Занятие на тему «Рыбы» в средней группе
Задачи:
- формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
- активизация и обогащение словарного запаса детей.
- вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- воспитывать интерес к природе.
Предварительная работа:
1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.
2. Наблюдения за аквариумными рыбками.
3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду». 4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению». 5. Рисование Рыбки в аквариуме». б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.
7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».
Ход:
Игра «Рыбка плавает в водице»
Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?
Дети:
Это вода: океаны, реки, озёра.
Воспитатель:
А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)
— Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.
Ответы детей.
Физминутка: «Путешествие по дну моря».
Воспитатель:
Давайте посмотрим на них.
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.
Воспитатель:
Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»
Дети:
Это рыбы.
Воспитатель:
Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.
Воспитатель:
Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?
Ответы детей.
Воспитатель:
Всех рыб отличают от других животных общие признаки.
Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).
Воспитатель:
Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.
— Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?
Дети:
Скользкая.
Воспитатель:
Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
— Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
Воспитатель:
А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?
(Высказывания детей.)
Воспитатель:
«Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»
Где же спит рыбка и как? Ответы детей.
— Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.
Рассматривание модели «Рыба»
Воспитатель:
Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.
Воспитатель:
Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?
Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».
Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.
Воспитатель:
Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
Воспитатель:
Кто знает названия рыб? Назовите!
Ответы детей.
Воспитатель:
Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?
Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой — браконьер.
Игра «Мы – рыбки».
Итог:
Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?
Примечание:
по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.
Конспект занятия «Где живет рыбка» для средней группы
«Где живет рыбка»
Средняя группа
Задачи:
Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
Формировать знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
Воспитывать интерес к природе.
Ход:
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем? Ответы детей: пароход, корабль, лодка. — Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке. — Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот — направо, потом — налево, еще раз — направо, еще раз — налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише). — И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»). — Ребята, как вы думаете, что это за водоем? Ответы детей: река, пруд, озеро. — Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме! — Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир. — Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине. Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др. — Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете. Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.
Давайте посмотрим на них. — Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.
Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»
Подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?
Всех рыб отличают от других животных общие признаки.
Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).
Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.
— Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?
Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
— Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?
— Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.
Рассматривание модели «Рыба»
Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.
Физкуль.
Рыбка в озере жила, Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны) Хвостиком виляла, Корм себе искала. (прыгаем ноги в стороны, вместе) Возле берега червяк, Извивается вот так, (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо) Рыбка подплывает, Червяка хватает. (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть)) Дернул леску рыбачек, Да сорвался червячок, (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной) Рыбка не попалась, С червяком осталась. (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?
Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».
Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.
Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
Кто знает названия рыб? Назовите!
Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?
Игра «Мы – рыбки».
Итог:
Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?
Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе по теме «Золотая рыбка»
Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе
Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе по теме «Золотая рыбка».
Автор: Недопекина Антонина Викторовна, воспитатель ГБОУ Детский сад № 1524, г. Москва. Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы(4-5 лет) по теме « Золотая рыбка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, родителям, детям дошкольного возраста. Этот конспект направлен на воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству.Цель: Изображение рыбки на основе овала и аккуратно закрашивание формы, добавление соответствующих деталей (хвостик, чешую, плавники, глаз). Задачи: Уточнять представление о внешнем виде рыб. Развивать чувство формы и цветовое восприятие. Продолжать воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и с другими детьми в создании коллективной композиции. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (красиво располагать рыбок по цвету друг за другом). Совершенствовать технические умения и навыки. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения. Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением рыб. Предварительная работа: Кормление рыб в аквариуме и наблюдение за их поведением. Беседы о внешнем виде и образе жизни рыб. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Чтение сказки А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» Раздаточный материал: «Дно подводного мира» изображенного на листе бумаги синего цвета( форматом 35см на 55 см ,для коллективной работы), гуашь, набор кистей № 8, № 3 ,баночки с водой, салфетки. Ход занятия: Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку. Вильнёт хвостиком туда-сюда — И нет её, и нет следа. Дети: Рыбка. Воспитатель: Правильно, а каких рыб вы знаете? (Показ картинки с рыбками)
Дети: 1 — жемчужный гурами; 2 меченосец; 3 — молинезия ; 4 — бойцовая рыбка; 5 — гуппи. Воспитатель: Послушайте, из какой сказки А. С Пушкина этот отрывок? В третий раз закинул он невод,- Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой,- золотою. Дети: Сказка о рыбаке и рыбке. Воспитатель: О ком говорится в сказке? Дети: О золотой рыбке. (Дети кратко пересказывают сюжет сказки.) Воспитатель: А где живет золотая рыбка? Дети: В подводном мире. Воспитатель: Давайте заглянем в подводный мир! Что там происходит? Как там красиво: на песчаном дне разноцветные камешки, водоросли зеленые под водой изгибаются. А это кто плывет? Золотая рыбка.(Показ заготовки для коллективной работы)
Воспитатель:Какого цвета рыбка? Большая или маленькая? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать? Дети: Хвост, плавники. Когда рыбка плывет, её хвостик двигается из стороны в сторону. (Воспитатель показывает движения рыбки рукой и предлагает детям тоже сделать рукой так, как рыба хвостом)
.
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит? Дети: Да, ведь у неё есть глаза. Воспитатель: На что похоже её глаза? Дети: На маленькие черные бусинки. Воспитатель. А вы хотите поиграть в рыбок? Физкультурная минутка: У реки росла рябина (присев постепенное выпрямление туловища, руки вверх покачивая).
А река текла, рябила
(плавными движениями рук впереди).
Посредине глубина
(наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на
(ходьба).
Эта рыба – непростая
(прыжки).
Называется – золотая
(ходьба на месте).
Рыбка плавает в водице
( плавными движениями рук впереди)
Рыбке весело играть
( прыжки)
Рыбка, рыбка озорница Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула,
(прогнуться назад и потянуться)
Глазиком нам подмигнула. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Дети изображают резвящихся рыбок)
Воспитатель: Золотая рыбка что-то сообщить нам хочет. Видите, белые пузыри от ее губ вверх поднимаются. Ой, беда, беда! Растеряла рыбка своих сестричек золотых рыбок. Ей грустно без них. Ребята надо помочь рыбке! Воспитатель: Хотите научиться рисовать красками Золотую рыбку? (
показ нарисованного образца рыбки)
Подумайте, какая форма лежат в основе ее изображения?
Дети: Овал. Воспитатель: А что ещё есть у рыбки? Дети: Хвостик, чешуя, плавники, глаза. Воспитатель: Попробую нарисовать рыбку, для работы возьму большую кисточку и желтого цвета гуашь. Нарисую сверху дугу и снизу дугу так, чтобы получился овал. В одном месте дуги должны пересекаться, это будет хвостик рыбки. ( Показ последовательности рисования).
Воспитатель: Овал аккуратно закрашиваю. И даю подсохнуть.
Воспитатель: Затем беру кисточку поменьше и рисую рыбке хвостик, плавники.
Воспитатель: Что ещё надо добавить рыбке? Дети: Чешуйки и глазки. Воспитатель: Правильно. Рыбке обязательно надо прорисовать чешую. (показ)Воспитатель: Вот у меня получилась золотая рыбка.
А сейчас Вы попробуйте нарисовать Золотой рыбке ее сестричек, как запомнили. Но сначала разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика: « Рыбки» Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):
То сожмутся
(очень плотно сжать пальцы),
Разожмутся
(растопырить пальчики в стороны),
То зароются в песке
(сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к рисованию рыбок. ( Дети рисуют золотых рыбок. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание, как дети набирают краску, правильно ли держат кисть)Воспитатель: Молодцы, красивых рыбок нарисовали! Ребята, посмотрите, Золотая рыбка обрадовалась, что нашлись ее сестрички. Она благодарит вас за оказанную помощь. Они могут исполнить ваши желания.
Воспитатель: Ребята, объясните пословицу: « Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». (Дети объясняют смысл пословицы.) Воспитатель: Правильно, если стараться и много трудиться, то все получиться. Вы научились рисовать Золотых рыбок и помогли рыбке. Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект НОД для детей средней группы. Дикие животные План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина План-конспект НОД для дошкольников средней группы. Тема: Транспорт Конспект НОД для детей средней группы «Геометрический калейдоскоп»
Похожие статьи:
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель
Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа
Конспекты занятий в средней группе детского сада
Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности
Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию