Тема: «Цветы и растения».
Мастер – класс для педагогов по изготовлению лэпбука.
Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления лэпбука.
Задачи:
1.Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности, на основе темы «Цветы и растения».
2. Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления лэпбука, его возможностями в систематизации и структурировании информации.
3. Повысить уровень мастерства педагогов в изготовлении интерактивной папки по теме: «Цветы и растения»; поддерживать благоприятный психологический климат, позитивное отношение, искренность и открытость.
Участники мастер-класса: присутствующие и участники конкурса.
Материалы и оборудование: подборка художественной литературы по теме, необычная книжечка с энциклопедическими данными; материалы необходимые для создания лэпбука «Цветы и растения» (клей, гуашь, палитра, кисточка, салфетки, числовые пазлы (пчела, божья коровка), лупа, картинка шмеля, алгоритм изготовления тканей из растений, готовые изделия из хлопка, ситца, вата, строение цветка (картинка).
Ход мастер – класса:
- Вводная часть.
Уважаемые коллеги приглашаю желающих принять участие в моем мастер-классе. Перед вами конверты с заданием, ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. Выполните задания самостоятельно, не мешая друг другу.
Уважаемые коллеги любите ли вы цветы? Закройте глаза и представьте себе самый красивый цветок. Какой он у вас получился? А что для вас символизирует цветок? А в моем воображении цветы символизируют детей. Как в одном крылатом выражении «дети цветы жизни».
В прошлом воспитательниц называли «садовницами». Называли потому, что считали детей – цветами. Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, каждому цветку свой подход. Один любит тепло, другой – прохладу, один – обильный полив, а другой без влаги произрастает прекрасно. Так и в работе воспитателя, каждому ребенку необходимо понимание его личности. Каждый творческий педагог находится в постоянном поиске форм, методов и приемов, которые бы позволяли решать задачи личностно-ориентированной педагогики. В связи с этим хочу представить вашему вниманию одну интересную методику, которую сразу оценили мои коллеги. Для начала скажите любите ли вы секреты?
А помните, то далекое удивительное чувство когда вы совершали открытия, вот именно на такой любви детей к секретам и открытиям построена технология создания лэпбука. Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) — в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Возможно вы уже слышали о такой технологии, но она не достаточно широко распространена в детских садах, и заслуживает особенного пристального внимания, потому что позволяет решать задачи, как учить детей систематизации и структурированию информации по изучению какой либо теме. Я думаю, что лучше один раз попробовать чем сто раз услышать.
2. Основная часть.
И сегодня я предлагаю вам сделать эту книгу вместе. Хотя это не так- то просто. Создание лэпбука длительный процесс, растянутый по времени, но мне на помощь сегодня пришли мои коллеги и работа пойдет быстрее. У каждого из них подробная инструкция. А мы с вами начнем с самого главного, с названия нашей будущей книги. Я не случайно начала свое выступление с разговора о цветах, потому что тема нашего лэпбука «Цветы и растения». Это очень интересная и обширная тема. Обратите внимание, что некоторые элементы в книге уже присутствуют. Например, вот такая интересная галерея, карманчик с подборкой художественной литературы по теме, необычная книжечка с энциклопедическими данными. Заинтересовались мы этой темой, прочитав с детьми сказку «Про то как пришли на Землю цветы». О строении растений мне нам расскажет первый мой помощник — аппликация (корень, стебель, листья, цветок) Скажите пожалуйста, что вы для нас сделали?
Наверное трудно найти человека, которому не нравились бы цветы. Какое многообразие цветовой гаммы представлено в любой цветочной клумбе. Как нарисовать этот разноцветный ковер имея в палитре всего 5 красок . Что вы сегодня узнали?
— Как получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
— Что вы сделали для нашей книги? (Я сделала схему смешивания цветов для получения новых оттенков).
— И эта схема занимает место в нашей книге.
— Что вы сегодня сделали для нашей книги? (Я собирала числовые пазлы в порядке возрастания и убывания. На одной картинке у меня получилась божья коровка, а на другой шмель). (обращаясь к зрителям)
— Почему эти картинки здесь появились, если мы говорим о растениях? (защищают от вредителей, опыляют) (обращаюсь в аудитории)
— Вспомните как выглядят лапки и тельце у насекомых? Чем они покрыты?
-Как происходит опыление нам расскажет следующий участник. (Я взяла пищевой краситель и ватную палочку, которая такая же пушистая как лапки насекомых, поместив палочку сначала в краситель, а потом на цветок. Увидела, что краска сначала прилипла к палочке, а потом осталась на цветке. А в книгу мы кладем схему смешивания красок).
-Какие еще виды опыления вы знаете? (к аудитории) (ветром, самоопыление,…)
-Верите ли вы, что растения могут использоваться в промышленном производстве?
-Если верите — похлопайте, не верите — потопайте. Я изготавливаю коврик из ваты.
— Что вы сделали для нашей книги? (Я сделала схему получения тканей из растений).
-Из этих тканей шьют одежду. В нашем лэпбуке есть вот такой шифоньер, в котором хранится одежда сделанная из разных видов ткани полученных из растительного сырья. Это позволяет закреплять навыки словообразования. Например: юбка из льна? Платье из ситца? Брюки из льна? Фартук из сатина? И т.д.
3. Заключительная часть, рефлексия.
Сколько всего мы добавили в наш лэпбук. И он уже готов. Технология универсальна и расчитана на креативных педагогов, которые ориентированы на разные области развития детей и позволяет взрослому активно взаимодействовать с ребенком в процессе создания такой книги
Василий Александрович Сухомлинский сказал – «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача педагога обеспечить это ребенку в дошкольном детстве. Я вам хочу пожелать успехов в этой не легкой работе и надеюсь, что этот мастер – класс поможет вам.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель: обобщить знания детей о живой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
Задачи:
1) Развивающие
- развивать любознательность, память, умение делать выводы
- развивать воображение, умение фантазировать
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь
- способствовать развитию познавательных интересов
- приобщать к действенному отношению к природе.
2) Образовательные
- формировать умение отгадывать загадки
- формировать умение быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос
- формировать умение решать проблемные задачи
- совершенствовать умение находить соответствие между породами деревьев и их листьями
- закрепить знания детей о животных и птицах, формировать умение классифицировать их.
3) Воспитательные
- формировать самостоятельность
- формировать умение соблюдения правил поведения в природе
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Методы и материалы: игровые, практические, словесные
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей
Материалы и оборудование: Ноутбук, флешкарта с записью видеообращения лесовичка, посылка, страницы лэпбука «В гости к лесовичку», вырезанные из цветной бумаги «Лужи», записи голосов птиц, шум леса, волшебной музыки, декорации-деревья (береза, дуб, елка), дом лесовичка; 2 мусорных мешка- желтого и голубого цвета; мусор- бумажный и пластиковый, банка с медом.
Ход занятия:
В. Проходите, проходите, Очень рада видеть вас. Интересное путешествие Ожидает нас сейчас.
Все поближе подойдите, Свои глазки покажите.
(Дети стоят в кругу)
— Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к вам. Давайте поприветствуем их, улыбнемся и покажем свое хорошее настроение.
Мы все за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Справа друг и слева друг, Улыбнемся всем вокруг!
Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.
– Я очень хочу, с вами познакомится. Давайте будем передавать друг другу мячик и называть свое имя. Я — Валентина Алексеевна.
Чуть не забыла, на улице меня встретил почтальон и вручил вот эту посылку. Просил передать детям детского сада челночок. Вот только я не знаю, туда ли я попала? (ответы детей)
Ребята, а вам интересно что там внутри? Давайте откроим и посмотрим.
Воспитатель с детьми открывает посылку, а там лежит, ноутбук и флешкарта Воспитатель достает содержание посылки. Ребята есть ноутбук, флешкарта, давайте посмотрим что же прислали.
Просмотр видеописьма.
«Здравствуйте, дети. Со мной случилась неприятность! Ветер разнес по лесу страницы моей волшебной книги, а собрать их я не могу, потому что у меня высокая температура. Помогите мне, пожалуйста! Чтобы вам не было скучно в пути, мои друзья — лесные жители приготовили для вас много интересных заданий. До скорой встречи. Лесовичок.»
Воспитатель: И что же теперь делать, ведь Л. заболел?
Дети: Принять лекарства! Пойдём на помощь к Лесовичку
Воспитатель: Вы знаете, для больного доброе слово и дружеская поддержка помогают не хуже лекарства!
В. Ребята, перед тем, как отправиться в лес, необходимо подготовиться. Давайте повторим правила поведения в лесу. Я буду говорить вам действия, а вы отвечайте. Если поступок хороший, говорим «ДА», если плохой, то «НЕТ».
-Если прийти в лесок и сорвать ромашку (Ответ: нет.) -Если съесть пирожок и выбросить бумажку (Ответ: нет.)
-Если хлебушка кусок на пеньке оставить (Ответ: да.) -Если ветку подвязать колышком подставить (Ответ: да.)
-Если развести костер И не потушить (Ответ: нет.) -Если сильно насорить и убрать забыть (Ответ: нет.)
Если прийти в лесок, всех распугать? (нет) -Если мусор убрать банку закопать (Ответ: да.) -Если любить свою природу
и ей помогать (Ответ: да.)
В. Вот какие молодцы. Вы знаете все правила поведения. Чтобы оказаться нам в лесу нужно произнести волшебное заклинание. (звучит волшебная музыка)
Нужно нам закрыть глаза, Сделать два больших прыжка, Руки протянуть вперед, А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться. Чтоб в лесу нам очутиться. Вот так чудо из чудес: Мы попали с вами в лес!
(Звучит аудиозапись голосов птиц.)
В.
Ребята, посмотрите что это за дерево с разными листьями стоит. Такое бывает в природе? Здесь кроется загадка. А это что за странный листок? (это страница из волшебной книги лесовичка) Ребята, давайте присядем под елочку и сыграем в игру с какого дерева листочек?
В. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете деревья нашего леса, а мы пойдем дальше.
Снова дальше мы идем- Перед нами водоем? Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее
Раз-два, Позади теперь вода.
Воспитатель: Ребята, кто это стучит в лесу? (дятел) А вот он и сидит на дереве. А других птиц вы по голосу узнаете? Послушайте и отгадайте.
(голоса птиц).
Как называют птиц, улетающих осенью на юг? перелётные
А тех, которые остаются зимовать? зимующие.
Ребята посмотрите, а вот еще один листок из волшебной книги лесовичка, Вам нужно рассадить зимующих и перелетных птиц по разным кармашкам на странице.) А какая вам птичка больше всего нравиться?
Воспитатель: Ребята молодцы, и птиц вы знаете. А давайте мы поиграем с вам в игру «Птички»
Ну-ка, птички полетели, Полетели и присели Поклевали зернышки Водички попили
Перышки помыли В стороны посмотрели На полянку прилетели.
Воспитатель: Ребята, а кто это под березкой сидит и пыхтит? (еж)
Воспитатель: Ой, а что это у ежика на иголках (листок из книги) А здесь отгадали загадки. Давайте присядем на полянке и отгадаем все загадки, (дети в странице составляют животное)
В. Молодцы и с этим заданием вы справились. А нам нужно идти дальше.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.)
В. Ребята, посмотрите какой красивый домик. Кто же в нем живет? (ответы детей
)Из домика выходит лесовичок.
Лесовичок. Здравствуйте ребята. Наконец — то вы ко мне пришли.
В. Здравствуйте. Как ваше здоровье? Л Спасибо, мне уже лучше. В Но что же здесь столько мусора. Л. Когда-то здесь была красивая поляна, но пришли какие-то люди, отдыхали здесь, а мусор свой оставили. Не знаю, что теперь делать?
В. Ребята, как вы думаете, что надо сделать? (ответы детей)
Л. Правильно, мы соберём мусор в разные мусорные мешки: бумагу в желтый, а пластик в синий. (дети выполняют задание)
В. Какие молодцы, весь мусор собрали! А мы еще и несколько страниц вашей волшебной книги нашли. Вот держите, только последнюю страницу не нашли.
Лесовичок. А я ее среди мусора нашел. Теперь я склею книгу. Спасибо вам ребята за вашу помощь. И за это я вас хочу угостить медом. Кушайте на здоровье и, вспоминайте меня.
В. Спасибо лесовичок. А нам пора возвращаться в детский сад. И не забудем взять мусор с собой. (Дети прощаются с лесовичком.). Ребята давайте произнесем заклинание:
Нужно нам закрыть глаза, Сделать два больших прыжка, Руки протянуть вперед, А затем – наоборот.
Как листочки, покружиться. Чтоб в саду нам очутиться. Вот так чудо из чудес: Мы попали с вами в детский сад!
В. Ребята давайте отдохнем с дорожки и присядем на стульчики.
Рефлексия.
- Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Что было интересного?
- Кого вы повстречали на своем пути?
В. Я хочу сказать вам большое спасибо, вы справились со всеми заданиями, Мне очень понравилось с вами. До свидание.
Следующая > |