ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Чтение художественной литературы».
Цель: Закрепить знания детей о родном городе, как о своей малой Родине.
Программные задачи:
Образовательные: Уточнение и закрепление общих представлений о своей «малой родине», родном городе. Закрепление названий рек, улиц, проспектов, площадей, транспорта города Череповца. Расширение и активизация словаря по теме: «Наш город» (за счет имен существительных: город, герб, флаг, Череповец, река, Шексна, Ягорба, улица, проспект, площадь, транспорт).
Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.
Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, патриотичности. Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному городу. Воспитывать чувство гордости за свой родной город.
Методы и приемы:
Наглядные: показ, рассматривание, просмотр.
Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово.
Практические: Д/и «Собери картинку» (Герб города Череповца), Игра малой подвижности: «Составь флаг России», слайд-шоу «Моя родина — Череповец».
Индивидуальная работа: заучивание стихотворений, текста для персонажа.
Предварительная работа: Беседы, чтение рассказов, заучивание стихотворений о родине, о родном городе. Рассматривание иллюстраций флага России, герба города Череповца. Просмотр фотоальбомов «Череповец в разные времена года», «Реки Череповца». Рассматривание фотографий улиц нашего города, площадей, различных зданий, транспорта. Сбор фотографий и создание слайд-шоу на тему: «Моя родина — Череповец».
ОСНАЩЕНИЕ: Костюм для персонажа, аудиозаписи, видеозапись слайд-шоу, разрезная картинка герб Череповца, цветные ленточки (белые, голубые, красные), ноутбук, музыкальная колонка.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент. Создание эмоционально положительного фона.
Дети садятся на стулья. Слышится звук пропеллера, и под музыку в зал прилетает Карлсон (ребенок в костюме Карлсона).
Карлсон: Ребята вы меня узнали? Я путешествую по вашей большой стране России и прилетел в ваш город, но ничего о нем не знаю, ни улиц, ни зданий, ни адресов, не знаю на какую крышу лететь.
Воспитатель: Ребята, поможем Карлсону узнать все о нашем городе, о нашей Родине. (Ответы детей)
Карлсон: Родина! А что это такое?
Воспитатель: Ребята тебе сейчас расскажут стихотворение: «Что мы Родиной зовем» В. Степанова и ты все поймешь.
1. «Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем»
2. «Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском Наши праздники и песни Теплый вечер за окном».
Воспитатель: Родина это место, где человек родился в семье и живет в своем городе.
Карлсон: И как же ваш город называется? (ответы детей)
Воспитатель: Наш родной город называется Череповец. Карлсон, послушай какие красивые стихи, дети знают о нашем городе.
1. На Шексне стоит наш город, много — много лет. Он величественный, гордый, от своих побед.
2. Мы любим наш город, наш город родной. Красивый он летом, красивой зимой. Оделся он в парки, мосты и дворцы, Которые строили деды, отцы.
Воспитатель:
— Наш город Череповец стоит на двух реках: Дети каких? (Ответы детей). Правильно, Шексне и Ягорбе.
— Ребята, а какие улицы есть в нашем городе? (ответы детей) Улиц в нашем городе много, дети расскажите Карлсону какие улицы вы знаете. (Ответы детей) Да, улица Ленина, Набережная, Ленинградская, Годовикова и есть еще много других улиц. А какие вы знаете проспекты? (Ответы детей) Советский пр., Шекснинский проспект, пр. Победы и др.
А какие площади мы с вами знаем? (Ответы детей) Площадь Милютина, площадь Металлургов, площадь Химиков.
Вот сколько мы знаем о нашем городе. Теперь Карлсон, мы поиграем в игру, а ты попробуешь отгадать, какую картинку мы собрали. Игра «Собери картинку». (Герб города Череповца)
Ответ Карлсона. Воспитатель: Так выглядит герб нашего родного города Череповца. И ты попробуй собрать наш герб. Карлсон собирает герб.
Воспитатель: А сейчас Карлсон, садись с ребятами, и давайте все вместе посмотрим наш фильм, который мы назвали «Моя родина-Череповец»
(Просмотр СЛАЙДШОУ)
Воспитатель: вот такой у нас фильм получился. А сейчас немного еще поиграем. Возьмите себе ленточки. Игра называется «Собери флаг России».
Игра малой подвижности. Посмотрите, что получилось у нас? ФЛАГ РОССИИ.
По окончании игры воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Флаг России»
Белый цвет – берёзка, Синий – неба цвет. Красная полоска – Солнечный рассвет.
Рефлексия:
Ну что, Карлсон, много узнал о нашем городе? Карлсон: Да, мне очень понравилось у вас, буду к вам чаще прилетать! До свидания! Улетает.
Воспитатель: Он улетел, но обещал вернуться.
Следующая > |
Патриотическое воспитание на тему «Моя страна — моя Россия»
Разновозрастная группа.
Срок реализации программы: 6 месяцев.
Если не мы, то кто же Детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно – не опоздать!
Актуальность проекта.
Сегодня патриотическое воспитание – это деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина
Дошкольный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Тип проекта: коллективный, информационно – творческий. Длительность работы над проектом – 6месяцев.
Участники проекта: дети старшей подгруппы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, города Миньяра, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны,
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.
Задачи:
1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны — России;
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
3.Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Этапы реализации проекта.
1) Подготовительный этап.
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- собрать и изучить материалы из различных источников об истории России, символах России;
- выбор материалов для реализации проекта.
- начальная диагностика;
- создание картотеки игр.
2) Организационный этап.
- разработка конспектов занятий;
- пополнение методической литературы, наглядного материала;
- подбор детской художественной литературы (стихи, считалки, пословицы, поговорки, загадки), иллюстраций.
3) Основной этап.
- Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
- промежуточная диагностика.
4) Заключительный этап.
- подведение итогов реализации проекта;
- заключительная диагностика.
Принципы проекта.
Принцип творческой активности (выявление способностей).
Принцип дифференцированного подхода (особенности каждого воспитанника).
Принцип субъективности (равноправное участие).
Проектная часть.
1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Занятие ««Мое Отечество- Россия»» Программное содержание: Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре; формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны. | 1 |
2. | Занятие «Государственная символика России» Программное содержание: : Формировать у детей представления о «Государственной символике России» ,о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране | 1 |
3. | Занятие ««Мой родной край» Программное содержание: Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности, где расположен детский сад. | 1 |
4. | Занятие «Охраняем природу, значит, охраняем Родину» . Программное содержание: Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. | 1 |
5. | Занятие «Москва – сердце России Программное содержание: дать представление о столице нашей Родины — Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербом России; развивать устную речь, активизировать словарь; учить детей высказывать свою точку зрения, развивать связную речь; воспитывать чувство патриотизма; расширять детский кругозор. | 1 |
6. | Занятие «Я – ребенок, я – гражданин….» Программное содержание: помочь детям познакомиться с правами человека и увидеть их связь с повседневной жизнью. | 1 |
Основные формы реализации проекта.
Структура занятий предполагает ориентацию воспитанника на творческий потенциал путем разнообразных форм работы: занятия, викторины, игры, беседы, рисунки, организация выставок.
2. Участие детей в реализации проекта:
Вид деятельности | Средняя группа | Старшая группа Подготовительная группа |
Изобразительная деятельность | Создание мини – музея в группе – уголка по символике России: флаг, герб, фото. президента, столицы. | Пополнение мини – музея патриотического воспитания: областной и районной символикой. |
Выставка детских изобразительных работ «Миру – мир, войны не нужно» Рисование на тему: Дадим шар земной детям». Передавать детям средствами изобразительного искусства знания о дружбе детей мира, их играх, песнях, танцах. Аппликация на тему: «Дружба народов» учить детей вырезать фигуру человека: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа человека. Развивать внимание, чувство формы. | ||
Познавательное развитие Чтение художественной литературы: | Тематические занятия. Беседы. Просмотр иллюстрацийо городах России, символике Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина». Ф. Глинка «Москва» Л. Кассиль «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники» А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей» И. Токмакова «Красная площадь» З. Александрова «Дозор» С. Алексеев «Первый ночной таран» Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза». В.Брюсов «Москва» А.Прокофьев «Нет на свете Родины прекрасней» Н.Рубцов «Привет, Россия!» Поговорки и пословицы о России Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение. России. Обсуждение о празднике России | Тематические занятия. Просмотр видеофильма «Парад на Красной плащади»для детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня |
Спортивное развитие | Спортивная эстафета мира и «Пробег памяти» | |
Изготовление подарков | Изготовление открыток «Флаг России» | Рисование картины «Моя Родина» |
Музыкальное развитие | «Что мы Родиной зовем?»: чтение стихов и слушание гимна России, песен о Родине | «День России» — праздничная программа |
Конструирование из снега | Конструирование крепости | Конструирование города «Город чудный, город древний!» |
Игровая деятельность | Эстафета «Сильные, смелые, ловкие» «Узнай наш флаг» «Узнай, где я нахожусь?» «Кто в какой стране живет?» «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза») «Собери герб» «Найди свое дерево». «Раз, два, три – к берёзке беги» «Мы веселые ребята…» | Игровая викторина «Моя Москва» Дидактические игры: Подвижные игры:
|
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, селом, а затем и со страной, её столицей и символами. Для решения этой задачи мы проработали план взаимодействия с социумом города.
3. Участие воспитателей ,родителей и социума в реализации проекта:
Содержание работы | Время проведения | Ответственный |
Разработка планов совместной работы | Август | Старший воспитатель |
Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы | Август | Музыкальный руководитель |
Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей рекомендациями и стихами, посвященными Дню Победы. | Сентябрь — ноябрь | Воспитатели |
Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. | Февраль, Апрель | Воспитатели |
Проведение спортивного досуга совместно с папами | Февраль | Воспитатели ,муз.работник |
Оформление выставки детских рисунков «Война глазами детей» в группе | Май | Воспитатели |
Оформление материалов проведения мероприятий | июнь | Старший воспитатель |
Участие родителей в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя» участие в выставке рисунков «Белая береза- символ России», используя различные техники рисования. | Родители, воспитатели |
На этом этапе работа велась сразу в нескольких направлениях:
— привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера, конкурсы детского творчества, конкурсы чтецов); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
— работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;
— работа с социумом села по реализации задач патриотического воспитания:
4. План системы патриотического воспитания дошкольников в реализации проекта
Название темы | Ответственный |
1-й этап — диагностический | |
Анализ состояния воспитательного процесса по данной теме | Старший воспитатель |
Диагностирование детей | Воспитатели |
Анкетирование родителей | Воспитатели, педагог-психолог |
2-й этап — организационный | |
Построение развивающей среды в группе | Ст. воспитатель, воспитатели, муз.руководители |
Разработка дидактических игр и пособий | Воспитатели |
Анализ имеющегося текстового материала, отбор и составление конспектов занятий, тематических бесед | Старший воспитатель, воспитатели |
3-йэтап — практический | |
Проведение консультаций и семинаров для воспитателей | Старший воспитатель |
Составление тематических папок, отчетов, альбомов с фотографиями, тематических папок – передвижек, картотек | Воспитатели |
Оформление выставок детских работ, участие в конкурсах патриотической направленности | Педагоги доп. образования, муз.руководитель |
Результатом освоения данного проекта:
Является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Вывод:
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Используемая литература:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.
- Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Полынова В.К., Ветокина А.Я., Дмитренко С.П., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011.
- Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Интернет ресурсы (презентации).
Ожидаемый результат:
После завершения проекта дети будут знать: — символику России (флаг, герб, гимн России). — Природу родных мест, любоваться природой, бережно относиться к ней. — Четыре – пять народов живущих на Земле, их быт, традиции, — Климатические и природные условия. Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос: — Что такое Россия?
Никто не забыт, ничто не забыто.