Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
ЮЛИЯ ОНАШВИЛИ
Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Театральная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Почему именно театрализованная деятельность?
Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.
А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Система работы по организации театрализованной деятельности:
1. Предметно-пространственная развивающая среда
2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность.
3. Взаимодействие с педагогами
4. Работа с детьми
5. Взаимодействие с родителями
6. Взаимодействие с социумом
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем:
• предметно-пространственная среда — основа самостоятельного творчества каждого ребенка.
• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды
• соответствие возрастным особенностям детей
• выполнение правил техники безопасности
• эстетическое оформление игрового оборудования
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения, образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки;
Пальчиковый игротренинг;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
Театральные этюды;
Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
Просмотр кукольных спектаклей.
Основные требования к организации театрализованных игр
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Взаимодействие с педагогами
Эффективной работе учреждения по театрализованной деятельности детей способствует профессиональный педагогический коллектив.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:
• Повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
• Повышение квалификации педагогов по театрализованной деятельности в рамках дошкольного учреждения через методические мероприятия и педагогические советы.
Результаты работы ДОУ:
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект открытой НОД «Театрализация по сказке «Колобок» с элементами логоритмики» для детей 6–7 лет с ОНР 3 уровня Конспект открытого (НОД)
занятия «
Театрализация по сказке Колобок с элементами логоритмики» для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР 3)
Цель: совершенствование связной речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР через
театрализованную деятельность на основе театрализованной…
«Пропал щенок». Конспект НОД детей подготовительной к школе группы по развитию речи с элементами театрализации Тема: «Пропал щенок»
Цель: Составление описательного рассказа в форме объявления на определённую тему. Задачи: Развивающие: Развивать фонематический слух, связную диалогическую и монологическую речь. Обучающие: Учить на слух выделять ударение в слогах. Учить ориентировке на…
Ритмопластика
Этот элемент обязательно включает программа по театрализованной деятельности в ДОУ ФГОС. Суть ритмопластики состоит в комплексе музыкальных, ритмических, пластических упражнений и игр, которые призваны развивать естественные психомоторные способности дошкольников. Благодаря таким упражнениям, театрализованная деятельность в рамках ФГОС становится яркой и насыщенной.
Малыши приобретают навыки выразительных телодвижений, ощущают гармонию с окружающим миром.
Основной задачей введения ритмопластики в дошкольные образовательные учреждения является развитие навыка произвольной реакции на музыкальные звуки, сигнал педагога. Постепенно дети развивают координацию движений, запоминают определенные позы, учатся передавать их с помощью образов и мимики.
Основные направления работы
Костюмированная игра – это явление, имеющее глубокие исторические корни. В настоящее время оно стало самостоятельным видом деятельности, характерным для человека.
Театрализованная деятельность по ФГОС в ДОУ способствует решению следующих задач:
- обучение дошкольников навыкам ориентации в пространстве;
- выстраивание диалога на определенную тему;
- произвольное напряжение и расслабление отдельных групп мышц;
- запоминание текстов (слуховая и зрительная память);
- наблюдательность;
- образность мышления.
Существует несколько приемов, которые способствуют привитию дошкольникам интереса к сценическому искусству.
Значимость работы
Театрализованная деятельность по ФГОС в ДОУ помогает педагогу воспитывать активных и ярких личностей. Дети учатся видеть в окружающем их мире необычные детали, создавать на их основе художественные образы.
Театрализованная деятельность по ФГОС в ДОУ способствует формированию у малышей ассоциативного мышления. Пробуя себя в разных ролях, дети преодолевают застенчивость, неуверенность в себе, становятся более раскрепощенными и открытыми для общения со сверстниками.
Особенности
Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС направлена на решение следующих важных моментов:
- формирование правильной модели поведения детей в современных условиях;
- повышение общей культуры дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям;
- совершенствование речи детей, активизации словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя, улучшения диалога;
- знакомство дошкольников с детской музыкой, художественными произведениями, правилами поведения за столом (в гостях), народными традициями;
- привитие познавательного интереса к театральному искусству;
- совершенствование эмоциональных переживаний, побуждение к образному мышлению.
Применение театрализованных сценариев на занятиях помогает воспитателю развивать у дошкольников навыки творческого содружества и публичного выступления.
Культура и техника речи
Эти элементы обязательно включаются педагогом в свой план. Театрализованная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС направлена именно на развитие правильной артикуляции, речевого дыхания. Дети приобретают четкую дикцию, учатся самостоятельно сочинять небольшие сказки и рассказы, подбирать стихотворные рифмы, проговаривать скороговорки, читать с интонацией стихи. Вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность способствует пополнению их словарного запаса, приводит к совершенствованию коммуникативных навыков.
Анализ театрализованной деятельности в ДОУ по ФГОС предполагает сравнение начальных умений и навыков с теми, что приобретает (развивает) ребенок с помощью искусства.