Словесные дидактические игры для малышей: весело, познавательно и полезно


Определение дидактики

Слово “дидактика” переводится с древнегреческого как “обучающий”. Так вот, когда обучение детей проводится в неформальной игровой атмосфере, когда ребенок “учится играючи”, испытывая удовольствие от процесса, — это и урок, и игра, дидактическая игра.

Образное мышление ребенка непосредственно связано с тем, что маленький человек познает мир в игровой форме.

Если вы со своим чадом провели выходной в зоопарке, и на него произвел впечатление орангутанг Буба, то приготовьтесь к тому, что ближайшие несколько дней все члены семьи будут участвовать в игре под названием “Буба в зоопарке”.

Образное мышление помогает ребенку чувствовать красоту окружающего мира, верить в сказку, развивает воображение, творческие способности.

Игра для дошкольника — образ жизни. И если игре придать обучающую направленность, то стопроцентное усвоение материала гарантировано. Вот почему дидактическая игра по развитию речи так активно используется при работе с детьми.

Цель игры

Дидактические игры развивают у ребенка:

  • Познавательные навыки. Ребенок наблюдает, узнает много нового, расширяет уже имеющиеся знания об окружающем мире, живой и неживой природе.
  • Умственные способности. Человек учится думать, выражать свои мысли, строить предложения, рассуждать. А еще — запоминать, сравнивать, оценивать.
  • Речь. Существенно увеличивается словарный запас, улучшается произношение, формируется способность участвовать в диалогах, произносить монологи.
  • Нравственные качества. Ребенок учится помогать, сочувствовать, сдерживать себя, уважать других.
  • Социальную адаптацию. Приобретаются такие навыки, как умение конфликтовать, участвовать в соревновании, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, уступать другим, а также не давать в обиду себя.

Поэтому, если ваш кроха уже полчаса просит вас поиграть с ним, а у вас на это совершенно нет времени, дайте ему баночку с манной крупой, в которой спрятана фасоль, и попросите его приготовить ужин для питомцев зоопарка. Пока вы варите борщ для папы)).

Где применяются дидактические материалы

Использование пособий по развитию речи для дошкольников, сделанных своими руками, создает игровую основу в работе с ними, определяет сюжетную линию занятия. Ребенок, особенно в младшей и средней группе детского сада, мыслит конкретно, с помощью образов, а не абстрактных логических построений. Он может реагировать на получаемые задания от логопеда или воспитателя, будучи участником конкретной, пусть и выдуманной ситуации. Дидактические пособия каждый год служат фактической основой для их обучения.

Развитие речи по визуальным подсказкам

Когда ребенок учится выражать свои мысли, он должен следовать определенной схеме изложения мыслей. Для малыша, который почти не умеет сосредотачиваться на одном предмете, в его возрасте, это невозможно. Использование дидактических пособий в виде карточек-подсказок помогает построить линию рассказа. Для детей младшего возраста при этом речь идет о гораздо более простых вещах. Они просто должны называть предметы или кратко описывать действия с карточками-подсказками.

Логопед занимается с ребенком

Например, в дидактическом пособии «Замочки-молнии» ребенок должен выбрать среди лежащих на столе открытых цветных молний те, которые соответствуют заданию воспитателя и закрыть их. При этом ребенок описывает свой выбор, его причины и действия, которые он совершает.

В более старшем возрасте каждая визуальная подсказка может применяться вместе с наводящими вопросами воспитателя и быть поводом для связного рассказа. Это можно, например видеть в занятиях, посвященных профессиям.

Методика развития речи у неговорящих детей

Каждое описание своих действий, ответ на конкретный вопрос или краткий рассказ по визуальным подсказкам помогают ребенку лучше развить свои речевые навыки. Служат подготовительными упражнениями к взрослой жизни.

Учимся пересказывать

Развитие связной речи детей — это одно из важнейших умений, которому необходимо обучить ребенка. Без его освоения он не только не сможет должным образом интеллектуально развиваться, но и не сможет в полной мере социализироваться, не умея вести диалог или излагать свои мысли.

Пересказывая, малыш должен создать связный продолжительный рассказ. Однако ему для этого потребуются подсказки, которые могут быть получены во время дидактических игр и от воспитателя.

Важную роль в этом процессе играет развитие мелкой моторики.

Важно! Занимаясь пересказом, сможет укрепить свои речевые и интеллектуальные навыки, повысит уровень развития своей личности.

Учимся мыслить

Речь человека тесно связана с мышлением. Также обстоит дело у ребенка. Общение не ограничивается изложением своих мыслей или описанием действий. Уровень владения речью в значительной части определяется степенью развития личности и мышления ребенка.

Дидактические пособия, сделанные своими руками для детского сада, могут быть использованы не только для рассказов, но и для повода задать малышу вопросы о причинно-следственной связи в окружающем его мире. Например, используя карточки, связанные с сюжетами сказок, можно задавать вопросы об обстоятельствах поступков героев, о причинах и последствиях их действий.

Можно соединять рассматриваемые занятия с изучением математики.

Кроме того, важна обучающая функция занятий по развитию речи. Например, если ребенку задаются вопросы об особенностях и полезных свойствах растений, изображенных на рисунках, то постепенно эти знания у ребенка будут закрепляться. Если будут задаваться дополнительные вопросы об этом материале, то знания ребенка станут более подробными и практичными.

Подготовка к обучению грамоте

Для этого необходимо учиться не только устной речи, но и изучать буквы и слова. Дети старшего дошкольного возраста с помощью воспитателя и родителей способны освоить азбуку и начальные навыки чтения.

Для этой цели может быть использовано дидактическое пособие по развитию речи своими руками для детского сада с карточками, на которых изображены буквы, слоги или слова.

Картинка 4 Речевой уголок

Виды и примеры дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры различаются по содержанию, действиям, правилам и бывают трех видов:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные дидактические игры.

Степень их сложности можно регулировать в зависимости от возраста участников. Одна и та же игра может иметь несколько вариантов. Например, малыши раскладывают карточки по цвету; дети постарше — называют цифры; а кто-то уже может сложить слово.

Игры с предметами

1. Волшебный мешочек

Нужно вытащить из мешочка различающиеся по форме предметы на ощупь: шарик, кубик, пирамидку. Или предметы с разной текстурой: шишку, желудь, каштан.

2. Радуга

Предлагается малышу разложить по цветам кубики, мозаику, пирамидки.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Настольно-печатные игры

Здесь есть огромный простор для выбора того, что будет наиболее интересно вашему малышу в данный момент времени. Это могут быть:

  1. Картинки для узнавания в виде изображений, теней, контуров.
  2. Пазлы.
  3. Лото.
  4. Картинки: найди различия.
  5. Картинки: подбери пару.
  6. Лабиринты.
  7. Конструкторы.

Такие дидактические игры для дошкольников по развитию речи интересны и познавательны. Они успешно развивают речевые навыки, логику и воображение, формируют усидчивость и терпение.

Словесные игры

Такой вариант познавательного общения очень актуален, когда под рукой не находится никаких специальных предметов, поэтому можно использовать самые привычные вещи. Вот несколько примеров подобных дидактических игр для развития речи дошкольников.

1. Кукла

Описание внешнего вида: цвета волос, глаз, предметов одежды модницы-куклы.

2. Кого нет?

Поместить рядом несколько мягких игрушек. Попросить закрыть глаза и убрать одну. Кто догадается: кого нет? Надо назвать, рассказать, как выглядит, придумать, куда убежала.

3. Кубик

Кидают кубик с картинками на каждой грани. Надо назвать, что изображено на верхней грани и сымитировать звук предмета. Например, паровоз. Как гудит паровоз?

4. Слови мяч — назови слово, противоположное по смыслу. Горячий-холодный, большой-маленький, близко-далеко.

Словесные игры для дошкольников развивают речь, быстроту реакции, правильное произношение звуков, расширяют словарный запас, учат правильно строить предложения, связно выражать свои мысли.

Какие дидактические пособия можно изготовить своими руками для детского сада

Развитие речи не является изолированным умением. В значительной степени оно определяется общим уровнем развития ребенка и, в частности, его интеллекта.

Дидактическое пособие по развитию речи

Большое значение в этом процессе имеют занятия, в результате которых улучшается сенсорика и мелкая моторика движений у малышей. Важно для этого использовать дидактические пособия, значительную часть которых можно изготовить самостоятельно.

Обучение детей, особенно в младших и средних группах, должно происходить в игровой обстановке, иначе они потеряют интерес к предмету и время будет потрачено зря. Чтобы обучение было эффективным, воспитателю нужно применять все доступные средства для поддержания полезной активности ребенка.

Дидактические материалы для развития сенсорики

Пособие «Лепестки цветка» выглядит следующим образом. К прямому стеблю перпендикулярно прикрепляется кружок. Края центральной части покрыты липучкой. Предлагается несколько лепестков с изображениями предметов или сказочных героев. У внутреннего края каждого из них также прикреплена эта ткань. Задача состоит в том, чтобы по букве, нарисованной на кружке, найти лепестки с соответствующими словами и прикрепить их к центральной части.

Игра «Задуй насекомых на полянку» предназначена для развития речевого дыхания. Для этого используется пособие «Полянка». Оно представляет собой низкий ящик с высокими бортиками. Небольшие картонки с изображениями животных подвешены на коротких нитках снаружи. Ребенок должен их задуть внутрь, но при этом не имеет права надувать щеки.

Важно! Таким образом его обучают правильному дыханию во время разговора.

Игра «Прищепки» производится на этом же пособии. Для нее малышам дают несколько цветных прищепок и просят выстроить забор. Они ставят их на края, при этом громко называя используемый цвет.

На внешней стенке пособия «Полянка» приклеено две горизонтальных линии липучки. В каждом ряду прикреплены четыре карточки с изображениями животных, сказочных героев или предметов. Малышу говорят, что в каждом ряду одна из картинок лишняя и просят ее снять. Затем он должен рассказать, что объединяет оставшиеся изображения и почему.

Занятие с детьми

Знаковые дидактические материалы

Одним из таких многофункциональных пособий является «Теремок». Он представляет собой матерчатый домик, прикрепленный к плоской твердой основе. К нему пришито большое количество карманов, в которые помещены различные картинки. На них могут быть изображены предметы окружающего мира, сказочные персонажи из одноименной сказки, изображения букв или слогов.

Постановка гласных звуков у детей

Возможны различные способы использования этого пособия в детском садике.

Вот один из них. Детям показывают картинки, взятые из кармашка прикрепленного к терему. Спрашивают, из какой сказки пришел этот герой, который изображен на карточке. Ребенок должен вспомнить название сказки и постараться пересказать ее содержание.

Важно! Если малышу необходима при этом помощь логопеда, то она предоставляется. Воспитатель по ходу рассказа задает ребенку несложные наводящие вопросы.

Можно использовать это пособие в ДОУ также следующим образом:

  1. Воспитатель достает карточки, где изображены обитатели теремка, но не показывает их. Он изображает звуки, которые издают эти животные. Ребенок должен их повторить и назвать героя сказки, который изображен на карточке.
  2. Пособие можно использовать для изучение предлогов, которые показывают относительное расположение карточек. Воспитатель размещает карточки с изображениями животных в различные кармашки и задает вопросы о том, кто где расположен. Ребенок должен ответить, используя предлоги «над», «под» или «между».
  3. Затем малышу предлагают сформулировать вопросы с использованием упомянутых предлогов и задать их воспитателю.

Еще одно задание состоит в следующем:

  1. Ребенку дают карточки с изображениями героев сказки и предлагают поместить их в различные кармашки.
  2. После этого малыш должен сказать о том, какой зверь на каком этаже живет и кто находится слева, справа, сверху или снизу от него.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]