Предварительный просмотр:
Открытое занятие в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»
Цель : Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы.
- Развивать умение узнавать отдельные сказки по схемам
- Активизировать речь,
- Учить подбирать слова антонимы, определяющие героев;
- Формировать умение пересказывать и узнавать сказку с опорой на мнемотаблицу .
- Поддерживать интерес к сказкам
- Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, знакомство с моделями , работа по моделям.
Материалы: разрезные картинки с героями сказок, схемы предметов, видео по сказке колобок, платок, книга «СКАЗКИ», мнемотаблицы по сказкам.
Дети входят под песню «В гостях у сказки»
В-ль: -Добрый день, дорогие дети и взрослые! Ребята поздороваемся со всеми.
-Скажите, а вы любите сказки? (ответы детей) Какие ваши любимые сказки? Предлагаю вам ненадолго оставить детский сад и отправиться в сказочную страну. А на чем можно отправиться? У меня есть ковер самолет. Становитесь все скорей.
Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки». Старшая группа
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов методов ТРИЗ для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Содержание конспекта направлено на обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ. Цель: продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ. Задачи. Речевое развитие:
— вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый; антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие; — продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет; использовать выразительные средства — описание; — продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос; — развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию; — воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
Познавательное развитие:
— совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу; — уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. — учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера;
Социально – коммуникативное развитие:
— продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности; — формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка не перебивая; — развивать умение детей действовать согласованно; — воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Физическое развитие:
— развивать зрительное внимание и память; — совершенствовать умение координировать движения с речью.
Материалы: Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; медали-сюрпризы; две физкультурные дуги.
Ход занятия.
1.Вступительная часть. Организационный момент. Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле — ориентир (цветок). Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя. — В мире много сказок Грустных и смешных, Но прожить на свете Нам нельзя без них. В сказке может всё случиться, Наша сказка — впереди. Сказке в дверь мы постучимся, Сказка, в гости ты нас жди. — Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам. Если сказку назовёшь, То цветок с собой возьмёшь. — Назовите свою любимую сказку. Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» — ориентир. — Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам. Все цветочки покачались В стране сказок оказались. Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир. 2. Основная часть. — Волшебник из Страны Сказок сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому нужно отгадать загадки, чтобы узнать их имена. Он хозяина любил, Верно он ему служил. Сапоги носил и злого Людоеда победил. (Кот в сапогах) Много серебра и злата В сундуках своих он прятал. В мрачном он дворце живет И чужих невест крадет. (Кощей Бессмертный) Стрела у Ивана, Как птица в полете. Жена у Ивана Живет на болоте. (Царевна-лягушка) Щуку я в пруду поймал И желанье загадал. (Емеля) Бабушка девочку очень любила Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя её! (Красная Шапочка) — Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы. На доске плакат «Сказочная путаница».
— Посмотрите, что он сделал? (Он перепутал все сказки). — А какие сказки он перепутал? Назовите их. («Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна — лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц — хваста»). — Верно. Что перепутал на картине волшебник? (Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги. Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц. Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку. Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью». Красная Шапочка встречает не зайца, а волка. (Воспитатель снимает плакат с доски). — Все мы сказки разгадали И героев всех нашли. Нужно дальше нам идти.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)Физминутка «Наоборотки» Прием типового фантазирования «Наоборот» Задача: — развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти — действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий, учить называть антонимы. Дается задание детям выполнить определенные действие, движение — они должны выполнить анти — действие, анти — движение: проходя по мостику. Ускорить ходьбу — замедлить ход; Наклон вправо — наклониться влево; Ходьба вперед — ходьба вперед спиной. Т.п. — По тропинке мы пойдём Через мостик перейдём. («Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними выполняя антидвижение) — Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место. — Весёлый — грустный, — добрый — злой, — смелый — трусливый, — старый — молодой, — сильный — слабый, — здоровый — больной, — умный — глупый, — вежливый — грубый, — сытый — голодный, — могучий — слабый, — озорной — послушный, — ленивый — трудолюбивый. («Мостик» убирается. Подходим к мольберту. На полу разложены цветы — ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира. На мольберте — «тени» сказочных персонажей.
— Волшебник спрятал героев. Если мы их разгадаем, От волшебства мы их избавим. — Называем тень, переворачиваем, смотрим, правильно ли угадали. (Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч). По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение. — Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.
Гимнастика для глаз. «Мы пришли в чудесный лес. (Глазами нарисовали круг вправо) В нём много сказок и чудес. (Круг влево) Слева сосны — справа ели, (Глазами вправо и влево) Сверху дятел, тук да тук. (Глаза вверх- вниз) Ты глаза открой, закрой. И скорей бегом домой. — Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом. Сколько в доме этажей? Сосчитайте. Посмотрите на круг. — Молодцы! Возвращаемся на свои стулья. — Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии. — Какая это линия? (Воспитатель показывает волнистую линию на доске.) — Да, это волнистая линия. — Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией? (Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым) — Перечислите героев сказок с таким характером. (Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная). — Верно, а почему? (Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные). Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с ломаной линией.
— Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа? (Нет). — На что похожа эта линия? (Она похожа на молнию, на колючки, на иголки). — Герои, обладающие каким характером, могут быть изображены этой линией? (Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые). — Перечислите их. (Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
Воспитатель вывешивает портрет Ивана – Царевича.
— Как зовут этого героя? (Его зовут Иван-Царевич). — Какой линией можно его нарисовать? (Можно нарисовать прямой линией). — Почему? Какой он по характеру? (Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый). — Перечислите героев, которые обладают таким характером. (Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей). На доске рядом с портретом Ивана Царевича проводит прямую линию.
Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.
— Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут? (Его зовут Буратино). — Какой он по характеру? (Весёлый, озорной, смешной). — Почему он обозначен такой линией? На что она похожа? (Она похожа на улыбку). — Какие персонажи с похожим характером вам известны? (Емеля, Питер Пен, Карлсон). — Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.
Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.Психогимнастика. Это, что за маскарад И зверей, и птиц парад Ничего не разберёшь, Где тут белка, где тут ёж. Приготовься и смотри Сказочное животное на месте замри. В гости сказки к нам пришли Кто есть кто — определи. Буратино и Кощей И Мальвина и злодей. Приготовься и смотри Фигура из сказки на месте замри. (Дети проходят на свои стулья.) Воспитатель предлагает детям сочинить свою сказку. Будем кубиком играть, Будем сказку сочинять. (На мольберте план — схема сказок) — Первый шаг- бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз — считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов. Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло. (Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.) Примерный вариант сказки: см. Приложение 1. — Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться. 3. Заключительная часть. Итог. — Вам понравилось быть в гостях у сказок? — Что понравилось? Что запомнилось больше всего? Что бы вы хотели узнать в следующий раз? (Дети отвечают.) — Верить в сказку- это счастье, И тому, кто верит, Сказка обязательно Отворит все двери.
Приложение № 1.
Жили-были король и королева. Жили они в большом дворце. Детей у них не было. Жили они скучно и в одно прекрасное утро очутились на необитаемом острове. Там было очень красиво. Росли необычные деревья и пели чудесные птицы. На острове они встретились с добрым звездочётом, который им рассказал про планеты, и показывал их в свой телескоп. Король и королева очень понравились звездочёту и он подарил им волшебное яблоко. Поблагодарили они звездочёта и отправились в обратный путь с этим яблоком. Оно не только показало им дорогу домой, но и по возвращении продолжало творить чудеса. И вот, что из этого получилось: в скорм времени у них родился сын и стали они жить поживать, да добра наживать.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака Конспект НОД в средней группе «Помоги Петушку» Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?» Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада
Беседа для детей дошкольного возраста «Что такое сказка?»
Беседа «Что такое сказка?»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о сказке как жанре литературы.
Дидактические задачи: расширить представления детей жанре сказки; учить детей сочинять сказочный сюжет самостоятельно; закреплять знания о сказочных героях, и волшебных предметах.
Развивающие задачи: развивать мышление и речь детей; стимулировать развитие словесно-логического мышления; развивать внимание детей.
В некотором царстве, в некотором государстве… Ребята, что начинается с таких слов? (Сказка) Правильно, сказка. А как еще может начинаться сказка? (Жили-были, За тридевять земель, в тридевятом царстве). Но разве мы только по такому началу узнаем сказку? Послушайте, что я скажу. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был кот. Он очень любил есть сметану и спать. Конец. Это сказка? (Нет) А почему? (Ответы детей) Молодцы, вы навали много признаков сказки, давайте повторим их еще раз.
1. Самый главный признак – в сказках происходит то, чего не может быть на самом деле. Например, в сказках могут разговаривать животные. А еще что?
Игра «Бывает – не бывает» (педагог озвучивает вещь или явление, а дети хлопают, либо топают, если такое бывает или не бывает в реальности соответственно).
2. У сказки есть начало, середина и конец.
Что происходит в начале? Правильно, в начале нас знакомят с героями сказки и тем, где они живут.
В середине сказки происходят основные события: герой пытается достичь цели, не смотря на все трудности.
В конце сказки герой получает желаемое и награду за свою смелость, ум и доброту.
А вы помните, кто часто помогает героям в достижении цели?
3. В сказках есть специальные герои, которые встречаются из сказки в сказку. Какие?
Физкуль
4. В сказках герой двигается к цели, а ему мешают злодеи или просто на пути встает препятствие. Давайте вспомним, как и кому мешали злодеи в разных сказках.
5. В сказках есть волшебство и специальные волшебные предметы. Например, вот такой клубочек (показывает клубок шерстяных ниток). Чей он? Поиграем с ним?
Д/и «Волшебный клубочек» (Дети передают клубок друг другу, называя какой-либо сказочный предмет).
6. И самое главное правило сказки: добро всегда побеждает зло. А почему так, а не наоборот?
Молодцы, ребята, смогли вспомнить обо всех особенностях сказки. А сейчас давайте попробуем придумать свою сказку. Итак, Далеко-далеко, за синими морями, за высокими горами жил-был…
Источник