ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ф.И. О. педагога: Евдокимова Елена Юрьевна, Хисямова Юлдуз Хайрулловна
Номинация: Образовательная ситуация с дошкольниками
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа: 4-5 лет
Основные цели:
- Сформировать у детей представление о елочных игрушках их разнообразии, о том как они изготавливаются»
- Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый, зелёный)
- Закрепить знания геометрических фигур
- Научить новому способу получения изображения – граттажу (способ выполнения рисунка путём процарапывания острым предметом.)
- Побуждать детей передавать в рисунке разнообразие елочных игрушек.
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «спросить у того, кто знает»
- Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение получать чёткий контур изображаемых объектов, прилагая усилия в нажимании на изобразительный инструмент (заострённая деревянная палочка.)
Дидактические материалы: 1/2 альбомного листа в виде елочной игрушки для граттажа, деревянная зубочистка или шпажка,
Предварительная работа: подготовка листов для граттажа,
Краткая аннотация к работе: «Граттаж» (от французского gratter — скрести, царапать) — это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как «Цап-царапки». Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: «Попробовав технику «Граттаж» один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Предлагает детям овспомнить какой главный атребут новогоднего праздника (елочка), чем ее украшают.
— Какой главный атребут новогоднего праздника? А чем ее украшают? (елочка, елочными игрушками: шариками, гирляндами)
А хотите отправиться на фабрику елочных игрушек?
А сможете? (да.)
Тогда я приглашаю вас на экскурсию
2. Актуализация знаний.
Игра «Автобус».
Дидактические задачи:
- актуализировать знание детей о профессии космонавта.
- Закрепить в речи названия основных цветов (красный, синий, желтый, зелёный)
- Закрепить знания геометрических фигур
- Тренировать мыслительные операции анализа, развивать внимание, речь.
Воспитатель:
— Сегодня мы с вами отправляемся на фабрику елочных игрушек. Скажите, а мы можем дойти пешком? (нет) А на чём поедем?
Дети: На автобусе.
А что надо, чтобы поехать на автобусе? (Купить билеты)
Воспитатель продает билеты детям.. (Билеты – геометрические фигуры: круги, квадраты, овалы, треугольники, разного цвета).
Дидактическая игра «Билеты на автобус».
(Дети находят изображение своего билета на стульях, рассаживаются на стульчики согласно геометрическим фигурам.)
— Внимание! Займите свои места. Отправляемся.
Имитация поездки на автобусе.
Звучит музыка:?????
Воспитатель:
Ну, вот мы с вами на фабрике игрушек.. Посмотрите как красиво здесь. Что вы видите вокруг?
Дети: (игрушки)
На столах лежат разные елочные игрушки, дети с воспитателем рассматривают их, уточняют форму цвет.
А хотите увидеть как изготавливают елочные игрушки. (Да) Тогда присажиаайтесь я вам сейчас расскажу.
Физминутка!!!!!
Дети смотрят призентацию «Изготовление елочной игрушки»
Игра: «Елочная игрушка» (начало)
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для ознакомления детей с новым способом рисования — граттаж;
- сформировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины;
- тренировать мыслительные операции анализа, развивать логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы
— Я предлагаю вам самим изготовить елочные игрушки на необычной бумаге. Воспитатель обращает внимание детей на тонированные листы, которые лежат на столах. На столах нет никаких изобразительных материалов. У детей возникает затруднение.
— Чем мы можем рисовать на бумаге? (дети могут ответить, что можно рисовать красками, карандашами, фломастерами, мелками.) Воспитатель говорит, что карандашей и фломастеров нет.
Воспитатель подводит детей к пониманию, что у них нет инструмента для рисования. А без него нельзя нарисовать космический пейзаж.
Воспитатель спрашивает у детей:
— Смогли вы нарисовать? (спросить у каждого ребёнка)
— А почему не смогли? (потому что не знаем чем рисовать.)
1. Открытие нового знания.
Игра: «Елочная игрушка» (продолжение)
Дидактические задачи:
- сформировать представление о новом способе рисования — граттаж;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
— А если вы чего-то не знаете, что нужно сделать? (нужно спросить у того, кто знает.) Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они спросили у неё, чем рисовать)
— Спросите у меня. Я знаю. Дети задают вопрос воспитателю. Воспитатель отвечает, что у нее имеются небольшие деревянные палочки. Вот они нам и помогут.
— Рисовать вы сегодня будете необычным способом. Называется этот способ – граттаж, что в переводе с французского языка означает – скрести, царапать. Вот и вы сегодня, используя только деревянные палочки, будете процарапывать свой рисунок.
2. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Елочная игрушка» (продолжение).
Дидактические задачи:
- совершенствовать навыки детей в применении основных приёмов рисования:
- развивать фантазию, воображение, творческие способности;
- способствовать развитию эстетического вкуса; учить получать радость от сделанного своими руками.
Сначала нарисуем полосочку. Для этого надо проскребсти палочкой, вот так (показ)
Детям даётся установка, что иногда требуется с усилием нажимать на палочку, чтобы было видно изображение. (Дети рисуют)
Воспитатель предлагает разукрасить игрушки по желанию детей.
Проводится самостоятельная деятельность детей. Если у ребёнка возникает затруднение, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Процесс процарапывания требует усилий, поэтому следует ввести тематическую физкультминутку.
Физкультминутка
3. Осмысление
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает вокруг себя детей.
— Где вы сегодня побывали? Что видели? Что делали?
— Что больше всего запомнилось? Понравилось?
— Как получились у вас такие красивые рисунки? Что вам в этом помогло? (мы познакомились с новым способом изображения – процарапыванием по листу острым предметом.)
— А как называется этот способ? (граттаж)
— А за что вы себя можете похвалить? (Ответы детей.)
После воспитатель предлагает устроить выставку детских работ.
Следующая > |