Игровые упражнения по развитию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста

Давным-давно жили-были дети. Они бегали босиком по траве и песку, лазили по деревьям, купались в ручье, строили замки из песка, качались на качелях до темноты, прыгали в озеро с тарзанки, срывали и ели фрукты в саду, собирали грибы, пробовали дикий мед, катались с ледяных гор… Многие ли современные дети могут похвалиться таким богатым жизненным опытом?

Технический прогресс и развитие мегаполисов порождает дефицит множества факторов, позитивно влияющих на естественное развитие ребенка. В незатейливой игре маленький человек получает те навыки и способы обработки информации, которые впоследствии служат базой для более сложных умений и навыков, в свою очередь позволяющих формировать речь, регулировать поведение. Дети вне образовательного учреждения зачастую лишены значимой группы сверстников, в которой может формироваться подражательная игра. Ребенок в мегаполисе практически лишен полноценной игры с природными материалами и получения базы сенсорного опыта (например, игра с песком, водой, глиной, снегом и т.д.). Родители далеко не всегда могут позволить малышу кувыркаться, качаться, бегать и прыгать столько, сколько диктует естественная потребность, а не общие режимные моменты.

Курс развития творческого мышления для детей 5– 8 лет Программа развивающих занятий для детей (5 — 8 лет)

3000 руб

ПОДРОБНЕЕ

Создать оптимальную развивающую среду, сформировать действительно полезную игровую активность ребенка педагогу поможет понимание механизмов функционирования детского организма в естественных условиях. И умение моделировать их в условиях игрового занятия.

Игры с элементами сенсорной интеграции

Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:

  • развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
  • развитие высших психических функций;
  • совершенствование моторики;
  • стимуляция познавательной активности;
  • формирование и развитие всех компонентов речи;
  • коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
  • совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
  • помощь в адаптации ребенка к новым условиям.

Мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.

Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.

Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:

  • качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
  • гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
  • качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
  • доски-балансиры, надувные балансиры;
  • фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
  • дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
  • горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
  • батуты;
  • тоннели, маты, под которыми можно проползти;
  • групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).

Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).

Обучение

Елена Юрьевна Петрова

Авторская программа

Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции

Участвовать

Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.

Сенсорные игры для детей 2-3 лет. Картотека

Картотека авторских сенсорных игр для детей раннего возраста
Автор: Янченко Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ, «Детский сад №11», г.Северск Томской областиРеализуя приоритетные направления своей деятельности, создавая предметно-развивающую среду в группе, мною разработаны авторские игры, которые, как показывает опыт, создают эмоционально-положительную атмосферу в группе, обогащают окружающий мир ребенка и развивают все сенсорные зоны малыша. Данная разработка может использоваться в работе воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов, работающих с детьми раннего и дошкольного возраста.
Сенсорные игры для малышей
«Спрячь мышку» Программное содержание: развивать умения детей различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), обучать подбирать предметы по цвету. Развивать навыки обследовать предметы. Воспитывать бережное отношение к животным. Рекомендации: данную игру можно использовать во время проведения режимных моментов утром и вечером. Предложить детям спрятать мышек в домики соответствующего цвета.


«Книжка-малышка» Программное содержание: развивать умения детей собирать целое из частей, различать цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость. Рекомендации: Данное пособие можно использовать как на занятии, так и в свободное время в индивидуальной работе с детьми на составление целого из частей, на закрепление цвета, развитие мелкой моторики рук. «Сенсорная кукла «Витаминка» Программное содержание: развивать мелкую моторику рук малышей, внимание. Воспитывать усидчивость, желание играть. Рекомендации: Занимайтесь с сенсорной куклой в свободное время утром или вечером. Научите ребенка «кормить» куклу, используя крупную фасоль сначала по показу взрослого, затем самостоятельно, закрепите названия частей тела.


«Летняя полянка» Программное содержание: развивать умения детей расстегивать и застегивать замочки, пуговички, липучки. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать любовь к природе, желание играть. Рекомендации: Занимайтесь с сенсорным ковриком в свободное время утром или вечером. Научите ребенка расстегивать и застегивать замочки, пуговички, липучки сначала по показу взрослого, затем самостоятельно.


Разноцветные палочки» Программное содержание: развивать умения детей узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Знакомить с понятиями: длинный, короткий, большой, маленький. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание играть. Рекомендации: Данное пособие можно использовать как на занятии, так и в свободное время в индивидуальной работе с детьми на закрепление цвета, длины, величины. Палочки можно не только сравнивать по длине, но и образовывать из них круги различной величины. Благодаря крупе, которой наполнены палочки, их можно использовать для массажа ладошек.


«Веселые гусенички» Программное содержание: развивать умения детей узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Знакомить с понятиями: «длинный – короткий». Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать желание играть. Рекомендации: Занимайтесь с гусеничками в свободное время утром или вечером. Научите ребенка расстегивать и застегивать липучки сначала по показу взрослого, затем самостоятельно. Данное пособие способствует изучению и закреплению основных цветов в игровой форме, а также понятий «длинный – короткий».


«Шумовые кубики» Программное содержание: развивать умения детей узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Знакомить детей с домашними животными, учить звукоподражать им. Развивать память, внимание, слуховое восприятие, конструкторские навыки. Воспитывать желание играть. Рекомендации: Данное пособие можно использовать как на занятии, так и в свободное время в индивидуальной работе с детьми для закрепления цвета, названия животных, звукоподражания. Из данных кубиков можно построить башенку, домик, в котором будут жить знакомые животные, а можно поиграть в «поезд», где в каждом вагончике едут животные. Кубики наполнены крупой, поэтому кубиками можно пошуметь, получив огромное удовольствие.


«Посади бабочку на цветок» Программное содержание: развивать умения детей различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), обучать подбирать предметы по цвету. Развивать навыки обследовать предметы. Воспитывать бережное отношение к природе. Рекомендации: данную игру можно использовать во время проведения режимных моментов утром и вечером, а также на занятии как дидактическую игру. Предложить детям посадить бабочку на цветок соответствующего цвета: А вот и бабочки летят, На цветочек сесть хотят, Не могут выбрать цвет они, А ну-ка, ты им помоги.


«Грибочки на полянке» Программное содержание: развивать умения детей различать и подбирать предметы по величине, составлять целое из частей. Развивать мелкую моторику рук и навыки обследования предметов. Воспитывать бережное отношение к природе. Рекомендации: данную игру можно использовать во время проведения режимных моментов утром и вечером. Предложите детям собрать целые грибочки из частей, разных по величине, затем прикрепить их на полянку с помощью петелек и пуговичек.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Дидактические игры для детей раннего возраста своими руками Словесные игры для детей раннего возраста в детском саду Игровое занятие по гендерному воспитанию для детей группы раннего возраста

Похожие статьи:

Сюжетно-ролевая игра в раннем дошкольном возрасте

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Игры на развитие внимания у детей раннего возраста

Для развития тактильного восприятия можно использовать:

  • бассейн с водой и всевозможными приспособлениями для переливания, отжимания, разбрызгивания, изменения свойств воды и декорирования дна и «берегов» бассейна;
  • баночки с водой и декором для рассматривания и манипулирования;
  • тактильное панно из разных материалов (кожи, меха, перьев, шерсти и т.п.);
  • тактильные мешочки и дорожки;
  • сенсорные коробки — контейнеры с различными наполнителями (песком, крупами, травой, камешками, а также бусинами, гидрогелем, тканями, лентами, нитками и т.д.);
  • крупные шишки как массажные мячики разного диаметра;
  • материалы для лепки и моделирования (глина, пластилин, соленое тесто);
  • природные материалы для создания композиций и сказочных историй;
  • сортеры с различными наполнителями.

Чаще всего создание этих пособий – дело рук педагогов, а в домашних условиях – родителей. Они просты в исполнении, однако требуют много фантазии от создателя, чтобы стать привлекательными не только тактильно, но внешне. Добавляя яркие элементы, мы накладываем на тактильную стимуляцию зрительные ориентиры. Употребляя различные материалы и контейнеры, включаем слуховое восприятие (например, деревянная коробка с каштанами и бусинами звучит определенным тембром).

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Все страницы

Страница 1 из 2

Авторский тренинг, разработка Антоновский С. и Канардов И.

Тренинг развития сенсорики

(приводится с сокращениями)

1 ЗАНЯТИЕ

В начале рабочего дня участников разбивают на команды по 6-8 человек в случайном порядке. (Для процедуры деления можно воспользоваться колодой игральных карт).

Примечание: осуществляются переходы участников из одной команды в другую, но только в исключительных случаях!

Упражнение «Приветствие». Цель:

  1. знакомство участников микрогрупп друг с другом;
  2. развитие навыков командного взаимодействия;
  3. создание своеобразного имиджа рабочей группы, поддерживаемого каждым ее участником.

Оборудование: листы белой бумаги, ножницы, булавки, кисти, краски, фломастеры, маркеры. Содержание: Участникам предлагается после получения инструкций разойтись по рабочим комнатам, где они должны: А) выбрать капитана, представителя и выразителя интересов своей команды; Б) разработать уникальную символику команды, придумать ей название и оформить визитки (бэйджи) со своими именами, по возможности в едином стиле (вполне допустимо использование игровых имен); В) подготовить микроспектакль – приветствие, сценку, объясняющую символику и название команды. После подготовительного этапа предполагается исполнение сценических номеров по очереди всеми командами.

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Данный блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга с осязанием.

Упражнение «Здравствуй!». Цель:

  1. продолжение знакомства;
  2. создание непринужденной, располагающей обстановки, разогрев участников.

Содержание: Инструкция: «Сейчас вы попробуете лучше узнать друг друга, а с кем-то, быть может, и познакомиться! Для начала, не произнося ни звука, по возможности закрыв глаза, поздоровайтесь с найденным вами человеком, а затем постарайтесь при помощи любых частей тела пообщаться со встретившимися вам людьми. Почему бы вам, например, не узнать о настроении другого потеревшись о его плечо своим. Единственная просьба — соблюдайте уважение друг к другу и обходитесь без применения силы!» По ходу выполнения упражнения участникам предлагают заняться поисками нового «собеседника», обменяться приветствиями и «новостями» (исключительно при помощи рук, спин, ног и т.д.) По завершении упражнения участники обмениваются впечатлениями о проделанном.

Упражнение «Касание». Цель:

  1. знакомство участников с иллюзиями осязания и навыками эксперимента;
  2. дополнительно отрабатываются навыки взаимодействия в команде.

Оборудование: листы бумаги для записей, авторучки, несколько остро отточенных карандашей. Содержание: Участники работают по командам. Разделившись на пары, ребята проводят опыт с поочередным касанием руки одним или двумя близкорасположенными карандашными остриями. Испытуемый должен закрыть глаза и пытается понять, сколько карандашей использовалось в каждом конкретном случае. Для этого упражнения предлагается осуществить 10-15 касаний, на которые «испытуемый» реагирует реплики: «Один!» или «Два!». Ответ должен фиксироваться «экспериментатором» с параллельным указанием верного. После проведения опыта участники меняются местами. Результаты работы подводятся совместно (групповые показатели). В кругу данные по группам сообщаются участниками и обсуждаются.

Упражнение «Алфавит». Цель:

  1. выяснение сенсорных способностей участников;
  2. эмоциональная разрядка.

Содержание: Разделившимся на пары по принципу наименьшего знакомства участникам предлагается наладить контакт…со спины. Один из участников, сев спиной к другому, пытается прочитать сообщение, которое «собеседник» пишет на его спине, и произносит написанное вслух. После работы в течение установленного времени происходит смена ролей. Собравшись в кругу, участники подводят итоги работы, делятся впечатлениями о проделанном. Можно определить также «самые чувствительные натуры» и попросить их рассказать остальным, как им это удается. Примечание: в начале упражнения, для калибровки, предложите участникам написать несколько букв, идущих в алфавитном порядке.

Упражнение «Что это?». Цель:

  1. развитие осязания;
  2. сплочение команды.

Оборудование: несколько непрозрачных мешочков (по числу команд) с одинаковым набором небольших предметов. Для проведения этого упражнения тренеру потребуются ассистенты, по числу участвующих команд. Содержание: Участникам предлагается определить, какая команда самая чувствительная. Для этого все члены команды поочередно подбегают к своему мешочку и, при помощи ощупывания одной(!) рукой пойманного предмета, пытаются понять, что это. Говоря тренеру название предмета, участник достает его из мешка и передает тренеру. Случай угадывания помечается баллом, которые по окончании игры подсчитываются, выявляя команду-победительницу. Игра прекращается в том случае, когда одна из команд вытащит все предметы из своего мешка. Занявших первое место можно наградить титулом «Супер-ручка» и вручить, например контурное изображение ладони из картона или обыкновенные авторучки только необычной окраски. Примечание: участник, выбравший предмет, в случае невозможности определить его может попытаться угадать другой.

Упражнение «Горячий стул». Цель:

  1. эмоциональная разрядка.

Оборудование: устойчивые стулья, листы не очень плотной бумаги. Содержание: Для проведения упражнения выбирается три добровольца, лучше мальчики. В течение минуты они должны, сев на стул и подложив под себя сложенный вдвое лист бумаги, совершать энергичные движения, стараясь как можно сильнее измять лист бумаги. Руками пользоваться запрещено. Независимые эксперты, выбранные из числа ребят, определяют, кому из участников лучше всего удалось справиться с заданием. Модификация: Массу положительных эмоций вызывает, предложение мальчикам, которое дается в начале упражнения, выбрать себе помощницу из лиц прекрасного пола, после чего сообщают условия задания… Недоумевающим парам поясняется после специально выдержанной паузы, что девушке на колени садиться не надо. Ее задача состоит в том, чтобы морально поддерживать своего партнера, ну а физически, само собой, листок бумаги, готовый соскользнуть со стула, по необходимости возвращая его на место. Упражнение «Мир моей руки». Цель:

  1. отреагирование посредством рисования своего эмоционального отношения к поднятой на занятии проблематике в целом и самому тренингу в частности;
  2. сплочение всех участников тренинга, посредством выполнения общего задания;
  3. выход на позитив.

Оборудование: большой ватман, краски и кисти, маркеры, фломастеры. Содержание: Участникам предлагается отразить видение мира с точки зрения руки, как основного осязательного инструмента человека.

Рука изображается тренером в центре листа путем обведения по контуру его собственной. Далее все предоставлено фантазии участников. Необходимо, чтобы в работе принимали участие все без исключения. После того как картина готова к показу, ребятам предлагается устроить совместную презентацию. Тренер может запустить ее, задавая вопросы по содержанию картины. ВНИМАНИЕ! Организаторам тренинга следует все творческие работы участников помещать на стены помещения, в котором проводятся занятия.

Упражнение «Дождик». Цель: — церемония прощания. Содержание: Участники тренинга, сев в круг, получают следующие указания к выполнению: «Пришло время прощания.… Давайте немножко помечтаем, представив себя капельками дождя. Прислушаемся… Я начну «дождик», а вы поочередно подхватывайте мое движение (потирание ладошки о ладошку). Начинаем налево, по кругу. (После того как круг пройден, тренер задет новое движение: щелчки пальцами). Дождик усиливается. Подхватываем, друг за дружкой, остальные продолжают с ладошками. (Далее упражнение идет в такой последовательности: хлопки по коленям – колени + топанье ногами («Настоящий ливень!») – хлопки по коленям – щелчки пальцами («Дождик становится тише») – ладошки). «До свидания, друзья! Увидимся в следующий раз!»

2 ЗАНЯТИЕ

СЛУХОВОЙ БЛОК.

Данный блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга со слуховым анализатором. Для некоторых упражнений этого цикла потребуются повязки на глаза.

Упражнение «Дождик». Цель: — приветствие (своеобразная «эстафетная палочка», передаваемая с прошлого занятия для настройки на рабочую волну). Содержание: См. выше. (Участникам предлагается закрыть глаза). По окончании упражнения участникам сообщается, что занятие посвящено слуховым ощущениям и именно поэтому «Дождик» стал первым заданием дня.

Упражнение «Слуховой круг». Цель:

  1. развитие слуховой чувствительности.

Содержание: Закрыв глаза, участники должны постараться превратиться в слух, настроиться на восприятие окружающего мира. Далее следует несколько минут полной тишины. За это время ребята стараются уловить как можно больше звуков. По окончании упражнения участники по кругу сбрасывают свои находки («Я слышал, как подъехала машина», «В доме напротив слушают «Машину времени»» и т.д.) Ведущий благодарит группу за их внимательность и чуткий слух.

Упражнение » Музыкальная картина «. Цель:

  1. развитие воображения и эмоциональности;
  2. соотнесение звуковой и зрительной модальностей;
  3. развитие индивидуальности в рамках группы.

Оборудование: белые листы (А4), кисти и краски, маркеры и фломастеры, магнитофон, звуковые фрагменты. Содержание: Участникам тренинга предлагается «нарисовать музыку», отразить вызываемое ей настроение в цвете. Последовательно предъявляются три звуковых фрагмента, контрастных по своему содержанию. Это может быть отрывок из классического произведения, хардкор или агрессивная техно-музыка, психоделическая композиция. Новый отрывок предъявляется через 2-3 минуты или по мере готовности работ команд. По окончании работы демонстрируются и участников просят сделать выводы о том, как влияет музыка на характер картины, а, следовательно, и на эмоциональное состояние человека.

Упражнение «Звуковая загадка». Цель:

  1. развитие слуховой чувствительности.

Оборудование: подручные средства, при помощи которых можно издать звук. Содержание: Тренер с помощниками, при помощи подготовленных предметов, издает звуки (это может быть щелчок выключателя, звук льющейся воды, характерное дребезжание линейки и т.п.), которые представители от своей рабочей группы, стараются угадать, сидя с завязанными глазами. «Слухачи» поднимают руку и сообщают свою версию, которая, если оказывается верной, фиксируется. Остальным членам команды также предлагается закрыть глаза и постараться угадать звук, а затем проверить себя, открыв глаза. Участников просят не подсказывать своим представителям названия используемых предметов. По итогам работы определяются победители.

Упражнение «Что такое звук?». Цель:

  1. получение обратной связи;
  2. динамичное возвращение участников в круг.

Содержание: Участникам предлагается высказать по кругу свои соображения о том, что такое звук и сопроводить их напоследок каким-нибудь звуком, передав тем самым сигнал другому человеку. Если участник затрудняется с определением, ему просто предлагается издать звук и очередь переходит к его соседу. Тренер также дает свое определение понятию звук и благодарит участников.

Упражнение » Телефонные номера «. Цель:

  1. развитие слуховой памяти.

Оборудование: дисковый телефонный аппарат, небольшие листочки бумаги, ручки. Содержание: Участникам предлагается проверить свою слуховую память. Тренер набирает при помощи телефонного диска определенный номер, а участники пробуют записать его на бумаге. После нескольких проб и небольшой калибровки (набор на диске 1-2-3-4-5-6-7-8-9-0), участникам предлагается определить десять телефонных номеров. После завершения работы осуществляется проверка и выявляется лучший(-ие) «определитель», которому присваивается почетный титул «Любитель болтать по телефону».

Упражнение «Звуковая история». Цель:

  1. развитие командного взаимодействия;
  2. раскрытие творческого потенциала участников.

Оборудование: источники звука, которые потребуются участникам для создания звуковой истории. Содержание: Для подготовки звуковых историй участникам предлагают выйти на улицу (или осмотреть помещение) и найти разнообразные источники звука, предупредив ребят, что некоторые вещи, если они берутся с чьего-то разрешения, необходимо затем вернуть на место. После окончания поисков участников просят собраться в своих комнатах для проработки историй. При этом в истории должны быть задействованы только найденные источники звука. Сами ребята говорить во время представления не могут. Истории демонстрируются аудитории, которая сидит спинами к исполнителям и старается понять, какой сюжет обыгрывают участники. По окончании выступления слушатели угадывают сюжет и сравнивают свои предположения с оригиналом, при этом отмечаются самые интересные находки исполнителей, повторяются эффектные эпизоды и т.д. После завершения всех выступлений независимое жюри (по одному представителю от каждой команды) отмечают наиболее понравившиеся работы. Тренер благодарит всех участников и напоминает о необходимости соблюдать чистоту и предлагает убрать «реквизит» в мешки для мусора.

Упражнение: «Звуковая газета «. Цель:

  1. подведение итогов рабочего дня;
  2. объединение участников.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры. Содержание: Участникам предлагается отразить в общей газете свои представления о мире звука по окончании занятия. Сообщается, что на бумаге могут найти отражения и эмоциональные переживания, отношение участников к происходящему. Приветствуются все самые оригинальные идеи и начинания. Неплохо, если тренер и его помощники также примут участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения.

Упражнение: «Эхо». Цель:

  1. церемония прощания;
  2. коллективный настрой на позитив.

Содержание: Сев в круг, участники поочередно говорят свою прощальную фразу, которую подхватывают остальные участники и передают по кругу. Можно произносить фразу по угасающей, постепенно снижая громкость, для придания наибольшего эффекта эха. По окончании упражнения тренер благодарит участников за работу и прощается с ними.

3 ЗАНЯТИЕ

Данное занятие посвящено сразу двум модальностям – обонянию и вкусовым ощущениям. Упражнения будут посвящены развитию соответствующих модальностей.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Упражнение: » Чукотское приветствие «. Цель:

  1. эмоциональная разрядка;
  2. церемония приветствия.

Содержание: «Дорогие друзья! Сегодня мы приступаем к изучению двух чувств идущих рука об руку, а именно – обонянию и вкусу. Наше занятие начнется довольно необычным способом, по — чукотски. Дело в том, что представители этого прекрасного народа испокон веков здороваются … носами. Ваша первая на сегодняшний день задача состоит в том, чтобы поздороваться носами со всеми участника тренинга. Приступаем!» Результаты упражнения можно обсудить.

Упражнение: «Угадай-ка запах». Цель:

  1. развитие обоняния;
  2. развитие командного взаимодействия.

Оборудование: образцы разнообразных запахов (цветочные, пряные, технические и т.д. количеством 10-15 образцов), повязки на глаза участникам, листы бумаги для записей. Для ускорения процесса предъявления тренеру потребуется помощь ассистентов. Содержание: Разделившись на команды, участники тренинга, сидящие с завязанными глазами, получают для анализа различные образцы запахов и фиксируют названия на бумаге индивидуально. (После написания очередного названия листочек бумаги можно загибать, чтобы надписи не наезжали друг на друга. Если бумага закончилась, по требованию предоставляют еще лист.) После того как все участники завершили определение, командам предоставляется время для подведения итогов работы и составления сводного списка запахов. Проводится учет верно названных образцов и выявляется команда — победительница конкурса. Можно провести символическое награждение команды, вручив всему составу бельевые прищепки со словами: «Поскольку у вас самые чувствительные носы в нашей группе, этот подарок вам очень пригодиться!» Вручение сопровождается бурными аплодисментами.

Упражнение: «Охотники за феромоном». Цель:

  1. развитие обоняния;
  2. отработка командного взаимодействия.

Оборудование: несколько чистых стаканчиков; различные образцы запахов, которые собираются участниками. Содержание: Собравшимся в кругу участникам предлагается следующее сообщение: «Современные ученые установили, что люди нередко выбирают друг друга по … запаху. Дело в том, что обонятельная зона находится в древней коре головного мозга человека, поэтому можно с некоторой долей уверенности утверждать, что выбор одного партнера из множества других предопределен тем, как он пахнет, какой он излучает феромон. Таким образом, создав универсальный аромат, который бы понравился большинству людей, можно оказать реальное воздействие на их выбор, на оказание предпочтения именно вам, его создателю». Участникам предстоит поработать в качестве создателей супер – феромона. Работа осуществляется по командам в отдельных комнатах. «Творцы» не ограничены в поиске «сырья» для «исследовательской работы», могут покидать пределы помещения. Единственным пожеланием тренера является приличное поведение ребят за пределами помещения для тренинга. После создания опытных образцов участники собираются для презентации своих «супер-феромонов». Работы оцениваются независимым жюри, формируемым из представителей всех команд. Члены жюри с завязанными глазами определяют лучший ферромон дня. Тренер благодарит всех участников за работу и обсуждает трудности, возникшие при выполнении данного упражнения.

Упражнение: «Мой любимый запах». Цель:

  1. подведение итогов изучения обоняния;
  2. объединение участников в рамках совместной творческой деятельности.

Оборудование: большой лист ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры. Содержание: Участникам предлагается изобразить в общей газете свой любимый запах в виде художественного образа. Приветствуются все самые оригинальные и искренние идеи. Неплохо, если тренер и его помощники также примут участие в создании газеты. Готовую газету вывешивают для всеобщего обозрения. По окончании работы тренер предлагает участникам перейти к следующей модальности – вкусовым ощущениям.

ВКУСОВОЙ БЛОК

Упражнение: «Исследование вкусовых зон языка «. Цель:

  1. выявление локализации зон вкусовых ощущений;
  2. выработка навыков коллективной исследовательской работы.

Оборудование: листы бумаги с изображением контура языка, фломастеры для выделения соответствующих вкусовых зон, образцы кислого, горького, сладкого и соленого. Содержание: Командам дается указание выявить локализацию вкусовых ощущений, используя образцы кислого (лимонный сок или лимонная кислота), горького (хина), сладкого (сироп или сахарная пудра), соленого (пищевая соль). Результаты фиксируются посредством раскрашивания фломастером соответствующей зоны. По окончании работы исследования участников обобщаются и сравниваются с классическим учением о расположении вкусовых зон. В качестве дополнительного задания участников можно попросить составить собственную классификацию вкусов.

Упражнение: «Угадай вкус». Цель:

  1. развитие вкусовых ощущений.

Оборудование: наборы образцов пищевых продуктов (для каждой команды они различны; в набор входят: кусочки фруктов, овощей, напиток, образцы карамели с разнообразной начинкой, различные виды хлебобулочных изделий и т.д. знакомые всем участника тренинга); игровые жетоны разного цвета; повязка на глаза. Содержание: Поле разделения участников на команды осуществляется поочередное приглашение представителей соседней команды для угадывания образцов пищевых продуктов. «Гостю» завязывают глаза и дают попробовать образец. В случае верного ответа участнику вручается жетон, с которым он возвращается к своей команде. По окончании работы подсчитывается число набранных жетонов. Команда победителей награждается аплодисментами.

Упражнение: «Вкус и цвет». Цель:

  1. закрепление и отреагирование в художественном творчестве материала тренинга;
  2. своеобразная настройка участников на занятие, посвященное зрительным ощущениям.

Оборудование: листы ватмана, кисти и краски, маркеры и фломастеры. Содержание: Участникам задается тема итоговой газеты «Вкус и цвет»: «Постарайтесь отразить в вашей командной(!) работе, как можно представить себе различные вкусы в виде определенного образа и цвета». По окончании работы участники готовят презентацию своей работы, отвечают на вопросы, задаваемые представителями других команд.

Упражнение: » Вкусное прощание». Цель:

  1. настройка на позитив;
  2. эмоциональная разрядка и повышение общего настроя группы.

Оборудование: торт, предварительно разрезанный на части. Содержание: «Пришло время прощаться, и, чтобы его вкус запомнился вам, предлагаем накормить представителя другой команды тортом, а он, в свою очередь, покормит вас. Приступаем!» Участников тренинга просят взять приготовленные кусочки торта и начать процесс кормления. «Всем спасибо!»

4 ЗАНЯТИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК — 1

Этот блок включает в себя упражнения, предназначенные для знакомства участников тренинга со зрительным анализатором. Для некоторых упражнений данного цикла потребуются повязки на глаза.

Упражнение » Внимательный взгляд «. Цель:

  1. мотивация группы на работу;
  2. сплочение участников тренинга, улучшение групповой атмосферы

Содержание: Все участники сидят по кругу. «Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем». Тренер принимает участие в приветствии. Когда все участники группы поздороваются, он предлагает сесть по кругу. «Сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: «Что нового вы увидели в облике, отношениях кого-либо из нас?». Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (впечатление, чувство) в услышанное им о себе». При проведении упражнения ведущий дает возможность участникам дополнить выказывания друг друга.

Упражнение «Какая разница!». Цель:

  1. развитие внимания;
  2. эмоциональная разрядка.

Содержание: Все участники садятся по кругу. «Сейчас один из нас (немного позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части».

Упражнение «Замечательный сосед». Цель:

  1. развитие зрительной памяти;
  2. создание соответствующего эмоционального настроя участников.

Оборудование: ручки, рабочие тетради (листы писчей бумаги). Содержание: Упражнение выполняется в парах. Инструкция: «Это упражнение включает в себя несколько заданий. Задание 1. В течение нескольких минут молча смотрим друг на друга. Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите бумагу и ручки. Сейчас прозвучат вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов. Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга. Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и бумагу. Ответьте на вопросы. Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Упражнение «Наш цвет». Цель:

  1. развитие цветовосприятия (соотнесение двигательной модальности и зрительных образов);
  2. развитие коммуникативных способностей, командного и межгруппового взаимодействия.

Содержание: Участники делятся на рабочие группы. «Вашей команде предстоит выбрать определенный цвет и подготовиться показать его каким-либо движением. Один из участников команды демонстрирует ваш цвет «отгадывающим» командам, которые, посовещавшись, дают свою версию о том, какой цвет был продемонстрирован. Если цвет не удалось определить «тестеры» обращаются к следующему участнику команды и т.д. до тех пор, пока цвет не будет назван правильно. Давайте, изображая цвет, не будем использовать движения, имеющие непосредственную смысловую связь с цветом, или изображать предметы, имеющие определенную окраску. Нельзя скажем, изображая голубой цвет показывать на небо или имитировать переливание воды». Команда, сумевшая угадать наибольшее количество цветов, награждается аплодисментами.

Упражнение «Цвета». Цель:

  1. выявление влияния цвета на психику человека;
  2. развитие навыков групповой исследовательской работы;
  3. развитие навыков группового исследования.

Оборудование: листы бумаги (А3), краски и кисти, фломастеры, наборы цветной бумаги или цветные карточки по упрощенному радужному спектру плюс черный, белый и коричневый. Содержание: «Цвета играют огромную роль в жизни человека. И каждый, как вы уже могли убедиться по предыдущему упражнению, имеет свой «характер», свое «лицо». Предпочтение того или иного цвета в одежде позволяет с некоторой долей вероятности предсказать характер ее обладателей. Исключительно важны знания композиции и умение подобрать соответствующие цвета и оттенки дизайнерам, модельерам, флористам. Установлено влияние окраски стен помещения на работоспособность и утомляемость, находящихся в нем (помещении) людей» «Вам предстоит выяснить в ходе совместной работы, какое влияние оказывает определенный цвет на психику человека. При проведении исследования рекомендуется учитывать мнение каждого члена группы».

Участники делятся по своим командам и расходятся по рабочим комнатам с образцами исследуемых цветов (как более легкий вариант можно просто сообщить какие цвета предлагается изучить, но лучше подготовить наглядные образцы).

Результаты работы предлагается оформить на листах бумаги, а также подготовить небольшую презентацию по итогам цветовых изысканий. Результаты работы после завершения показа обобщаются в кругу, организуется своеобразная научная дискуссия, во время которой ребятам предстоит отстаивать свои позиции по вопросам воздействия различных цветов на психическое состояние человека, поскольку результаты команд будут отличаться друг от друга. Тренер может подтолкнуть обсуждение, задавая соответствующие вопросы:

  1. Почему тоску называют «зеленой»?
  2. Какой из цветов следует признать самым агрессивным? умиротворяющим?
  3. Согласны ли вы, что черный цвет – исключительно траурный?
  4. Что может рассказать цвет машины о характере автовладельца?

Упражнение «Спина к спине». Цель:

  1. развитие восприятия, отреагирования состояния своего собеседника;
  2. развитие саморегуляции.

Содержание: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. «Постарайтесь прочувствовать состояние сидящего к вам спиной человека и, повернувшись одновременно с ним посмотрите друг на друга». По окончании упражнения участники обмениваются своими впечатлениями друг с другом.

Упражнение » Внимательный взгляд «. Цель:

  1. групповая рефлексия;
  2. сплочение участников тренинга, создание соответствующего эмоционального настроя.

Содержание: Все участники сидят по кругу. «Подошло время прощания. Давайте напоследок еще раз встретимся глазами друг с другом. При этом постараемся максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас, ничего не упустив. Давайте встанем и бесшумно попрощаемся друг с другом, а затем вновь сядем в круг». Тренер принимает участие в прощании. «Сохраните свои впечатления об увиденном, оцените те изменения, которые произошли с вами и окружающими вас людьми. Постарайтесь осознать насколько важно умение не просто смотреть, но ВИДЕТЬ! Спасибо за работу! До свидания, друзья!»

Предыдущая — Следующая >>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]