Занятие по рисованию в средней группе. Тема «Красивые салфетки».


Предварительный просмотр:

Занятие по рисованию в средней группе.

Тема «Красивые салфетки»

Цель: Учить детей украшать узорами салфетки круглой формы.

Детская цель: помочь кукле Кате украсить стол для чаепития.

Познакомить детей с понятием «узор».

Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии)

Развивать у детей чувство цвета, ритма.

Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

1.Введение в игровую ситуацию:

— Ребята, у нас сегодня гости. Это родители, воспитатели. Посмотрите на них, улыбнитесь, помашите.

— А теперь посмотрите на меня. Глазки, ушки настроили, я у вас спрошу о чём-то интересном. Скажите, пожалуйста, вы любите ходить в гости?

  • У куклы Кати сегодня день рождения, и она приглашает всех на чаепитие. Что такое чаепитие? Молодцы. Хотите отправиться к ней в гости?

Подойти к столу, на котором стоит предварительно сделанный на лепке сервиз. На диванчиках сидят куклы. Дети встают вокруг уголка.

Восп .: Здравствуй, Катя!

Катя : Здравствуйте дети!

Восп .: Какая ты сегодня нарядная, а какой у тебя замечательный стол! Посмотрите дети, узнаёте? Наш сервиз, который мы лепили Кате в подарок.

Катя : Спасибо ребята, сервиз замечательный. Очень подходит к праздничному столу.

Восп .: Катя, а где же у тебя на столе салфетки? Ребята, у нас же принято накрывать стол красивыми салфетками и полотенцами? У всех же мамы, бабушки так делают? Чтобы было красиво и празднично?

Катя : Ой-ой, ребята. Я же совсем забыла про салфетки. Отнесла их постирать и забыла про них. Что же делать?

Восп .: Дети, нужно помочь Кате сделать красивые, праздничные, расписные салфетки. Хотите?

Катя : Ой, ребята, а вы сможете?

Восп .: Тогда ты, Катя, пока посиди с гостями, а мы с ребятами сделаем тебе ещё один подарок.

2. Изобразительная деятельность.

  • Ребята, подходите к столам, садитесь на свои места.
  • Я вам хочу предложить расписать салфетки красивыми узорами.
  • Ребята, вы знаете, что такое узор?
  • Узор — это украшение чего-то линиями, точками, кружками. И это украшение создаёт целую картину на салфетках и полотенцах. От чего смотреть на них очень приятно и за столом еда становится вкуснее. Хотите посмотреть, какие бывают узоры?

(снять ширму с мольберта с образцами)

— Ребята, посмотрите, а мне кажется вот с этим узором мы справимся. Попробуем? (убрать остальные узоры)

— Тогда приготовьте ушки, чтобы ничего не прослушать, и глазки, чтобы ничего не пропустить. (Убрать образец, прикрепить чистый круг)

  • Давайте возьмём кисточки. Все помнят, что кисточку мы держит тремя пальцами у «железки»?
  • Теперь наберём желтой краски и нарисуем в середине нашей салфетки круг, размером с маленькую мандаринку. Круг должен быть закрашен внутри. (Нарисовать на образце)
  • Кто нарисовал круг, хорошенько промойте кисточку и вытрете её тряпочкой, чтобы она была сухая.
  • Теперь мы набираем зелёную краску и примакиванием вокруг нашего желтого круга делаем вот такие зелёные узоры. (Показать на образце)

Пройти посмотреть, у кого как получается. Индивидуально помочь/подсказать тем, кто не справляется.

  • А теперь отложите кисточки на тряпочки. Они больше не понадобятся. (Собрать кисти и воду)
  • Теперь посмотрите, что у меня есть. Что это? (ватная палочка)
  • Как вы думаете, а ватной палочкой можно рисовать?
  • Есть даже способ рисования такой. Точками. Давайте попробуем. Для этого нужно набрать немного красной краски палочку и по краю нашей салфетки поставить точечки. Смотрите, как красиво получилось.
  • Теперь вы попробуйте. (Раздать палочки)
  • А теперь, чтобы закончить наш красивый узор можно поставить одну точку в середине желтого круга.
  • Кто всё сделал, кладите палочки на тряпочку. Забирайте свою красивую салфетку и несите её сюда, на выставку. (Овальный стол). Потом возьмите влажную салфетку, протрите ручки и можно полюбоваться нашими узорами.

(быстро помочь остальным детям, взять куклу Катю и поднести к столу, подозвать всех детей)

Восп: Катя, посмотри какие мы для тебя красивые салфетки расписали!

Катя: Дети, какие же вы молодцы! У вас так замечательно получилось! Теперь чаепитие станет ещё красивее и вкуснее! Спасибо вам, ребята!

Восп: Катя, иди пока к гостям! Ребята, а вас я хочу пригласить на ковёр.

  • Скажите, кому мы сегодня помогли?
  • А чем мы смогли помочь Кате?
  • Как вы думаете, почему у нас всё получилось? (потому, что мы умеем рисовать узоры)
  • Вы молодцы! У вас всё получилось. Можете пойти поиграть.

Подготовка к занятию «Украшение фартука»

Занятия по декоративному рисованию с детьми 4–5 лет направлены на решение двух основных задач:

  • развить навык владения кистью,
  • сформировать способность складывать узор из простых элементов.

Декоративное рисование в средней группе — это роспись заготовки кистью и красками

Краски и основа для рисования

Иногда детям предлагают украсить заготовки фартука цветными карандашами. Это неправильно. Цветные карандаши используются в средней группе для предметного рисования. В декоративном рисовании малыши могут использовать простой карандаш для обрисовки трафарета: обводят фартук на бумаге.

Техника и приёмы рисования

  • Предварительное повторение и тренировка каждого приёма: дети «рисуют» круги и линии в воздухе сухой кистью,
  • мелом на доске (маркером на специальной доске).
  • Рисование линий: приложить кисть всем ворсом к бумаге и сделать движение в нужном направлении.
  • Рисование и закрашивание кругов.
  • Детализация:
      листочки в растительном орнаменте: приложить кисть всем ворсом к бумаге и убрать,
  • точки: кисть держится вертикально, кончиком кисти поставить отпечаток.
  • Важно. Воспитатель следит за выполнением практического задания детьми. Тем, кто испытывает трудности в рисовании, показывает приёмы индивидуально.

    Дети совершенствуют приёмы рисования гуашью под контролем педагога

    Это интересно. Роспись фартука можно провести с пятилетками в необычной технике. Украшать заготовки ребята будут при помощи нетрадиционных материалов и инструментов:

    • восковых мелков,
    • ватных палочек или дисков,
    • кусочков губки,
    • пальчиками,
    • штампами из овощей или фруктов.

    Сделать необычный узор на фартуке легко, рисуя пальчиками по мокрой бумаге

    Сочетание с аппликацией и лепкой

    При создании поделки «Фартук» могут использоваться приёмы рисования, аппликации, лепки. Расписанный узором фартучек прекрасно дополняется различными элементами:

    • кусочками, полосками цветной или обёрточной бумаги,
    • пластилиновой мозаикой,
    • мазками пластилина,
    • засушенными цветами, листьями,
    • пуговицами, пайетками.

    Узор фартука можно дополнить композицией из осенних листьев, например

    Украшать наклейками, блёстками и прочей фурнитурой детишками нравится. Если доступ к этим материалам открыть в начале практической работы, поделку малыши сделают в виде аппликации из всевозможных кусочков и картинок. Сначала дети рисуют узор, а потом воспитатель приносит «волшебную коробочку» с новыми украшениями.

    Индивидуализация заданий

    Продуктивной работе и хорошему настроению внутри группы способствуют простые задания, направленные на удовлетворение личных вкусов и интересов ребят:

    • Разберите заготовки фартуков: круглый, треугольный, с оборкой, — кто какой хочет.
    • Для украшения фартука используйте цвета и оттенки по желанию.
    • Можете оформить рисунок дополнительными материалами: аппликацией, наклейками.

    Пятилеткам, проявляющим повышенный интерес к рисованию, воспитатель усложняет общее задание. Например, просит нарисовать в центре фартука цветочную композицию, когда группа рисует один цветок.

    Детские работы не шаблонные, каждый фартучек — уникален и красив

    Место занятия «Украшение фартука» в картотеке по рисованию

    Декоративное рисование в средней группе условно делится на украшение заготовок в виде бытовых предметов/одежды (свитер, варежки, платье, салфетка) и роспись в стиле народных промыслов (хохлома, гжель, дымковская игрушка). Тема «Украшение фартука» является универсальной. Украшать фартук дети могут геометрическим/растительным узором или народным орнаментом — это определяет воспитатель. Проводится занятие в середине учебного года, когда ребятами изучена тема «Одежда» и начинается знакомство с народным искусством.

    Варианты темы:

    • «Мамин фартук»,
    • «Сорочий фартук»,
    • «Фартучек для дымковской игрушки»,
    • «Подарок любимой бабушке».

    Расписывая фартук для дымковской барышни, ребята знакомятся с народным геометрическим орнаментом

    Занятия по декоративному рисованию позволяют в игровой форме показать детям, что своими руками доступно сделать невзрачные вещи красивыми или создать подарок для друга или родственника. Вводный этап занятия направлен на создание у ребят мотивации к изучению узоров и самостоятельному творчеству.

    Таблица: варианты мотивирующего начала занятия «Украшаем фартук»

    Мотивирующая формаСодержание
    Игровая ситуацияВоспитатель подводит ребят к игровому уголку и предлагает показать сценку «Кукла Катя ждёт гостей». В сюжете проигрываются следующие моменты:
    • кукла расставляет мебель (стол, стулья), стелет скатерть,
    • Катя выбирает наряд для встречи гостей,
    • накрывает посуду на стол,
    • придумывает угощение.

    Когда ребята подводят куклу к кухонной плите, воспитатель обращает внимание: «Катюша надела красивое чистое платье, а во время готовки его можно забрызгать, испачкать. Как быть?» Когда прозвучал вариант, что нужно надеть фартук, воспитатель протягивает кукле белую заготовку, ей не нравится. Ребята должны будут украсить фартучек для Кати.

    Чтение стихотворения и беседаДети слушают стихотворение «Фартук для мамы».

    В женский день Восьмого марта Не гадайте, что купить — Подарите маме фартук. Его можно просто сшить. Ватман, ножницы возьмите, Метр ткани, карандаш, Начертите, раскроите, Прострочите фартук ваш. Поясок к нему пришейте, И один большой карман, А украсить захотите — Снизу сделайте волан. Вид опрятный и нарядный Он поможет сохранить. Маме будет так приятно — Дочка фартук может сшить!
    https://talesformasha.ru/2016/06/15/%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%83%D0%BA-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

    Вопросы для беседы с малышами:

    • О каком празднике говорится в стихотворении?
    • Какие подарки любят получать мамы на 8 Марта?
    • Что решила подарить героиня стихотворения?
    • Как она сделала подарок?
    • Хотели бы вы подарить и своей маме фартук? Как вы его украсите?
    Изучение наглядного материалаЭта форма лучше всего подходит для мотивации к рисованию народных узоров. Дети рассматривают выставку предметов, выполненных в том стиле, которому посвящено занятие (гжель, хохлома или дымковская роспись). Для занятия «Фартук для дымковской игрушки» подбирается выставка барышень с разными узорами на фартуке: полосками, кругами, листочками. Вопросы по выставке:
    • Какие узоры украшают предметы?
    • Чем они нарисованы?
    • Какого цвета краски использовали мастера?

    Для пятилеток достаточно рассмотреть несколько фигурок с различными вариантами расписных фартуков

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Там на неведомых дорожкахЦель: .

    Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида золотой рыбки. Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина.

    Учить детей откликаться на поэтичность стихотворных строк А. С. Пушкина.

    Цель. Учить передавать свое впечатление от осенней красоты природы. Развивать художественно-творческие способности.

    Цель. Продолжать формировать эмоциональный отклик на произведение искусства.

    Цель: Учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять цвета: синий и красный, воспитывать эстетические чувства.Словарная работа: Горизонтальные линии, длинна.

    конспект занятия по рисованию в средней группе.

    Источник

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: Украсим фартуки к 8-му марта татарским узором Образовательные области: художественное творчество, социализация, коммуникация, музыка Вид: гармоничное развитие детей средствами ху.

    Открытое интегрированное занятие художественно-эстетическому и познавательному развитию.

    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. КРАСИВАЯ САЛФЕТКА Цель: формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных; воспитывать активность, самостоятельность, любов.

    «Красивые салфетки для куклы Кати».

    Образовательные задачи: учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.Развивающие задачи: развивать умение детей распо.

    Конспект НОД в младшей группе по художественно-эстетической деятельности.«Украсим салфетку узором».Воспитатель 1 категории Новикова С.ПЗадачи.-Закреплять с детьми умение рисовать гор.

    Источник

    Текст книги «Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий»

    Занятие 14. Осенние деревья (Рисование гуашью)
    Программное содержание.
    Продолжать знакомить с разными видами деревьев. Продолжать учить рисовать по памяти два больших дерева разной формы. Учить рисовать ствол с расходящимися ветками, вписывать рисунок в лист. Учить рисовать листья дерева разными способами: примакиванием, тычком жесткой полусухой кисти, пятнами. Упражнять в смешивании красок для получения нужного цвета. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

    Демонстрационный материал.

    Предметные картинки разных деревьев (дуба, клена, осины, куста рябины).

    Раздаточный материал.

    Листы желтой бумаги, простые карандаши, кисти, гуашь, палитры, баночки с водой, тряпочки.

    Ход занятия

    Предварительно во время прогулки с детьми рассмотрите осенние деревья.

    Прочитайте детям стихотворение М. Садовского «Осень»:

    Березы косы расплели, Руками клены хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали. Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали. Все присмирело, съежилось, Поникло, пожелтело. Лишь елочка пригожая К зиме похорошела.

    Спросите детей:

    – Какое время года описывается в стихотворении? (Осень.)

    – Почему вы так думаете?

    – Какие деревья перечисляются в стихотворении?

    Рассмотрите с детьми изображения некоторых деревьев, обратите внимание на разную форму стволов – они бывают тонкими и толстыми, прямыми и изогнутыми, низкими и высокими; на крону деревьев – раскидистую или поднятую вверх; на окраску листьев – одни деревья долго стоят зелеными, на других листья ярко-красные, у третьих листва желтая или оранжевая и т. д.

    Предложите детям изобразить на листе простым карандашом стволы двух деревьев, разных по строению. Гуашью надо закрасить стволы деревьев, кончиком кисти прорисовать ветви. А на ветвях разными способами – примакиванием, тычком жесткой полусухой кисти или пятнами (кончиком кисти) – нарисовать разноцветную крону (зеленую, красную, желтую, оранжевую).

    Посоветуйте детям дополнить картину небом, облаками и травой.

    Тема недели «Братья наши меньшие»

    Занятие 15. Ежик (Оттиск скомканной бумагой)
    Программное содержание.

    Учить отображать особенности фактуры изображаемого предмета. Развивать образное мышление при отгадывании загадок.

    Раздаточный материал.

    Листы белого картона, блюдца с серой гуашью, разведенной водой, бумага для сминания, гуашь, тонкие кисти, тряпочки, баночки с водой.

    Ход занятия

    Загадайте ребятам загадку:

    Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Еж)

    Предложите детям нарисовать ежика необычным способом – комком смятой бумаги. Покажите, как смять лист бумаги, опустить полученный комок в блюдце с серой краской и приложить несколько раз в центре картона, создавая большой «колючий» круг. Когда краска подсохнет – нужно дорисовать кисточкой мордочку в виде треугольника и овальные лапки. На спинку ежика можно «нацепить» грибы, яблоки, осенние листья. Вокруг нарисовать небо, травку, кусты, пеньки, грибы и т. д.
    Занятие 16. Белка (Рисование сангиной)
    Программное содержание.

    Познакомить детей с новым материалом – сангиной (палочкой коричневого цвета, сделанной на основе глины). Развивать легкие, слитные движения при рисовании сангиной, затушевывая (размазывая) контуры для передачи меха животного. Учить детей изображать животного графическими приемами. Развивать образное мышление при отгадывании загадок.

    Раздаточный материал.

    Половинки листов акварельной бумаги, сангина, ватные тампоны (для растушевки), салфетки (подложить под правую руку).

    Ход занятия

    Познакомьте детей с новым материалом – палочкой коричневого цвета – сангиной. Скажите детям, что этот мелок легко ломается, поэтому рисовать им нужно легко, без нажима. Раздайте детям листы акварельной бумаги и предложите провести сангиной несколько легких линий, а затем растушевать их ватным тампоном.

    Загадайте детям загадку: Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка)

    Предложите изобразить сангиной контур белки (в профиль). Под правую руку желательно положить салфетку Покажите детям, как нарисовать плавными линиями круглую голову с заостренной мордочкой, овальное туловище, передние и задние лапы, изогнутый хвост. Для передачи пушистой шубки следует растушевать контуры ватным тампоном. Закрашивать белку не надо, должен просвечивать белый фон.

    Внизу штрихами можно нарисовать траву, если останется место – силуэт дерева.

    Чтобы изображение не стиралось и не смазывалось, его нужно обрызгать лаком для волос.

    Спросите, понравилось ли детям рисовать сангиной.

    Тема недели «На кухне»

    Занятие 17. Гжельская чашка (Роспись гуашью)
    Программное содержание.

    Познакомить детей с гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами росписи (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками). Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета.

    Демонстрационный материал.

    Керамическая посуда гжельских мастеров (чашки, блюдца, кувшины, вазы, чайники, подносы), образцы элементов гжельской росписи. Раздаточный материал. Шаблоны чашек из картона, белая и синяя гуашь, тонкие кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки.

    Ход занятия

    Расскажите детям о гжели: с давних пор в подмосковной деревне Гжель создают из глины гончарные изделия и игрушки, которые расписывают синей краской по белому фону.

    Рассмотрите с детьми узоры на гжельской чашке. Обратите внимание на кайму: она может состоять из повторяющихся сочетаний линий, точек, мазков и т. д. Кайма расположена в верхней и нижней части изделия. На центральной части обычно изображаются простейшие цветы из «капелек», «мазков» и «завитков».

    Покажите детям на отдельном шаблоне чашки пример узоров на кайме. Обратите внимание детей, что гжельская роспись рисуется сразу кистью, без предварительного эскиза карандашом.

    Вспомните с детьми, как получить голубой цвет. Раздайте малышам шаблоны чашек и предложите, опираясь на образец, украсить бордюры гжельской росписью.
    Занятие 18. Чайный сервиз (Рисование гуашью)
    Программное содержание.

    Учить рисовать предметы посуды, самостоятельно придумывать узоры и украшать посуду в одном стиле. Закреплять умение располагать элементы узора на поверхности предмета. Развивать эстетическое восприятие, фантазию, воображение и чувство цвета. Воспитывать отзывчивость и доброту.

    Демонстрационный материал.

    Фарфоровый набор из чашки и блюдца, оформленный в одном стиле.

    Раздаточный материал.

    Альбомные листы, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

    Ход занятия

    Прочитайте детям стихотворение Р. Сефа «Совет»:

    Поссорились Чашка и блюдце. Сейчас Они разобьются, Скоро В кухне, на полке, Будут лежать Осколки. И ты Не ссорься напрасно — Это Очень Опасно.

    Спросите детей:

    – Как вы думаете, почему поссорились чашка и блюдце? (Возможно, они стали спорить, кто из них нужнее и красивее.)

    Рассмотрите вместе с детьми одинаково оформленные фарфоровую чашку и блюдце. Обратите внимание детей, что в сервизе вся посуда должна иметь одинаковый рисунок, одни и те же цвета. Предложите ребятам нарисовать свою чашку и блюдце и, чтобы они не ссорились, одинаково украсить их. Тогда чашка и блюдце не будут спорить.

    Детям надо изобразить силуэт чашки и круглое блюдце и оформить в едином стиле.

    Тема недели «В комнате»

    Занятие 19. Ковер (Декоративное рисование фломастерами)
    Программное содержание.

    Учить рисовать на ковре узоры в виде длинных несоприкасающихся линий. Развивать у детей эстетическое восприятие, фантазию и воображение. Воспитывать любовь к русским песням. Упражнять в сочетании цветов. Развивать художественный вкус.

    Раздаточный материал.

    Половинки альбомных листов, простые карандаши, фломастеры.

    Ход занятия

    Прочитайте детям русскую песенку:

    Вышивала наша Катенька Три ковра, три узорчатых. Вышивала-расшивала, Думу-думушку думала. «Мне кому ковры дарить, Кого мне радовать? Подарю я первый ковер Родному батюшке. А второй ковер — Родимой матушке. А уж третий подарю Братцу милому-любимому».

    Спросите детей, для кого они бы хотели «вышить» ковер. Предложите сделать красивый ковер.

    На альбомном листе дети рисуют простым карандашом прямоугольный или квадратный ковер и проводят на нем фломастерами разные разноцветные линии: волнистые, зигзагообразные, петляющие и т. д. Края ковра можно украсить бахромой из коротких или волнистых линий. Желательно использовать фломастеры разных цветов, сочетающихся между собой.

    Можно предложить детям нарисовать гуашевыми красками одеяло из разноцветных лоскутков.
    Занятие 20. Узоры на полотенце (Декоративное рисование цветными карандашами)
    Программное содержание.

    Познакомить детей с историей украшения одежды и белья вышивкой. Показать красоту вышитых изделий, выполненных из геометрических элементов. Учить составлять и располагать симметричный геометрический узор.

    Демонстрационный материал.

    Изображения русской народной одежды и вышивки на полотенцах, скатертях, салфетках, простынях; образцы украшения геометрическими элементами вышивки.

    Раздаточный материал.

    Бумажные прямоугольники 22×8 см, цветные карандаши.

    Ход занятия

    Рассмотрите с детьми иллюстрации вышивки на русской народной одежде, полотенцах, скатертях, салфетках, простынях. Расскажите ребятам, что раньше не умели делать таких разноцветных полотенец, как сейчас. Ткань была в основном белого цвета. Поэтому женщины украшали свою одежду и белье вышивкой (покажите детям образцы украшения геометрическими элементами). Вместе с детьми определите, какие узоры могли быть вышиты: прямые и волнистые линии, крестики, квадраты, треугольники, круги. В основном использовались красные цвета, реже – желтые, зеленые и синие. Рассмотрите полотенце – симметричная вышивка на нем размещается на концах, с обеих сторон.

    Раздайте детям прямоугольники и предложите придумать свои симметричные узоры и расположить их на краях полотенца. Образцы геометрической вышивки должны находиться перед глазами детей.

    Тема недели «Мой гардероб»

    Занятие 21. Шапка и варежки (Декоративное рисование гуашью)
    Программное содержание.

    Учить рисовать предметы одежды. Продолжать учить самостоятельно придумывать узоры и украшать одежду в одном стиле и цвете. Формировать чувство композиции и ритма.

    Демонстрационный материал.

    Мягкие игрушки (лиса, волк, заяц).

    Раздаточный материал.

    Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

    Ход занятия

    Обыграйте ситуацию, что к вам пришли звери. Они все время на холоде, и у них мерзнут лапы и головы. Предложите детям нарисовать для них две варежки и шапку и украсить их так, чтобы было видно, что это комплект. Теперь звери не замерзнут.

    Ребята самостоятельно рисуют шапку и варежки, придумывают узоры в одном стиле и украшают ими одежду для лесных гостей.
    Занятие 22. Аленушка в сарафане (Декоративное рисование цветными карандашами)
    Программное содержание.

    Продолжать знакомить детей с историей украшения вышивкой одежды и белья. Показать красоту вышитых изделий. Учить передавать характерные особенности русской народной одежды – сарафана и сорочки. Развивать уважение к народной культуре.

    Демонстрационный материал.

    Красочно иллюстрированная книга «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» («Царевна-лягушка», репродукция картины В. Васнецова «Аленушка»), Изображения русской народной одежды.

    Раздаточный материал.

    Альбомные листы с нарисованной девочкой в рубахе и сарафане, с широкой лентой на голове; цветные карандаши.

    Ход занятия

    Рассмотрите с детьми иллюстрации к сказкам. Обратите внимание, как раньше одевались девушки: в белые рубахи и длинные расширяющиеся книзу сарафаны без рукавов. У рубах ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Сарафаны по центру и по низу – узором, пуговицами, лентами, бисером. На голову повязывалась красная лента, украшенная геометрическими узорами. Обычно девушки надевали синие сарафаны, а красные – только на праздники.

    Раздайте детям альбомные листы с нарисованной девочкой и предложите придумать и расположить красный узор на рукавах и вороте рубахи.

    Предложить по центру и по подолу сарафана пустить орнамент. Сам сарафан попросите закрасить красным цветом, а ленту на голове тоже оформить геометрическим орнаментом.

    Тема недели «Профессии»

    Занятие 23. Цветовой спектр (Рисование гуашью)
    Программное содержание.

    Формировать представление о том, как можно получить оранжевый, зеленый, фиолетовый и коричневый цвета. Учить смешивать основные краски и получать новые цвета. Активно использовать слова: художник, пейзаж, палитра. Развивать интерес к работе с красками.

    Демонстрационный материал.

    Кукла, одетая как художник, набросок пейзажа, нарисованный простым карандашом.

    Раздаточный материал.

    Палитры-овалы из плотного картона по количеству детей с нарисованными на них контурами семи кругов; красная, желтая и синяя гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки.

    Ход занятия

    Чтобы узнать, кто придет в гости, загадайте детям загадку:

    Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя длинный и худой Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

    Спросите детей:

    – Кто рисует кисточками и красками картины? (Дети, художники.)

    Обыграйте ситуацию, что к вам пришел художник (переодетая кукла). Он принес незаконченный пейзаж.

    – Угадайте, – говорит гость, – где я нарисовал эту картину? (В зависимости от содержания пейзажа, дети говорят – в лесу (или на море, в горах и т. д.).)

    – Красивая у меня картина? – спрашивает художник. (Красивая, но недорисованная.)

    – Верно, – говорит художник. – Краски у меня почти все кончились. Осталась только красная, желтая и синяя гуашь. А мне нужны и другие цвета. Помогите мне получить другие цвета.

    Воспитатель раздает детям палитры и гуашевые краски трех основных цветов. Первые три круга дети закрашивают имеющимися цветами. А четвертый круг закрашивают синей краской, а сверху желтой – получится зеленая. Поинтересуйтесь у детей, как получился зеленый цвет. Пятый круг – красной, а сверху желтой краской – получится оранжевая. Спросите детей, как получился оранжевый цвет. На шестом круге дети смешивают красную и синюю гуашь – получится фиолетовый цвет. Уточните, как получился фиолетовый цвет.

    Поставьте перед детьми проблемную ситуацию: как получить коричневый для изображения стволов деревьев? (Надо смешать все три основных цвета на седьмом круге.)

    На прощание художник благодарит детей:

    – Спасибо, ребята, теперь я смогу дописать свою картину.

    В свободное время дети могут помочь художнику закончить его пейзаж.
    Занятие 24. Теплые и холодные тона (Рисование гуашью)
    Программное содержание.

    Формировать представление о холодных и теплых тонах, учить различать их. Упражнять в смешивании красок и получении новых цветов. Учить рисовать картину, используя холодную или теплую гамму цветов. Продолжать использовать слова: «художник», «пейзаж», «палитра», «холодные и теплые тона».

    Демонстрационный материал.

    Кукла, одетая как художник.

    Раздаточный материал.

    По полтора альбомных листа, гуашь, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

    Ход занятия

    Обыграйте ситуацию, что к вам на занятие опять пришел художник.

    Раздайте детям половинки альбомных листов и предоставьте художнику провести это занятие.

    Гость предлагает детям на левой половинке листа нарисовать три круга желтого, оранжевого и красного цвета, а на правой – голубой, синий и фиолетовый круги. Художник спрашивает детей, что напоминают им цвета с одной стороны (солнце, костер, лето, деревья, ягоды и т. д.). Верно, эти цвета лета, а значит, они теплые.

    Кукла спрашивает детей, что можно нарисовать, используя цвета с правой стороны (снег, лед, лужи, дождь и т. д.). Эти цвета напоминают холод и поэтому называются холодными.

    Художник предлагает детям нарисовать между кругами с холодными и теплыми тонами два зеленых круга. Просит ребят подумать, холодные они или теплые. Чтобы решить задачу, в первый зеленый круг надо добавить теплую желтую краску, тогда зеленый цвет превратится в салатовый (это цвет травы и листьев на деревьях), а значит, он теплый.

    Во второй зеленый круг добавьте синей краски, получится темно-зеленый цвет, напоминающий холодное море. Значит, темно-зеленый – холодный цвет.

    Гость читает детям стихотворение Г. Сапгира:

    У травы – зеленые слова, И слышны они едва-едва. А у ветра – синие слова, И от них кружится голова. А у солнца – столько ясных слов, Красных песен, Золотых стихов! Всех друзей сегодня я зову Слушать солнце, ветер и траву.

    Художник раздает детям альбомные листы, предлагает нарисовать картину, используя либо теплые, либо холодные тона. А можно поделить лист пополам и с одной стороны нарисовать теплый рисунок, а с другой – холодный.

    Тема недели «Зоопарк»

    Занятие 25. Слон (Рисование ладошкой)
    Программное содержание.

    Продолжать знакомить с техникой печатания ладошкой: опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать воображение, учить видеть в знакомом предмете новый образ. Закреплять умение дополнять изображение деталями при помощи кисточки.

    Раздаточный материал.

    Половины альбомных листов, широкие мисочки с разведенной водой гуашью голубого цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

    Ход занятия

    Прочитайте детям стихотворение Б. Заходера «Слон»:

    Больше всех на суше он, Очень, очень добрый слон. Видно, даже у зверей Тот и больше, кто добрей.

    Предложите посмотреть на свою ладонь и сказать, похожа ли она на слона. (Ладонь будет туловищем, большой палец – хоботом, а остальные пальцы – лапами.)

    Детям нужно опустить в мисочку с гуашью внутреннюю сторону ладони и приложить ладошку с растопыренными пальцами, смотрящими вниз, к альбомному листу (для удобства можно временно положить лист «вверх ногами»). Когда отпечаток ладони подсохнет, нужно кисточкой с голубой краской дорисовать тонкий хвост и длинный хобот, а синей – выделить уши и глаза. Можно дать слону в хобот морковку или банан.
    Занятие 26. Детки в клетке (Рисование восковыми мелками и акварелью)
    Программное содержание.

    Учить рисовать простым карандашом животных, передавая их характерные признаки, отрабатывать передачу формы и пропорций. Упражнять в закрашивании изображения восковыми мелками, проводя штрихи в одном направлении, без просветов, используя разный нажим на мелок. Продолжать закреплять умение тонировать лист бумаги акварелью.

    Демонстрационный материал.

    Картинки животных (жирафа, тигренка, зебры и др.).

    Раздаточный материал.

    Альбомные листы, простые карандаши, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

    Ход занятия

    Прочитайте детям несколько стихотворений С. Маршака из серии «Детки в клетке», параллельно выкладывая картинки этих животных:

    Жираф

    Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок!

    Тигренок

    Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не киска!

    Зебры

    Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы!

    Рассмотрите еще раз с детьми картинки с изображением жирафа, зебры, тигра и других животных. Отметьте, что у всех животных есть туловище, которое можно изобразить в виде овала. Голова с вытянутой мордой. У жирафа – длинная тонкая шея, у зебры – поменьше и пошире, а у тигра – короткая. У всех животных – четыре ноги. У жирафа они длинные, у зебры – покороче, а у тигра мощные широкие лапы. Выделите особенности хвостов: у жирафа и зебры – с кисточкой на конце, у тигра – как толстая веревка. Поговорите с детьми об окрасе животных. Обратите внимание детей, что у зебры есть грива.

    Покажите детям на отдельном листе последовательность изображения одного из этих животных. Начать следует с овального туловища, затем пририсовать голову, шею, ноги и хвост. Предложите нарисовать простым карандашом одного или двух животных по желанию, соблюдая ту же последовательность, а потом закрасить восковыми мелками.

    Фон лучше выполнить акварельными красками, проведя линию горизонта и закрасив нижнюю часть зеленым цветом (трава), а верхнюю – голубым (небо).

    Конечно, если ребенок хочет нарисовать других обитателей зоопарка, ни в коем случае нельзя запрещать делать этого.

    Тема недели «Театр»

    Занятие 27. Три медведя (Рисование сангиной)
    Программное содержание.

    Продолжать знакомить детей с сангиной. Учить рисовать мелком сангины, затушевывать линии. Продолжать упражнять в графическом изображении животных, стоящих на задних лапах. Закреплять умение вписывать изображение в лист, располагать животных в нужной последовательности.

    Раздаточный материал.

    Бумага для акварели, сангина, ватные тампоны (для растушевывания), салфетки (подложить под правую руку).

    Ход занятия

    Прочитайте детям загадку В. Степанова и попросите угадать, что это за сказка:

    Чашки три и три постели. Стульев тоже три, смотри, И жильцов здесь в самом деле Проживает ровно три. Как увидишь, сразу ясно: В гости к ним ходить опасно. Убегай скорей, сестричка. Из окна лети, как птичка. Сказка Л.H. Толстого «Три медведя»

    Вспомните, что папа-медведь был самым большим, мама-медведица – поменьше, а их сынок – самым маленьким.

    Предложите изобразить сангиной контуры трех медведей, стоящих на задних лапах. Напомните детям, что сангина легко ломается, поэтому рисовать ей нужно легко, без нажима. Под кулачок правой руки желательно положить салфетку. Покажите детям, как сначала нарисовать плавными линиями большого медведя – круглую голову, овальное туловище, вытянутые лапы. Для передачи пушистой шубки медведя следует растушевать контуры ватным тампоном. Закрашивать медведя не надо, бумага должна просвечивать.

    Детям сначала надо подумать, где и какой медведь будет нарисован.

    Внизу штрихами можно нарисовать траву, если останется место – силуэты деревьев.

    Чтобы изображение не стиралось, надо обрызгать его лаком для волос.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]