Конспект НОД «Эксперименты с мукой»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черепетская СОШ ЦО им. Н.К.Аносова»
Конспект НОД по познавательному развитию детей группы «Аленький цветочек» «Эксперименты с мукой»
Подготовила и провела:
воспитатель Печенкина Оксана Сергеевна
2019 год
Цель:
- Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о хлебных зерновых культурах.
- Познакомить со свойствами муки.
- Продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия действий.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать вывод.
- Развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.
- Развивать внимание, мышление, память.
Воспитывающие задачи.
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа:
- Просмотр презентации «Зерновые культуры»;
- Экскурсия в хлебный магазин, замешивание соленого теста.
Словарная работа:
хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, ингредиенты, зерновые культуры сито.
Демонстрационный материал
:
- Заготовка для кроссворда.
- Картинки полей с зерновыми культурами.
- Выставка мучных изделий, сахар, дрожжи, пшеница, овёс очищенный и не очищенный.
Раздаточный материал:
- Плоская тарелка, лупа, ложка, кувшин с водой, две салфетки, глубокие мисочки — комплект на двоих детей.
Оборудование:
Кофемолки (Ручная и электрическая).
Ход занятия.
Организационный момент. На доске расположен кроссворд с зашифрованным словом.
Воспитатель
: Ребята, я получила странное письмо. В письме четыре пустые клетки – зашифрованное слово. И только, выполнив определенные задания, вы поможете мне узнать, что же в нем написано.
В первой клетке живет буква, которая спряталась в слове МАКАРОНЫ, и стоит на первом месте. (М) Во второй клетке живет буква, которая спряталась в слове БУЛКА, и стоит на втором месте. (У) В третьей клетке живет буква, которая спряталась в слове БУБЛИК, и стоит в конце слова. (К) В четвертой клетке живет буква, которая спряталась в слове БАТОН, и стоит в нем на втором месте. (А). Давайте прочитаем, какое же слово у нас получилось! (МУКА)
Воспитатель:
Как вы думаете, для чего нужна мука?
Ответы детей:
(Для того чтобы выпекать хлеб, батон, булки, печенье)
Воспитатель
: Молодцы! Вы все ответили правильно. Мука нужна для того, чтобы выпекать хлебобулочные, кондитерские, макаронные изделия.
Практическая часть за столами:
Воспитатель
: Сегодня мы с вами узнаем, какими свойствами обладает мука. Посмотрите, у вас на столах стоят стаканы с мукой, осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах? (Да, у муки есть запах, но он какой-то особенный) – Мука имеет запах.
Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется) – Мука сыпучая.
Возьмите щепотку муки и скажите, что вы почувствовали? Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) – Мука – мягкая, пушистая.
Разровняйте муку в тарелочке, слегка двигая поднос в стороны. Попробуйте что-нибудь нарисовать на муке пальцем. – Оказывается на муке можно писать и рисовать.
Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой? (Растворилась) – Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто) – Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая.
Таким образом, замешивают тесто для выпечки.
Для того чтобы испечь пышные булки, в тесто добавляют разные ингредиенты: масло, соль, сахар, яйца, дрожжи. – Сейчас, в один из ваших стаканчиков добавим немножко сахара и дрожжей. И поставим в теплое место один стаканчик с дрожжами и сахаром, а второй только с мукой. И немножко подождем (ставим заготовки на батарею).
Физкультминутка.
Пока наше тесто подходит, я предлагаю поиграть.
Дидактическое упражнение с мячом. Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)
Откуда хлеб пришел? – из магазина. А как в магазин попал? – из пекарни. Что делают в пекарне? – пекут хлеб. Из чего? – из муки. Из чего мука? – из зерна. Откуда зерно? – из колоса пшеницы. Откуда пшеница? – выросла в поле. Кто ее посеял? – хлеборобы.
– Ребята, а как вы думаете, из чего же делают муку? (из зерна) – Из какого зерна делают муку? (Пшеница, овёс, ячмень, рис, кукуруза, рожь, гречиха). – Правильно, ребята! Выращивают много зерновых культур
и из них выпекают различные изделия. Назовите, какие вы знаете хлебобулочные изделия. (Хлеб, батон и др.),
кондитерские, макаронные изделия.
Молодцы, вы много знаете о хлебных продуктах. Я предлагаю вам сегодня провести эксперимент, садитесь на свои рабочие места и рассмотрите, что находится на столах.
У вас в тарелочках лежат разные зерна. Давайте их рассмотрим с помощью лупы и определим, как они называются (овес, пшеница, рис, кукуруза, гречка). Сегодня мы сами попробуем сделать муку из овса и пшеницы, при помощи ручной и электрической кофемолок. (Воспитатель с помощью детей засыпает зерна в кофемолки и демонстрирует процесс дробления зерен, затем высыпает полученную муку в прозрачную емкость)
Посмотримте, ребята, какая мука у нас получилась. (Ответы детей) – А давайте сравним с магазинной мукой. (Ответы детей)
– А почему же она не белая? Прежде чем сделать белую муку, зерна проходят несколько стадий сортировки и очищения; и только после этого из зерен получается чистая белая пушистая мука, какую мы покупаем в магазинах. В нашей стране самый распространенный хлеб – пшеничный и ржаной. Особенно полезен ржаной хлеб грубого помола, в нем содержится много микроэлементов, необходимых для нашего организма.
Недаром в народе существует много пословиц о хлебе и наши дети сегодня нам их напомнят: Дети рассказывают пословицы
Хлеб – всему голова Хлеб да вода – здоровая еда. Худой обед, коли хлеба нет.
Воспитатель
: Чтобы хлеб пришел к нам на стол, много людей над этим трудятся. Это – трактористы, комбайнёры, хлеборобы, мельники, пекари, водители, продавцы и др.
Хлеб наш – берегите, Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте,
С хлебом не играйте. Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, Друзья!
Физкультминутка:
Сегодня я хочу вам предложить уже знакомую вам игру «Море волнуется раз» но фигуры в этой игре будут совсем не морские. Выходите все в круг и слушайте внимательно какую фигуру надо изобразить (комбайнер, пекарь, хлебороб, тракторист, водитель).
Воспитатель.
Ребята, сегодня мы с вами проводили эксперименты, беседовали о хлебе, играли, а сейчас давайте все вместе сделаем из соленого теста Колосок. Подойдите и возьмите заготовки теста, подготовьте себе рабочее место, сами подготовьтесь (надевают фартуки) и приступайте к работе.
Дети самостоятельно выполняют работу. В конце работы воспитатель организовывает выставку изделий на общем подносе.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, сколько колосков у нас получилось, все они разные. Мы оставим их подсыхать. А сейчас пришла пора вспомнить о нашем эксперименте с тестом. Возьмите свои стаканчики и поставьте их на стол. Сравните, где теста стало больше? Как вы думаете почему? (ответы детей).
Воспитатель:
Как много нового и интересного сегодня мы с вами узнали о муке. Давайте вспомним, какими же свойствами обладает мука? (ответы детей). Что надо сделать, чтобы хлеб пришел к нам на стол? (дети подводят итог занятия рассказывая о хлебе).
В течение дня воспитатель организовывает с/р игры «Хлебный магазин», «Пекарня». После высыхания колоски из соленого теста раскрашиваются красками и покрываются лаком, используются для игр.