Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для дошкольников


Пальчиковая игра «Осень» в младшей группе

Вышли пальцы погулять, — дети совершают шагающие движения пальчиками по горизонтальной поверхности;

Чтобы листья собирать. — совершают загребающие и хватающие движения кистями;

Желтый лист и красный лист,

Подсчитаем их быстро. — хлопают в ладоши;

Сколько собрали листочков в букет?

Раз, и два, и три, четыре. — ведут подсчет, загибая пальцы от указательного к мизинцу;

Вот сколько листьев получили! — поднимают руки над головой, вращают кистями вправо-влево.

Подготовка и проведение пальчиковой гимнастики

Чтобы эффективно провести упражнения, педагогу необходимо продумать следующие моменты:

  • Оборудование, атрибуты. В настоящее время атрибуты для пальчиковой гимнастики и игр можно найти в интернете, распечатав и вырезав колпачки, мини-маски зверят и других персонажей. Для прочности и лучшей сохранности атрибуты из бумаги стоит обклеить скотчем или прозрачной самоклеящейся плёнкой. Рельефные и «колючие» массажные мячики тоже готовят заранее и предварительно знакомят с ними детей, чтобы во время гимнастики малыши не отвлекались на их исследование и рассматривание. Широко используют и природный материал: каштаны, грецкие орехи.
  • Научная информация. Поскольку гимнастика для пальцев и ладоней проводится с элементами самомассажа и точечного массажа, то педагогу необходимо получить консультацию медсестры дошкольного учреждения, выяснив, как правильно её проводить. Если точечный массаж и пальчиковая гимнастика входит в систему закаливающих процедур дошкольного учреждения, в кабинете медсестры хранятся схемы их проведения с указанием последовательности упражнений и точек воздействия для всех возрастных групп.
  • Текст, которым сопровождается гимнастика. Он может быть как в стихах, так и в прозе. Придумать текст педагог может самостоятельно либо использовать наработки коллег, рекомендации методиста, медицинской сестры. Если гимнастика (массаж) представлены в виде перечня упражнений без текста, вполне приемлемо сопроводить их не стихами, а прозой в соответствии с содержанием гимнастики. Произносить текст нужно не спеша, выразительно, эмоционально, чтобы дети успевали выполнять упражнения и были заинтересованы тем, что делают. Особый интерес детворы вызовет гимнастика или массаж, если творчески работающий воспитатель придумает к ним небольшую сказку.

Таблица: массаж каштанами в сопровождении текста со сказочным сюжетом «Приключения каштанчика»

УпражнениеСлова педагогаВыполняемые действия
1. Разогрев ладоней и пальцев.В одном парке жил маленький каштанчик. Вот такой. Он узнал, что в нашем детском саду ребятишки любят делать массаж с мячиками, и захотел подружиться с детворой, потому что и сам каштанчик был похож на мячик.Дети поочерёдно поглаживают, сжимают и разжимают пальцы обеих рук, разогревая их.
2. Сжимание и разжимание пальчиков.Прикатился каштанчик в детский сад, в нашу группу, и сразу попал в тёплые и добрые руки детишек.Дети берут с тарелочек каштаны, сжимают в ладошках, приоткрывают, показывают друг другу каштаны.
3. Катание каштана по ладони.Захотел каштанчик поиграть с детишками, покататься по ладошкам, как колобок. Сперва он катался по одной ладошке… потом по другой.Дети кладут каштан на открытую левую ладонь, катают правой, потом наоборот.
4. Массаж локтей и плечей.Захотелось каштанчику путешествовать, побежал он сперва к локтю, там покатался. Потом к плечу, и там покатался. И вернулся к пальчикам.Дети зажимают каштан пальцами правой руки, ведут им от запястья до локтя левой, делают 3–4 круговых движения, поднимают каштан к плечу, катают по плечу, потом возвращают на ладонь. То же и другой рукой.
5. Свободные движения руками над головой.Весело стало каштанчику, захотел он танцевать. Сперва в одной ручке, потом в другой.Дети делают «фонарики» над головой, удерживая каштан в двух руках поочерёдно.
6. Упражнение на расслабление.Устал маленький каштан, захотел отдохнуть. И ручки наших ребят тоже отдыхают.Дети кладут каштаны на тарелочки и делают «стряхивающие» движения кистями.
Примечания.Текст может варьироваться в зависимости от выполняемых упражнений. Педагог должен следить, чтобы дети вовремя меняли руки и каштаны в них. У кого не получается катать каштаны по плечу и локтю, водят ими, держа пальцами.

Каштан, орех, шестигранный карандаш — все эти предметы при умелом использовании помогут малышам развивать моторику рук

Правила проведения пальчиковой гимнастики

С новой гимнастикой или массажем пальцев детей знакомят в такой последовательности:

  • Педагог обращает внимание на игрушку, иллюстрацию, которая соответствует тематике гимнастики, сообщает, что они познакомятся с новыми упражнениями. Можно привлечь игрового персонажа (Незнайку, Матрёшку) и предложить детям разучить гимнастику вместе с ними.
  • Воспитатель неторопливо читает стихотворный текст, потешку, последовательно демонстрируя детям упражнения.
  • Дети выполняют гимнастику, воспитатель читает текст и одновременно показывает движения повторно.
  • Педагог подводит итог, хвалит детей, обращает их внимание на то, какими ловкими и умелыми станут их пальчики, если будут всегда так старательно делать упражнения.

Если гимнастика уже знакома детям, педагогу следует поощрять их самостоятельность, поддерживать желание частично произносить стихотворные тексты, припоминать последовательность упражнений. Есть в этом виде деятельности и место для творчества и фантазирования: ребятишки могут под руководством воспитателя изготовить некоторые атрибуты, колпачки для пальцев, придумать новые движения, раскрывающие характер того или иного героя. После проведения упражнений дети могут поиграть с персонажами, свободно развивая сюжет, выполнить несколько несложных действий (герои ходят, танцуют, встречаются, общаются).

Яркие, красочные и доступные атрибуты — верный залог высокого интереса дощкольников к пальчиковым упражнениям

Чтобы привить детворе любовь к самостоятельным пальчиковым играм, воспитатель должен расположить оборудование для них на видном месте и предоставить к нему свободный доступ. Также можно давать детям для самостоятельных занятий каштаны, грецкие орехи, маленькие мячики, крупные бусы на крепко завязанной тесьме. А вот горох, фасоль и прочие мелкие материалы для самостоятельной деятельности малышам не дают, поскольку эти предметы могут представлять опасность для здоровья. С ними ребята занимаются под строгим контролем взрослого.

При проведении гимнастики и самомассажа не следует забывать важных правил:

  • Детей необходимо настроить, организовать, переключив их внимание с других видов деятельности.
  • Начинают упражнения всегда с разогрева рук, ладоней, лёгкого поглаживания до появления ощущения тепла.
  • Упражнения выполняют 3–5 раз двумя руками или поочерёдно правой и левой.
  • Необходимо следить за правильным положением кисти, пальцев, точным выполнением движений.
  • Педагог выполняет все упражнения вместе с детьми, подстраиваясь под темп группы. С теми, кто не успевает, проводится индивидуальная работа.
  • Во время гимнастики дети должны быть расслаблены, в хорошем настроении. Этому способствует мягкий, доброжелательный тон педагога. Рекомендуется использование тихой, спокойной музыки, которая не мешает восприятию слов.
  • Отдельное занятие одной пальчиковой гимнастикой длится не более 5–6 минут, иначе дети заскучают и потеряют к нему интерес. Если же воспитатель вводит гимнастику в образовательную деятельность (НОД), то можно взять 2–3 комплекса и равномерно распределить их в течение занятия. В таком случае гимнастику сокращают до 2–3 минут за счёт исключения вводной и итоговой части. Более 3 разных видов гимнастики в средней группе может быть использовано на тематическом занятии о пальчиковых играх или же на открытом занятии, целью которого педагог ставит познакомить коллег именно с этим видом работы.
  • Разученные комплексы повторяют в течение учебного года, постепенно усложняя (увеличивают количество повторов, точность движений). В то же время добавляют новые, более сложные комплексы.

Формы проведения гимнастики:

  • Фронтальная (со всеми детьми группы). Эффективна во время разучивания, на занятиях по изобразительной деятельности, во время прогулок на свежем воздухе.
  • Подгрупповая. Проводится с частью группы (5–8 человек) во время, отведённое для свободных игр в помещении по желанию детей. Не занятые гимнастикой дети привлекаются к другим видам деятельности под присмотром помощника воспитателя или самого педагога (рисуют, играют с конструктором, игрушками, рассматривают книги, иллюстративный материал).
  • Индивидуальная. Упражнения выполняют 1–2 детей под контролем педагога. Индивидуально работают чаще всего с детьми, которые испытывают трудности при фронтальном и подгрупповом проведении.

Со всей группой детей гимнастику проводят чаще на занятии, а с подгруппой — в свободное от них время

Таблица: картотека занятий пальчиковой гимнастикой в средней группе ДОУ

Тема и задачиСодержание
«Мальчик-с-пальчик».
  • Выработка: ловкости;
  • умения управлять движениями пальцев, рук;
  • умения концентрировать внимание.
  • Развитие речи детей.
Ход пальчиковой гимнастики. Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Ладони на столе (на счёт «раз-два» пальцы врозь — вместе.) Упражнение 2. Ладошка — кулачок — ребро (на счёт «раз, два, три»). Упражнение 3. Пальчики здороваются (на счёт «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.) Упражнение 4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). Упражнение 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвёртом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
«Коза, зайцы и белка».
  • Выработка гибкости и ловкости, умения выполнять действия по образцу и словесной инструкции, управлять движениями пальцев, рук, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
  • Развитие речи детей.
  • Воспитание у детей интереса к видам деятельности, требующим движений пальцев и кистей рук.
Ход пальчиковой гимнастики Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). Упражнение 2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). Упражнение 3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). Упражнение 4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). Упражнение 5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
«Котёнок».
  • Выработка умений: менять движения пальцев рук;
  • координировать действия;
  • выполнять действия по образцу и словесной инструкции;
  • распределять мышечную активность.
  • Воспитание у детей интереса к видам деятельности, требующим движений пальцев и кистей рук.
Ход пальчиковой гимнастики Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). Упражнение 2. Птички (поочерёдно большой палец соединяется с остальными). Упражнение 3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). Упражнение 4. Цветок (то же, но пальцы разъединены). Упражнение 5. Корни растения (прижать корни — руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
«Друзья». Выработка умений:
  • менять движения пальцев рук;
  • координировать действия;
  • выполнять действия по образцу и словесной инструкции;
  • распределять мышечную активность.
Ход пальчиковой гимнастики Разминка пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение 1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). Упражнение 2. Пчёлы (то же упражнение выполняется двумя руками). Упражнение 3. Лодочка (концы пальцев направить вперёд, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). Упражнение 4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). Упражнение 5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Кроме пальчиковой гимнастики, на занятиях широко используются игры для пальчиков и ладошек самой широкой тематики, зачастую сочетающейся с темой основного занятия. Высокую активность и заинтересованность детей таким видом деятельности обеспечивают забавные, легко запоминающиеся стихотворения, сопровождающие каждое движение.

Таблица: примеры стихотворных произведений для пальчиковых игр в средней группе

Грибы. Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба). Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки»).Одежда. Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову). Курточку и шапку. И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток). Натяну перчатку. (Смена рук).
Обувь. Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу). Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы). Ножка — раз, ножка — два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному). В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы). И на ножки надевают Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках). Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу).Посуда. Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка»). Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой). Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку»). Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд).
Продукты питания. Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы). А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят»). Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца). Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх). Всё мы испечём в печи. Очень вкусно! (Гладят животы).Зима. Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз). Улицы и крыши. (Руки «домиком»). Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки). Мы её не слышим… (Рука за ухом).
Мебель. На кроватке мы поспали, (Руки под щёку). Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи»). Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой). И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой).Транспорт.По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль). По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу). По дороге не беги, (Погрозили пальцем). Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим»).
Цит. по: https://infourok.ru/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-dlya-sredney-gruppi-1716259.html

Фотогалерея: шаблоны атрибутов для игр на развитие мелкой моторики

Фигурки персонажей можно надевать на пальцы как колпачки Фигурки с прорезями для «ножек» дают возможность детям «водить» своего персонажа по столу или другой ровной поверхности Не менее популярны и фигурки, которые надеваются по принципу напёрстка

Игра «Сороконожка» для младших дошкольников

Идет сороконожка по осенней дорожке. — дети двигаются на одном месте марширующими шагами;

Вдруг с неба капли капать стали. — постукивают пальчиками по раскрытой ладони другой руки;

Ох, намокнут сорок лапок!

Я простуды не хочу, мигом лужи обойду, — делают небольшой круг, имитируя обход лужи;

Грязь домой не нанесу, со всех лапок отряхну.

И потопаю я в норку, и потопаю я громко. — шагают на месте, высоко поднимая ноги, стуча ими по полу.

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки) Потолок (лоб), Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам) И звонок. (нос) — Дзынь! (надавить на нос) Хозяин дома? — Дзынь! (надавить на нос) Гармонь готова? — Дзынь! (надавить на нос) Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза) Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши) Это носик, это рот. (показать нос, рот) Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот) Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши) Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами) Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы) Поляна, (лоб) Горка, (провести пальцем по носу) Яма. (ребенок открывает рот) Обрыв (показать пальцем на подбородок) Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Игра «Мухомор» для младшей группы

Мухомор с красивой шляпкой вырос на лесной полянке. — воспитанники имитируют гриб, сдвигают ноги, руки поднимают над головой, сгибают в форме «домика»;

Грибника ждет-дожидается, в корзину собирается. — хлопают в ладоши;

Но знаем мы наверняка, что мухомор кушать нельзя. — делают грозящее движение указательным пальцем.

Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми

Активные стимулируют улучшение работы головного мозга и разрабатывают речевые центры.

Важно! В наши дни, часто встречаются случаи, когда у малышей дошкольного возраста имеется задержка речи. Чтобы предостеречь это, необходимо проводить данные тренировки каждодневно. Для формирования моторики рук имеется определённое направление — пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет.

Пальчиковая гимнастика и ее значение для детей 6-7 лет

Этот вид развлечений хорошо влияют на здоровье детей.

На заметку! Во время пальчиковой гимнастики, у родителей (мамы, папы) и детей формируются добрые взаимоотношения.

Занимаясь с ребенком, родитель и педагог не только улучшают моторику рук, что хорошо развивает головной мозг, но и налаживают связь между обоими участниками процесса. Учителя применяют этот вид профилактики во время:

  • Утренней зарядки;
  • Физической культуры, музыки;
  • Уроков математики в подготовительной группе.

Гимнастика подготовительной группы формирует, развивает:

  • ловкость пальцев;
  • речевые центры;
  • память, фантазию, внимательность;
  • вызывают позитивные эмоции;
  • развитие осязания;
  • развиваются навыки самостоятельности;
  • артистизм.

Игра «Осенние листья» для среднего дошкольного возраста

Пестрые листья красиво кружатся, — дети плавно и неторопливо двигают кистями вправо-влево;

На землю спокойно и тихо ложатся. — медленно опускают руки;

Когда мы идем, под ногами шуршат, — соединяют ладони, трут одну о другую;

Словно снова взлететь над землею хотят. — медленно поднимают руки, спокойно ими размахивают в разные стороны.

«В осеннем лесу» для дошкольников средней группы

Рано утром поднялись, за грибами собрались, — дети движутся на месте марширующим шагом;

Наклонялись, приседали, боровик вдруг отыскали. — приседают 2–3 раза;

Раз, два, три — нагибайся! — нагибаются 2–3 раза;

Корзинка, наполняйся!

Смотри, на дереве орешки!

Кто допрыгнет к верхней ветке? — подпрыгивают;

До ветки тот дотянется,

Кто хорошо подтянется. — вытягиваются на носочках, подняв руки;

В лесу мы славно погуляли, корзину полную собрали. — бодро шагают на месте.

Рекомендации по выполнению упражнений

  1. Подготовить ребенка к данному виду тренировок. Необходимо заранее обговорить её содержание, отработать несколько жестов.
  2. Взрослому человеку, уполномоченному заниматься тренировкой, подготовить заранее текст.
  3. Перед началом работы необходимо разогреть ладошки поглаживанием.
  4. Ведущий показывает, насколько интересен данный вид развлечений.
  5. Обязательно необходимо поставленные задачи выполнять в медленном темпе.
  6. Малыш обязан правильно выполнять технику действий, ему нужно помогать.
  7. Важно чтобы все выполненные упражнения приносили ребенку только радость.
  8. Каждое задание выполняют по 2-3 минуты, чередуя 3 дня.
  9. Ежедневные тренировки.
  10. Используются лёгкие задания, для того чтобы развить интерес.
  11. Постепенно заменять по 2-3 упражнения, по степени сложности.
  12. Обязательно использовать цветные образы, музыкальное сопровождение.

Для детей 6-7 лет подойдут тренировки в сопровождении песенок, стишков. Для развития, хорошими заданиями будет театр теней. Если родители решили самостоятельно заниматься разминкой пальцев, нужно обязательно быть в хорошем настроении. Дети всё запоминают, и от первого урока будет зависеть интерес к последующим занятиям.

Важно! Скорость выполнения должна быть небыстрой, но и пауз быть не должно. Поднимать скорость необходимо постепенно.

Учимся запоминать и пересказывать для развития слуховой памяти

«Осень пришла» — игра для средней дошкольной группы

Осень хмурая пришла,

Холодный дождик принесла. — дети постукивают пальцами одной руки по ладони другой;

Сад внезапно желтым стал,

Ветер листья растрепал. — трут одной ладонью о другую;

Птичьих песен не слыхать,

До весны их будем ждать. — двигают кистями вниз-вверх.

Занятия с использованием пальчиковых игр и гимнастики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики могут применяться в организованной образовательной деятельности по всем образовательным областям. Особенно удачным будет выбор игры или гимнастики, тема которой совпадает с темой занятия. Таким образом дети закрепят полученные знания.

Общая длительность занятия не должна превышать рекомендованных санитарными нормами пределов:

  • 20 мин. для предметных занятий;
  • 25 мин. для интегрированных и комплексных.

Структура и временные рамки занятия также сохраняются:

  1. Вступительная часть (организация детей, приветствие, заинтересовывающий момент). До 2 мин.
  2. Основная часть (игры, беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, сообщение нового или закрепление изученного материала). 16–20 мин.
  3. Заключительная часть (подведение итогов, поощрение, анализ занятия). До 2 мин.

Пальчиковая игра «Осень» в старшей группе

Шустро ветерок летает, — воспитанники плавно и медленно двигают кистями, имитируя волны;

В парке листики считает:

Вот от дуба, — сгибают мизинцы на обеих руках;

Вот от клена, — сгибают безымянные пальцы;

Вот резные от рябинки, — сгибают средние;

Вот золотые от осинки, — сгибают указательные;

А вот березовый нашел, — сгибают большие;

Над землей кружить пошел. — поднимают руки над головой, размахивают в разные стороны.

Игра «Что мы носим осенью?» для старшей группы

На прогулку собираясь, — дети соединяют каждый правый пальчик с большим левым;

Мы одежду надеваем. — совмещают каждый левый палец с большим правым;

Майку, штанишки, — соединяют каждый правый пальчик с левым мизинцем;

Кофту, шарф, пальтишко. — совмещают каждый левый палец с правым мизинцем.

«Птицы улетают» для старших дошкольников

Осень по земле шагает, — воспитанники прикасаются поочередно правыми пальцами к горизонтальной поверхности;

На всю зиму до весны — прикасаются левыми пальцами;

Птичьи стаи улетают: — прикасаются снова правыми пальчиками;

Скворцы, уточки, дрозды,

Жаворонки, соловьи. — снова прикасаются левыми пальчиками.

«Осень в парке» для старших дошкольников

Поселилась осень в парке, — воспитанники перебирают пальчиками по горизонтальной поверхности;

Приготовила подарки: — складывают ладони в «чашу»;

Серьги красные — рябинке, — сгибают мизинцы обеих рук;

Платье пестрое — осинке, — сгибают безымянные пальцы;

Дубу — золотой наряд, — сгибают средние;

Ну а фрукты — для ребят. — сгибают указательные.

Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек

При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.

Организация гимнастики строится на принципах:

  • Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
  • Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
  • Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
  • Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).

Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.

При проведении гимнастики для пальчиков в средней группе необходимо обращать внимание на синхронизацию движений обеих рук, тогда как годом раньше дети могли выполнять движения (катать мячик по ладошке, «ходить» пальчиками по дорожке) одной рукой. Для этого малышей учат выполнять движение сперва одной (правой) рукой, потом другой, а потом двумя вместе. В гимнастику включают как можно больше упражнений на взаимодействие рук: постукивания, поглаживания, похлопывания, соединение пальчиков попарно. Действия обязательно выполняют или одновременно, или двумя руками поочерёдно, для чего иногда текст необходимо повторить дважды. Ограничиваться выполнением упражнений одной рукой нельзя.

В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук

Пальчиковая игра «Осень» в подготовительной группе

Холодный ветер пошалил, — дети, сложив губы трубочкой, выдувают воздух;

Ворох листьев закружил. — растопыривают правые и левые пальчики, дуют на них;

Листья быстро закружились, — размахивают поднятыми руками;

Потом на травку опустились.

Дождь по листьям пробежал, — постукивают пальцами по раскрытой ладошке другой руки;

Градинками по ним постучал, — сложив пальцы в «щепотку», постукивают ими по другой ладони;

Дырочки в них пробивал. — стучат кулаком по раскрытой ладони;

Снегом их припорошило, — неторопливо размахивают кистями;

Покрывалом застелило. — складывают ладони.

Виды упражнений

Все игры делятся на три группы.

  1. Упражнения, которые воздействуют на кисти рук. Что мы получаем от данного вида занятий:
  • Развивается навык расслабления и напряжения мышц;
  • Развивается подражательная способность;
  • Развитие навыка сохранять пальцы в одном положение на некоторое время;
  • Переключатся с определённого предмета на другой.
  1. Статистическая работа для пальцев. Эти упражнения помогают осуществить ранний опыт в определённом направлении, на высоком уровне.
  2. Динамическая работа для пальцев. Что будет, если следовать этим упражнениям:
  • Будет происходить развитие координации движений;
  • Противопоставлять большие пальцы к другим.

Нетрадиционные пальчиковые игры

«Нетрадиционные» пальчиковые игры — это игры с разными предметами. То есть, можно взять любой предмет в поле зрения ребенка. К примеру, это будет карандаш.

На заметку! Желательно чтобы и родители, и дети, взяли в руки карандаш и начали тереть его ладошку об ладошку, между пальцев при этом самое главное приговаривать либо стихотворения, либо потешки.

Тут можно использовать специальный «ёжик-шарик», песок и многие другие предметы.

Как правильно проводить гимнастику

Сюда можно отнести следующие тренировки:

  1. Массаж рук и пальчиков с грецкими орехами;
  2. Специальными массажными щетками;
  3. Воздушными шариками. К данным видам развлечений можно применять различные материалы:
  • природный,
  • хозяйственно-бытовые,
  • бросовый.

Нетрадиционные игры — это универсальное, дидактическое развивающее занятие. Главная цель данного развлечения заключается в том, что нервные окончания в пальчиках влияю на разум детей. То есть мозговая деятельность малыша начинает хорошо работать.

Тема недели — «Моя семья» в подготовительной группе

На что влияют нетрадиционные формы гимнастики пальцев:

  • Развитие речи;
  • Развитие сосредоточенности;
  • Подготовка детей к письму;
  • Развитие координации.

Для большей пользы этих игр нужно применять и стишки, потешки, песенки, считалки. Вследствие этого малыш получит разнообразное сенсорное впечатление.

Внимание! При занятии с малышом таким видом игр многое зависит от родителей. Родителям необходимо создать уютную и приятную обстановку. Такой вид развлечений формирует хорошие отношения между детьми и взрослыми.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]