Навыки, необходимые для рисования животных в средней группе
Перед началом подготовки занятия по рисованию нужно учесть навыки, которые согласно ФГОС отрабатываются детьми 4–5 лет в этом виде творчества:
- точность мазков кисти при закрашивании, в частности малыши учатся делать тонкие мазки кончиком кисточки для прорисовки мордочки, лапок, хвоста — и интенсивные с прикладыванием всего ворса для заполнения цветом туловища зверя;
Дети средней группы отрабатывают навык равномерного закрашивания элементов композиции
- единообразные направления штриховки — слева направо, снизу вверх — с регуляцией размаха штриха в зависимости от площади закрашиваемой поверхности;
- варьирование размеров штрихов при помощи изменения положения карандаша или кисточки, так, если наклон сделать ближе к бумаге, то получатся более широкие линии, а вот почти вертикальная постановка карандаша поможет сделать мелкие элементы.
Материалы для рисования в средней группе
Определяющую роль в подготовке занятия по рисованию играют материалы, с которыми детям предстоит работать.
На чём рисовать
Как и в предыдущем году, оптимальной основой для рисунка является лист бумаги формата А4. Для рисования красками лучше брать акварельные листы: они более плотные, поэтому даже если ребёнок сильно увлажит кисть, изображение не «поплывёт». Для изображения животного размером на весь лист можно использовать тонкий картон.
В отличие от второй младшей группы даже для небольших карандашных картинок не стоит использовать формат листа меньше: во-первых, дети практикуются в гармоничном расположении композиции на основе, а во-вторых, мышцы малышей уже достаточно развиты, чтобы не утомиться при выполнении однообразных движений карандашом для прорисовки крупных элементов.
Если рисунок предполагает индивидуальную работу, то лист не должен быть больше формата А4, иначе ребёнку будет неудобно работать
Чем рисовать
Чтобы изображения животных были более выразительными, дети используют гуашь. В средней группе ребята пробуют сами (!) смешивать цвета для получения оттенков, например, красный и жёлтый, чтобы получить оранжевый нужной интенсивности для изображения белки или лисы. Количество базовых цветов для рисования одной композиции расширяется до 6.
Гуашь по-прежнему остаётся самым любимым материалом для изобразительного творчества
Кисточки используются беличьи №№10–14, в том числе и с черенками средней длины для выполнения тонких мазков, чтобы показать фактуру шерсти животного.
В средней группе дети переходят на рисование карандашами стандартной толщины. Количество цветов увеличивается до 12. В 4–5 лет дети комбинируют в рисунках карандаши и восковые мелки.
Какими материалами дополнить рисунок на тему изображения животных
Анималистическая тематика открывает широкие возможности для включения в композицию элементов других видов изодеятельности. К примеру, изображая коровок на лугу, дети делают аппликацию травки: полоску зелёной бумаги складывают в несколько раз, делают надрезы, разворачивают и приклеивают, оставляя «бахрому» свободной — композиция приобретает объём.
Аппликативные мотивы могут использоваться для украшения рисунков: бантик из бумаги для кошки, яблочки для ёжика и пр.
Кроме аппликации, в рисунках на тему животных можно использовать пластилинографию. Например, сделать солнце из скрученного жгутиком пластилина, а также дополнить изображение зверя пластилиновыми глазками, носиком. Оригинально смотрятся рисунки, в которых детали из пластичного материала чередуются с рисованными. К примеру, часть иголок ёжика прорисовывается карандашами или восковыми мелками, а часть делается тонкими пластилиновыми жгутиками.
Обычно для комбинации рисунка и пластилинографии используются шаблоны с изображением животного, которые дети раскрашивают, а затем дополняют пластилиновыми деталями
Конспект НОД в средней группе. Дикие животные зимой
Конспект НОД в средней группе по теме»Дикие животные зимой.»
Автор: Баскакова Людмила Павловна,воспитатель МДОБУ детский сад комбинированного вида «Теремок»г. Сибай.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы по теме»Дикие животные зимой. «Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект познавательного занятия, направленного на воспитание бережного и заботливого отношения к лесным обитателям и развитие интереса к миру природы,любознательности у детей данного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме «Дикие животные зимой.»
Интеграция образовательных областей:«Познание»,»Коммуникация»,»Социализация»,»Чтение художественной литературы.» Цель:Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных. Задачи: Образовательные:
Сформировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных,их повадках, внешнем виде,цепочках питания,образе жизни в зимний период.
Развивающие:
Развивать внимание,память,логическое мышление,наблюдательность.
Речевые:
Развивать связную речь,обогащать словарь детей:егерь,медведь-шатун,логово.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки; нарисованные следы животных:зайца,лисы,волка,белки,лося;звуковые эффекты(вой волков,сопение медведя);набор предметов для игры:шишки, грибы,капуста,морковь,пучок сена,зерно,орехи и . т. д.); набор картинок «Дикие животные леса»,кормушка с сеном и зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса. Подготовительная работа:рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе. Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание,физминутка,слушание звукозаписи.
Ход НОД.
(Дети сидят полукругом на стульчиках)
Воспитатель:Ребята отгадайте загадку:Снег на полях,лёд на реках,вьюга гуляет, когда это бывает? Дети:Зимой. Воспитатель:Какое сейчас время года? Зима. Воспитатель:Назовите приметы зимы. Дети:Снег,вьюга,холодный ветер,мороз,водоемы покрываются льдом,некоторые животные меняют цвет шубки,вырастает теплая ,зимняя шерстка,некоторые животные ложатся в спячку. Воспитатель:А как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят? Давайте и мы с вами оденемся потеплее и отправимся на экскурсию в зимний лес.А на чем можно добраться в зимой до леса? (ответы детей) А мы с вами будем добираться на лыжах.(Дети вместе с воспитателем имитируют одевание и ходьбу на лыжах).Ребята,давайте вспомним как нужно вести себя в лесу. Закрепляем правила(не шуметь,не ломать веток….) Пока идем на лыжах вспоминаем как называют животных,которые живут в лесу? (дикие) Воспитатель:Ну,вот и пришли.Посмотрите какая красота кругом:деревья стоят в снежном убранстве,кругом все бело,тишина в лесу…(подходим к месту ,где следы лисы) -Ребята,чьи это следы?
Дети:Лисы. Воспитатель:Давайте,ребята, посмотрим где живет лиса.(Из норы видно лису.Беседа о лисе).Лиса-это хищница,очень хитрая.У нее пушистая,рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу.Лиса слышит писк мышей под снегом,раскапывает снег и ловит мышей.Ещё лиса гоняется за зайцами.Живет в норе.(Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит? Дети:Петляет. Воспитатель:Давайте,назовем всех членов семьи лис. Дети:Папа-лис,мама-лиса,детеныш-лисёнок,а много-лисят.Воспитатель:В каких сказках встречается нам лиса? дети:«Лиса и волк»,»Заюшкина избушка»,»Лисичка со скалочкой»,»Кот,лиса и петух»… (передвигаемся дальше) Воспитатель:Ой,ребята,посмотрите здесь опять чьи-то следы?!
Дети:Следы зайца. Заячьи следы. (ищем по следам зайца). Воспитатель:Смотрите,вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему?(беседа о зайце) Заяц белый.У него длинные уши,быстрые длинные ноги.Он меняет шубку 2 раза в год.Летом — серый,зимой-белый.Для того,чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.Зимой питается корой деревьев.Зайчонок рождается меньше ладошки,но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой? Дети:Трусливый,всего боится. Воспитатель:Давайте,дети,составим цепочку заячьей семьи.Папа-заяц,мама-зайчиха, детеныш-зайчонок,много-зайчат.Подвижная игра»Лиса и зайцы.»
Дети в кругу держатся за руки.Они деревья.Один ребенок-лиса,другой-заяц.Лиса гоняется за зайцем,а деревья мешают ветками(руками)лисе. (Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель:Что это,дети? Дети:Это воют волки. Воспитатель:Вот поэтому зайка спрятался под кустом.Он лису,да волков напугался.Смотрите,дети,тихо,а то волки придут сюда.Видите вон следы волков.Они по лесу рыщут,свою добычу ищут.(Беседа о волках). Волк к зиме не меняет цвета шубы,но она становится гуще и теплее.Живут волки в норах,которые называются-логово.
По ночам они часто воют.Охотятся волки стаями на больных и слабых животных. Составим цепочку семейства волков.
Папа-волк,мама-волчица,детеныш-волчонок,много- волчат,волков.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети:«Красная шапочка»,»Волк и лиса»,»Три поросенка»,»Волк и семеро козлят»…. Воспитатель:Во всех сказках волк одинаковый? Дети:Нет.В одних-злой,в других глупый,доверчивый… Воспитатель:Ну,что же,пойдем дальше пока волков не встретили. (идем к дереву с дуплом белочки) Воспитатель:Ребята,что это на снегу лежит? Дети:Шишки,грибы. Воспитатель:Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети:Это белка. Воспитатель:Подойдем поближе и посмотрим.Действительно здесь жилище белки.Как называется домик белки? Дети:Дупло.(из дупла виднеется белка) Воспитатель:Правильно.(беседа о белках)Белка-маленький,рыжий,безобидный зверек.Она ловко прыгает по веткам.Белки на зиму делают запасы:ягоды, грибы, орехи. Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека. Составим цепочку семейства белок.Папа-белка,мама-белка,детеныш-бельчонок,много- белок.
Ну что,не будем беспокоить белок и пойдем дальше.Ой,а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети:Здесь сено, зерно. Воспитатель:А как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные.Как думаете чьи?
Дети:Следы лосей. Воспитатель:Правильно.Это лоси ходили.а сено кто положил им? Дети:Люди.Чтобы лоси не умерли с голода. Воспитатель:Молодцы!А людей,которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесники,егери.(Беседа о лосях).Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта)животные.Они питаются веточками и корой деревьев.Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей. Папа-лось,мама-лосиха,детеныш-лосенок,много-лосей.
-Пойдем дальше,дети.Смотрите какая большая куча снега.Кто нагреб её здесь?
(звукозапись-сопение-храп медведя)Воспитатель:Дети,слышите,что это? Кто-то сопит.Как вы думаете кто здесь спит? Дети:Медведь в берлоге спит. Воспитатель:Правильно,молодцы! Здесь берлога медведя.(Беседа о медведе).Медведь- это крупный лесной зверь.У него теплая,бурая шерсть.К зиме он запасает под шкурой много жира.Медведь спит всю зиму.Ничего не ест.Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок.Всю зиму он питается маминым молоком,а весной вместе с мамой выходит из берлоги.Если нечаянно разбудить медведя во время спячки,то он будет бродить по лесу очень злой.В это время он очень опасен.Такого медведя называют-ШАТУН.
А кто еще спит зимой?
Дети:Барсук,еж. Воспитатель:Ну,чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного,а то на улице холодно.
Физминутка.
-Раз,два (присядка,руки на пояс) Это заячья зарядка,ушки на макушке. А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза) Любят долго потянуться.(потягиваемся) Обязательно зевнуть (имитация зевания) Ну и хвостиком вильнуть. А волчата-спину выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну,а мишка косолапый, Широко расставив лапы, С зайкой вместе долго топчется на месте.
Воспитатель:Ну,что же,дети,пора нам возвращаться в детский сад.Не будем тревожить лесных зверей.(возвращаемся имитируя езду на лыжах). (Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи) Воспитатель:Вот и закончилась наша экскурсия.А чтобы не забыть кого мы повстречали в лесу,сейчас отгадаем загадки и подберем картинки к отгадкам.(дети вывешивают картинки зверей на доску). — Лапу кто зимой сосет?А еще он любит мед,может громко зареветь,а зовут его…?(медведь) — Маленький,рыжий зверек,по веткам прыг-скок.(белка) — По полю скачет,ушки прячет.Встанет столбом,ушки торчком.(заяц) — Кто осенью холодной ходит злой,голодный? (волк) — Хвост пушистый,мех золотистый.В лесу живет,в деревне кур крадет.(лиса) — Трав копытами касаясь,ходит по лесу красавец,ходит смело и легко,рога раскинув широко. (лось) Воспитатель:Молодцы!Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.А теперь поиграем еще в одну игру»Кто что ест?»(волшебный мешочек с предметами еды для диких зверей)Опускаем руку в волшебный мешочек ,достаем предмет и говорим кто это ест. Воспитатель:Молодцы!Вот и подошло занятие к концу.Спасибо за работу!Можете продолжить знакомство с лесными зверями дальше.Предлагаю вам поиграть за столиками в настольные игры.(на столах предложены разные игры по данной тематике).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе учителя-логопеда с использованием метода иппотерапии Зимний спортивный праздник на улице в детском саду в средней группе. Сценарий Конспект интегрированного занятия в средней группе ДОУ на тему: Зима Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы «Зима».
Похожие статьи:
Занятие в средней группе «Зимняя одежда»
Утренняя гимнастика в средней группе. Декабрь
Тематические дни в старшей группе зимой
Фольклорное развлечение в средней группе
Конспект занятия на тему «Настроение» в средней группе
Как индивидуализировать задание
Индивидуализация в рисовании отталкивается от уровня владения ребёнком навыками в этом виде изодеятельности, а также от особенностей развития процессов мышления, памяти. Так, если у малыша из-за слаборазвитой моторки пальцев не получается делать тонкие мазки кончиком кисточки, то в часы самостоятельной работы во второй половине дня ему стоит дать дополнительное задание на отработку этого приёма. Например, дорисовать ёжику на шаблоне тонкие иголочки. Кроме того, для развития моторики нужно давать задания на сортировку мелких предметов, например, пуговиц по цвету, размеру, или на нанизывание бусин на нитку.
Для тех ребят, которые справляются с заданиями быстро и качественно, индивидуализация заключается в выборе дополнительных заданий. Например, сделать нарисованной лисичке глазки из пластилина или снег из ваты вокруг медвежьей берлоги и т. п.
Рисование может быть одним из вариантом организации самостоятельной деятельности детей
Техники рисования в средней группе
В 4–5 лет дети практикуются как в традиционных техниках рисования, так и в нетрадиционных.
Традиционные техники рисования
Что касается классических техник, то в средней группе они представлены:
- рисованием простым карандашом — чаще всего для обозначения контуров изображения;
- рисованием цветными карандашами — дети раскрашивают элементы композиции, стараясь действовать точно в границах контуров, при этом направление штрихов в изображении отдельных деталей не меняется;
- рисованием восковыми мелками для получения насыщенной цветовой гаммы картинки;
- рисованием фломастерами — для практики раскрашивания, не выходя за границы контура;
- рисованием гуашью — не только для раскрашивания карандашных шаблонов, но и для рисования красками контуров изображения животных;
- рисованием акварелью — в частности, дети практикуют многослойные изображения, то есть рисуют элемент, дают ему просохнуть, а затем детализируют его другим цветом (например, раскрашивают туловище белочки оранжевым, а затем прорисовывают брюшко жёлтым).
Фотогалерея: примеры готовых работ в традиционных техниках
В рисунке белки дети детализируют мордочку без предварительного нанесения контуров
Рисунок козлят делается без карандашного контура, границы изображения дети показывают линиями, сделанными тонкой кисточкой В средней группе рисунки животных в различных позах делаются с натуры
Для изображения фактуры шерсти кошки дети делают набросок мелкими зигзагообразными линиями
Фломастерами могут создаваться рисунки в нетрадиционных техниках, в классических же они используются нечасто, так как не дают возможность отработать с детьми силу нажима, как при работе с карандашами
Нетрадиционные техники рисования в средней группе
В средней группе для изображения диких и домашних животных в нетрадиционных техниках практикуются рисунки:
- ладошками, к примеру, при знакомстве с темой «Экзотические звери» дети рисуют жирафа;
- тычком полусухой кисти для изображения шерсти животных;
- вилкой для детализации иголок или передачи жёсткой фактуры шкуры животного;
- отпечатком скомканным кусочком бумаги, например, чтобы показать объём шерстяного покрова медвежонка.
Фотогалерея: примеры рисунков в нетрадиционных техниках
Фактуру иголок ежа можно показать отпечатком вилки
Чем жёстче и тоньше кисточка, тем более пушистым получится котёнок
Отпечатком ладошки дети делают туловище, ноги и хвост жирафа, а голову дорисовывают кисточкой
Мордочка медведя детализируется уже после того, как тычком кисточки прорисовано тело
В средней группе повторение освоенной в прошлом году техники рисования тычком ватной палочкой проводится на закрашивании шаблона козлика
Конспект ООД по рисованию в средней группе «Животные волшебного леса»
Конспект ООД по рисованию в средней группе
«Животные волшебного леса»
Задачи:
— Расширять представления о мире животных; — Учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм; — Развивать координацию движений, мелкую моторику рук; — Воспитывать желание быть успешным, побеждать; — Умение отгадывать загадки; — С радостью помогать кому-либо; — Радоваться своей работе.
Предварительная работа
: беседа о домашних и диких животных, называние и показ их частей тела.
Материал для
занятия: альбомный лист, набор геометрических фигур разного размера (шаблоны, набор цветных карандашей, разрезные картинки животных для игры
(пазлы из 4-х частей)
.
Ход
Воспитатель и дети стоят в кругу. В-ль: Дети, давайте поздороваемся с гостями. – Доброе утро вам, доброе утро нам, доброе утро всем друзьям!
В-ль: Ребята, а назовите, каких животных вы знаете. (Ответы детей)
. – На какие две группы животных мы их можем разделить?
(Дикие и домашние)
. – Молодцы!
Пальчиковая гимнастика
— Этот пальчик слон большой — Это мишка молодой — Это лисонька-лиса — Это белочка-краса — А этот пальчик-малышок, наш заинька дружок!
А сейчас, слушайте мои загадки, и отгадайте:
1.Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге от мороза прячет нос ( медведь)
2. Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? и стоит среди травы — уши больше головы(заяц)
3. Знают всё о ней соседи, ведь живут в одном лесу. знают волки и медведи про обманщицу (лису)
4. Серый, страшный и зубастый, произвел переполох, все зверята разбежались, напугал зверят тех (волк)
-Ребята, а кто из вас хочет загадать свою загадку про животных? Пожалуйста!
«Медведь, белка, волк, заяц – одним словом всё это – ЖИВОТНЫЕ! (хором)
Сюрпризный момент
Влетает шарик с письмом. – Ой, ребята, нам письмо. Давайте читать. «Дорогие ребята, пишет вам хозяйка волшебного, сказочного леса. У нас беда! Злая колдунья прилетела и заколдовала всех животных моего леса. Они стали неподвижными и если вы нарисуете животных, то они снова оживут. Помогите, пожалуйста!» В-ль: Ну что, ребята, поможем? Конечно! «Друг познается в беде»
. Ведь мы с вами друзья леса.
В-ль: А теперь приступаем к работе.
Пальчиковая гимнастика
— Звери по лесу гуляли
(пальцы гуляют по столу)
-Травку свежую щипали
(щиплют по столу)
-Прыгали, резвились и все вместе веселились.
(прыгают пальцами по столу)
-Вдруг, колдунья прискакала
(руки в замок, скачет по столу)
-Всех зверей заколдовала
(разводят руки)
-Чтобы их расколдовать, нужно их нарисовать!
Воспитатель: Ребята, все вы знаете части тела животных. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь, советы. Воспитатель тоже рисует своего животного. Он тоже хочет помочь расколдовать всех животных волшебного леса. Готовые рисунки вешаем на доску и рассматриваем. Дети рассказывают о своем животном, как его называют, его части тела. Звонок на телефон воспитателю. Воспитатель: Ало! Вы хозяйка леса? Ура! Она говорит, что все звери леса ожили, благодарит вас . Молодцы, ребята, вы очень хорошее дело сделали!
Формы организации рисования на анималистическую тему в средней группе
В перспективном планировании по изобразительной деятельности для средней группы анималистическая тема представлена в тесной связке с лепкой. Так, во втором семестре дети лепят козлёнка, а затем рисуют его. Такой же порядок работы и с темой «Бездомный заяц».
Кроме того, планом работы предусмотрено рисование на темы:
- «Медведь» — можно в виде рисунка персонажа любимого мультфильма «Маша и медведь»;
- «Медвежонок» — рисование с натуры (в качестве модели — игрушка);
- «Три медведя» — создание иллюстраций к сказке;
- «Ёжик» — по мотивам сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
- «Белка», «Лиса» — рисование по замыслу (дети вспоминают характерные черты внешности животного и изображают его по памяти);
- «Белочка с грибочком» — сюжетная композиция;
- «Весёлый щенок» — по мотивам стихотворения С. Михалкова «Мой щенок»;
- «Собака в будке» — сюжетный рисунок;
- «Лисичка-сестричка и Серый Волк» — по мотивам русской сказки;
- «Три поросёнка» — иллюстрация к сказке;
- «Волк» — рисование персонажей сказки про Красную Шапочку;
- «Жираф», «Дикобраз» — закрепление материала по ознакомлению с окружающей средой на тему «Экзотические животные».
Кроме индивидуальной работы, педагог может организовать коллективное рисование. Дети делятся на группы по 4–5 человек, каждый получает задание изобразить одного зверя, например, корову для композиции «Ферма» или «Лето в деревне» на вырезанном взрослым силуэте животного. После объяснения воспитателем алгоритма работы дети раскрашивают шаблон и приклеивают его на подложку формата А3. Педагог контролирует правильность расположения элементов. Ребята, хорошо владеющие навыками рисования, дорисовывают элементы окружающей обстановки: забор, лужайку, домики и пр. Как вариант, малыши могут рисовать животных в виде иллюстрации. Например, к сказке «Зимовье».
Фотогалерея: примеры коллективных работ
Коллективные композиции могут создаваться в нетрадиционных техниках, например, рисование слонов и жирафов ладошками
Вариантом оформления коллективной композиции с белыми медведями может быть обведение контуров и раскрашивание шаблонов манкой Вариантом коллективного рисования может быть шаблон композиции с экзотическими животными, который дети раскрашивают
Примеры готовых работ воспитанников средней группы с комментариями по выполнению работы
Ребята с удовольствие создают иллюстрации к любимым сказкам — сюжетные композиции «Злой волк» (персонаж сказки «Красная шапочка» Ш. Перро), «Три медведя», «Три поросенка» (герои одноименных произведений русского и английского фольклора).
Для изображения животных очень уместна техника тычка сухой кистью. Она позволяет передать мохнатость шкуры или пушистость меха зверька. Таким нетрадиционным способом выполнены композиции «Медвежонок», «Зайчишка», «Рыжий кот», «Мишка косолапый», «Кошечка есть из миски».
Некоторых животных очень хорошо рисовать с помощью ладошек, например, это работа «Жираф». А чтобы нарисовать колючки ежика, нет лучше инструмента, чем вилка (работа колючий ежик»).
Ребята очень любят дополнять изображения животных характерными атрибутами. Это грибочек и шишечка для белки (рисунок «Белочка с грибком»), мисочка из которой есть кошка («Кошечка ест из миски»). А козлятки пасутся на лугу, украшенном красивыми цветочками («Козлятки вышли на лужок», «Козленок пасется на лугу»).
Фотогалерея: подборка детских рисунков
Иллюстрация к сказке «Красная шапочка»
Иллюстрация к сказке
Рисование гуашью
Рисование акварелью
Рисование акварелью
Рисование тычком
Рисование гуашью
Рисование акварелью
Рисование гуашью
Рисование ладошкой
Рисование гуашью
Рисование тычком
Рисование гуашью на цветной бумаге
Рисование тычком
Ричование гуашью
Рисование вилкой
Рисование тычком
Рисование тычком
Хорошее подспорье для дошкольников — поэтапное рисование. Ребята учатся не допускать ошибок, вырабатывают определенный алгоритм изображения животного. После нескольких тренировок они вполне могут рисовать объект и без схемы. Кроме того, это очень увлекательный процесс — наблюдать, как из фигур и штрихов получается изображение животного.
Как мотивировать воспитанников средней группы на работу
Для среднего дошкольного возраста рисование — деятельность довольно сложная, требующая сосредоточения, концентрации внимания — на неё нужно настраиваться. Поэтому задача педагога подобрать оптимальный вариант мотивации ребят, который подходил бы по теме и был доступен, интересен детям.
Приём мотивации | Суть | Примеры |
Картинки, видеоролики | Используются на занятиях по рисованию с натуры — дети видят, как выглядит животное, имеют возможность рассмотреть его с разных ракурсов. | |
Сказки | Дети слушают сказку или вспоминают уже знакомый сюжет, рассматривают картинки, а затем по их мотивам рисуют свои иллюстрации. |
|
Мультфильмы | Создание рисунка может опираться на сюжеты анимационных картин. | Для изображения белого мишки дети пересматривают отрывки из мультфильма «Умка» |
Сюрпризный момент | В гости в группу приходит персонаж, который презентует задание. |
|
Стихотворения | Рифмованные строки привлекают внимание ребят, сосредотачивают их на одном виде деятельности. |
|
Загадки |
| |
Музыка | Способствует созданию подходящей атмосферы. | Поль Мориа «В мире животных», К. Сен-Санс «Карнавал животных» и др. |
Физкультминутка | Используется для смены деятельности, проводится в середине занятия, обычно перед рисованием. |
|
Одним из приёмов мотивации является обязательное наличие картинок с изображением животных
Конспект занятия по рисованию «Помощь ежу»
Конспект занятия по рисованию «Помощь ежу»
(средняя группа)
Цель:
Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни диких животных. Развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
Материал и оборудование:
Картины с изображением осени, диких животных, осенние листья, вырезанные силуэты ежиков, фломастеры.
Методические приемы:
наблюдение; беседы; рассматривание иллюстраций и картин; разучивание стихотворений, песен.
Предварительная работа:
беседа об осени, о лесных животных; рисование на тему «Осень наступила»; разучивание стихотворений об осени; чтение художественных произведений на тему «Осень».
Ход занятия
- Психогимнастика «Пора вставать»
Воспитатель:
Встало солнышко с утра! Просыпаться вам пора.
Все проснулись? Потянитесь, улыбнитесь.
Здравствуйте!
Дети:
Здравствуйте!
Воспитатель:
А теперь поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети:
Здравствуйте! Сэлеметсiз бе!
- Организационный момент.
Воспитатель:
Теперь приступим к занятию. Вы к нему готовы?
Дети
(хором):
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
III. Беседа об осени, о диких животных.
Воспитатель
:
читает стихотворение
Солнышко усталое, скупо греешь ты. Жёлтые да алые кружатся листы. В шелесте да в шорохе наш осенний сад. На дорожках ворохи пёстрые лежат. — Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети
: Осенью!
Воспитатель
: Внимательно посмотрите на картину, что изображено на ней?
Дети:
На картине нарисован лес. Это осенний лес.
Воспитатель:
Внимательно посмотрите на осенний лес. Сколько здесь деревьев и растений. Какие деревья растут в лесу? Какие листья на деревьях? (желтые, красные, оранжевые) Что происходит с листьями осенью?
(они желтеют и опадают)
Как называется это явление?
(листопад)
Какое небо бывает осенью? (
оно серое, покрыто тучами)
А какое солнце бывает осенью?
(греет слабо, светит неярко, часто прячется за тучи.)
А что происходит с травой?
(трава вянет, сохнет, желтеет, отмирает, исчезает)
Воспитатель:
Кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут дикие животные.
Воспитатель: Почему их называют дикими?Дети:
Дикие животные сами о себе заботятся: делают себе жилье, сами находят корм.
Воспитатель:
А как готовятся к зиме дикие животные?
Дети:
Дикие животные готовятся к зиме, они меняют свои летние шубки на зимние, более теплые и пушистые. Некоторые животные залегают в спячку до весны. Остальные животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться.
Воспитатель:
Сегодня мы побываем в гостях у одного обитателя леса. А у кого вы узнаете, когда послушаете стихотворение
Повстречался ежик мне. Нёс грибы он на спине.
-Добрый день, колючий еж! Далеко ли ты живешь?
Ёжик глазками сверкнул и в кусты скорей свернул.
Зашуршал сухой листвой, приглашая в домик свой.
Про кого это стихотворение?
Дети:
Про ежа
Воспитатель:
Ежик был очень занят, поэтому даже разговаривать не стал. Почему?
Дети:
Ему некогда. Скоро зима, и ему надо сделать запасы.
Воспитатель:
А что нёс ежик на спине?
Дети:
Грибы.
- Сообщение темы занятия.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поможем ежику сделать запасы на зиму. Что еще, кроме грибов, запасает еж?
Дети:
Ягоды, яблоки.
Воспитатель:
Вот сегодня мы нарисуем, вернее, дорисуем услышанную картинку. Я вам раздам листы бумаги, на которых уже нарисован силуэт ежика, а вы пририсуете острые иголки и грибы, которые он несёт на спине.
Дети рассматривают картинку.
Но сначала мы немного отдохнём.
- Физминутка
Ежик топал по тропинке (шагают на месте)
И грибочек нес на спинке. (руки за спину, чуть наклонясь вперед)
А навстречу скачет зайка- (ладошки над головой)
Длинноухий попрыгайка. (прыжки на месте)
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку. (садятся на место).
- Самостоятельная работа детей + индивидуальная помощь воспитателя.
Дети рисуют, а воспитатель подсказывает и помогает отдельным детям.
- Демонстрация детских работ.
Воспитатель:
посмотрите, сколько у нас получилось ежиков! И сколько запасов они сделают себе на зиму!
- Итог занятия.
Воспитатель:
Чем сегодня занимались на занятии?
Назовите диких животных, которые делают запасы на зиму. (по мере ответов детей воспитатель вывешивает картинки с изображением диких животных).
Для чего животные делают запасы?
Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети:
До свидания!
Разработка конспекта занятия по рисованию в средней группе
Урок по рисованию включает три этапа отработки темы:
- вводный — до 3 минут — педагог мотивирует ребят на работу, то есть актуализирует их знания по теме;
- основной — до 12 минут — воспитатель описывает порядок выполнения задания, дети рисуют, для снятия мышечного напряжения в середине творческого процесса проводится пальчиковая гимнастика и/или физкультминутка;
- заключительный — до 3 минут — педагог организует стихийную выставку работ, хвалит малышей за рисунки, дети оценивают свои произведения по критерию «нравится/не нравится» и пробуют сказать почему.
Таблица: Антонова М.В. Конспект занятия по рисованию на тему «Котёнок» в средней группе
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель: — Ребята к нам сегодня пришёл гость, он просил не называть его. Он хочет поиграть с вами в игру «Узнай по голосу». Попробуем узнать нашего гостя? Включаю запись голоса кота. Появляется котик. Воспитатель: (от имени кота) – Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут Дымок. (Дети называют свои имена.) Воспитатель: (от имени кота) – Я сегодня к вам пришёл не просто так. Хочу вас просить о помощи. У моих друзей котиков скоро день рождения. Я хотел их порадовать, нарисовать им праздничные открытки, на которых нарисованы мои друзья. Но друзей у меня много, а времени мало. Может быть, вы мне поможете, ребята? Воспитатель: — Что, ребята, поможем Дымку? (Да, поможем.) Воспитатель: (от имени кота) – Спасибо, вам большое, что не отказали моей просьбе. Воспитатель: — Дымок, но мы не знаем, как выглядят твои друзья. Воспитатель: (от имени кота) – У меня есть их фотографии. Вот посмотрите! Помещаю на мольберт картинки с изображением котов с шерстью разного цвета. Дети рассматривают «фотографии». |
Основной | Воспитатель: — Ребята, проходите за столы и выбирайте картинки с изображением котят. Дети садятся за столы, выбирают картинки-раскраски. |
Воспитатель: — Ребята, чтобы шёрстка у наших котят была пушистой, мы будем рисовать кистью для клея. Потрогайте, какая она на ощупь? (Жёсткая, твёрдая, грубая) Воспитатель: — Ребята, посмотрите, как мы будем рисовать котятам шёрстку. Кисточку держим правильно, ручка кисти должна быть направлена вверх, движения — отрывистые. Сначала мы тычком прорисовываем фигуру котика по контуру, затем так же, тычком, закрашиваем всё тело котика. Краску на кисточку набираем понемногу. Когда котик будет раскрашен, мягкой кистью, вы можете дорисовать открытку по своему желанию. Это может быть: солнышко, травка, цветы, небо, бабочка. Ребята всем понятно, как нужно рисовать? Тогда приступайте к рисованию. Дети рисуют, воспитатель контролирует процесс рисования, помогает нуждающимся детям. | |
Заключительный | Воспитатель: — Ребята, Дымку понравились все ваши открытки. А на прощание хочет поиграть с вами в игру «Кот и мыши»: Дети встают в круг, взявшись за руки. Воспитатель и игрушкой котом садится на стульчик в центр круга. Дети идут по кругу и произносят слова. Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот -Тише мыши, не шумите, Кота Ваську не будите! Вот проснётся Васька — кот, Разобьёт весь хоровод! Кот догоняет детей, дети убегают на стульчики. |
Цит. по: https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-vasilevna-antonova/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-srednei-grupe-kotenok.html |
Видео: открытое занятие по рисованию тычком на тему «Медведь» в средней группе
Рисование в средней группе домашних и диких животных: конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Чикунова Л.Г. | «Кошка» Образовательные задачи: учить рисовать кошку, передавая ее характерные черты. Развивающие задачи: развивать глазомер, цветовосприятие, чувство пропорций. Воспитательные задачи: воспитывать интерес и заботливое отношение к животным. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Демонстрационный материал: игрушечная кошка. Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, гуашь, стаканчики-непроливайки, кисточки, подставки под них. Ход занятия: Занятие начинается с сюрпризного момента — кто-то плачет. Оказывается, это кошечка. Она грустит, потому что ее бабушка живет далеко. Кошечка хочет отправить ей свой портрет, но не умеет рисовать (мотивация). Дети с радостью соглашаются помочь животному. Беседа на тему: что есть у кошки, какие части тела, что находится на мордочке. Какого цвета может быть это животное, какого размера? Что любят делать кошки? Проводится дидактическая игра «Кто больше?»: кошки сравниваются по размеру с лисицей, собакой, хомячком, медведем, мышкой и пр. Воспитатель демонстрирует поэтапное изображение кошки. На доске оставляется образец и схема поэтапного рисования. Проводится пальчиковая гимнастика «Кошки»: Раз, два, три, четыре, хлопают в ладоши В нашем доме кошки жили. руки вверх «показывают крышу» Кошки мячиком играли, руки вытянуты «показывают мяч» Кошки молочко лакали. ладошки в виде «ковша» поднести к губам Кошки коготки точили, «точить» об коленки Мышек сереньких ловили. руки вытянуты пальцы сжимать–разжимать. Физкультминутка: дети имитируют передвижения кошки.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей. Выставка работ. Кошечка обещает подарить их своей бабушке, чтобы она не так сильно скучала. |
Тонких Л.П. | «Медвежонок» Занятие начинается с мини-беседы о животных. Сюрпризный момент: кто-то шевелится в сугробе. Чтобы узнать, кто это, дети должны отгадать загадку.
Появляется игрушечный медведь — оказывается, он потерял свою маму и забрел к детям на лесную полянку. Нужно помочь животному — нарисовать его портрет и развесить по лесу на деревьях. Мама увидит его и найдет (мотивация). Беседа на тему: какая по цвету шубка медведя, какой формы его голова, лапы, туловище, сколько лап у медведя. Педагог показывает технику рисования и раскрашивания медведя. Проводится физкультминутка
Самостоятельная деятельность дошкольников под музыкальное сопровождение. |
Луканина Ю. Г | «Ёжик» (на контурной основе) Занятие начинается с беседы о зиме. Педагог подводит детей к тому, что зимой диким животным в лесу холодно. Детям демонстрируется презентация «Дикие животные», которая сопровождается коротким рассказом воспитателя о каждом звере. Дошкольникам предлагается дидактическая игра «Найди маме её детёнышей» Физкульминутка
Дидактическая игра «Кто, чем питается?» Дидактическая игра «Где, чей дом?» Беседа о ежах: где они живут, чем питаются, для чего им нужны иголки. Сюрпризный момент — появляется зайчик с посылкой и письмом из леса. Письмо написал ежик: у него в норке мрачно, он хочет сделать ее нарядной — повесить над кроваткой свой портрет (мотивация). А за это он передает детям гостинцы. Педагог показывает, как нарисовать ежика. После пальчиковой гимнастики ребята приступают к работе. |
Тажекенова С.А. | «Козленок» Занятие начинается с чтения стихотворения «Козленок»
Беседа по содержанию: кто герой стихотворения, куда мама звала сыночка, что ответил ей козленок. Дошкольники рассматривают картинку с изображением козленка, обсуждают форму его тела, шерсть. Демонстрация приемов рисования (животное изображается белой краской, силуэт рисуется по частям, начинается с головы). Педагог предлагает ребятам нарисовать также цветочки на лужайке (по желанию). Проводится физкультминутка на цветочную тему:
Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ. |
Технологические карты выполнения рисунков
Для изображения животных очень важно чётко сформулировать для детей порядок выполнения контуров рисунка.
Таблица: описание порядка работы на анималистические темы для средней группы
Тема | Порядок работы |
«Зайчик» |
|
«Ёжик» |
|
«Медвежонок» |
|
«Жираф» |
|
«Белка» |
|
«Волк» |
|
«Козлёнок» |
|
Фотогалерея: схемы рисования животных
Рисунок козлёнка можно дополнить аппликативными элементами: солнышком из пластилина, травкой из цветной бумаги
В прорисовке иголок ёжика важно обратить внимание малышей на однонаправленность «слоёв» иголок
В рисунке белочки дети дорисовывают некоторые элементы по памяти, например, форму ушек, когти
Для сочности оттенков окраса жирафа можно взять восковые мелки подходящих тонов Для раскрашивания белого медвежонка можно взять манку, а бурого — гречку
Рисунок зайца основывается на трёх геометрических фигурах: двух овалах и круге
Чтобы научиться передавать изящность изгибов тела волка, детям нужно несколько раз повторить контуры уже готового рисунка, то есть обвести карандашом трафарет