Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы»план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему


Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы».

Дятел в ответ говорит:

«Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Цель занятия: расширение знаний детей о зимующих птицах нашего края. Задачи занятия: — активизировать в речи имена прилагательные; — научить детей отвечать на вопросы не короткими фразами, а полным предложением; — научить детей составлять описательный рассказ по вопросному плану; — воспитания любви и заботы к птицам. Оборудование: звукозапись «Времена года»; искусственные деревья, мешочки тканевые, иллюстрации птиц, корм; оформленная ширма с изображением леса. Ход занятия: — Ребята, мы сегодня с вами отправимся на прогулку в зимний лес. (Звучит музыка «Голоса птиц). Внимательно прислушайтесь к звукам и скажите, что вы услышали в зимнем лесу? (Голоса птиц). — Ребята, вы мне много назвали птиц. Но вы знаете, что некоторые птицы осенью улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать вместе с нами. — Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? — Каких вы знаете зимующих птиц? А сейчас мы с вами прогуляемся по зимнему лесу и посмотрим, кто же живёт в нём. — Ребята, а вон на ёлочке кто – то сидит и смотрит по сторонам. — Кто это? -Как называется эта птица? Давайте, ребята, послушаем стихотворение про воробья. Воробьи – воробышки, Серенькие пёрышки… Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить. — А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите: *Какой он по размеру? *Какого цвета его пёрышки? *Сколько у воробушка лапок? *Для чего нужны воробью лапки? *Как передвигается воробушек? *Чем питаются воробьи? Физкуль. — Ребята, а теперь послушайте загадку и попробуйте её отгадать. Непоседа, невеличка, Жёлтая почти вся птичка, Любит сало и пшеницу. Кто узнал её? А сейчас (Маша Н.) расскажет нам стихотворение о синичке. Маленькая птичка – Жёлтогрудая синичка, По двору гуляет, Крохи собирает. — А ещё чем питается синичка? Ребята. А вы знаете, что в ноябре некоторые люди празднуют «синичкин день» — они укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зёрнышки, вешают за окно кусочки солёного сала. В народе говорят: «Не велика птичка синичка, а и то свой праздник знает». — А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется «Кто как кричит?». (Показываю птиц: воробья, синичку. Как кричит воробей? Как подаёт голос синичка? Вначале хором, а потом спросить одного). — А сейчас игру усложним. Если я картинку поднимаю вверх, то вы произносите громко, а сели вниз, то тихо. — Ребята, послушайте ещё одно стихотворение, которое нам Настя К. На ветвях, украшенных Снежной бахрамой, Яблоки румяные Выросли зимой. Яблоки на яблоне Весело снуют, Гусениц мороженых Яблоки клюют. — Что это, ребята, за яблоки? — Почему их назвали яблоками? Молодцы! Хорошо вы знаете птиц, которые зимуют в наших краях. А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать. — А чем же мы будем птиц кормить, узнаем сейчас в ходе игры. Игра «Определи корм на ощупь». (У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм). С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. — Ребята, мы будем подкармливать птиц поздней осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода и холода? Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой кормушки, сделанными своими руками, развесим их на деревья и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм. Далее воспитатель с детьми отправляются с кормушками кормить птиц.

Сказки о птицах. Дятел.

Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».

Дятел-труженик. Сказки озера Байкал

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.

Кукушка пуще всех сердится: — Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!

— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.

— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: — Как! Ты нас спасаешь? — Смотрите, какой хвастун! — Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: — Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: — Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!

За ней кедровка: — Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.

— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Конспект НОД в детском саду в средней группе. Птицы леса

Конспект НОД ребенок открывает мир природы в средней группе по теме «Птицы леса»
Автор: Новосёлка Виктория Евгеньевна, воспитатель, МКДОУ «Детский сад «Кораблик» Описание: работа будет полезна для воспитателей детских садов, средней группы. Занятие можно проводить в рамках тематической недели «Птицы» и на занятии по образовательной области: ребенок открывает мир природы. Возраст: 4-5 лет, средняя группа Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза. Задачи: — повторить название птиц, вспомнить их внешний вид; — учить определять части тела птиц, их отличительные особенности; — актуализировать в памяти знания о питании птиц; — способствовать развитию мыслительных процессов: анализа и синтеза в названии общим словом объектов, в выделении частей тела у птицы; Материалы: картинки птиц, фигурки птиц, картинки с изображением пищи, мяч, колокольчик.
Ход

1. Организационный момент
Воспитатель: Давайте поздороваемся с вами при помощи колокольчика, и ласково назовем имя. — Здравствуй, Мирочка, динь-нинь (звон колокольчика) — Здравствуйте, Виктория Евгеньевна, динь-динь.
2. Основная часть
Воспитатель: — Перед тобой лежат картинки, что это? (Дети называют картинки, птицы). — Я буду загадывать загадку, а ты отгадывать, находить картинку и называть ее. Кто на елке, на суку Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)

Вот пернатый сел на сук И колотит: тук-тук-тук! Ищет пищу под корой Он голодною порой.
(Дятел)

Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица — почтальон, Пролетит любой маршрут.
(Голубь)

В небе кружит ночью длинной Самый крупный, самый сильный. Из большой семьи совиной Крючконосый хищный…
(Филин)

Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели – вон он. Это – старый, мудрый…
(Ворон)

На шесте — дворец, Во дворце — певец.
(Скворец)

Воспитатель: — Каких птиц вы отгадали? (скворец, ворон, филин, голубь, дятел, кукушка). — Как их называют всех вместе? (Птицы) — Молодцы! Где живут эти птицы? (В лесу). Игра: «Найти общее слово» — Я буду показывать тебе картинки, на них будет что-то изображено, а тебе надо будет сказать, как их называют одним словом. Лось, лиса, медведь, рысь, волк. (звери). Муха, бабочка, кузнечик, муравей, комар. (Насекомые). Береза, ель, сосна, дуб. (Деревья) Ромашка, василек, клевер, одуванчик. (Цветы). Давай посмотрим и вспомним, кто же нарисован на картинках? (Вместе с педагогом называет, кто нарисован на картинках, а затем называет обобщающим словом). — Дети, предлагаю вам немного поиграть в голубя. Вы знаете как голубь делает головой, когда ходит, он ее наклоняет. Для улучшения мозговой деятельности выполните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыслительные процессы.
Сядем так как нам удобно. Будем дышать глубоко (педагог показывает как), уроним го¬лову вперед. Медленно будем качать головой из стороны в сторону (помощи дыхания уходит напряжении. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
Воспитатель: — Вот как голубь головкой нам качает. Педагог показывает игрушку голубя и изображает как он качает головой. — Дети, вам понравилось в голубя играть? Превращаемся обратно в детей. Игра: «Деление целого на части» Воспитатель: — Перед тобой стоят разные птицы, ты узнаешь их? Назови. (дети называют птиц, если не могут назвать, педагог помогает). — Выберите любую птицу, которая вам нравится, мы с ней поиграем. (дети выбирают 1 птицу, берут ее в руки, остальные птицы отставляются в сторону). — Теперь выделим у птички ее части тела. Какие ты видишь? (голова, туловище, крылья, ноги, на голове клюв и глаза) Педагог просит ребенка в слух произносить части тела птицы и показывать их. Вспомнить, что у птиц есть оперение. Если ребенок легко справляется с заданием, можно включить усложнение. Пусть малыш делит птицу на части и выкладывает палочки на столе: сколько частей — столько же и палочек. — Молодец, как хорошо вы справились! — Наверное птицы любят что-то кушать. Давай поможем птичке найти еду, которую они едят. Игра: «Что едят птицы» — Перед вами картинки, вам нужно выбрать и положить рядом с птичкой еду, которую она ест. Будьте внимательны, ведь птицы едят не всё. (Из группы картинок ребенок выделяет только те, на которых изображена еда птиц) — Дети, назовите, еду какую вы выбрали для птицы. Если ребенок ошибается педагог помогает вспомнить что же едят птицы. — Скажите, а что птицы умеют делать, чего не умеют люди? (Летать) Игра: «Летает – не летает». Воспитатель: — Теперь поиграем в веселую игру, в которой я буду называть слова и бросать вам мяч. Вы будете быстро возвращать мячик мне, и говорить летает предмет или не летает. • облако • яблоко • грач • ворона • макароны • вертолет • самолет • бабочка • чайник • голубь • коза • скворец — Дети, каких птиц в игре вы встретили? (грач, ворона, голубь, скворец)
3. Заключение

— Дети, каких птиц вы сегодня запомнили? — Какая птица вам больше всего понравилась? — Что птицы кушают? — Какие части тела есть у птицы? Очень хорошо! Наше занятие закончилось, вы очень старались, занимались – молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе «В гостях у Светофорчика Конспект НОД в средней группе на тему «Новый год» Викторина «Знатоки птиц» для детей дошкольников подготовительной группы Конспект НОД в старшей группе детского сада с презентацией. Тема: «Пернатые друзья»

Похожие статьи:

Викторина на тему «Птицы» для детей 6-7 лет

Загадки о птицах для детей 5-7 лет с ответами

Стихи про птиц для детей 2-3 лет в детском саду

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы зубки не болели»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]