План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»


Развитие мелкой моторики через дидактические игры план самообразования

• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму

3 ЭТАП — диагностика, представление опыта работы по теме.

Форма отчетности:

— сделать консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

— составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

— организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».

Какой предполагается результат:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

План по самообразованию на тему: «Пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»

План по самообразованию на 2022 -2021 учебный год

по теме «Пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраста»

педагога группы «Гномики»

Баева А.Е.

Абакан, 2022г.

Актуальность темы:

Известный педагог – новатор В.А. Сухомлинский сказал: что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предмета. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории.

Пальчиковые игры – хорошие помощники в подготовке руки ребенка к письму.

В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем причина задержки речи?

Чтобы ответить на вопрос, я обратилась к исследованиям известных педагогов Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук для детей раннего возраста», С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я решила заняться ее изучением путем самообразования.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу обучения детей раннего возраста пальчиковым играм, способствующим развитию речи.

Задачи:

  1. Изучить учебную, научно – методическую литературу по данной теме.
  2. Разработать тематическую картотеку пальчиковых игр и упражнений в соответствии с тематическим планированием.
  3. Пополнить необходимым ППРС группы: атрибутика, массажные мячи, пальчиковые театры, пальчиковые краски.
  4. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  5. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
  6. Повысить компетентность родителей, педагогов о значимости пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышу уровень профессиональной грамотности и компетентности о важности и видах пальчиковых игр.
  2. Разработаю тематическую картотеку пальчиковых игр и упражнений в соответствии с тематическим планированием.
  3. Усовершенствую ППРС группы.
  4. Повышу компетентность родителей и педагогов о значимости пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста
1.
Организационно-ознакомительный
Сроки
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Изучение учебной и научно-методической литературы по вопросу пальчиковых игр.

Разработка траектории реализации задач.

Сентябрь
2.
Содержательный
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
1.Заучивание пальчиковых игр «Замок», «Капуста». «Спрячь в ладошки», «Переложи игрушки», «Пирожки», «Человечек», «Солнышко светит», «Шнуровка», «Карандаш», «Орехи», «Дорожка», «Лапки-царапки», «Как живешь?» и другие.

2.Обучение детей игре «Шнуровка», «Собери картинку» (крупные пазлы).

3.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка», «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник», «Флажок», «Елочка»

4.Настольная игра «Мозаика».

5.Игра «Я катаю мой орех».

6.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый»,

«Чудесный мешочек».

1) Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

2) Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить

речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

3) Работа в рамках организационного род. собрания: методические рекомендации для родителей: «Волшебные пальчики»; анкетирование «О развитии речи вашего ребенка»; консультация для родителей «Пальчиковые игры: какие они?»

4)Папка – передвижка «Роль пальчиковых игр в развитии речи вашего ребенка».

5)Индивидуальные беседы с родителями плохо говорящих детей: «Творческие пальчиковые игры: с использованием песка, пластилина, красок»,

«Развиваем мелкую моторику пальцев рук путем самомассажа»

6)Мастер – класс «Наши пальчики играют»

1.Консультация для педагогов детей раннего возраста: «О роли и важности проведения пальчиковых игр»

2. Обмен уже имеющимися знаниями по данной теме

3. Помощь в подборе необходимого методического материала.

Октябрь-апрель
3.
Заключительный
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Повторение ранее выученных пальчиковых игр и упражнений. Проведение праздника «Волшебные пальчики». 1)Папка- передвижка: «Игры и упражнения для наших пальчиков» (для повторения и усвоения дома)

2)Беседа с родителями: «Как повлияла данная работа на развитие ребёнка?»

Подведение общих итогов в рамках педчетверга о том, чему научились дети за год, что получилось реализовать, а что

нет. Каких результатов

достигли, а на какие сделать акцент на следующий год.

Май
4.
Организационно-ознакомительный
Используемые источники:
  1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
  2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  7. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.
  8. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –
  9. М. : ТЦ Сфера, 2006.
  10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧ «Хардфорд», 1996.
  12. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
  13. Кольцова М. М «Развитие моторики»
  14. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
  15. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки
  16. ребѐнка»
В течение года
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]