Сколько бы вам сейчас не было лет, но слово «математика» у взрослых ассоциируется со школой. Многие помнят школьные уроки, а возможно и своих учителей, но мало кто из родителей может припомнить занятия по математике в детском саду. А именно у детей с дошкольного возраста начинают формировать элементарные математические представления.
Многие родители подумают «Для чего обучать малыша математике с 3 лет?». В нашей статье мы постараемся подробно рассказать, для чего ребенку нужны занятия по математике и чему он должен научиться в 3-4 года.
Учимся считать с 3-х лет
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, занятия по математике существенно отличаются от уроков в школе. Для детей, посещающих детские сады, обучение проводится в игровой форме и на специально организованных занятиях, закрепить материал, ребята могут с помощью дидактических (развивающих) игр. Для каждой возрастной группы существуют определенные задачи.
Занятия по математике развивают у детей логику, мышление. Какие представления и навыки должен приобрести ребенок 3-4 лет?
Количество
В этом возрасте дети должны понимать, что множество предметов состоит из отдельных или однородных предметов. Например, взрослый просит детей найти среди множества зайчат такого же, как у него в руке.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых дети подбирают и группируют предметы по определенным признакам, например: «Сложите все мячики синего цвета в корзину, в одну коробку – маленькие грибочки, а в другую – большие». Выполняя задания, дети понимают, что все предметы можно объединить по определенному признаку.
Учим понятие количество по картинке
Для того чтобы научить детей 3 лет понимать слова «один» и «много» предлагается следующее упражнение: в соответствии с количеством детей, на стол кладутся яблоки. Взрослый обращает внимание, на то, что на столе лежит много яблок, после чего просит каждого ребенка взять по яблоку. Малыши видят, что с каждым разом яблок становится все меньше и меньше, и в результате «много» исчезает. Взрослый говорит, что у каждого ребенка по одному яблоку, а на столе нет ни одного. После того, как взрослый предлагает детям положить по одному яблоку обратно на стол, то получается снова много яблок.
Обучая детей 3 – 4 лет сравнивать группы предметов, взрослый знакомит с понятиями «равенство» и «неравенство».
Игра “Поймай рыбки” с определенным количеством
Для этого используется прием наложения. Например, на карточке изображено 5 котят. Взрослый предлагает каждого котенка «посадить» в корзинку, разместив картинку, с изображением корзины под каждым котенком. После чего обращает внимание, что корзин «столько же» сколько котят, а значит «поровну». Убрав одну картинку с изображением корзины, дети понимают, что котят стало «больше», а корзин – «меньше».
Упражнения
Упражнение первое
Рассмотрите внимательно картинку с ребенком и задайте ему несколько вопросов по картинке.
Найди и покажи прямоугольник синего цвета.
На картинке есть квадраты красного цвета?
Какого цвета треугольники?
Найди и покажи круг черного цвета.
Какого цвета нарисованы квадраты?
Какого цвета нарисованы прямоугольники?
Упражнение второе
Рассмотрите внимательно картинку с ребенком и задайте ему несколько вопросов по картинке.
Из каких фигур состоит дом?
Какого они цвета?
На какую геометрическую фигуру похоже солнце?
Какого цвета солнце?
Величина
Дети 3 – 4 лет учатся сравнивать различные предметы (брусочки, полоски бумаги, ленты) по ширине, длине и высоте, и пользоваться словами: «длиннее – короче», «одинаковые по длине»; «шире – уже», «одинаковые по ширине»; «выше – ниже», «одинаковые по высоте»; «больше – меньше», «одинаковые по величине».
Карточки изучения величины “больше-меньше”
Вначале дети, учатся сравнивать предметы по какому-нибудь определенному признаку. Так, например, накладывая одну ленточку на другую, ребята понимают, что красная лента длиннее синей, а синяя – короче красной.
После того, как дети научатся сравнивать величину и обозначать ее словами, можно провести дидактическую игру «Поручение». Взрослый, от имени куклы, просит принести, высокую елочку, длинную дорожку, короткую ленту, найти морковку такой же высоты…
Игры на понятия “больше/меньше” можно купить в магазине
Геометрические фигуры
Дети 3-4 лет знакомятся с квадратом и кругом. Для этого взрослый дает каждому ребенку разные по цвету силуэты квадрата и круга. Показывая, например, квадрат синего цвета просит детей найти у себя такую же фигуру. То же самое он проделывает с кругом красного цвета, при этом название фигуры не произносит. Дальнейшее обследование геометрических фигур происходит осязательно-двигательным путем. Ребята многократно проводят пальцем по контуру фигуры и произносят ее название.
Изучение фигур проще всего проводить в игровой форме
Для закрепления материала, можно поупражнять детей и предложить, например, положить все квадраты на нижнюю полоску, а круги – на верхнюю; поднять фигуру в руке и назвать ее; сложить круги в лоток, а квадраты – в коробочку или поиграть в игры «Отгадай, что лежит в мешочке», «Найди домик».
Ориентировка в пространстве
В этом возрасте ребята учатся ориентироваться в пространстве «от себя», и усваивать такие понятия как: направо (справа), налево (слева), вперед (впереди), сзади (позади), вверху, внизу.
При обучении ориентировки в пространстве, за основу берутся части тела самого ребенка: внизу – там где ноги, вверху – там где голова, сзади – спина, а впереди – лицо, справа – правая рука, а слева – левая. Научиться ориентироваться в пространстве малышам помогут следующие упражнения: «Помаши курочке правой рукой, затем – левой»; «Куда поскакал зайчик» (вверх, вниз по горочке); «Вытяните флажки вперед (перед собой), спрячьте их назад (за спину).
Ориентирование в пространстве по карточкам
Следует учитывать, что при выполнении всех упражнений все дети должны стоять лицом в одну сторону, а движения взрослого должны быть выполняться в зеркальном отражении.
Ориентировка во времени
В повседневной жизни дети учатся ориентироваться во времени. Хорошим помощником станет четкое выполнение режима дня.
Взрослый знакомит детей с частями суток – утро, день, вечер, ночь. В процессе выполнения режимных моментов, взрослый говорит, что сейчас утро, мы с вами проснулись, умылись, делаем зарядку и завтракаем. Перед обедом нужно сказать, что сейчас день, мамы с папами на работе, а мы с вами занимаемся, гуляем, и обедаем.
Игрушечные часы пазлы
Для закрепления частей суток можно предложить детям рассмотреть картинки, которые позволят ответить на вопросы: «Что делают ребята, изображенные на картинке?»; «Когда мы гуляем, спим?». Читая художественные произведения, можно предложить детям указать на картинку, которая характерна для деятельности людей в определенное время суток (день, ночь, утро, вечер).
Надеемся, что все вышеперечисленные упражнения помогут взрослым правильно сориентироваться и поспособствуют качественному проведению занятий по математике с дошкольниками.
Оставить комментарий
Упражнения
Упражнение первое
Посмотрите внимательно на картинку на ней нарисованы разные предметы и цифры.
В первой строчке надо посчитать утят и соединить их с цифрой.
Во второй строчке надо посчитать зайчиков и соединить их с цифрой.
В третьей строчке надо посчитать квадраты и соединить из с цифрой.
Упражнение второе
В этом упражнении на против каждой цифры надо нарисовать предметы.
В первой строчке на против цифры надо нарисовать красные шарики.
Во второй строчке на против цифры надо нарисовать желтые кубики.
В третьей строчке на против цифры надо нарисовать зеленые кружочки.
Дидактические игры по математике для детей 4 года жизни (Игры №1-6)
Статья Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада здесь.
Программное содержание: формировать представление о понятиях «много» и «один», умение выделять единичный предмет из множества, образовывать множество из единичных предметов; познакомить со словами «много», «один», концентрировать внимание на количестве предметов в окружающей среде.
1. Волшебный мешочек
Пособия: маленькие пластмассовые куклы (по количеству игроков), грузовая машина с привязанной веревкой, чтобы удобно было ее возить, мешочек.
Ход игры. Воспитатель показывает детям маленьких кукол и спрашивает, какие это игрушки лежат на столе.
Дети. Маленькие куклы.
Воспитатель. Много кукол лежит у меня на столе. (Вызывает 2-3 детей, предлагает им погладить кукол, рассмотреть, как их много. Далее показывает детям мешочек и объясняет, что они сейчас поиграют с этим волшебным мешочком. Вызванный ребенок прячет кукол в волшебный мешочек).
Воспитатель. Сейчас, дети, вы будете получать из мешочка по одной кукле. Но волшебный мешочек открывается только тому, кто хорошо себя ведет. Подойди, Оля, опусти руку в мешочек и достань одну куклу. Сколько ты, Оля, получила кукол, покажи всем детям.
Оля. Одну куклу.
Воспитатель. Ира, сколько Оля получила кукол?
Ира. Одну.
Воспитатель вызывает 2-3 детей и предлагает им выполнить ту же задачу.
Одновременно активизирует и других детей, предлагает им наблюдать за действиями вызванных детей и называть, сколько кукол они будут доставать из мешочка. При этом он следит, чтобы дети не ошибались.
Вова вытащил из мешочка несколько кукол. Воспитатель помог ему отделить одну куклу, остальные ребенок опустил снова в мешочек. Дети с куклами проходят на свои места.
Воспитатель. Вы, дети, хорошо себя вели, поэтому сейчас мешочек откроется для всех. (С этими словами он обходит всех детей с тем, чтобы остальные дети тоже взяли себе по одной кукле). У всех у вас по одной кукле, покажите их. Сейчас мы покатаем кукол в машине. К кому машина подъедет, то посадит свою куклу в машину. (Медленно провозит машину мимо детей, а они по очереди сажают в нее своих кукол). Витя, сколько кукол ты посадил в машину?
Витя. Одну.
Воспитатель (спрашивает еще 1-2-х детей, а потом обращается ко всем). Посмотрите, дети, а сколько сейчас кукол в машине?
Дети. Много.
В конце игры воспитатель предлагает ребенку отвезти на машине всех кукол в игрушечный уголок.
2. Игра с флажками
Пособия: флажки (по количеству игроков).
Ход игры. Воспитатель показывает детям флажки: «Посмотрите, дети, как много у меня флажков (дает их подержать 1-2 детям). Флажков так много, что они не помещаются в руках у Оли».
Воспитатель (берет один флажок). Я возьму один флажок. Сколько я взяла флажков?
Дети. Один.
Воспитатель. А сейчас каждый из вас возьмет один флажок. Наташа, возьми один флажок. И ты, Игорь, возьми один флажок.
Миша хочет взять два флажка. Воспитатель поправляет его: «Ты возьми один флажок, вот это один флажок».
Дети ходят по комнате с флажками, размахивают ими, поют песенку о флажке.
Воспитатель созывает детей к себе: «А сейчас вы сами поставите флажки в вазу. Саша, сколько ты поставил флажков?».
Саша. Один.
Воспитатель. А ты, Игорь, сколько поставил флажков?
Игр. Один.
Воспитатель. Каждый поставил по одному флагу и их снова стало много. Сколько стало флажков?
Дети. Много.
3. Поиграйте с пирамидкой
Пособия: одинаковые пирамидки (по одной на каждого игрока).
Ход игры. Воспитатель показывает пирамидку, предлагает ребенку поиграть ею; ставит перед собой и ребенком по пирамидке. Затем снимает все кольца со своей пирамидки, берет их руками, говорит о том, что их много. Воспитатель предлагает ребенку снять кольца с его пирамидки, поиграть ими, говорит, что и у него их много. Далее воспитатель находит в себе самое большое кольцо, показывает его ребенку и надевает на стержень своей пирамидки, говоря при этом: «Надел одно кольцо». Помогает ребенку найти такое же кольцо и говорит: «И ты надень одно кольцо». Затем воспитатель находит себе кольцо несколько меньшего размера и, надевая его, снова говорит: «Еще одно кольцо надел». Воспитатель предлагает ребенку найти такое же кольцо у себя и надеть его на стержень.
Действия ребенка воспитатель сопровождает словами: «Сколько Витя надел колец?». «И Витя надел еще одно кольцо», — говорит воспитатель, если ребенок молчит. Когда игрушка составлена, воспитатель о.
4. Спасайте зайчиков от лисы
Пособия: силуэты зайчиков, вырезанные из бумаги (по одному на каждого ребенка), игрушечная лиса.
Ход игры. Воспитатель показывает детям зайчиков (все силуэты установлены на подносе): «Смотрите, как много зайчиков собралось. Правда, много?».
Дети. Много!
Воспитатель. Сейчас каждый из вас возьмет по одному зайчику. Сначала Игорь подойдет. Сколько зайчиков ты взял? (Одного). А сейчас Катя. Вася, сколько зайчиков взяла Катя? (Одного). А Лиза возьмет столько же зайчиков, сколько взяла Катя. Сколько ты, Лиза, взяла зайчиков? (Одного). Теперь я подойду к каждому. Вы тоже возьмите по одному зайчик. Пусть все зайчики прыгают на полянке.
Дети садятся на корточки, а зайчиков ставят у своих ног и делают движения как будто зайчики подпрыгивают.
Воспитатель. Сколько зайчиков прыгает на поляне?
Дети. Много.
Воспитатель (ставит игрушечную лису у горшка с цветком). Посмотрите сюда. Кто это под кустом сидит?
Дети. Лисичка.
Воспитатель. Сколько лисичек?
Дети. Одна.
Воспитатель (подсовывает лису к зайчиков). Смотрите, лиса подкрадывается к зайчикам, она хочет их съесть. Спасите зайчиков от лисы (делает движение, как будто лиса бросается на зайцев. Дети бегут к своим стульчикам).
Воспитатель. Спасли зайчиков от лисы? Видишь, лиса, ты одна, а нас много. Мы не пустим тебя к зайчикам.
5. Куры и петух
Пособия: шляпки из бумаги для «кур» и «петуха». Стульчиками отгораживается «курятник».
Ход игры. Воспитатель надел детям шляпки, изображающие голову курицы, а одному ребенку шляпку, изображающую голову петушка.
Воспитатель. Вы все курочки, а Коля — петушок. Курочек много, а петушок один. Петушок, иди в «курятник» и позови курочек.
Петушок заходит за загородку со стульчиков и зовет курочек «Ко-ко-ко!». Дети заходят за загородку.
Воспитатель. Сколько курочек собралось в курятнике?
Дети. Много.
Воспитатель. А сколько петушков?
Дети. Один.
Воспитатель (уходит в сторону и зовет кур). Цып-цып-цып! Ешьте зернышки. Петушок, позови курочек, вот здесь я насыпала зернышки.
Петушок зовет курочек. Дети подходят и делают вид, будто клюют зерна. В конце игры петушок ведет курочек гулять.
Воспитатель. Уже поздно. Петушок, веди курочек спать!
Дети заходят за загородку.
Воспитатель: Какой большой курятник. Курочек много, но все разместились. Правда, курочек много?
Дети. Много.
Воспитатель. А петушков тоже много?
Дети. Петушок один.
6. Отгадайте, где-много, а где-один
Понадобится: два ведра разного цвета, мелкие предметы (в красном ведерке — один, в зеленом — много), две салфетки, ширма.
Ход игры. Воспитатель. Дети, вы знаете, что в этих ведрах? Нет? Володя, иди сюда, опрокинь это ведерко, пусть дети увидят, что было в нем.
Дети видят, что из ведерка выпал один каштан.
Вызванный дальше ребенок показывает, что во втором ведерке было много каштанов.
Воспитатель. В каком по цвету ведерке был один каштан? (В красном). А в каком ведерке было много каштанов? (В зеленом).
После этого воспитатель, пользуясь ширмой, чтобы дети не видели, пересыпает много каштанов в красное ведерко, а один — в зеленый. Ведерки накрывает салфетками.
Воспитатель. Дети, вы помните, в каком ведерке был один каштан?
Дети. В красном.
Воспитатель. Иди, Таня, покажи.
Таня (подошла). Вот в этом, красном.
Воспитатель. Опрокинь ведерко и покажи, сколько сейчас в нем каштанов.
Дети видят, что в красном ведерке теперь много каштанов. А дальше убеждаются, что в зеленом ведерке находится только один.
Игрушки можно заменять, вместо ведерок давать корзины, вызвать других детей.