Народная игрушка в детском саду
Галина Реброва
Народная игрушка в детском саду
«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач.
Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.
Прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.
Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров-игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.
Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка»
, знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.
Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми, тряпичные игрушки и из талаша.
Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.
Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.
Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские,загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.
Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.
Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы, игрушки из талаша.
Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.
Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке.Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей поможет выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив группы.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Описание слайдов и содержимого слайдов к презентации.
Слайд №1. Тема проекта «Народная игрушка»
автор: Калинина Алтынай, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №120» г. Сыктывкар, Республика Коми, 2019 г.
Слайд №2. Паспорт проекта.
Название проекта: Народная игрушка.
Адресация проекта: дети 3-4 года.
Цель — приобщение детей к русской народной культуре, через декоративно-прикладное творчество.
Тип проекта — информационно-творческий, групповой, краткосрочный
Участники — воспитатели, дети 2 младшей группы, родители (законные представители) воспитанников.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.
Слайд №3. Актуальность проекта
Проблема современного поколения – вытеснение традиционных народных игрушек героями и персонажами из мультсериалов иностранного производства. Прилавки магазинов заполнены разнообразными фантастическими, пестрыми, забавными, нелепыми игрушками. Большинство современных родителей отдают предпочтение именно этим игрушкам, забывая знакомить детей с традиционными народными игрушками.
Декоративно-прикладное творчество — это самый актуальный способ восприятия детьми «прекрасного», «красивого», «народного». Народная игрушка – это неисчерпаемый источник мудрой и творческой педагогики. Это средство, с помощью которого мы, взрослые люди, можем донести до детей общественно-исторический опыт нашего народа, рассказать о традициях, обычаях, передаваемых от старшего поколения к младшему. Исследователи детского изобразительного творчества: Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова и др. отмечали, что знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в них первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Через красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции: чувства радости, восхищения, восторга. Формируются первые яркие представления о Родине, о ее культуре. Поэтому существует необходимость приобщать подрастающее поколение к народным игрушкам, как к одному из проявлений народного творчества.
Слайд №4. Знакомство с игрушкой в ДОУ
В ДОУ знакомство с народной игрушкой происходит с самого раннего возраста. В предметно развивающей среде группы присутствуют матрёшки, неваляшки, петрушки и т.д. В основном эти игрушки выполняют роль игрушек-забав. Задачи ООП в ДОУ предусматривают приобщение детей к декоративной деятельности, однако, задач по изобразительной деятельности не так много, ввиду возрастных особенностей детей.
Мы сделали предположение, что систематическая работа в данном направлении поможет решить данную проблему. А значит, мы повысим уровень знаний детей о народной игрушке, познакомим с традициями, с фольклором, сказками, песнями русского народа. Обучение лепке и росписи позволит нам добиться изобразительных навыков у детей, пробудит интерес к народному творчеству. Дети научатся узнавать и создавать узор на различных формах.
Мы определили тему проекта – «Народная игрушка» разработали план мероприятий, включив в него три основных блока: Матрёшка, дымковская игрушка, филимоновская игрушка.
Слайд №5. Цель проекта
Цель проекта: приобщение детей к русской народной культуре, через декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
- учить видеть красоту в произведениях народного искусства (народных игрушках: дымковских, филимоновских, матрёшке, предметов быта, одежды);
- формировать интерес к истории, традициям, фольклору русского народа;
- познакомить детей с традициями русской культуры через народные сказки, пословицы, поговорки, книжные иллюстрации;
- развивать эстетические чувства художественное восприятие, содействовать возникновению положительных эмоций отклика на литературные и музыкальные произведения;
- дать представление о гостеприимстве и хлебосольстве русского народа;
- знакомить с русскими народными музыкальными инструментами, песнями;
- формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности;
- развивать чувство ритма, цвета, при продуктивной деятельности (лепке, рисовании, аппликации);
- учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (козлик, конь. блюдечко. рукавичка, уточка, барышня).
Слайд №6. Содержание проекта:
Цель подготовительного этапа: организация деятельности всех участников проекта для определения дальнейшего его содержания и реализации.
- Изучение педагогами методической литературы по данной теме, разработка содержательного плана с указанием деятельности продукта детей.
- Создание материально-технического комплекта: подбор литературы для детей: сказки (с красочными иллюстрациями русской народной одежды, предметов быта, инструментов, подбор иллюстраций «узоры», народных игрушек; побор аудио-файлов (народные песни, пляски, звуки музыкальных инструментов); подбор электронных видео-ресурсов: зарождения народных промыслов на Руси, дымковские игрушки, технология её изготовления; подбор картотеки дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.
- мотивация родителей воспитанников к участию в проекте.
- выявление уровня интереса и знаний детей о народных игрушках.
- наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
Цель основного этапа: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Знакомство с народными промыслами: матрёшкой, с дымковскими, филимоновскими игрушками.
Мероприятия с детьми в ходе реализации основного этапа:
- Беседы, ситуации общения: об игрушках, труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. «Кто делает игрушки?», «Как нужно обращаться с игрушками?», «Что бывает красивым?»; рассматривание иллюстраций: одежда, узоры, русские народные сказки, музыкальные инструменты; чтение сказок, стихов, потешек, загадок по теме; разучивание песенки «Два весёлых гуся», инсценировка русских народных сказок; знакомство с музыкальными инструментами: гусли, балалайка; просмотр видео-презентации: русские матрёшки, презентация «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»; изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
Слайд №7 Народные игрушки для изучения в проекте: 1. Матрёшка. 2. Дымковская игрушка. 3.Филимоновская игрушка.
Слайд №8
1. Матрёшка – эталон русского женского образа. Весёлая, добрая, не унывающая. В сюжетных играх с матрёшкой можно показать характер русской девушки: домовитость, хозяйственность, усидчивость, аккуратность, гостеприимство. Рассказать малышам о яркой одежде матрёшки (косынка, сарафан, фартук, рубашка), рассмотреть узоры на одежде, характерные элементы, отметить яркие, сочные цвета. Познакомить с материалом, из которого изготовлена игрушка, этапами её изготовления, профессиями художник, токарь, историей игрушки.
Слайд №9. Матрешка – игрушка с секретом. Раскрывая её секреты, дети учатся считать, определять величину предметов, пополняют словарь уменьшительно-ласкательными словами, учатся правильно употреблять слова в речи. Под задорную музыку матрёшка может пуститься в пляс и познакомить детей с русскими народными мелодиями. Поиграть на народных инструментах, сделанных из дерева.
Слайд №10. С детками можно строить «Домики, мебель для матрёшек», украшать «Фартуки (сарафаны) для матрешек»
Слайд №11. Организовывать игры-хороводы с матрёшками
Слайд №12. Оформлять детские работы в виде выставки
Слайд №13.
2. Дымковская игрушка — одна из русских народных глиняных художественных промыслов. Яркие, расписные, раскрывающие мир веселого праздника, радующие глаз игрушки с характерными узорами. В группе необходимо организовывать «полочку красоты», выставку дымковских игрушек, где дети познакомятся с многообразием образов: барышни и кавалеры, животные и птицы, мифические существа.
Слайд №14. При знакомстве с дымковскими игрушками, необходимо рассматривать иллюстрации, образцы игрушек, знакомить детей с народной одеждой. Отмечать, как одевались люди раньше и как одеваются сейчас. Рассказывать о старинной русской одежде. Обращать внимание на узоры, которыми украшена одежда.
Слайд №15. Знакомить с основными цветами и узорами дымки, лепить из глины и теста уточек, гусей. Познакомить воспитанников с процессом создания игрушки (лепка, сушка, роспись), родиной игрушки, дымковскими мастерицами, и т.д. В процессе лепки знакомить детей с материалом для лепки – глиной, отмечать её свойства: мягкая, влажная, холодная, пластичная, приятная на ощупь; после сушки – твёрдая, тяжёлая, шероховатая, хрупкая.
Слайд №16. В декоративном рисовании малыши с удовольствием могут украсить эти игрушки или бумажные шаблоны элементами дымковской росписи (с помощью готовых шаблонов, штампов, ватных палочек, кисточек, гуаши). Кружочки замечательно получаются из обрезков полипропиленовой трубы, разного диаметра. Ватными палочками дорисовываем точки, получается замечательное «дымковское солнышко»
Слайд №17. В ходе проекта дети учатся украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (козлик, конь, блюдечко, рукавичка и т.д.).
Слайд №18. 3. Филимоновская игрушка – глиняная игрушка, яркая, красочная, с незамысловатыми узорами, с вытянутыми формами.
При знакомстве с филимоновской игрушкой педагог знакомит детей с особенностями игрушки, рассказывает о традиционных свистульках: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. О родине игрушки, о том, что мастера лепили игрушки и посуду всей семьёй. Мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Дети узнают, почему игрушки имеют вытянутую форму; узнают об основном орнаменте: полоски, штрихи, пятна, веточки; о цветах характерных для филимоновской игрушки: малиновый, зелёный, жёлтый цвета.
a
Слайд №19. Ребята с удовольствием изображают разноцветные полоски с помощью гуаши и кисточки, украшают орнаментом вырезанные силуэты игрушек.
Слайд №20. На заключительном этапе проекта мы пришли к выводу, что работа в данном направлении позволила расширить знания детей о народной игрушке. У детей сформировалось начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек. Они называют элементы той или иной росписи, основные цвета; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти, ребром ворса, способы рисования различными дополнительными предметами (оттиск, штамповка); умеют составлять узор, при помощи взрослого. Появился интерес к русской культуре (игрушкам, сказкам, песням)
Итоговым мероприятием стало: НОД «В гости к «Дымковской барышне», «Ярмарка игрушек»; выставка: «Русская народная игрушка», создание семейного альбома: Моя любимая игрушка
Дальнейшее развитие проекта: мы планируем продолжить тему проекта в средней возрастной группе. Разработать мультимедийные презентаций для ознакомления с народными игрушками, технологические карты по созданию народных игрушек; разработать информационные буклеты для родителей.
Проект принёс очень хорошие результаты. Приобщать детей к русской народной культуре, через народные игрушки необходимо с самого раннего возраста. Декоративно-прикладное творчество — это самый актуальный способ восприятия детьми «прекрасного», «красивого», «народного». Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Слайд №21 Список литературы
Слайд №22 Спасибо за внимание!
Следующая > |