Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Русский сувенир (Матрешки)».


Основные этапы изображения матрешки

Деревянные игрушки, которые вкладываются одна в другую, по русской традиции всегда были расписными. Сувенир имеет множество стилей. Название росписи связано с той местностью, где она была сделана. Например, Загорская, Кировская, Семеновская, Туринская и так далее.

По данной инструкции научиться рисовать деревянную игрушку можно как на бумаге, так и другой основе (яйце, камне и так далее):

Часть работыОписание выполнения
ГоловаИзобразить круг небольшого размера. Для получения ровных краев геометрической фигуры можно воспользоваться циркулем или круглым предметом различного диаметра — блюдца, крышки, чашки и другие.
ТуловищеНиже нарисовать второй круг, но размером больше. Оба круга должны соприкасаться друг с другом.
ФормаЧтобы получить традиционную форму деревянной игрушки, круги нужно соединить плавными линиями, а лишние детали убрать ластиком.
ЛицоНарисовать лицо внутри первого круга, которое также имеет форму круга. На лице нарисовать глаза, нос, рот, брови, а также круглые щеки. В верхней части лица изобразить волосы, прикрывающие лоб.
ПлатокВ нижней части круга-лица нарисовать узел платка. Отделить платок от туловища волнистыми линиями.
Оформление игрушкиВнизу фигуры нарисовать основу, на которой стоит игрушка. В центре туловища оделить верхнюю часть фигуры от нижней полукруглой линией. Ненужные линии стереть, а контуры сделать ярче.
ФартукНижнюю часть игрушки украсить красочными узорами, состоящими из цветов и декоративных линий.
РаскрашиваниеПридать лицу светло-бежевый оттенок, щеки сделать красным цветом, а волосы русым. Основу игрушки выполнить коричневым цветом, а узоры должны быть яркими.

Перед тем, как дети приступят к рисованию, можно показать им наглядный материал с изображением матрешки, а также разложить пособие на столах.

Затем пошагово выполнить карандашом следующие этапы:

  1. Первым делом нужно нарисовать круг, которая будет верхней частью матрешки.
  2. Нарисовать нижний овал и соединить с головой.
  3. В центральной части верхнего круга нарисовать круглое лицо и волосы.
  4. На лице нарисовать глаза, губы и брови.
  5. Под кругом, который изображает лицо, добавить бант и фартук.

Матрешка (рисунок для детей должен соответствовать описанию) может быть оживлена. Для этого нужно раскрасить ее сарафан и платок. Юные художники могут найти свои любимые насыщенные краски. Сарафан можно украсить цветочным орнаментом или яркими ягодами. Либо можно предложить детям раскрасить уже готовое черно-белое изображение матрешки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема «Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой»- из цикла интегрированных занятий на тему: «Матрёшка».

Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой — матрёшкой. Интеграция образовательных областей: » Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».

Долгосрчный проект. Для воспитателей дошкольных учреждений.

Аппликация в средней группе детского сада, из раздела «Наша Родина».

Программное содержание:Образовательные задачи:Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешки.Учить детей различать разные техники росписи матрешек.Развивать творческую фантазию дет.

Приобщение к русской народной культуре нужно приобщать с самого раннего детства.

Источник

Простой рисунок

Чтобы нарисовать простой рисунок вместе с ребенком, нужно проделать несколько шагов:

  1. Нарисовать яйцо с тупым основанием.
  2. На основании нарисовать узкую подставку.
  3. В верхней части полученного овала нарисовать кружочек для лица и челку.
  4. Нарисовать лицо: глаза, нос, щеки, улыбку и волосы.
  5. По двум сторонам туловища нарисовать руки.

Чтобы одеть матрешку, нужно:

  1. Провести 2 плавных линии под кругом лица от центра в стороны. Получится платок.
  2. Нарисовать узелок и концы платка.
  3. В нижней части фигуры нарисовать подол сарафана.
  4. На фартуке нарисовать любой узор: цветок, ягоды, кружочки и так далее.

Красками

Чтобы нарисовать матрёшку красками, понадобятся следующие инструменты:

  • банка с водой;
  • кисти № 3, № 5;
  • краски (акварель, гуашь);
  • круглые предметы;
  • ластик;
  • лист бумаги формата А4;
  • простой карандаш;
  • ватные палочки.


Матрешка рисунок для детей красками
Для выполнения рисунка требуется проделать следующие шаги:

  1. Расположить лист вертикально и разместить на нем круглые предметы встык друг к другу таким образом, чтобы внизу был круг крупнее, а сверху меньшего диаметра. Оба предмета обвести карандашом.
  2. Соединить круги между собой.
  3. Чтобы игрушка была устойчивой, снизу нужно нарисовать основание.
  4. Для того чтобы нарисовать лицо куклы, нужно взять другой круглый предмет. Его диаметр должен быть меньше, чем голова матрешки. Приставить его к голове и обвести карандашом.
  5. Далее нужно нарисовать узелок и кончики платка.
  6. Затем обозначить волосы.
  7. Следующим элементом будут руки. Нужно нарисовать рукава, обозначить манжеты, наметить кисти рук.
  8. Глаза и рот можно изобразить в виде трех кругов.
  • Глаза: зрачок должен быть поменьше, чем радужная оболочка.
  • Губы нарисовать бантиком.
  1. В руках поместить цветок.
  2. Волнистыми линиями сделать окантовку по краю платка и подолу сарафана.
  3. Нарисовать брови, щёки, улыбку.

Чтобы раскрасить полученную игрушку, нужно смешать оттенки белого и охры.

В результате получится телесный цвет.

  1. Полученной краской телесного цвета раскрасить лицо и руки.
  2. Перед тем, как браться за новый цвет, нужно подождать, пока высохнет предыдущий.
  3. Раскрасить ярким цветом сарафан, не задевая линии платка, рук и цветка.
  4. Раскрасить другим цветом платок.
  5. Чтобы ребенку было легче рисовать узоры (горошки, цветочки) на ткани платка и платья, можно использовать ватную палочку.
  6. Светлой краской раскрасить рубашку, сердцевину и кружево сарафана. А подол сделать темным.
  7. Украсить одежду прямыми и волнистыми линиями, кругами или другими узорами.
  8. Волосы и брови раскрасить в коричневый цвет, глаза сделать синим, губы алым, а румянец розовым. Оживить глаза можно бликами, выполненными с помощью зубочистки и белой краски.

Ребенок может одеть куклу в любой современный наряд. Эта идея разбудит фантазию у юного художника.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Воспитатель в русском костюме встречает детей.

Воспитатель. Заходите, ребятушки! Рада вас видеть, проходите. (Собирает детей около себя)

. Ребята, а вы хотели бы оказаться в
сказке? (Ответ)
. Чтобы там очутиться,нужно нарядиться: девочки надевайте сарафаны и косыночки, а мальчики – украшенные цветами фуражки. Вы теперь девицы-красавицы да добрые молодцы. А я превращусь в
сказочницу. Итак, 1, 2, 3 – повернись, в сказке очутись!
Воспитатель. Я, сказочница, знаю много сказок. И могу любую сказку превратить в волшебную! Хотите послушать мою необычную сказку? Садитесь по- удобнее. (Дети садятся на стулья)

. Какую же
сказку вам рассказать? (Листает хрестоматию)
. Вот нашла. Эту вы наверняка не знаете. Отгадайте
сказку,слушайте загадку:
Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела, кашу съела, спать легла.

А хозяевами снеди оказались… (Три медведя)

.

Дети: да мы знаем эту сказку! Что же тут необычного?

Воспитатель: Сказку вы может и знаете…. Но читать мы ее будем по- особенному! А расскажут нам эту сказку вот кто!

Ростом разные игрушки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего – одна игрушка! (Матрешка)

Воспитатель. Угадали, молодцы! Расскажут нам сказку «Три медведя»

матрешки, слушайте.

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных

На столе у нас живут – всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом…

В каждой красавице-матрешке спрятана сестричка поменьше, а какие они яркие, нарядные!

С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия. Матрешка была своеобразным оберегом семьи – хранительницей домашнего очага. Ее вытачивали из дерева, а потом расписывали красками, «одевали»

в сарафаны, платочки.

Полюбилась россиянам эта игрушка. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер. И каждая матрешка своей улыбкой согревает души людей, дарит им тепло и как бы напоминает, что не нужно забывать все русские традиции, обычаи, праздники.

Воспитатель. Вот – матрешки. Давайте их рассмотрим, возьмите по одной матрешке.

— Каким узором украшают художники фартучки матрешек?

— какого цвета краски используют?

— Какое настроение у кукол?

Воспитатель. Правильно, ребята, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Сначала художник прорисовывает черной тушью контуры элементов узора и только после этого начинает работать красками- красной, зеленой, желтой, синей, фиолетовой.

Воспитатель. Ребята, а сейчас вы, девицы-красавицы да добрые молодцы, станете художниками и сами распишите матрешек (дети садятся за столы)

. Но не девиц- красавиц, а героев
сказки «Три медведя»
. Посмотрите, перед вами шаблоны матрешек разных размеров- большая, поменьше, еще меньше и т. д. Предлагаю вам объединиться в команды по 5 человек. Каждый из вас
изобразит одного из героев сказки в форме матрешки! Выбирайте себе основу матрешки.
Звучит русская народная музыка, дети работают.

По окончании дети собирают всех героев- матрешек вместе, рассказывают сказку, находят самую нарядную, самую красивую, самую веселую, самую яркую матрешку- героя сказки.

Источник

Простой рисунок фломастерами

Матрешка (рисунок для детей не обязательно должен быть полностью закрашен фломастером) может быть нарисована штрихами-черточками разной длины, точками, загогулинами.

В результате получится более аккуратная картинка.

  1. Черным фломастером нарисовать круг как можно ровнее.
  2. Внизу, с внешней стороны круга, нарисовать узелок и бант.
  3. Внутри круга нарисовать волосы: 2 дуги, берущие начало из одной верхней точки и заканчивающиеся по разным сторонам круга.
  4. В центральной части головы нарисовать 2 глаза, а чуть ниже улыбку.

Нарисовать большую восьмерку следующим образом:

  1. Над головой в 1 см от нее прочертить полукруг.
  2. Прочертить вторую дугу в нижней части листа. Ее размер должен быть больше первой дуги.
  3. Соединить изогнутой внутрь линией левый край верхней дуги с левым краем нижней дуги.
  4. Соединить изогнутой внутрь линией правый край верхней дуги с правым краем нижней дуги.

Таким образом получится фигура игрушки.

Далее:

  1. Прочертить плавные линии, образующие край платка.
  2. Изобразить фартук, верхняя часть которого упирается в платок.
  3. По бокам матрешки (между фартуком и краем игрушки) изобразить руки. Линия рукава начинается в том месте, где заканчивается платок, и формируется из небольшого прямоугольника.
  4. В центре фартука нарисовать цветок.

Чтобы раскрасить эскиз, нужно взять фломастеры следующих оттенков: желтый, оранжевый, бежевый, светло- и темно-коричневый, зеленый и красный:

  1. Желтым фломастером раскрасить фартук.
  2. Оранжевым фломастером раскрасить нижнюю часть матрешки (платье).
  3. Для того чтобы раскрасить лицо, нужно подобрать оттенок телесного цвета.
  4. Светло-коричневым фломастером раскрасить волосы. Затем взять фломастер темно-коричневого цвета и провести несколько полос по волосам, чтобы сделать переливы.
  5. Раскрасить платок зеленым цветом.
  6. Раскрасить цветок на фартуке красным цветом.
  7. Поставить на платье красные точки.
  8. Нарисовать на фартуке оранжевым цветом узор в виде спирали, окаймляющим фартук по кругу.
  9. Раскрасить руки фломастером телесного цвета.

Цветными карандашами

Нарисовать контур игрушки любым способом.

Далее выполнить следующие шаги:

  1. Нарисовать лицо и волосы.
  2. Нарисовать платок.
  3. Нарисовать руки, соединенные в центре.
  4. На груди куклы нарисовать сердце.
  5. В нижней части фигуры нарисовать передник.
  6. На юбке нарисовать небольшие кружочки.
  7. Платок украсить маленькими цветками.
  8. Раскрасить платок, юбку, сердце и губы красным цветом.
  9. Раскрасить передник желтым цветом.
  10. Цветки на платке, кружочки на юбке, рубашку и глаза сделать синим цветом.
  11. Рукава покрасить зеленым цветом.

С использованием гуаши

Гуашь поможет ребенку научиться создавать красивые и правильные рисунки. Поскольку она хорошо растворяется в воде, можно разбавить засохшую краску водой и легко исправить ошибки. Либо можно закрыть темные пятна светлыми красками. Готовый рисунок не пачкается.

Матрешка имеет множество вариантов росписи. Для детей, которые любят и умеют красиво рисовать, не составит труда проявить фантазию и создать свою, авторскую игрушку.

Пошаговый мастер-класс по созданию простого рисунка:

  1. Наметить карандашом форму головы матрешки – это круг.
  2. Разделить лист бумаги пополам сверху вниз.
  3. Плавно вывести форму матрешки с левой стороны от головы до низа ее фигуры.
  4. Измерить расстояние от самой крайней точки изогнутой линии, проведенной в пункте №3, до прямой линии, разделяющей лист пополам.
  5. Отмерить это же расстояние от центральной линии в правую сторону.
  6. Проделать то же самое с другими точками изогнутой линии. Это делается для того, чтобы форма игрушки получилась симметричной с обеих сторон.
  7. Прорисовать изогнутую линию справа, соединяющую отмеченные точки. Таким образом получится зеркальное отображение левого края матрешки.
  8. Соединить нижние точки обеих линий плавной дугой, формируя низ фигуры.
  9. Внутри верхнего круга нарисовать круг поменьше. Это будет лицо игрушки.
  10. Под лицом нарисовать небольшой кружок, который будет узелком платка.
  11. Под узелком нарисовать 2 плавные прямые, идущие вниз и в стороны. Это будет нижний край платка.
  12. От кружочка-узелка вывести в стороны 2 маленьких овала, изображающие бант.
  13. По обеим сторонам матрешки вдоль туловища нарисовать руки.
  14. В центре нижней части фигуры нарисовать большой цветок.
  15. На лице нарисовать волосы и глаза в виде маленьких кружочков. Рот также можно сделать в виде кружочка.

Набросок игрушки готов.

Теперь нужно взять кисть и краски и разукрасить заготовку.

  1. Закрасить красной краской платок и бант.
  2. Этой же краской нарисовать рот.
  3. Обмакнуть кисть в желтую краску и раскрасить цветок.
  4. Края цветка и прожилки лепестков можно разукрасить в красный цвет.
  5. В центре цветка поставить черные тычинки. Этим же цветом затемнить в некоторых местах контур цветка.
  6. Тонкой кистью с набранной черной краской нарисовать контур листьев вокруг цветка, обвести руки, платок и контур всей фигуры матрешки.
  7. Раскрасить черным цветом волосы, глаза, нарисовать над глазами брови.
  8. Чтобы нарисовать нос, достаточно поставить 2 черные точки.
  9. Розовым цветом нарисовать щеки, имеющие круглую форму.
  10. Листья на сарафане закрасить зеленым цветом.
  11. Поставить на сарафане круглые красные точки.
  12. Закрасить пустое место на лице и сарафане светло-желтым цветом.

Матрешка (рисунок для детей должен быть максимально интересным) может быть выполнена разными способами. Вместо красок можно взять восковые мелки либо использовать их в сочетании с гуашью. Поскольку воск отталкивает воду, изображение не будет закрашиваться краской. Если слои положены густо, можно наметить на них узоры зубочисткой или ногтем.

НОД по рисованию в подготовительной группе «Веселые матрешки»

Марина Шекель

НОД по рисованию в подготовительной группе «Веселые матрешки»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал, наиболее известные промыслы — семеновская, полхов-майданская, формировать умение рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления, развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции, воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Загорская матрешка

В данном варианте рисунка используется 4 основных цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий:

  1. Начинать рисунок следует с построения фигуры, которая должна быть в центре листа. Следует отметить на бумаге границы рисунка сверху, снизу и по бокам. Получится большая рамка.
  2. Сверху листа наметить полукруг. Это будет лицо игрушки.
  3. Туловище похоже на овал.
  4. Обвести голову и туловище единой линией. Убрать ластиком лишние линии. Получится силуэт матрешки.
  5. Наметить круглое лицо.
  6. Затем нарисовать бант на платке и его нижний край.
  7. Под платком на шее прорисовать верхнюю часть сарафана.
  8. Если детям сложно рисовать руки, можно сделать фигуру без них. Поэтому остается нарисовать только передник с ажурной вышивкой по краю.
  9. Наметить прическу. Обычно это симметричная челка.
  10. Наметить глаза, нос и рот.

Начальный этап построения матрешки завершен.

Чтобы выполнить игрушку в цвете, нужно выполнить следующие шаги:

  1. Покрыть синим цветом платок.
  2. Синий цвет можно использовать для разукрашивания фартука. Например, провести полоску по его краю и на поясе.
  3. Для заполнения сарафана можно взять красный цвет.
  4. Передник можно закрасить желтым цветом.
  5. Желтый цвет можно использовать для раскрашивания лица и шеи.
  6. Закрасить волосы оранжевым цветом.

После того, как основные цветовые массы будут заполнены, можно переходить к росписи, состоящей из точек, листочков и цветов.

Точки удобнее для ребенка делать ватными палочками.

  1. Набрать на одну ватную палочку краску красного цвета, а другую желтого цвета и создать цветы на платке одинакового размера из точек.
  2. Сделать такие же цветы на переднике из красного и оранжевого цвета.
  3. Поставить желтые точки на полосе передника, а на ажурном крае точки синего цвета.
  4. Для точек на поясе передника можно выбрать красный цвет.
  5. Бусы можно выполнить из точек разных цветов.
  6. Чтобы сделать лепестки, нужно взять тонкую кисть, набрать на нее зеленый цвет. Затем прикладывая всей плотностью кисти к листу бумаги, сформировать ажурную листву.
  7. Можно создать орнамент из листочков, нажимая на лист всей поверхностью кисти или только ее кончиком.
  8. Глаза и щеки сделать при помощи ватных палочек.
  9. Тонкой кистью сделать губы бантиком, а брови, ресницы и нос можно сделать обводкой с помощью фломастера.
  10. Обвести все детали матрешки фломастером.

Матрешку можно нарисовать без фартука. В руках у нее можно разместить яблоки, самовар, крендель, кружку, чайник.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Сергиево-Посадская матрёшка» нетрадиционные техники рисования

(оттиск печатками, «тычок» ватными палочками «пластилинография», рисование восковыми мелками)

Цель: научить детей украшать силуэт матрёшки новыми способами нетрадиционного рисования: оттиск печатками, «тычок» ватными палочками, пластилинография.

Задачи

Образовательные

  • Закрепить умение детей использовать в рисовании нетрадиционные техники: рисование восковыми мелками, «тычок» ватными палочками, оттиск печатками, пластилинография.
  • Познакомить детей с историей создания русской деревянной игрушки — матрешки.
  • Формировать представления об отличительных особенностях формы и росписи Сергиево – Посадской матрёшки.

Развивающие

  • Развивать у детей познавательный интерес к народному искусству, к матрешке, как к сувениру, символу страны.
  • Развивать творческую фантазию, эстетический вкус и самостоятельность при росписи шаблона игрушки – матрешки.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

Материалы: силуэты матрёшек, вырезанные из белого картона (формат 1/2 А4) (заготовки покрыты предварительно крахмальным клеем и просушены), гуашь, восковые мелки, пластилин, кисти, печатки (колпачки от фломастеров), ватные палочки, стаканы для воды, салфетки тканевые, влажные салфетки, набор расписных матрёшек, ноутбук, проектор, экран, почтовая коробка небольшого размера, диск с видеозаписью Матрёшки, конфеты «Ксюша» фирмы Славянка (в виде маленьких матрёшек), аудиозапись песни «Русские матрёшки» (авторы А.Яранова, Д.Князев).

Предварительная работа:

  • беседа об истории появления русской народной деревянной игрушки «матрёшка», рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание изображений женских русских народных костюмов и узоров на них;
  • посещение детьми вместе с родителями Сергиево-Посадского музея игрушки, встреча с художницей — мастером по росписи матрёшек и наблюдение за её работой;
  • игры с матрёшками, работа с раскрасками «Матрёшки»;
  • подготовка силуэта матрёшки – вырезание из картона, покрытие крахмальным клеем, просушивание.

Ход НОД

Мотивационный этап

Воспитатель всем детям предлагает встать в круг.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.

Дети: Здравствуёте!

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель открывает двери и затем возвращается назад с посылкой в руках.

Воспитатель: ребята, нам пришла посылка. Интересно кто нам её прислал, а главное, что там внутри?

Открывает посылку. Внутри – DVD диск.

Воспитатель: думаю, что нам прислали видеописьмо. Посмотрим?

Вставляет диск в ноутбук и на экране появляется Матрёшка.

Матрёшка: вы, ребята, знаете, что Матрёшки, живут большими, дружными семьями. А вот я – одна и у меня никого нет. Но ведь без семьи жить никто не может: ни люди, ни звери, ни даже мы – игрушки. Услышала я, что вы недавно к себе художницу в гости приглашали, смотрели, как она матрёшки расписывает, учились у неё. Вот и решила вас попросить о помощи. Хочется мне, чтобы и у меня была семья, а в ней много моих сестрёнок, таких же, как я, матрёшек. Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: вот оно что! (обращается к детям)

— Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь Матрёшке?

(ответы детей)

Деятельностный этап

Воспитатель: Расскажите мне, как вы будете расписывать матрёшек, ведь вас много и каждый будет расписывать матрёшку по-своему, а я видела, что все они одинаковые?

Ребёнок: так было не всегда. Об этом нам рассказал экскурсовод в Музее Игрушки, куда мы ходили с мамой.

Воспитатель: а ты можешь рассказать нам о том, что вы узнали на экскурсии?

1 ребёнок: русская матрёшка появилась много лет назад в мастерской «Детское воспитание» в селе Абрамцево, что находится рядом с Сергиевым – Посадом.

Абрамцево, Абрамцево – Старинное местечко. Там есть и лес, и рощица, Поле, мостик, речка…

Там мастера решили Матрешку сотворить. Чтоб только радость людям Она могла дарить!

2 ребёнок: была первая матрёшка восьмиместной, и расписали её в «семейном» стиле. Самая большая матрёшка держала в руках чёрного петушка и была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове – платок. Внутрь вкладывались еще фигурки. Одни из них раскрашивали как девочек, а другие – как мальчиков, через одну. А самую последнюю раскрасили, как малыша в пелёнках – «пеленашку». Эту матрёшку мы видели в музее.

Воспитатель: молодец, ты очень хорошо нам всё рассказал.

Обращает внимание детей на фигурки матрёшек на демонстрационном столике и читает стихотворение.

«Матрёшки из Сергиева Посада»

Я из Сергиева Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.

— Ребята, вот посмотрите на работы современных мастеров, которые бережно хранят традиции росписи. Сергиево – Посадская кукла отличается от остальных матрёшек нашей страны, упрощенной росписью с использованием красного, желтого, зеленого и синего цветов. Контур лица и одежда обводятся черной линией или выжигаются. Одежда матрешки довольно скромная, на переднике нарисованы небольшие цветы, без мелких деталей. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и тёмные. На голове – однотонный платок. Руки опущены вниз или согнуты и тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петушка.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять — идут друг за другом по кругу, а затем Матрёшек мы идём искать останавливаются Раз – поищем их вверху, руки вверх – смотрят вверх Два – «Кто спрятался внизу?» приседают

Три – попрыгаем немножко, прыгают Ну, а четыре – топнем ножкой топают Пять – один раз повернёмся, кружатся И друг другу улыбнёмся, руки «полочкой» под подбородок, качают головой

Но чтоб семью нам всю собрать — хлопают

Пора матрёшек рисовать! идут на свои места

Воспитатель: Перед вами, на столе, силуэт матрёшки, который вы вырезали заранее. Мы знаем, что матрёшка сделана из дерева, а заготовка — белая, почему?

Дети: потому что, сначала, заготовку матрёшки покрывают крахмальным клеем и высушивают, а только потом – расписывают.

Воспитатель: я вижу, что вы очень много узнали от нашей гостьи – художницы и всё хорошо запомнили.

— Что же нужно нарисовать в первую очередь?

Дети: сначала нужно наметить и прорисовать простым карандашом лицо и руки

матрёшки, фартук, волосы, платок.

Воспитатель: какое лицо у матрёшки? Опишите цвет деталей одежды.

Дети описывают матрёшку: цвет и форму глаз, губ, щек, волос; цветовые и декоративные особенности сарафана, фартука, и платка на голове.

Воспитатель: только не забывайте, что прорисовку нужно делать, слегка нажимая на карандаш. После того, как вы наметите, где будет лицо и руки матрёшки, можно расписывать её лицо. Я предлагаю сделать это восковыми мелками. Они сделают лицо нашей куклы очень нежным. Но сначала, перед такой ответственной работой,

нужно чтобы вы размяли свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Шли матрёшки по дорожке «шагают» пальчиками по столу Было их немножечко, сжимают и разжимают руки в кулаки Две Матрёны, три Матрёшки загибают два пальца, затем три И ещё Матрёшечка. поднимают большой палец другой руки

вверх

Дети прорисовывают детали матрёшки, раскрашивают лицо. Воспитатель проводит по необходимости индивидуальную работу с отдельными детьми.

Воспитатель: ребята, после того как вы справились с первым этапом работы мы можем начинать расписывать сарафан, рубашку, фартук и платок.

— Подумайте, какими цветами вы будете это делать.

Дети говорят о том, что в росписи традиционной Сергиево-Посадской матрёшки используются основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий цвет.

Воспитатель предлагает детям продолжить работу, и дети раскрашивают матрёшку.

Воспитатель: дети, основную работу вы закончили. Я предлагаю вам немного отдохнуть, а ваши матрёшки немного подсохнут и вы сможете продолжить рисовать.

Физкультминутка

Хлопают в ладошки дружные матрёшки. хлопают На ногах сапожки – топают матрёшки. топают Влево, вправо наклонись наклоны в стороны Всем знакомым поклонись поклон

Девчонки озорные, матрёшки расписные. кружатся

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: теперь можно расписывать матрёшек.

Мы с вами знаем уже много разных способов рисования — с помощью разных техник и материалов. Сегодня я предлагаю вам самостоятельно выбрать способ, каким вы будете украшать ваших матрёшек. Это может быть: «тычок» ватными палочками, оттиск разными печатками, «пластилинография».

Воспитатель и дети вспоминают последовательность работы с использованием разных материалов, а затем дети расписывают свои игрушки.

Воспитатель продолжает, по необходимости, проводить индивидуальную работу с отдельными детьми.

Рефлексивный этап

Воспитатель: какие замечательные у вас получились матрёшки. Вы – настоящие мастера. Какая теперь большая семья будет у Матрёшки. Думаю, что она будет этому очень рада.

— Мне очень хочется рассмотреть ваши работы. Давайте мы их разместим на нашей выставке. Только очень осторожно.

Дети размещают свои работы на магнитной доске, рассматривают их.

Воспитатель обращает внимание детей на посылку, которая стоит на столе.

Воспитатель: пора подготовить посылку, чтобы мы могли положить туда свои работы и отправить Матрёшке.

Воспитатель берёт посылочную коробку.

— Посылочная коробка стала какая-то тяжёлая!

Легко её встряхивает

— Ой, да там что-то лежит! Посмотрим?

Воспитатель предлагает детям подойти поближе и все вместе они открывают посылку. В ней большая матрёшка и письмо. Воспитатель читает:

«Добрые мои друзья, Всем вам благодарна я Потому что, у меня Есть теперь своя семья.

Подарили вы мне счастье Прочь уйдут теперь ненастья Вам «Спасибо!» говорю — Матрёшек маленьких дарю!

Открывают большую матрёшку, а в ней конфеты, выполненные в форме матрёшек.

Звучит песня «Русские матрёшки» (авторы А.Яранова, Д.Князев), воспитатель раздаёт детям угощение.

После занятия воспитатель вместе с детьми складывает все работы в посылку и говорит о том, что сегодня отправит посылку Матрёшке.

Литература:

  • Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». Конспекты занятий. М.: Мозаика – Синтез, 2009 г.
  • Гаврилова В.Г., Артемьева Л.А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий». — Волгоград: Учитель, 2010г
Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]