Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 станицы Кавказская муниципального образования Кавказский район.
Консультация для родителей.
«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Воспитатель: Подлеснова ЕС.
ст. Кавказская
2021 – 2022 учебный год.
Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям.
В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сферы у детей. Эмоциональная сфера
– одна из важнейших составляющих человеческой личности. Страх и восторг, печаль и радость, тоска и воодушевление составляют основу нашей жизни. Негативные эмоции заставляют человека страдать. Пытаясь избавиться от них, родители прививают детям неправильные схемы реагирования. А ведь именно отрицательные эмоции предупреждают нас об опасности, заставляют быть внимательными, способствуют самосовершенствованию. Чтобы преуспеть в жизни, стать адекватной личностью, нужно научиться правильно понимать эмоциональные сигналы и поступать осознанно. Положительные эмоции, наоборот, окрыляют. Некоторые взрослые чересчур стремятся к удовольствиям, делают их смыслом своей жизни. Такие правила воспитания превращают отпрысков в требовательных и капризных тиранов. Большинство же людей воспринимают веселье как нечто редкостное, возможное только «по праздникам» и по особому поводу. У них вырастают дети, которые повзрослев, совсем не умеют радоваться просто так. Люди не рождаются оптимистами или пессимистами. Если родители склонны видеть в любом событии, прежде всего, хорошее, то и дети унаследуют оптимистичное мировосприятие. Родители, часто наказывающие детей, строго следящие за их ошибками, провоцируют формирование пессимизма и неуверенности. Эмоциональное воспитание – это приучение ребенка к определенному типу реагирования. Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия – то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь.
Говорим о чувствах
Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает. По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов. В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться. Рекомендация родителям:
учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Для этого нужно расширять словарный запас ребенка. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Переслегина И.В. воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Умка» г. Абакан
Аннотация: статья посвящена рассмотрению эмоционального состояния и благополучия дошкольников в современной семье. Определяется, что детско-родительские отношения, являясь одним из важных факторов эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, оказывают непосредственное влияние на выработку у них привычек поведения и критериев оценки происходящего.
Ключевые слова: семья, ребенок, эмоциональное состояние, эмоциональное благополучие, психологический климат семьи.
Эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста и поэтому является основой для осознания ребенком себя. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоция представляет собой сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности. Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружа-ющей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, полезности или вредности.
Эмоции ребенка многообразны, открыты и часто сменяемы, подвижны, импульсивны, неосознанны. Они связаны с выражением своих возможностей. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения, которые преобладают над процессами торможения.
Понятие «эмоциональное состояние» определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта ( «мне хорошо», мне плохо»), выступает в качестве интегральных ощущений благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. А.Д. Кошелева отмечает, что это понятие сопоставимо с понятием «настроение», которое она интерпретирует как в разной степени осознаваемое психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида [4]. Сопоставимо оно также и с понятием «эмоциональное самочувствие», которое определяется как ощущение либо переживание ребенком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.
Положительный эмоциональный фон ребенка, с точки зрения О.И. Бадулиной, находит проявление я в приподнятом настроении, улыбке и жестах, которые выражают открытость и расслабленность. Он легко вступает в процесс коммуникации и игры, проявляя заинтересованность. Для отрицательного эмоционального фона дошкольника свойственна подавленность, плохое настроение, растерянность, грустное выражение лица [2].
В исследовании эмоционального состояния дошкольников, проведенном Д.Д. Акбаевой, базовым рассматривается устойчиво конструктивное, комфортное эмоциональное состояние личности, которое влияет на внутрисемейные отношения, развитие познавательной сферы, эмоционально-волевую структуру, стратегию поведения в стрессовых ситуациях, взаимоотношения со сверстниками [1]. В целом, подобное состояние представляется автором как чувство эмоционального благополучия, в котором выделяются три основных уровня: высокий, средний и низкий, изменяющиеся в зависимости от характера детско-родительского взаимодействия. Например, высокий уровень проявляется в семье, где доминирует поддерживающий тип взаимодействия.
Благоприятный психологический климат семьи ведет к сплоченности семьи, возможности всестороннего развития личности каждого ее члена, высокой доброжелательности и требовательности членов семьи друг к другу, чувству защищенности и эмоциональному благополучию.
Е.Г. Клачкова характеризует эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно-эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками [3]. Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. В связи с этим становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем воспитания.
Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, способствует созданию предпосылок для его социализации. У ребенка осуществляется процесс формирования эмоционального поведения в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся ситуации взаимодействия. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, формируют предпосылки для эмоционального благополучия. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками. Нарушение детско-родительских отношений зачастую становится источником формирования различных психологических проблем.
К сожалению, современные родители, не осознавая всей ответственности за развитие личности ребенка, недооценивают роль детско-родительских отношений. В такой ситуации ребенок может некритично усваивать предъявляемые ему нормы и образцы поведения. Родителям необходимо помнить о том, что заложенный в дошкольном возрасте фундамент положительного самовосприятия обеспечит благоприятное личностное развитие. Родительская позиция – один из важных факторов, оказывающих влияние на формирование образа «Я» ребенка. Отталкиваемый и отвергаемый дошкольник чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на второй план. Соответственно, образ «Я» у него будет формироваться негативный (возникает самоопределение «Я – плохой»).
Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения с ним, не участвуют в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами. Свое разрушительное влияние также оказывает сниженный эмоциональный тонус отца и матери, негибкость отношений к ребенку, эмоциональная «глухота», концентрация на собственных переживаниях. Это создает у ребенка чувства недоверия к взрослым, собственной ненужности, формирует конфликтный тип личности.
Стоит подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из педагогической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирования у детей позитивных социальных установок. В связи с этим требуется помочь семье обрести педагогическую компетентность – в этом заключается одно из направлений работы педагогов по поддержке здоровья детей.
Таким образом, семья, несомненно, играет огромную роль в процессе развития личности дошкольника. Родители обязаны обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его эмоциональное здоровье, способствовать становлению позитивного образа «Я»; формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка; воспитывать понимание представление своей роли в ближайшем социокультурном пространстве.
Список литературы
- Акбаева, Д.Д. Психологические особенности эмоционального благополучия ребенка в семье / Д.Д. Акбаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 55-3. – С. 299 – 306.
- Бадулина, О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: автореф. дис…. канд. пед. наук. – М., 1998. – 22 с.
- Клачкова, Е.Г. Эмоциональное здоровье дошкольников как основа социально-коммуникативного развития / Е.Г. Клачкова // Методист. – 2015. – № 9. – С. 66 – 68.
- Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
Следующая > |
«Эмоциональное благополучие ребенка»
Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка?
В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка.
По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?
1. Нарушение режима дня.
2. Несогласованность требований к ребенку.
3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту.
4. Изобилие ненужной информации.
5. Желание родителей долго находится с ребенком в местах массового скопления людей.
6.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.
7. Неблагополучное состояние в семье.
Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.
Известный психолог Л.С. Выготский о (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.
Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?
Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.
Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Поцелуй – это то, что являет на любовь и заботу, снимает боль и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Но родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.
Советы для родителей «Минуты нежности»
1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.
2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.
3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.
4. Используйте для спокойных, нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.
5. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.
6. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, — и это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему загрустившему малышу – и он повеселеет.
«Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка — дошкольника»
4 года
Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:
— способен к сотрудничеству со сверстниками;
— способен усвоить правила очерёдности;
— может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
Нормальное «плохое» поведение:
— напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).
5 лет
Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:
— соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
— лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
Нормальное «плохое» поведение:
— разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
— бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
6 лет
Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
— способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;
— удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
— начинает осознавать свои переживания;
— начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
Нормальное «плохое» поведение:
— ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
— повышенная двигательная активность;
— ябедничество;
— небрежность в выполнении монотонных операций.
Тест на оценку уровня тревожности и
выявление признаков психического напряжения по А. И. Захарову
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.
- Легко расстраивается, много переживает.
- Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
- Капризничает и раздражается по пустякам.
- Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
- Бывают припадки злости.
- Заикается.
- Грызёт ногти.
- Сосёт палец.
- Имеет плохой аппетит.
- Слишком разборчив в еде.
- Засыпает с трудом.
- Спит беспокойно.
- Неохотно встаёт.
- Часто моргает.
- Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.
- Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.
- Старается быть тихим.
- Боится темноты.
- Боится одиночества.
- Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.
- Испытывает чувство неполноценности.
Обработка результатов
28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.
20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.
14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.
7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.
Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.
Любите своих детей,
больше времени проводите с ними, и, тогда
они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!