Песочная терапия для детей вносит существенный вклад в развитие познавательных и творческих способностей, речи, мелкой моторики и тактильной чувствительности. Песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять стресс. Совместная игра и творчество с родителями благотворно влияют на отношения в семье.
Преимущества занятия
Песок как художественный материал имеет несколько преимуществ. И главное – расслабляющее, терапевтическое действие. Ребенок избавляется от последствий стресса, к нему возвращается эмоциональная стабильность. Рисование песком применяют для лечения у детей нарушений сна, невротических расстройств, тревожности. Для здоровых малышей художества песком тоже полезны, они позволяют успокоиться после неудач, избавиться от низкой самооценки и фобии стать неудачником. Ребенок видит, что неудачный рисунок в любой момент можно исправить.
Вторая польза рисования песком для детей – развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие и творческое мышление. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. У школьников возня с песком улучшает навыки письма. Полезно применять методику с детьми, которым учеба в тягость. В этом случае рисование песком становится хорошим дополнением к домашнему заданию, позволяет через художество закрепить школьные знания.
Третья польза рисования на песке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации. Рисование песком доступно и для малышей ясельного возраста, и для дошкольников средней группы, и для школьников.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Рисование песком – уникальный вид искусства, объединяющий и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!
Игра в песок — одно из их самых любимых занятий детей. Все мы родом из детской песочницы. Здесь воплощались наши первые творческие замыслы – рождались песочные замки, стряпались песочные пряники, строились целые песочные города. Чьи-то фантазии так и не вышли за пределы детской игровой площадки, а кого-то этот зыбкий сыпучий материал вдохновил на изобретение нового стиля в изобразительном искусстве.
Песочная анимация или рисование песком относительно новое направление в искусстве, которое на данный момент набирает всё большую популярность во всем мире. Рисование песком, как вид самостоятельного искусства зародилось в 70-х годах ХХ столетия и пришло к нам из Америки. Это очень увлекательный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет развить фантазию, раскрыть свой внутренний мир. Песочная анимация — это создание картин лишь при помощи песка. Живых, движущихся картин, не похожих ни на что на свете!
Подобно восточному искусству каллиграфии — рисование на песке это нечто большее, чем просто рисунок. Рисуя песком — вы воплощаете те линии и характер, которые присущи только вам. Здесь важно, чтобы пальцы и душа заговорили на одном языке, поняли друг друга. У детей это получается даже лучше, чем у взрослых! Это занятие по силам даже совсем малышам. Игра с песком во многом содействует самопознанию. Но не только по этой причине дети с удовольствием возятся с песком. Зачастую детям нравится даже само прикасание к песку, нравится ощущать струящийся песок между пальцев. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание. Простота этой техники и увлекательность процесса вызывают у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники.
Песочная анимация отличается от классического рисования. Во-первых, у детей нет так называемого «страха белого листа», ведь лист изначально «грязный», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Во-вторых, в отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или запас чистой бумаги, чтоб исправить ошибку. Достаточно всего лишь разровнять песок — и можно начинать заново. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.
Еще одно отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками, поэтому работают оба полушария мозга, развивается координация движений, пластика. А так как процесс рисования происходит в затемненном помещении, с использованием подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это еще и открытие нового мира — волшебного мира, где нельзя ничего сломать или разрушить, а напротив, можно создать то, о чем давно мечтал. Рисование песком для детей — это открытие нового волшебного мира фантазий. Песок — отличный психотерапевтический материал. Он пробуждает воображение, вдохновляет и успокаивает. Песок для детей отличный материал для выражения своих желаний, выплеска негативных эмоций, страхов, снятия напряжения.
Песочная анимация очень полезна гиперактивным детям. Занимаясь этим видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. Особенно показано рисование на песке детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно — логического мышления ребенка.
Песок позволяет дольше концентрировать детское внимание. Самое главное заключается в том, что песочное рисование дает возможность ребенку ощущать себя успешным, помогает развить свою индивидуальность.
Еще один огромный плюс песочной анимации – доступность, и то, что эта техника не требует больших материальных затрат, как многие современные увлечения детишек. Не требуется больших затрат времени на поиски необходимых материалов, которые тоже зачастую имеют весьма высокую стоимость. Для песочной анимации потребуется ящик (столик), обычная лампа, стекло и песок. Песок лучше использовать морской, речной, или купить в зоомагазине. Можно использовать подкрашенный песок. Хотя многие используют вместо него любой сыпучий материал: кофе, крупу, сахар и так далее. После нескольких проб можно подобрать ту субстанцию, которая вам больше всего подходит.
Рисование песком – уникальный вид искусства, объединяющий и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. Чем раньше человек откроет в себе творческое начало, тем легче и интереснее будет его жизнь, ведь творческое начало – это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб. Речь, 2002.
- Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт» 2010.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб. Речь, 2006.
- Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб. Питер, 2001.
- U-sovenka. ru Урок рисования №5. Рисование песком. Песочное шоу в домашних условиях!
МЯКИШЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА ВОСПИТАТЕЛЬ-МЕТОДИСТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ № 45 ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Следующая > |
Материалы для рисования песком
Чтобы учиться рисовать на песке, нужно приобрести перечень материалов и приспособлений. Все они доступные, серьезно раскошелиться не придется. Вот что потребуется юному художнику:
- стол с бортами и подсвечивающим устройством снизу;
- песок;
- антистатик в баллончике;
- дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;
- широкая и плоская кисть для выметания песчинок из углов стола.
Антистатик необходим для предотвращения склеивания песчинок, которое неизбежно при многократном использовании кварцевого материала. Спрей положено распылять перед каждым занятием. Подходит обычный антистатик, предотвращающий прилипание одежды из синтетики к телу.
Стол можно купить, сделать самостоятельно. Самодельная конструкция – соединенные в прямоугольную форму борта с дном из матового стекла или пластика толщиной до 5 мм. Снизу необходимо закрепить лампу так, чтобы получился рассеянный свет. Освещение может быть любым: в теплом и холодном диапазоне, даже цветным. Ножки стола не должны шататься, иначе при рисовании не получится вывести аккуратные линии.
Готовый стол – конструкция с бортами и дном в виде подсвечиваемого планшета. Оптимальный формат – 130×70 см, но для ребенка достаточно 70×50 см. Высота бортов должна быть не меньше 6-7 см, но со стороны рисующего только 3 см, иначе будет неудобно рисовать нижние элементы. С правого и левого боков необходимо оставить отступы для песка шириной 10-15 см. Желательно, чтобы эти участки находились в одной плоскости с пространством для рисования, так удобнее применять многие техники. Но в некоторых готовых столах с обеих сторон предусмотрены лотковые выемки.
Песок подойдет любой. В зоомагазине можно купить аквариумный, а в супермаркете в детском отделе – специальный для творчества. Можно обратиться в студию детского и взрослого творчества, где практикуют песочную анимацию, если такое заведение есть в населенном пункте. Там наверняка не откажутся продать небольшое количество песка. Фракция материала тоже может быть любой. Желательно обзавестись разной, так как мелким песком удобно создавать тона и полутона, а крупным – большие детали изображения.
Если поблизости от дома есть река, можно накопать песка на берегу. Только придется профильтровать его через мелкоячеистое сито, затем промыть. Процедура промывания выглядит так:
- Всыпьте в ведро 4-5 кг песка. Это стандартное количество для рисования.
- Залейте водой до края ведра.
- Аккуратно размешайте рукой или большой ложкой.
- Когда пылевые и грязевые частицы поднимутся на поверхность, а более тяжелые песчинки осядут на дно, осторожно слейте воду.
- Повторяйте процедуру, пока сливаемая вода не станет кристально чистой.
- Очищенный материал просушите на балконе, если стоит солнечная погода, или на батарее, или в духовом шкафу.
Заменить песок можно манкой, солью мелкого помола, а для создания более темных и контрастных элементов изображения – молотым кофе.
Сыпучий материал положено обновлять раз в 3 месяца, а если ребенок рисует каждый день, то раз в 1,5 месяца. Если этого не делать, песок станет менее податливым, поскольку при постоянном трении песчинки разрушаются, структура материала размягчается.
Техника рисования песком
В технике создания песчаных рисунков нет сложности, но при обучении ребенка придется быть терпеливым. Основной инструмент – руки художника, но возможно применение вспомогательных приспособлений.
Прежде чем ребенок приступит к рисованию, познакомьте его с художественным материалом. Предложите погрузить руки в песок, пересыпать его из одной ладони в другую, рассказать о своих ощущениях. После знакомства с материалом можно приступать к обучению методам рисования.
Высыпание из кулака
Это первый метод рисования песком своими руками, который должен освоить дошкольник. Попросите набрать материал в ладонь, сжать ее в кулак, повернуть по вертикальной оси, чтобы песчинки посыпались вниз. Объясните ребенку, что количество высыпающегося песка регулируется сжатием и расслаблением мышц кулака. Если высыпается больше песчинок, «холмик» получается плотнее и темнее. Так создаются изображения с плавным переходом от света к тени.
Линии разного размера
Далее дошкольники осваивают рисование линий разной толщины, длины, извилистости. Научите ребенка рисовать пунктиры, завитки, волны. Это лучший метод привыкания к оригинальной технике рисования для дошкольника младшей группы.
Для создания тонкой прямой или изогнутой линии нужно насыпать из кулака полосу песка, затем сложить два пальца – большой и указательный, провести ими по полоске. Получится линия одинаковой толщины на всем протяжении. Объясните ребенку, что нельзя сильно напрягать пальцы, иначе изображение может получиться неровным. Если же требуется более толстая линия, пальцы нужно соединить наискосок.
Рисование разными частями руки
При рисовании на песке применяют разные части руки. По материалу водят одним или несколькими пальцами, сдвигают и раздвигают их. Крупные элементы и толстые линии изображают кулаком и идущим от мизинца ребром ладони. Для создания множества мелких деталей тыкают по песку кончиками пальцев, тонкие линии проводят ногтями.
Рисование по темному и светлому
Когда вышеописанные методы рисования освоены, можно приступать к выбору композиционной основы. Рисовать можно «по темному»: засыпать фон песком, чтобы делать на нем светлые линии. Либо «по светлому», то есть создавать темное песчаное изображение на пустом фоне. Обычно профессиональные художники комбинируют эти методы. Ребенку на начальном этапе достаточно освоить их по отдельности.
Рисование с использованием вспомогательных приспособлений
Чтобы рисование на песке в детском саду было увлекательнее, пусть дети используют не только свои пальцы и ладони, но и дополнительные приспособления. Чем можно рисовать:
- Художественные кисти разной жесткости. Ими удобно изображать волосы, шерсть.
- Зубочистки, палочки хаси для суши, кулинарные шпажки. Оптимальны для создания тонких и изящных линий, причудливых узоров, детальной прорисовки. Желательно использовать деревянные изделия, они не поцарапают пластиковое дно рисовального стола.
- Расческа, небольшие грабли. С их помощью получаются аккуратные волны.
- Цветная бумага. Ее кладут на стол, поверх сыплют песок. Незакрытые участки рисунка получаются разноцветными. Метод применим для создания флористических мотивов, абстрактных узоров.
- Воронка. Насыпать через нее песок, создавать горки, дорожки, узоры – увлекательное занятие.
- Мелкоячеистое сито. С его помощью покрывают стол тонким песчаным слоем, который может стать фоновой основой для рисунка.
- Трафареты. Можно использовать готовые. Или вырезать их для занятия из пластиковых крышек, картона. Или приспособить для этого разные плоские предметы. Нужно положить их на чистую поверхность стола, присыпать песком, а затем аккуратно убрать.
- Маятник. Прикрепите к нитке грузик округлой формы, дайте ребенку. Пусть раскачивает маятник над песчаной поверхностью, создавая узоры разной глубины. Это замечательный метод закрепления навыка правильного нажима и скорости движений при создании рисунка.
- Цилиндр с узорами. Можно использовать туалетную втулку. Нанесите на нее узоры толстым слоем клея. Дождитесь высыхания, затем дайте ребенку. Пусть катает цилиндр по песку, создавая узорчатые дорожки.
Мастер-класс «Песочные фантазии»
Мастер-класс
«Песочные ФАНТАЗИИ»
Автор-составитель:
Платонова Е. А., педагог дополнительного образования
ЦВР «Эврика» — филиала ГБОУ СОШ им. Н. С. Доровского с. Подбельск
Цель:
- познакомить с техникой песочной анимации;
- формировать интерес к работе за песочным столом
- показать возможность в дальнейшем создавать мультипликационные ролики в технике песочной анимации.
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства и технического творчества – рисование песком;
- поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
- совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей;
Участники:
учащиеся 3-9 классов.
Материалы и инструменты:
стол для рисования, песок, экран, проектор, фотоаппарат, USB – кабель.
Наглядные пособия:
слайд-презентация, фильм «
«Сотворение мира»
.
Песочная анимация или рисование песком — очень увлекательный и расслабляющий процесс, который позволяет развить фантазию, раскрыть свой внутренний мир ребенка. Песок — материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Детям очень полезно «общаться» с песком и любыми сыпучими материалами.
Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциала ребенка. Своим прикосновением песок может оказывать положительное воздействие на психику. Причем это касается не только детей. Даже взрослые в задумчивости подолгу могут пересыпать песок из руки в руку. Такие манипуляции с песком способны оказывать успокоительное действие на психологическое состояние человека и его эмоциональные ощущения. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание пeскa стабилизирует эмоциональное состояние.
Песочная анимация отличается от классического рисования. Чтобы начать рисовать на песке, необязательно владеть какими-то особыми умениями или образованием. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Конспект мастер-класса
Организационный этап
Приветствие.
Добрый день, уважаемые гости и коллеги!
Я, Платонова Елена Александровна, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы.
Представляю вашему вниманию мастер-класс «Песочные фантазии».
- Введение в тему
Из истории.
Рисование песком, песочная анимация, песочная фантазия, сыпучая анимация или техника порошка — это стиль изобразительного искусства, а также технология создания анимационных фильмов. Лёгкий порошок , обычно очищенный и просеянный песок тонкими слоями наносится на стекло, можно также использовать любой другой сыпучий продукт соль, манная крупа, молотый кофе. Далее с помощью диапроектора, получающееся изображение можно передавать на экран.
Зародившись на Западе новое, уникальное направление в искусстве (Sand Art (сэндарт) песочная мультипликация пришла в Россию несколько лет назад. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф. Первый фильм, созданный
Кэролайн — «Песок, или Петя и серый волк» был сделан в технике порошка, которая тогда была совершенно незнакома.
Черный порошок рассыпался по стеклу, и Кэролайн Лиф при помощи пальцев собирала этот порошок в определенные фигуры, образы. Передвигая его, она рассказала историю про Петю и волка на музыку Прокофьева.
Часто песочная анимация выполняется «вживую», когда художник сменяет картины из песка прямо перед публикой.
В конце ХХ в. широко известными становится творчество венгра Ференца Цако. Он в совершенстве освоил песочную технику канадки Лиф, а его первый успех приходится на 1982 год. В 1999 г. ему присваивают звание народного артиста Венгрии. Наиболее известными выступлениями Цако становятся анимации на торжественной церемонии вручения премии «Оскар». Снятая в виде фильма анимация художника получает главные призы на кинофестивалях в Каннах (1987), Сан-Франциско (1991), Берлине (1994), Барселоне (1998) и др. И сегодня мы посмотрим его фильм «Сотворение мира».
- Основной этап
2.1.Просмотр фильма
CakóFerenc«Сотворение мира»
2.2 Поэтапная работа и способы рисования.
Ребята, мы посмотрели работу профессионала на сцене, а мы с вами начнем знакомиться с основными приемами рисования песком.
Работа над рисунком начинается с фона. Возможны два варианта фона, то есть мы можем рисовать или темным по светлому, или светлым по темному. (Показываю на примерах). Набираем песок в кулаки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Для рисования на светлом фоне наберите немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображайте границы образов.
Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.
Технические элементы рисования:
- Кулаком.
- Ладонью.
- Ребром большого пальца.
- Щепотью
- Мизинцами.
- Одновременное использование нескольких пальцев.
- Симметрично двумя руками.
- Отсечение лишнего.
- Насыпание из кулачка.
Каждый прием разбираем на световом столе.
Освоив основную технику рисования на песке, детям самим предлагается познакомиться с песком, создавать образы по прочитанной сказке, стихотворению и т.д.- то ,что больше всего запомнилось детям или впечатлило ребенка. Необходимо обеспечить свободный подход к столику с песком, где они смогут самостоятельно зарисовывать отдельные предметы или образы собственного сочинения. Некоторые дети могут писать цифры, буквы или слова и т.д., то есть то что им хочется в данный момент.
Самое удивительное в песочной анимации — трансформации. Очень важно что б одно изображение перетекало в другое ( используем пятна линии и додумываем). Очень похоже на детскую игру. Когда рисуется загогулина, а в следующем рисунке она превращается уже в нечто. Придумать трансформации несложно, сложно удержать сюжетную линию. Чтоб все трансформации были частью одной истории.
Рисунок № 1
Начинаем работу, посыпая песок веерообразно и рассеивая его. Нарисуйте на песке кружок и от него проведите много лучиков. Обязательно дорисуйте глазки и улыбку. Получится весёлое солнышко.
В центре рисуем прямоугольную крышу дома. Посыпая песок, на крыше строим трубу, пальцами круговыми движениями прорисовываем дым. Стены дома засыпаем песком, в центре квадратное окно, от дома рисуем дорогу, деревья. Около дома на первом плане — силуэты детей.
Рисунок № 2
Первый рисунок припорошим песком. Затем, наверху рисуем месяц, звезды, ниже невысокие елки.
Сбоку на песке проводим вертикальную прямую. А вправо и влево от неё – маленькие веточки, иголочки, получается крупная елочная ветка.
Поверх рисунка, слегка припорошив, рисуем новогоднюю игрушку – шар, летящие снежинки. Далее, расположив снежинки особым образом, можно показать ветер, метель и т. д.
Итоги
С помощью особой техники ребята создают на световом столе рисунки песком, которые плавно переходят один в другой. Обращаем внимание детей на выразительность – изображения должны быть эффектными, неожиданными, но в тоже время как будто вырастать друг из друга. Учим детей не убирать со стола предыдущий слой песка и не начинать каждый новый кадр с «чистого листа». Каждый песочный рисунок универсален, поэтому такая анимация передает любые эмоции и настроения ребенка, может выразить любую идею.
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов. Прикасаясь впервые к песку, рассыпанному на подсвеченном стекле, чувствуете его тепло, его текучесть, его движение. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Спасибо за внимание!
Здоровьесберегающий эффект рисования песком
- Стимулируется развитие мышления и речи ребенка
- Снимается нервное напряжение
- Помогает избавиться от негативных эмоций
- Развивается образно – логическое мышление
- Повышается стрессоустойчивость
- Развивается воображение
- Развивается мелкая моторика
Рисование песком — это способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи.
Этот процесс положительно действуют на скорость развития процессов познания, то есть тренируют внимание, сосредоточенность, воображение и образное мышление. Это необходимо даже взрослым людям, что и говорить о детях. Кроме того, таким образом возможно не только раскрыть творческий потенциал, но и развить навыки коммуникации. Также рисование песком на стекле, как и любая арт-терапия, помогает обрести гармонию с собой, отпустить психологические проблемы, воспитать положительное отношение к миру. Естественно, это полезно и чисто физически, потому как развивает мелкую моторику.
Биоэнергетики утверждают, что столь тесное общение с песком очищает энергетику, стабилизирует эмоциональное состояние, помогает расслабиться и сбросить стресс.
Песочная анимация позволяет окунуться в совершенно другой необычный мир рисунков из песка, создать свое уникальное произведение.
Литература:
- Н.В. Дубровская «Рисунки , спрятанные в пальчиках«, «Детство — пресс», 2003.
- Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт » , 2010.
- Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».
- u-sovenka.ru Урок рисования №5. Рисование песком – Песочное шоу в домашних условиях!
Упражнения
Приводим несколько популярных упражнений для рисования песком на световых столах для детей:
- Буквы. Занятие полезно для дошкольников старшей группы и младших школьников, которые учатся писать. Рассыпьте по столу песок плотным слоем. Пусть ребенок учится красиво выводить буквы, развивает моторику пальцев.
- Водный пейзаж. Для его создания пройдитесь растопыренными пальцами по песчаной поверхности, изображая волны. В верхней части композиции сделайте тонкие штрихи ногтем – это будет дальняя рябь. Ребром ладони проведите горизонт, уберите излишки в верхней части – это небо над водоемом.
- Облака. Наберите песок в кулак. Высыпайте его тонкой струйкой, совершая круговые неразмашистые движения.
- Лист клена. Насыпьте линии, формирующие контур и прожилки листа. Сделайте контур резче, проведя пальцем по внешнему краю линии, сдвигая песок внутрь. Ногтем пройдитесь по прожилкам. Очертите границу черешка.
- Солнце. Наберите песок в кулак, поднимите на 20-30 см над поверхностью стола. Равномерно высыпайте, стараясь не сдвигать руку. Песчинки, падая с высоты, отскакивают от пластиковой поверхности, формируют кольцо, а середина остается пустой. И ее диаметр тем шире, чем выше поднята рука.
- Горный пейзаж. Быстрыми зигзагообразными движениями рассыпайте песок в горизонтальном направлении. Ребром мизинца пройдитесь по верхней части, убрав лишнее, чтобы получился рельеф.
Игры и арт-терапевтические упражнения
Песочный пляж
Предложите ребенку представить, что он находится на берегу моря в солнечный день, песчинки щекочут ладони, слышен плеск волн, вокруг тишина. Пусть малыш потрогает песок, на глубоком вдохе наберет горсть и как можно сильнее сожмет пальцы. На выдохе ребенок постепенно высыпает песок и расслабляется.
Цель:
развитие тактильной чувствительности, регуляция мышечного напряжения, развитие самоконтроля.
Дорожки
Начинайте с простых прямых полос. Затем переходите к ломаным, прерывистым и волнистым линиям. Предложите ребенку нарисовать тропинку домой для любимого сказочного персонажа.
Цель:
улучшение координации движений и ориентировки в пространстве.
Дополнительные упражнения: «Дождик» – для отработки начертания вертикальных линий. «Лесенки» – это упражнение учит совмещать вертикальные и горизонтальные линии.
Песочные каракули
Играют двое. Один человек закрывает глаза, в это время второй рисует на песке простую каракулю. Затем первый участник открывает глаза и может дорисовать каракулю, превратив ее в какое-то понятное изображение. Затем игроки меняются ролями.
Цель:
развитие воображения.
Моя любимая игрушка
Ребенок рисует песком свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Взрослый или другие присутствующие дети должны догадаться, о какой вещи идет речь.
Цель:
развитие связной речи и коммуникативных навыков, формирование умения понимать друг друга.
Звериные портреты
Предложите ребенку нарисовать песком животных, выражающих радость, восторг, злость, испуг, грусть, удивление. Попросите маленького художника рассказать, кого он изобразил, какое настроение у этого героя, какие чувства он испытывает, что с ним случилось и почему, чем ему можно помочь.
Цель:
знакомство с основными эмоциями, обучение определению эмоционального состояния, помощь в осознании собственных чувств, развитие связной речи.
Загадки
Загадайте любой объект: животное, птицу, растение, предмет мебели, игрушку. Предложите ребенку отгадать, что вы задумали, по наводящим характеристикам. Если загадана груша, ее можно описать так: это фрукт; растет на дереве; похож на лампочку. Ребенок должен нарисовать свой вариант ответа на световом столе.
Вы можете загадывать и описывать события. Например, празднование Нового года, поход в гости. Меняйтесь ролями, чтобы у ребенка была возможность самому придумывать загадки.
Цель:
развитие логического и ассоциативного мышления, воображения.
Садовод
«Превратите» световой стол во фруктовый сад и предложите ребенку засадить его разными растениями. Малыш выполняет рисунки и рассказывает, что где растет. Попросите его описать фрукты, овощи и ягоды по цвету, форме и вкусу. Попробуйте вместе изобразить деревья и кустарники, на которых зреют плоды.
Цель:
знакомство с окружающим миром и расширение кругозора, развитие мышления и связной речи.
Дорисуй картинку
Нарисуйте с помощью песка на световом столе круги, квадраты, треугольники и попросите малыша дополнить картинку так, чтобы получилось солнышко, мяч, домик, флажок, кусочек сыра.
Цель:
развитие образной памяти, воображения.
Нарядные носочки
Дети играют в парах или со взрослым. Задача участников – нарисовать два носочка так, чтобы из них получился комплект. Для этого нужно договориться о том, какой узор будет на носках, и постараться одинаково его изобразить.
Цель:
развитие умения работать в команде, договариваться и приходить к общему решению, формирование навыка взаимопомощи.
Следы
Предложите ребенку представить, как выглядят следы определенных существ, например, бегемота или паучка, и нарисовать их на песке. Обсудите получившиеся отпечатки: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Также можно изображать следы от крупных капель дождя или автомобильных шин, использовать валики для песка.
Цель:
знакомство с окружающим миром, развитие речи и воображения.
Письмена на песке
Подготовьте для игры вырезанные из картона буквы или цифры. Можно использовать крупные символы из магнитных наборов. Вручите ребенку букву или цифру и предложите вылепить ее из песка. Сгребайте песок ребрами ладоней и формируйте букву. Сверьте песочную букву с оригиналом и начинайте делать следующую. Так на световом столе возникнет целый Город Букв!
Буквы и цифры можно не только лепить, но и писать. Пусть ребенок рисует нужное изображение сначала пальчиком. Потом можно использовать палочку, удерживая ее как ручку.
Цель:
закрепление графического образа букв и цифр, формирование графомоторных навыков.
Фотограф
Играть нужно в паре. Оба участника внимательно смотрят друг на друга, стараются запомнить черты и прическу. После этого дети начинают рисовать песком портрет товарища – делать фотографию. Когда «снимки» будут готовы, обсудите, насколько точными они получились.
Цель:
развитие навыков общения, внимательности и социальной активности.
Путешествие по сказочной стране
Пусть ребенок пофантазирует и нарисует на световом столе сказочное королевство. Дайте юному затейнику время для творчества, а затем попросите рассказать, как называется страна, кто в ней живет, какой характер у этих персонажей, какие события происходят в сказке.
Цель:
развитие фантазии, логики и связной речи.
В поисках клада
Для игры вам потребуются мелкие предметы или стикеры. Нарисуйте вместе с ребенком на листе бумаги карту-схему с условными изображениями дерева, реки, горы, леса, домиков. По этой карте создайте песочную картину.
Когда рисунок будет готов, попросите ребенка отвернуться и спрячьте на любом участке изображения маленький «секретик». В соответствующем месте на бумажной схеме поставьте крестик. Дайте карту маленькому кладоискателю и предложите отыскать сокровище.
Цель:
обучение рисованию карт-схем, развитие пространственного мышления, логики, воображения.
Песочные игры многообразны. Выберите световой стол для рисования песком, и пусть занятия помогают ребенку познавать себя и мир!
Песочная анимация для детей дошкольного возраста
Высшее мастерство – съемка песочной анимации, при которой художник безотрывно создает плавно перетекающие друг в друга изображения. Причем делает это, совершая минимально возможное количество движений. Это сложное искусство, требующее от мастера быстроты действий и безупречных художественных навыков.
Настоящая анимация вряд ли по силам дошкольнику, но нечто простое, например, дерево, голое зимой и расцветающее летом, он вполне изобразит, потренировавшись в течение 3-4 занятий.
Представляем мастер-класс рисования песком для детей:
- Равномерно рассыпьте материал.
- Приложите подушечку пальца к песчаной поверхности, ведите вверх. Утончайте линию, постепенно поднимая подушечку. Получится ствол дерева.
- Мизинцем изобразите ветки. Делайте их искривленными, а не прямыми, чтобы они выглядели естественно. Получится дерево зимой.
- Теперь сделайте лето. Насыпьте песок широким слоем на концы веток – это крона. Также сыпаните горизонтально под деревом – это трава.
- Хаотично тыкая пальцами по кроне, вдавливая на разную глубину, сделайте листья. Проведя вертикально ногтем под деревом, изобразите травинки.
- Откорректируйте контур древесной кроны, удалите излишки песка.
- Анимацию можно продолжить, сделав осень. Для этого поставьте пальцами несколько пятен под деревом – это будут опавшие листья.
Таким методом можно снять в детском саду фильм, например, на экологическую тему. Нужно только закрепить над столом видеокамеру, чтобы она снимала процесс рисования.
Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников
Ирина Кадомцева
Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников
«Песочная анимация как средство всестороннего развития дошкольников»
«Лучшая игрушка для детей – кучка песка»
К. Д. УШИНСКИЙ
В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Педагоги постоянно ведут поиски, которые направленны на превращение образовательного процесса в детском саду в заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности.
На данном этапе художественно-эстетическое развитие дошкольника является наиболее актуальным, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент творческой личности. Ведь как известно, «в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Все дети обладают определенным потенциалом художественного развития, поэтому необходимо создать условия для раскрытия творческих способностей. Вовремя заметить эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям проявить их. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дало толчок к поиску инновационных методов и технологий в работе с дошкольниками.
Одной из таких технологий является песочная анимация или по-другому рисование песком, песочное искусство (Sand-art)
. Именно эту технологию в настоящее время активно внедряет педагогический коллектив нашего
дошкольного образовательного учреждения. Рисование песком, по праву, считается уникальным видом искусства, поскольку объединяет в себе и игру, и полезные для развития детей занятия, и воспитательные моменты. Песочная анимация отличается от классического рисования тем, что у детей нет так называемого «страха белого листа»
, ведь
«лист»
изначально
«грязный»
: если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить.
Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить – это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, эксперименти-рования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.
В ноябре 2015 года нашим учреждением были приобретены для четырех групп по одной «Чудо-песочнице»
— стол с подсветкой для рисования пеком. За этот сравнительно небольшой период уже можно говорить о том, что те формы работы и технологии, которые мы начали использовать при рисовании песком, действительно, способствуют не только художественно-эстетическому, но и
всестороннему развитию детей. Ведь помимо приобретения и освоения навыков рисования, песочное творчество содержит общеразвивающую и психоэмоциональную составляющую.
В своей работе я применяю рисование песком для развития познавательных процессов; развития творческого потенциала; развития печи; формирования коммуникативных навыков; развития мелкой моторики; снятия эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей.
Рисование песком я использую, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Так, например,это: обучающие игры (обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету)
; познавательные игры
(дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира)
; проективные игры
(развивают фантазию ребенка)
.
В самом начале использования «Чудо-песочницы»
у нас появились правила игры с песком.Их знают и выполняют все дети: береги песчинки — не выбрасывай их из
песочницы; песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей; у юных художников всегда должны быть чистые ручки и носики.Свои правила у нас есть и для педагогов: 1) ребенку нужно лишь предлагать варианты игр и заданий, а не заставлять его следовать строгой программе; 2) структура занятия должна быть адаптирована под интересы самого ребенка; 3) необходимо создавать пространство для самовыражения, а не устанавливать жесткие рамки и правила; 4) надо ценить инициативу ребенка и его мнение; 5) важно стимулировать развитие творческих ситуаций вопросами, а не готовыми ответами; 6) нужно поддерживать ребенка в поиске своих собственных нестандартных решений на поставленные Вами задачи.
Перед тем, как приступить к занятиям с детьми (возраст 5-6 лет,я провела: диагностику уровня развития творческих способностей дошкольников (методика «Дорисуй фигуру»
(О. М. Дьяченко)
; диагностику мелкой моторики и пальцев рук; диагностику
развития творческого мышления, воображения, восприятия.
В своей работе я использую такие способы рисования песком,как: кистью руки, симметрично двумя руками, пальцами, ладонями, кулачками, кистью для акварели, стеками.И техники рисования песком: вырисовывание, отпечатывание, разравнивание, разгребание песка вокруг, отсечение лишнего, высыпание по контуру. Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.
Познавательные игры на песке мы делим на несколько видов:
1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром (через них мы познаем то,что рядом с нами: животных, насекомых, леса, поля, моря, острова, город, транспорт и пр.).
2. Географические игры (моделируем в песочнице различные климатические зоны)
.
3. Исторические игры и игры-экскурсии по родному городу.
4. Проективные игры на песке.
5. Игры на знакомство с фольклором (сказки, мультфильмы)
.
Такие игры способствует успешному развитию интеллектуальных способностей, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики. Проговаривая свою историю, ребенок учится формулировать мысли, развивая речь, находит конструктивные решения; вспоминая сюжет мультика/сказки – развивает память. Играя с друзьями, ребенок учится взаимодействию, становится коммуникабельным и уверенным в себе. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Песочница привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Кроме того, синхронное задействование рук очень полезно для развития2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного. Отдельно стоит отметить, что при рисовании песком неуверенные в себе, с низкой самооценкой дети не боятся делать ошибки. Очень полезно рисование песком и гиперактивным детям. Занимаясь таким видом творчества, ребенок успокаивается. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции.
Для более успешной работы по данной технике рисования занятия проходят индивидуально или небольшими подгруппами (5 – 7 человек)
.Для создания наиболее интересных и творческих рисунков необходима предварительная работа: наблюдение, беседа, экскурсии, проекты, опыты, рассматривание (познание, чтение художественной литературы. В ходе работы дети учатся договариваться друг с другом, описывают свои работы, составляют по ним рассказы, сказки
(коммуникация и социализация)
.
Непосредственно перед рисованием песком я со своими детьми провожу пальчиковую гимнастику. Содержание пальчиковой гимнастики часто соответствует теме занятия. При этом я применяю следующую структуру игр и игровых занятий в песочнице: вводная часть – ритуал приветствия; введение в игровую среду, ситуацию, игровое задание; основная часть – упражнения, игры (рисование песком, знакомство с героями, строительство замков, игровые ситуации); заключительная часть – рефлексия, подведение итогов игры, ритуал прощания (завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, убирают игрушки, разравнивают песок).
Говоря о результативности,можно отметить следующее:
1. После года занятий (по результатам проведенной диагностики)
значительно возросла активность и самостоятельность в рисовании; у детей появилось умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства; снизился уровень тревожности; повысился уровень формирования мелкой моторики.
2. Произошли качественные изменения и в развитии связной речи (дети стали чётче проговаривать слова, в речи появились сложносочинённые и сложноподчинённые предложения). Через стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком произошло обогащение словарного запаса.
3. У детей расширился репертуар ролевого поведения и коммуникативных функций речи (дети могут совместно планировать предстоящую игру, распределять игровые действия, дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить своё решение).
4. Песочное рисование способствовало развитию графомоторных навыков.
5. Дети научились передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
6. Дети научились создавать песочные картины с учетом ритма, симметрии, у них сформировались композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета (итогом работы стало создание мультипликационного фильма в технике песочная анимация).
Световой стол для рисования песком можно заменить обычными фоторамками (со стеклянной поверхностью)
формата А4 или пластиковыми подносами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М. Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»
, М. ИНТ, 2010 г.
2. О. Н. Никитина «Песочное рисование в психолого-педагогической практике», СПб 2013
3. Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук «В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста». СПб.: «Речь»
, М.:
«Сфера»
, 2011
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии»
, СПб
«Речь»
, 2006
5. Н. А. Сачкович «Технология игры в песок. Игры на мосту»
, СПб.:
«Речь»
, 2008
6. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке»
. Практикум по
песочной терапии. М.: «Речь»
, 2005
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3»
КАДОМЦЕВА И. В.
(Ленинградская область, г. Сосновый Бор)