственности.

Возможно, взгляд сидящего у камина коснулся колыхающихся в печи языков пламени. А пламя, раздуваясь, образовало фейерверк веселых огненных искорок. Дохнуло жаром от печи. Потрескивают поленья в печи…

Затихает, успокаивается музыка — улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

Слушая произведение предлагаю вам изобразить свои впечатления от услышанного.

Скачано с www.znanio.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]