Перспективный план по валеологии в подготовительной группе «Я и мое тело»
Ирина Лавришина
Перспективный план по валеологии в подготовительной группе «Я и мое тело»
Доброе, уважаемые коллеги. Хочу представить вам перспективный план по валеологии в подготовительной группе «Я и мое тело»
Сентябрь
Содержание работы:
— Беседа: «Вот кокой Я!»
— Д/игра «Умею — не умею» (по типу «Съедобное-несъедобное»
-Чтение художественной литературы: С. Маршака «О мальчиках и девочках», загадывание загадок, чтение стихов.
— Выполнение практических упражнений.
-Просмотр презентации.
Цели и задачи проводимой работы:
Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела (организма): я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод, переносить боль, дышать, думать, помогать людям. Воспитывать чувство гордости, что «Я–человек». Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя. Познакомить с клеточным строением организма, разнообразием клеток, их выполняемыми функциями.
Октябрь
Содержание работы:
— Беседы: «Что такое микробы? Почему они опасны?», «Правила гигиены», «Профилактика простудных заболеваний»
— Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Приключения Стобеда», «Азбука здоровья», Г. Остер «Петька Микроб», С. Михалков «Про мимозу», «Заболел сынок».
— Рассматривание через лупу грязных рук.
— Разработать с детьми «Правила чистюли»
Цели и задачи проводимой работы:
Учить детей заботиться о своём здоровье, соблюдать элементарные правила гигиены: мытьё рук по мере загрязнения, полоскание горла, рта, чистка зубов, умывание, пользоваться носовым платком, своей расчёской. Воспитывать стремление к чистоте и оздоровлению своего организма. Познакомить детей с вирусными заболеваниями.
Ноябрь
Содержание работы:
Беседа: «Органы чувств»
-Разработать с детьми «Правила здорового зрения, слух, носа»
-Беседа о правилах гигиены полости рта.
— Игровые упражнения: «Угадай по запаху», «Определи пищу на вкус», «Определи по вкусу», «Определи, где звенит колокольчик», «Поговорим без слов», «Узнай мое настроение по глазам»
— Проведение опыта: «Как микробы передаются от человека к человеку», «Микробы боятся мыла», «Слышу – не слышу», «Реакция зрачков на различную степень освещенности»
-Практическое упражнение: «Обработка раны»
-Стихи, отгадывание загадок.
Цели и задачи проводимой работы:
Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус обоняние и осязание в познании мира. Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе. Воспитывать потребность быть здоровым.
Декабрь
Содержание работы:
— Беседа:«Скелет и мышцы»
— Разработать «Правила безопасного поведения на улице, дома, во время игр»
— Составление упражнений для тренировки мышц спины, рук, ног, живота, пальцев, шеи.
— Чтение отрывка «Цветик-семицветик» В. Катаева.
— Беседа о людях с физическими недостатками.
— Чтение стихов.
— Д/игра «Опасно- неопасно»
Цели и задачи проводимой работы:
Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые представляют подвижную конструкцию- скелет нашего тела. Скелет защищает наши органы внутренние от различных повреждений. Кости подвижно соединяются между собой, а двигают их мышцы. Мышцы – это наша сила и красота. Воспитывать чувство любви к своему организму.
Январь
Содержание работы:
— Беседа: «Великий труженик и волшебные реки»
— Разработать «Правила здорового сердца»
-Сюжетно-ролевая игра «Больница»
— Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсена «Снежная королева», стихов, отгадывание загадок
Цели и задачи проводимой работы:
Познакомить детей с назначением и работой сердца, его расположением, показать значение сердца и крови для жизни человека
Закрепить представление о том, как заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред.
Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Февраль
Содержание работы:
— Беседа: «Путешествие воздушных человечков», «О чистоте окружающей среды», «О пользе зелёных насаждений для чистоты воздуха»
— Трудовой десант: помыть все растения в группе.
— Разработать «Правила здоровых легких»
— Практическое упражнение «Вдох-выдох»
-Чтение стихов, отгадывание загадок.
Цели и задачи проводимой работы:
Дать детям представление о том – что дыхание это одна из важнейших функций организма. Показать роль дыхания для жизни человека. Познакомить с дыхательными путями (легкими, механизмом дыхания (вдоха-выдоха, развивать потребность в собственных действиях для укрепления дыхательной мускулатуры.
Март
Содержание работы:
— Беседы: «Об удивительных превращениях пищи внутри нас» «Здоровая пища» «О зубах и правилах ухода за ними»
— Разработать «Правила здорового питания», «Правила здоровых зубов»
— Игра «Полезная и вредная еда».
-Чтение художественной литературы: О. Дриз «Про весёлый пирожок», стихов, отгадывание загадок.
— «Путешествие за витаминами»
Цели и задачи проводимой работы:
Формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта. Развивать здоровые принципы питания. Создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе. Уточнить представление о пользе овощей для здоровья.
Апрель
Содержание работы:
— Беседа: «Про царя в голове, или Суперсоветчик- суперответчик»
-Беседа об опасности травм головного мозга и спины, рассказ о людях инвалидах.
— Разработать «Правила поведения для сохранения здоровья нервной системы»
-Чтение художественной литературы: С Маршак «Ванька-Встанька», А. Волков «Волшебник изумрудного города» (отрывки о Страшиле и мозге)
Цели и задачи проводимой работы:
Дать представление о том, что мозг – самый важный орган человеческого организма; познакомить с его строением, расположением. Довести до сознания детей, что травма позвоночника может привести к полной неподвижности, травма головы – к умственной отсталости. Воспитывать чувство сострадания к людям-инвалидам, вызвать желание им помочь.
Май
Содержание работы:
— Беседа: «Про мальчиков и девочек», «Расскажи о своей семье»
— Сюжетно-ролевая игра «Семья»
-Чтение художественной литературы: Ю. Яковлев «Мама», Э. Успенский «Если был я девчонкой»
— Спортивный праздник «Мама, пап, я – спортивная семья»
— Обобщение по теме: «Каким я хочу быть»
— Целенаправленное наблюдение за поведением детей в группе и на прогулке, во время режимных процессов, занятий и свободной деятельности.
-Анализ детских высказываний, суждений.
Цели и задачи проводимой работы:
Познакомить с тем, что все рождаются, что для рождения ребенка необходимы мужчина и женщина. Дать понятие о чувстве люби, как создаются семьи. Познакомить с главными отличиями девочки и мальчика — наличием пловы органов. Воспитывать чувство любви, признательности к своим родителям.
Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении человека, о здоровом образе жизни, профилактике простудных заболеваний.
Воспитывать желание соблюдать правила здорового образа жизни.
Выяснить, насколько осознаны полученные детьми представления, опираются ли они на них в повседневной жизни.
СПАСИБО!
Комплекс занятий по тематическим блокам «Валеология» для подготовительной группы
Блок 1: «Мое тело»
Цели: формировать познавательный интерес к знаниям о строении человеческого тела. Сформировать представления о строении и функциях некоторых органов нашего организма (скелет, мышцы, кожа, сердце, органы дыхания, кровеносная система, система пищеварения, головной мозг).
Занятие 1.
Сюжет: В гости приходит Незнайка и рассказывает, что он в споре со Знайкой брякнул, что внутри тела ничего нет. Теперь Знайка и другие коротышки над ним смеются и дразнят его из-за того, что он не знает, как устроено его тело. Не помогут ли ему ребята разобраться?
Игра-разминка: «Солдатик и тряпичная кукла» (Сначала напрягаемся, будто солдатики, а затем расслабляемся, словно тряпичные куклы).
Беседа о скелете, мышцах, коже и их функциях. Беседа строится таким образом, что сначала дети отвечают на вопросы педагога (таким образом диагностируется осведомленность детей по теме), а затем педагог исправляет и дополняет ответы детей.
Закрепление пройденного материала: дети собирают пазлы «Скелет», «Мышцы», «Кожа», которые затем накладываются друг на друга.
Занятие 2.
Сюжет: Незнайка благодарит ребят за предыдущую встречу, говорит, что теперь все понял и рассказывает, что узнал в прошлый раз. Рассказывает с ошибками, педагог предлагает детям поправлять ошибки. Затем Незнайка говорит, что ему стало интересно, нет ли в теле чего-нибудь еще? Куда попадает еда, например? Или воздух?
Беседа о внутренних органах. Беседа строится таким образом, что сначала дети отвечают на вопросы педагога (таким образом диагностируется осведомленность детей по теме), а затем педагог исправляет и дополняет ответы детей.
Игра «Покажи, как…» (детям предлагается пофантазировать и изобразить, например, как сердце перекачивает кровь, как желудок переваривает еду и т.д.)
Закрепление пройденного материала: дети собирают пазл-фигуру человека с изображениями внутренних органов, вкладывают её в фигуру с предыдущего занятия.
Занятие 3.
Сюжет: Незнайка говорит, что он теперь-то точно все понял, но педагог предлагает ребятам задать ему несколько вопросов по предыдущему занятию, чтобы убедиться в этом. После вопросов-ответов на предыдущую тему, Незнайка рассказывает, что он долго думал и так и не придумал — а чем же человек думает? И как ему удается справляться с таким сложным телом?
Игра-разминка: детям предлагается взяться за руки, закрыть глаза и попробовать встать в форме квадрата или треугольника. Во вторую попытку предложить выбрать одного человека, который будет командовать. (Резюмировать, что нужен какой-то способ координировать свои действия, и это может быть кто-то, кто командует, например).
Беседа про мозг и его функции.
Закрепление пройденного материала: педагог вместе с ребятами рисует плакат — как мозг командует другими органами и системами органов. (Можно нарисовать органы в виде забавных персонажей, или найти рисунки заранее и просто наклеить их, важно, чтобы плакат получился интересный и вызывающий положительные эмоции)
Блок 2. «Правила гигиены и закаливания»
Цели: Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Формировать умения и навыки соблюдения личной гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливания, информирование о способах закаливания.
Занятие 1.
Сюжет: Незнайка приводит в гости своего приятеля Пачкулю, его еще зовут Пестреньким. Своё прозвище он получил от странствующего коротышки по имени Циркуль, который, заметив его в толпе, не захотел унижать его словом «грязный» и назвал Пёстреньким. Коротышка рассказывает о всяких неприятностях, которые с ним случаются (и однозначно связаны с тем, что он не соблюдает правила личной гигиены). Пачкуля просит у ребят совета и помощи.
Игра-разминка: «Я проснулся и…» (Каждый ребенок по очереди говорит «Я проснулся» и добавляет, что сделал дальше — умылся, почистил зубы, сделал зарядку и т.д., — изображая жестами, как он это сделал. Остальные повторяют жесты)
Беседа о том, каких гигиенические процедуры существуют и для чего они нужны. Беседа строится таким образом, что сначала дети отвечают на вопросы педагога (таким образом диагностируется осведомленность детей по теме), а затем педагог исправляет и дополняет ответы детей.
Игра-разминка: сюжет тот же, что у первой игры, только предлагается назвать действия, которые делают перед сном.
Закрепление пройденного материала: чтобы Пачкуля не забыл, что и как нужно делать, детям предлагается выбрать гигиеническую процедуру (всем детям разные) и нарисовать рисунок на эту тему, а затем подарить Пачкуле.
Занятие 2.
Сюжет: Незнайка рассказывает, что хотел сегодня позвать с собой в гости своего друга Гуньку, но тот заболел. И вообще, он слабенький часто чихает, кашляет и простужается от малейшего дуновения ветерка, а уж если ноги промочит… Не знают ли ребята способа, как ему помочь болеть не так часто? Дети предлагают варианты, если вариант про закаливание не назвали, его предлагает педагог.
Игра-разминка: «Больной-здоровый» (нужно изобразить любое действие, которое человек делает, когда болеет/действие, когда человек здоров).
Беседа о закаливании, о том, для чего это нужно, о способах закаливания. Беседа строится таким образом, что сначала дети отвечают на вопросы педагога (таким образом диагностируется осведомленность детей по теме), а затем педагог исправляет и дополняет ответы детей.
Закрепление пройденного материала: детям предлагается нарисовать для Гуньки инструкцию — как нужно закаляться. Незнайка обещает передать Гуньке рисунки.
Блок 3. «Режим дня»
Цели: Сформировать представление о режиме дня. Убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения и укрепления здоровья.
Занятие 1.
Сюжет: Вбегает, запыхавшись, коротышка. Педагог расспрашивает его и выясняется, что это Торопыжка, а бежит и торопится он все время потому, что ничего не успевает и везде опаздывает. Может быть ребята могут ему чем-нибудь помочь? Дети предлагают варианты.
Игра-разминка: «Когда что делать» (педагог называет действия, дети изображают эти действия. Например, проснулся, умылся, сделал зарядку, отправился в сад, и т.п.)
Беседа о режиме дня, обсуждение с детьми для чего он нужен, чем полезен.
Закрепление пройденного материала: детям предлагается нарисовать плакат с режимом дня для Торопыжки. Педагог подписывает время и действия, а дети рисуют картинки-иллюстрации.
Блок 4. «Безопасность»
Цели: Сформировать представления о безопасном поведении дома и на улице. Убедить в необходимость соблюдать правила поведения.
Занятие 1.
Сюжет: в гостях друзья Незнайки — братья Авоська и Небоська. Авоська рассказывает, что они очень не любят всякие глупые правила и не соблюдают их, авось и так обойдется. Небоська поддерживает брата и рассказывает, что они переходят дорогу на красный свет, например. Педагог спрашивает детей, правильно ли это?
Игра-разминка: «Красный свет-зеленый свет» (после команды «зеленый свет» можно двигаться, на команду «красный свет» нужно замереть)
Игровое упражнение «Что, если…»: Детям показывают карточки с разными потенциально опасными ситуациями, которые могут произойти на улице и спрашивают, как следует поступить в данной ситуации и почему. Педагог при необходимости исправляет и дополняет ответы.
Закрепление пройденного материала: дети делятся на 2-3 группы и при помощи педагога придумывают и разыгрывают «рекламный ролик», рекламирующий безопасное поведение в какой-либо конкретной ситуации.
Занятие 2.
Сюжет: Авоська и Небоська рассказывают, что в прошлый раз ребята их убедили, что на улице надо быть осторожнее. Но дома-то нет ничего опасного, дома можно вести себя как хочешь, говорит Небоська. Педагог спрашивает у детей, так ли это? Дети называют, что опасного может быть дома, педагог может дополнить или исправить ответы.
Игра-разминка: «Дома и на улице» (ребята по очереди изображают действия, которые они делают дома и действия, которые делают на улице, остальные должны угадать)
Игровое упражнение: «Что, если…» Детям показывают карточки с разными потенциально опасными ситуациями, которые могут произойти на дома и спрашивают, как следует поступить в данной ситуации и почему. Педагог при необходимости исправляет и дополняет ответы.
Закрепление пройденного материала: каждый ребенок по очереди в роли взрослого должен объяснить другому ребенку одно из правил поведения.
Блок 5. «Спорт и здоровье»
Цели: Показать детям значимость движения для здоровья, пользе подвижных игр и занятий спортом. Формировать осознанное желание заниматься физкультурой.
Занятие 1.
Сюжет: Сегодня Незнайка привел к нам двух спорщиков — Доктора Пилюлькина, который считает, что врачевание должно носить не только лечебный, но и поучительный характер. И поэтому использует только касторку (внутрь) и йод (снаружи). И врач Медуница, его подруга, которая считает, что есть еще много разных способов лечиться, а лучше вообще не болеть, а для этого можно закаляться, заниматься спортом, есть витамины и правильно питаться.
Игра-разминка: «Нравится-не нравится» (Как в съедобное-несъедобное, только вместо несъедобного — неприятные вещи, вроде горьких таблеток и горчичников, а вместо съедобного — спортивные мероприятия, овощи, закаливание).
Беседа о пользе физкультуры, подвижных игр — чем они полезны, какие бывают и т.д.
Детям предлагается сделать специальную зарядку, которую доктор Медуница придумала для Незнайки, когда он собирался лететь на Луну (он же должен был быть в хорошей физической форме)
Занятие 2.
Сюжет: доктор Пилюлькин все-таки сомневается, советовать ли ему своим пациентам заниматься спортом, или по старинке лечить их касторкой и йодом. Так ли полезен спорт? А может полезнее таблетки всякие? (задает эти и другие вопросы, для повторения предыдущей темы)
Игра-разминка: «Придумай движение для зарядки»
Закрепление пройденного материала: ребятам предлагается сделать «фотографию» — как они делают зарядку и подарить ее родителям или друзьям («фотография» делается на плотном картоне пластилином или аппликацией)
Педагог с детьми вспоминает подвижные игры, которые дети знают. Играют в 1-2 игры, которые ребята вспомнят.
Блок 6. «Витамины и правильное питание»
Цели: Сформировать представление о том, что здоровье напрямую зависит от правильного питания. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью. Дать понятие о пользе витаминов, их значении для здоровья человека.
Занятие 1.
Сюжет: Приходит Сиропчик и Медуница. Сиропчик ахает-охает и жалуется, что у него болит живот. Медуница говорит, что это потому, что он ест много вредных продуктов и мало полезных. Сиропчик удивляется, он не знал, что бывают вредные продукты. Медуница рассказывает, какие продукты полезные, а какие нет.
Игра-разминка: «Полезное-неполезное» (аналогично игре «съедобное-несъедобное»)
Беседа о правильном питании (режим дня, полезные продукты).
Игра «Готовим обед». Детям предлагается приготовить полезный обед (из игрушечных продуктов или карточек с нарисованными продуктами).
Занятие 2.
Сюжет: Медуница и Пилюлькин. Доктор Пилюлькин рассказывает, что в прошлый раз был занят и не смог прийти, а Сиропчик ему говорил, что было очень интересно. Пилюлькин просит детей рассказать, о чем они узнали на прошлой встрече. После рассказа детей Медуница добавляет, что еще важно есть витамины. Пилюлькин оживляется и говорит, что всегда прописывает своим пациентам витаминки-таблетки, но Медуница рассказывает, что витамины бывают не только в таблетках, но и в продуктах и так их есть даже полезнее.
Игра-разминка: «Волшебная таблетка» (дети фантазируют какую бы волшебную таблетку они создали бы, если бы были волшебниками – например, таблетка, которая делает всех добрыми)
Беседа о витаминах, чем они полезны, в каких продуктах содержатся (можно включить загадки о полезных продуктах)
Закрепление пройденного материала: детям предлагается нарисовать или слепить из пластилина витамины в виде каких-нибудь выдуманных существ или персонажей.
Блок 7. «Мое настроение»
Цели: сформировать представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на состояние здоровья человека. Формировать у детей умение регулировать свое поведение и эмоциональное состояние.
Занятие 1.
Сюжет: Незнайка приходит в гости с другом — Ворчуном. Ворчун всегда всем недоволен и на все жалуется. Незнайка говорит, что он где-то слышал, что ворчать вредно, а смеяться, наоборот, полезно. Но почему — не знает. Педагог расспрашивает детей об их идеях, почему так и что еще вредно, а что полезно делать.
Игра-разминка: Ребенок загадывает эмоцию и изображает ее мимикой и жестами — остальные дети должны отгадать, так все по очереди.
Беседа о настроении, эмоциях и чувствах, и их влиянии на состояние здоровья человека. О том, что человек может учиться управлять своими чувствами и способах это делать.
Релаксационное упражнение.
Автор: Кузина Татьяна Алексеевна, педагог-психолог, дошкольное отделение ГБОУ СОШ №2071 корпус 1, г. Москва, Филимонковское поселение, пос. Филимонки, Россия.
Статья размещена в авторской редакции