Конспект занятия «Повторение счёта до 10» (для дошкольников)

Как самостоятельно научить ребенка дошкольного возраста считать в пределах 10? Для этого не обязательно записывать его на дорогостоящие обучающие курсы. Сделать это может абсолютно любая мама даже с не педагогическим образованием. Здесь важно выбрать индивидуальный подход для каждого дитя, чтобы не создать ему и себе огромных трудностей.

В Интернете описано очень много различных методик, позволяющих тем или иным способом научить счету. Но все они отличаются своей действенностью: одна позволит научиться быстро, но сложно, другая – потребует уделить этому немного больше времени, чем хотелось бы. И важно выбрать то самое время и метод, чтобы дети не только быстро научились, но и были заинтересованы в этом деле.

С какого возраста лучше учить ребенка считать по ФГОС

Первым этапом в обучении будет выбор времени. Необходимо учитывать, что учить детей считать в 1 год будет не самой лучшей идеей. Нужно выбрать момент, когда возраст чада уже будет достаточным для таких интеллектуальных нагрузок, чтобы попросту не усложнять ситуацию.

Самым оптимальным возрастом для ознакомления со счетом будет 1,5-2 года. Именно в этот момент умственное развитие дитя позволит достаточно легко и в короткие сроки ознакомиться с этим понятием. Не стоит также забывать и об индивидуальности: кто-то может начать раньше, кто-то позже. Хочется отметить, что счет и цифры – разные вещи. Ознакомление с цифрами лучше начинать в период от 2 до 3 лет.

Важные правила обучения счету дошкольников

Как научить ребенка считать?
Самое первое и важное правило – не спешите с началом обучения. Родитель сам должен понимать, какой период жизни малыша будет наиболее приемлем для обучения. Вовсе не важно обучать его всем методикам вычислений, ведь, придя в школу, там он может столкнуться с совершенно другими способами. Не стоит заставлять детей учиться вычислениям в дошкольном возрасте, если они сами того не хотят. Если проявит интерес – значит, пора. Интереса нет – научится в школе.

Второе правило, которое вообще требуется для любого начинания – постепенность. Если родители увидели потенциал у чада и все-таки взялись самостоятельно обучать его, то не следует требовать мгновенного понимания всего смысла счета. Если у малыша получается считать количество палочек у него в руке, то сопоставить их с цифрой на бумаге – довольно трудно. Для этого требуется задействовать абстрактное мышление, которое развивается позже, ближе к 4 годам.

Третье правило: проводить обучение в виде игры. Ведь постоянный и главный интерес детей в дошкольном возрасте – постоянно играть. А все мы знаем, что лучше всех усваивается то, к чему вызван интерес. Вот и нужно делать выбор между несколькими вариантами: попросить дитя посчитать яблоки на обеденном столе, или посчитать их на прилавке во время игры в магазин.

Четвертое правило: учиться повседневно. Это не значит, что нужно выделять определенные часы для того, чтобы посадить дитя на стул и заставлять считать. Это значит, что во время любой игры или прогулки по улице можно мягко намекнуть ребенку, что можно посчитать пальчики у себя на ручке. Такие простые, казалось бы, действия для родителя, но такие непростые для малыша. Идете по улице в кофте – посчитайте пуговицы, играете дома – посчитайте количество стульев.

Если следовать этим простым правилам, то можно не только научить считать в довольно быстрые сроки, но и вызвать интерес к этому.

Работаем со счетами

Считать до десяти малыша следует научить до того, как он поступит в школу. Затем надо выработать вычислительные навыки. Это можно делать на пальцах, спичках. Многие специалисты советуют использовать счеты. Такие приспособления не препятствуют складыванию или вычитанию цифр в уме.
Сегодня у каждого человека есть дома калькулятор. Этот прибор облегчает жизнь, но не развивает математическое и логическое мышление. Поэтому приучать малыша к использованию гаджетов не стоит.

Так ребенок никогда не научится совершать простые математические операции в уме. Счеты следует применять с трехлетнего возраста. С таким приспособлением можно обучать малыша считать до 10, 20, 100, усложнять задачи по мере усвоения материала. Подобное изделие хорошо развивает мелкую моторику и ловкость рук.

Обучение работы со счетами должно строиться по такому алгоритму:

  • набор числа. Выровнять костяшки по одному краю. Это расположение означает ноль. Нижний ряд – это сотые, второй верхний – десятые, третий – четверти. Далее располагаются единицы, десятки, сотни, тысячи. Для набора числа, передвигают определенное количество костяшек в другую сторону;
  • сложение. Набрать на счетах первое слагаемое, а затем второе, передвигая в сторону необходимое количество костяшек, начиная с нижнего ряда;
  • вычитание. Все действия проводятся аналогично сложению, но сверху вниз.

Какие ошибки допускают родители при обучении ребенка счету

Довольно частой ошибкой родителей является спешка. Многим хочется побыстрее научить своих детей считать, чтобы позже выйти на улицу и похвастаться этим перед другими. Этого делать нельзя. Во время спешного обучения можно легко пропустить какой-либо этап развития мышления, ограничить его от другой информации, так нужной для детишек.

Не нужно гнаться за результатами. Если что-то не получается прям совсем – отложите обучение на полгода и дайте малышу побыть со свободной головой, без всех этих знаний о вычислениях. Если родителям нужно, чтобы ребенок знал цифры – оптимальный возраст для этого будет 4 года, но никак не 3 и уж тем более не 2.

Третья ошибка родителей: неправильное обучение. Дело в том, что мамы и папы, как правило, не будут знать определенных методик обучения, даже если они вычитают про нее в Интернете. Это все приводит к тому, что обучение будет скакать через ступеньку, а не подниматься постепенно. Бывают настолько ужасные ситуации, когда малыш еще толком и не выучил цифр, а перед ним ставят сразу несколько примеров сложений.

Ну, и последняя ошибка: не нужно превращать обучение счету дома в школьный урок. Математике чадо сможет научиться в школе и без родителей, их же задача – дать начальные знания того или иного действия при счете, но никак не научить безошибочно решать примеры. Когда малышу будет комфортно учиться – тогда и нужно заниматься с ним, но когда на это нет настроения – зачем настаивать?

Занятия с числовыми карточками

Числовые карточки – картинки, где количество предметов соответствует определенному числу.

Именно с этих карточек лучше всего начинать знакомство с составом чисел, потому что данный способ наглядный и более доступный. Вот пример таких карточек:

Для начала следует объяснить ребенку, что такое сложение: прибавляя к одному числу другое, мы получаем третье число. Лучше всего это продемонстрировать на небольших предметах (конфетах, пуговках, камушках, карандашах и т.д.) или карточках: например, на одной нарисовано 2 банана, а на другой 3 апельсина. Если их сложить вместе, сколько всего получится фруктов? Ребенок пересчитывает все фрукты и называет сумму. А вместе с тем, постепенно запоминает, сколько будет, если сложить те или иные числа.

После того, как появилось понимание процесса сложения разных предметов, можно браться за состав числа. Взрослый называет количество предметов, которое должно получиться в итоге и вместе с ребенком они собирают разные комбинации. Начать лучше с маленьких чисел и постепенно увеличивать.

Например, нужно собрать 4 яблока. Предлагаем ребенку карточку, где нарисовано только 1 яблоко и спрашиваем, какую еще нужно выбрать, чтобы яблок в итоге стало 4. Затем берем карточку с изображением 2 яблок и задаем тот же вопрос. Таким образом, перебираются все возможные комбинации.

Постепенно можно переходить к большим числам, где количество комбинаций будет увеличиваться. При многократном повторении состав каждого числа укладывается в памяти и потом воспроизводится уже механически.

Как научить считать в уме без пальцев


Как научить ребенка считать в пределах 10
После того, как ребенок освоил навыки счета на предметах и уже имеет начальное понятие о цифрах, а это приблизительно 6 лет, то он готов приступать к обучению счета в уме. Вообще этот навык необходимо развивать в школе, на уроках математики, но многие родители также могут попробовать себя в роли учителя.

Счет в уме – понятие абстрактное, то есть будет очень трудно восприниматься детьми. Поэтому обучение такому действию необходимо проводить постепенно, опираясь на все те же практические действия с предметами. Чтобы малыш легко воспринимал счет в уме, необходимо очень хорошо познакомить его с числами. Нужно объяснить, что цифра обозначает определенное количество каких-либо предметов.

Во время того, как дите будет считать три предмета, нужно обязательно показать ему цифру 3 на листочке. Хорошим действием для закрепления материала будет просьба показать три пальца на руке. Нужно сформировать некий образ, чтобы у маленького при виде цифры 3 крутились в голове три яблока, которые он считал до этого.

Хорошим способом будет игра с кубиками и коробкой. В коробку должно уместиться ровно 20 кубиков, разделенных на два ряда. Во время того, как малыш будет заполнять коробку, он будет визуально видеть и запоминать, сколько и куда нужно положить. Со временем у него выработается навык, позволяющий сразу определить, сколько кубиков не хватает в одном из рядов.

Необходимо сделать так, чтобы ребенок узнавал цифру, ассоциируя ее с числом и количеством предметов, визуально их представляя. Завершенным обучение можно считать, когда чадо сразу, не пересчитывая или не касаясь предметов, смогло бы их посчитать и назвать точную цифру.

Видео: Математическая считалочка. Стихи на сложение и вычитание единицы. Наше_всё!

Когда ребенок понял весь процесс сложения, можно приступать и к вычитанию. Педагоги же советуют научить малыша, перед обучением вычитания, обратному счету, так ему станет легче освоить новую информацию.

ВАЖНО: Отличным примером будет, если положить на стол два яблока, а потом одно забрать. Ребенок должен сказать сколько у него яблок сейчас. Дети большие собственники, и хорошо запомнят подобные примеры.

Как и при обучении счета, все мини-уроки должны проходить только с позитивным настроением и интересными примерами. Отлично помогут справиться с поставленной задачей пособия. Это могут быть как книжки, так и тетрадки. Но и к их выбору следует отнестись с большой ответственностью.


Игра лучший способ научить ребенка считать

Учимся складывать и вычитать: методики

После того, как вашему маленькому члену семьи стали подвластны умения считать предметы в уме и сходу, то пора бы уже освоить такие навыки, как сложение и вычитание.

Счет по линейке

Один из самых легких способов обучения, но не самый эффективный для будущего. Научиться считать по линейке довольно просто, но будет немного труднее перейти к более продвинутым способам вычисления.

Для того, чтобы научить детей счету по линейке, необходимо объяснить следующее:

  1. Чтобы сложить две цифры, например, “3” и “6”, нужно найти на линейке цифру “3” и отсчитать вправо 6 единиц (сантиметров). Цифра, на которую придет малыш – “9”. Значит 3+6=9.
  2. С вычитанием все аналогично сложению, только двигаться нужно не в правую, а в левую сторону линейки. Так, если от 6 нужно отнять 3, то двигаемся влево на 3 единицы и попадаем на цифру 3.

Предметный счет

Самый простой и самый популярный способ. Нужно взять количество предметов, в пределах которого нужно научиться считать. Допустим, это будет 10 яблок.

Чтобы прибавить 4+2 нужно попросить отложить из кучи два яблока. Потом добавить еще 4. Теперь необходимо посчитать количество яблок, получившееся в отдельной группе – их будет 6. С вычитанием все аналогично: попросите маленького убрать из получившейся кучи 3 яблока и посчитать остаток – будет 3.

Методика Марии Монтессори

Это методика осваивается на самостоятельном обучении ребенка. Все, что нужно от взрослого – среда для обучения, то есть предоставить необходимые предметы, используя которые дети сами будут учиться математике. Эти предметы подбирала и изобретала сама Монтессори в процессе разработки своей методики.

Данный метод позволяет пробудить математический дух, вызвать интерес к счету.

Методика Сергея Полякова

Для обучения этой методикой родителям понадобится коробок и кубики. Изначально их количество не будет превышать 5, но со временем будет увеличиваться вплоть до ста. Также необходимо напечатать на листиках цифры от одного до количества кубиков.

Суть проста: берется два кубика и листки с цифрами “1” и “2”. Перед участником кладут один кубик и рядом с ним листочек с единицей, объясняя, что это один кубик. Сразу после этого добавляется второй куб, а цифра меняется на двойку, и объясняется, что теперь это два кубика. После этого дитя просят повторить за родителем.

После того, как дитя справилось с этим испытанием, необходимо объяснить, что коробка – маленький домик, а кубики – его жильцы. Далее показывается, что дома находится один человек, а потом к нему приходит второй. После этого попросите ребенка ответить, сколько теперь человек в доме.

После нескольких повторов делается крышка для коробки – крыша дома. Теперь все так же: один человечек приходит к другому, но все это накрыто крышей. Малыш должен назвать количество человечков, но не смотреть на них.

В процессе игры количество кубиков повышается и повышается.

Методика Глена Домана

Как научить ребенка считать по методике Домана? Эта методика заключается в том, что обучение происходит очень рано. Вернее, нужно начинать настолько рано, насколько это возможно. Считается, что чем младше дитя – тем легче ему воспринимать информацию.

Для начала занятий родителям потребуется приготовить 100 карточек размеров 27×27 сантиметров. На каждой из них необходимо изобразить точки диаметром не более 2 см от 1 до 100. Нужно объяснить учащемуся, какое количество точек на какой карточке. Необходимо озвучить количество точек на первых пяти карточках громким и четким голосом, на каждую из них уделять не более 15 секунд. Изучением этой пятерки нужно заниматься 3 раза в день.

На следующий день добавьте у уже имеющемуся набору еще пять карточек с количеством точек по порядку. Получится 10 листков, на каждом из которых точек от 1 до 10. И так добавляйте каждый день по пятерке.

После того, как ребенок начал осваивать понятие “количество”, можно приступать к изучению сложения и вычитания. Для большей простоты можно приготовить еще три листочка с плюсом, минусом и знаком равенства. Теперь необходимо выкладывать нужные карточки в нужном порядке, например: пять (листочек с 5 точками) плюс (листочек с плюсом) два (две точки) равно (знак равенства) семь (семь точек). С вычитанием аналогично.

Ментальная арифметика

Как научить ребенка считать методом «Ментальная арифметика» ? В основе обучения счету этой методикой является обучение с Абакусом. Это своего рода счеты, костяшки которых расположен определенным способом. Методика достаточно сложна, но позволяет научить детей считать в уме огромные числа.

Одно из основных правил: считать необходимо слева направо. То есть не так, как привыкли многие. Нужно запомнить, что верхние кости Абакуса равны значению “5”, а нижние – “1”. Все колонки делятся на единицы, десятки, сотни, тысячи и миллионы.

Например, взять просто пример 1+2. Необходимо на самой крайней колонке, обозначающей единице, поднять 1 костяшку, а затем еще две и посчитать, сколько получится.

Для примеров посложнее, например, 11+23 необходимо разделить число на десятки и единицы. После этого в правой колонке отложить 1 костяшку, а затем еще 3. Получится 4 единицы. Далее в колонке, обозначающей десятки, необходимо взять 1 кость, а после прибавить к ней 2. После этого сложить десятки и единицы (просто совместить полученные цифры рядом, если получилось число не более 9) и получится 34.

С вычитанием все аналогично, только кости придется не поднимать вверх, а опускать от всех.

Подробное описание развивающих методик для детей дошкольного возраста вы можете увидеть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Сингапурский метод

Этот метод заключается в своей особой форме: во время урока учащиеся собирают понятия и формулы, которые, как конструктор, собираются в одно занятие. Они называются структурами.

Как научить ребенка считать сингапурским методом? В одной статье об этом не расскажешь. Всего таких методов около 250, все они позволяют детям проявлять самостоятельность в изучении счета.

Заучивание таблиц

Этот метод полностью основан на заучивании таблиц сложения и вычитания. Все они подобны всеми любимой таблице квадратов, которая служила шпаргалкой чуть ли не у каждого. Только здесь ни у кого не будет под рукой этой таблицы, придется ее выучить.

Считается, что если учащийся выучит такую таблицу хотя бы до 20, то дальше он уже поймет все суть и сможет складывать даже большие числа. В общем и целом, метод “напролом”.

Запоминаем цифры

Есть множество методов запоминания цифр. Сегодня в детских магазинах продаются специальные карточки. Обучать счету легко в повседневной жизни, используя возможности окружающего мира.


Требуется считать предметы, покупая продукты в магазине, гуляя на улице. Для более успешного запоминания можно заготовить специальные карточки с цифрами и носить их всегда с собой.

Находясь в очереди в поликлинике либо на рынке, необходимо считать с ребенком людей и соотносить полученное число с изображенным на карточке. Также малышу будет интересно сравнивать, у кого на одежде больше пуговиц: у него или у мамы.

Научить различать цифры можно при помощи пятиминутных занятий. Они должны быть запланированными и проходить регулярно. Ребенку необходимо быстро показывать карточки, на которых изображены цифры и соответствующее количество кружков. Параллельно следует называть число. Такое занятие эффективно, когда малыш внимателен и сосредоточен.

Постепенно он начнет понимать цифры, соотносить их с количеством. После этого занятие можно усложнить – разложить перед ребенком карточки в любом порядке и попросить его подавать те, которые соответствуют услышанному им числу. Полезно нарисовать на листах бумаги красочные цифры и развесить их на видных местах по всей квартире.


Так, запоминание будет проходить легче и интереснее. Можно периодически просить ребенка приносить карточки с определенным числом. Малышу будет проще, если он начнет получать задание находить цифру, которая соответствует количеству фасолинок или яблок изображенному на картинке.

Полезно приобрести магниты на холодильник. С ними легко проводить развивающие занятия, проявляя много фантазии.

Можно собрать из конструктора паровоз, поставив в него цифры, обозначающие порядковые номера вагонов. Также полезны специальные обучающие книжки и мультфильмы по счету. Лепка цифр из пластилина, теста, кинетического песка даст толчок к развитию и обучению арифметике.

Игры и упражнения, обучающие счету дошкольников

Как научить ребенка считать играючи? Существует много различных обучающих игр для детей дошкольного возраста. Все они имеют свой смысл и жанр, но суть одна – обучить детей счету. Вот некоторые их них:

  1. Положи столько же – думаю, название говорит само за себя;
  2. Покажи столько же;
  3. Найди себе место – для игры понадобится много места и детей. Кладутся обручи на пол, а внутри них – листочки с цифрами. Игроки двигаются по комнате, а по сигналу становятся вокруг обруча в том количестве, какая цифра лежит в обруче;
  4. Пазлы, на которых написаны цифры. Необходимо их выложить в правильном порядке.

В любом случае, самым банальным и легким упражнением будет использование счета с малышом в повседневной жизни. Видите цветы на клумбе – посчитайте. Считать можно абсолютно все, даже пальчики на руках.

Как развивать интерес ребенка к счету

Никому из детей не понравится, если их родители будут вечерами заставлять их заниматься счетом. Но всем детям нравятся игры. Попробуйте сделать из занятия игру, которая будет интересна и вам и малышу.

Как научить ребенка считать? Также, действенным способом будет вознаграждение за каждое правильное действие. Естественно, баловать никого нельзя, но поощрять за хорошую работу – почему бы и нет? Не забывайте создавать благоприятную атмосферу для обучения, ведь, если малышу будет нравится этим заниматься, то он может даже и не заметит, что ему сделали обучающую программу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]