Подготовительная группа
Предлагаем игры для закрепления и обобщения знаний о флоре, расширения кругозора, развития познавательной активности у дошкольников, готовящихся к школе.
Составь растение из частей
Для игры требуются разделенные на части картинки, каждая часть — определенный орган растения: стебель, корень, листья, цветки. Игровая задача — составить растение из частей картинки. Важно, чтобы изображенные представители флоры относились к разным категориям: деревья, кустарники, травы, овощные культуры, цветы.
Дидактическая игра «Группы растений»
Воспитатель раскладывает перед игроками по 4 картинки, изображающие растения определенных групп. Игровая задача — определить лишнее изображение.
Вот категории:
- тенелюбивые растения — ландыш, подсолнух, папоротник, плющ;
- дикорастущие — крапива, подорожник, лопух, клубника;
- цветущие — можжевельник, астра, сирень, лен;
- лекарственные — ромашка, боярышник, осока, мать-и-мачеха;
- ядовитые — белена, клевер, вороний глаз, клещевина;
- хвойные — ель, сосна, кипарис, граб.
Овощной магазин
Перед началом игры воспитатель рассказывает детям, что сельскохозяйственный урожай везут в овощехранилища для хранения и на предприятия для переработки и консервации. Фрукты и овощи, которые хранятся в свежем виде, приходится периодически перебирать на предмет порчи. А те плоды, что сразу идут на переработку, не могут храниться долго, быстро загнивают.
Дети разбиваются на две группы: первые играют аграриев, привозящих урожай, вторые — специалистов по приемке товара. Для игры нужно сделать изображения разных овощей, ягод, фруктов, также поставить два стола: один будет овощехранилищем, второй — перерабатывающим заводом. Каждый игрок-аграрий берет картинку, подходит с ней к распределителю товара, а тот определяет, куда отправится продукция: в хранилище или на переработку.
Лесник
Игра, проводимая в лесу, позволяет сделать ознакомление с растениями более эффективным. Педагог, играющий роль лесника, отправляется с детьми в лес. Это может быть лесополоса, городской парк. Лесник прокладывает для ребят удобный маршрут, но не говорит прямо, куда повернуть, а описывает дерево или кустарник, за которым следует поворот. По описанию листвы, цвета коры, пышности кроны и прочим параметрам внимательные дошкольники должны догадаться, куда двигаться.
Младшая группа
Предлагаем несложные и увлекательные игры, с которыми справятся младшие дошкольники.
Что в мешке?
Игра учит дошкольников узнавать и описывать объекты по тактильному восприятию. Для занятия требуются знакомые детсадовцам младшей группы фрукты и овощи: томат, огурец, яблоко, репчатый лук, морковка, редис, груша и прочие. Педагог помещает плоды в непрозрачный мешок. Затем просит воспитанников по очереди нащупать в мешке один из объектов, но не вынимать его сразу, а попытаться описать, дать название.
Выбери подходящее
Для игры нужны изображения разных видов растений, их частей, плодов. Педагог раскладывает их на столе. Затем называет свойство либо внешний признак, а воспитанники выбирают картинки с растениями, соответствующими этому определению. Например, услышав признак «оранжевый», дети выбирают картинки «апельсин», «морковка», «тыква».
Где что растет?
Игра уточняет представление о местах произрастания растений. Предварительно педагог напоминает воспитанникам, что бывают садовые, луговые, огородные, полевые, лесные растения. Дети формируют круг, а педагог становится в его центре. Он бросает мяч каждому игроку по очереди, называет растение, а ребенок должен сказать, где оно растет: в саду, огороде, поле, лесу или на лугу.
Найди растение
Игра закрепляет представление о том, как выглядят разные представители флоры. Для занятия необходимы карточки, изображающие растения: несколько картинок каждого вида. Педагог раскладывает карточки на игровой площадке, затем называет определенный растительный вид, например, одуванчик. Задача игроков — найти среди картинок все изображения одуванчика.
Узнай по описанию
Игра расширяет представления о внешних особенностях разных видов флоры, учит описывать природные объекты, выделять их ключевые признаки. Для занятия нужны известные младшим дошкольникам изображения растений. Воспитатель раскладывает картинки перед игроками, затем дает четкое и развернутое описание одного из представленных видов. По этому описанию игроки должны догадаться, о каком растении идет речь.
Найди листок
Игра проводится осенью во время прогулки на свежем воздухе, способствует общему физическому развитию, улучшает слуховое восприятие, учит определять объекты по сходным признакам.
Педагог поднимает с земли опавший листок с определенного дерева, демонстрирует воспитанникам, просит отыскать такой же. Дети выполняют аналогичное задание для каждого вида дерева: березы, клена, ясеня, осины, дуба, рябины и прочих имеющихся во дворе детсада. Затем воспитатель раздает каждому ребенку по листку определенного вида, произносит: «Ветерок подул, понес кленовые листочки». Дети, у которых в руке лист клена, начинают танцевать, кружиться, бегать. Остальные стоят на месте. Аналогичную команду педагог дает для держателей других видов листьев.
Садим дерево
Игра развивает зрительное восприятие и ориентацию на плоскости, улучшает мелкую моторику. Для нее нужно подготовить счетные палочки, разные геометрические формы, вырезанные из плотной бумаги, а также природный материал: семена, шишки, высушенные листья, лепестки. Получив игровой материал, дети собирают из него на плоскости разные виды деревьев.