Знакомство дошкольников с библиотекой
Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира. Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дети – самые благодарные и внимательные слушатели, активные читатели. Знакомство с библиотекой должно произойти в дошкольном возрасте, когда еще нет обязательного чтения. Детей часто приводят в библиотеку мамы, бабушки, воспитатели детских садов, поэтому на детскую библиотеку, как специализированное учреждение, возложена миссия профессионально заниматься вопросами детского чтения и культуры. Используя имеющиеся в детской библиотеке ресурсы, библиотекари создают оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения образовательных, коммуникативных и других потребностей детей, создавая при этом необходимую среду развития ребенка через книгу и чтение.
Начинать подготовку к походу в библиотеку надо дома. С разговора о книге и книжных шкафах, с игры «в библиотеку» и «больницу для книг». Помните известный детский стишок Б. Заходера?
«Заболела это книжка:
Изорвал ее братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму ее и склею».
Вместе с этим четверостишьем «полечите книги», а заодно и поговорите о том: — Что такое обложка, переплет, страница (лист)? — Где хранятся книги дома? — Для чего нужны библиотеки? — Кто такой библиотекарь? — Чем отличается книга от газеты и журнала? — Чем отличается книжный магазин от библиотеки? И т. д. Так называемую подготовку можно растянуть на неделю. А заодно еще почитать прекрасные стихи С. Маршака «Книжки про книжки» и «Как печатали вашу книгу». Поучительный стих для детей, любящих грызть книжки есть у В. Ходасевича: «Разговор человека с мышкой, которая ест его книги». Зимой в библиотеку удобно брать сменную обувь, тогда можно задержаться там подольше. На первый раз не планируйте много. Запись в библиотеку и посещение читального зала – для начала вполне достаточно.
Объясните права и обязанности читателя, действующие правила.
Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет. Ребята приходят сюда почитать книги, посмотреть журналы, поиграть в игры, Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Все книги стоят на стеллажах. Ребенок должен понять, что в библиотеке книги не покупаются, а берутся во временное пользование. Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.
При выборе книг воспользуйтесь помощью библиотекаря. Он укажет на расположение книг по тематике и возрастным группам читателей. Позвольте ребенку первую свою книжку выбрать самостоятельно. Ненавязчиво предлагайте ребенку книги, которые на ваш взгляд соответствуют возрасту и интересам ребенка. Можно заинтересовать книжками, которые вы сами читали в детстве. Постарайтесь выбирать литературу разных жанров и разных авторов... Дополнительно в библиотеке проводятся различные тематические мероприятия, направленные на развитие детей. Поучаствуйте в конкурсах, викторинах, спектаклях, это очень нравится детям любого возраста. Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования
библиотекой.
Как же должен вести себя читатель в библиотеке?
-тихо
-книги возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели.
-С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть
как можно больше ребят.
-Библиотечные книги нельзя терять.
-Книги, взятые с полки, нужно ставить на место.
• Нельзя книги перегибать.
• Нельзя загибать книжные страницы,
• Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
• Нельзя писать и рисовать в книгах.
• Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
С миру по нитке
Во всем мире детские библиотеки – это культурно-просветительские центры для детей и их родителей. Что только не придумывают библиотекари, чтобы дети интересовались книгой, любили чтение и приходили в библиотеку почаще.
В одной американской библиотеке над стойкой выдачи книг висит такой плакат: «Прочти книжку, вот родители обалдеют!».
В Германии проводят тематические «Ночи чтения» для подростков. Как это происходит? Например, в этом месяце будет проходить «Ночь вампиров». К девяти вечера родители приводят детей в библиотеку, дети переодеваются в карнавальные костюмы ведьм, вампиров, чертей. Родители уходят домой. Библиотекари (которые тоже в костюмах) собирают детей в несколько групп и начинают читать им страшные истории, потом дети сами рассказывают свои придуманные истории. Также проводятся разные игры, показываются фильмы-сказки, рисуются рисунки. Примерно в полночь дети укладываются спать прямо на полу, на ковровое покрытие. Рано утром за детьми приходят родители, и они вместе завтракают в библиотечном кафе и обсуждают прошедшую «Ночь чтения».
Во Франции существует практика «уличных библиотек». Один раз в неделю в каком-то определенном месте, часто неподалеку от детской площадки, разворачивается «библиотека без стен». Библиотекари привозят несколько коробок книг. Едва завидев их, дети бросают игру и, сама собой, возникает библиотека. Одни просто рассматривают книги, другие читают, третьи слушают, как один из библиотекарей читает вслух или что-то рассказывает. Ребята и сами рассказывают разные истории, делятся впечатлениями о прочитанном. Французы считают, что такая маленькая «библиотека без стен» станет своеобразным мостиком в большую библиотеку.
В Японии каждый посетитель библиотеки бесплатно получает книжку «Ты уже прочитал?». Это так называемое «рекомендательное пособие» для детей, с рисунками, играми и конкурсами. В книге несколько разделов: тем, кто в первый раз читает книжки, тем, кто уже читал несколько книг, тем, кому интересно читать и т. д. Таких изданий несколько, каждое рассчитано на свой возраст. Перечень рекомендуемых книг небольшой, но к каждой дана аннотация и картинка.
Правила обращения с книгой:
1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
3.Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
Получить текст
Тематический день «День библиотек в детском саду»
Сегодня – день библиотек.
В наш современный, бурный век,
Когда все смотрят в Интернете,
Нужны ли нам библиотеки эти?
А вот нужны – сомнений нет!
Не все решает интернет!
27 мая отмечается Общероссийский день библиотек. Это праздник не только профессиональных библиотекарей, но и всех людей, которые любят книги и понимают их огромную роль в культурной и общественной жизни общества. Прививать у детей любовь к книге и чтению педагоги детского сада стремятся с самого раннего возраста. Очень важно, чтобы книга вошла в жизнь маленького человека как можно раньше.
В группе можно провести беседа на тему «Что такое библиотека и для чего она нужна»?», сюжетно-ролевые игры «Библиотека», с детьми изготовить книжки-малышки.Можно с ребятами посетить зал детской библиотеки, рассказать о профессии библиотекаря, познакомить малышей с разными видами книг и показать книгохранилище. С дошколятами посмотреть на множество книг в красивых переплётах, на замечательно оформленных стеллажах.
Можно провести беседу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке
Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к книге 2. Воспитать потребность общения с книгой 3. Сформировать бережное отношение к книге 4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей) Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению. Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).
Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат. Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей) Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную. Загадка:
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.
Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей, умеющих читать, уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.
Экскурсия в библиотекуплан-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
«Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут».
Конспект экскурсии в библиотеку для детей средней группы
Цель: продолжить знакомить детей с социальными объектами села, их назначением.
Задачи:
— Расширять представления детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда.
— Познакомить детей с профессией библиотекарь.
— Расширять словарный запас по теме «библиотека».
— Воспитывать у детей отзывчивость, уважение к труду библиотекаря; бережное отношение к книгам.
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Вид деятельности: экскурсия.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание книг. Беседа с детьми о профессиях.
Методика проведения:
(Воспитатель проводит беседу с детьми).
Воспитатель: Хотите, я почитаю вам сказку «Лисичка-сестричка и волк»?
Дети: Да.
(Воспитатель пытается найти сказку, но не находит и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.)
Воспитатель: Ребята, а я поискала, поискала эту сказку и не нашла, скажите, может кто-нибудь из вас знает где можно взять книжку которую мы очень хотим почитать, а её у нас нет? (предполагаемые ответы детей). А кто из вас знает, что такое библиотека?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами идем на экскурсию в библиотеку. Библиотека – это дом, здание, где живут книги, это хранилище книг. Книг в библиотеке очень – очень много, гораздо больше, чем у вас дома. И если вам захотелось почитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, то вы можете пойти в библиотеку и взять эту книгу там, что бы прочитать ее дома. Когда прочитаете книгу, вы вернете ее обратно в библиотеку и возьмете любую другую. В библиотеке работает библиотекарь. С его работой мы тоже сегодня познакомимся.Библиотека – это место, где находится много книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.
(Воспитатель и дети приходят в библиотеку, где их встречает библиотекарь)
Воспитатель: Здравствуйте! Мы пришли к вам в гости, хотели поподробней узнать о книгах, как и где они лежат , а так же хотели почитать книгу, которая называется «Лисичка-сестричка и волк», но к сожалению, у нас не оказалось такой книги, и мы пришли к Вам за этой сказкой.
Библиотекарь: Здравствуйте ребята, меня зовут Надежда Александровна, я работаю библиотекарем. А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?
Дети: Хотим.
Библиотекарь: Проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.
(Дети проходят в читальный зал. Воспитатель обращает внимание детей на то, что здесь много столов и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, а при необходимости и записать что-то. Что здесь тоже красиво и уютно.)
Библиотекарь: Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще такие места, где находится много книг. Такие места называются библиотеками. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг.
(Библиотекарь проводит экскурсию по библиотеке).
Библиотекарь: В каждой библиотеке стоят большие шкафы с большим количеством книжных полок — стеллажи. (Подводит к стеллажу «Дошкольники и первоклассники»). Именно на нем расположены книги, которые будут интересны (дошколятам). Книг так много, они все разные, разные авторы, разные названия. Здесь дети обязательно выберут книгу себе по душе. Если человек затруднятся в выборе или не может найти какую-то конкретную книгу, он обращается за помощью к библиотекарю.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно найти нужную книгу. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку и принесёт тебе нужную книгу.
(Библиотекарь показывает карточки)
Библиотекарь: Вы с воспитателями пришли в детскую библиотеку. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг намного больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Вот такая у меня профессия.
Воспитатель: Книги надо читать быстро, возвращать их вовремя, в хорошем состоянии. С книгами надо обращаться очень бережно. Иначе книга придет в такое состояние, станет такой рваной, грязной, ветхой, что ее уже никто читать не сможет. А если случиться так, что книга все-таки нечаянно порвалась, то ее необходимо починить, отремонтировать.
Библиотекарь: Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.
Будьте внимательны!
1. Без языка, без голоса, а все расскажет (книга).
2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает (книга).
3. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас (книги).
Молодцы! Все эти загадки были о книгах.
Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали?( Ребята повторяют)
Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале? (Ответы детей).
Библиотекарь: А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать сказку «Лисичка-сестричка и волк»?
Дети: Да.
Библиотекарь: Тогда пойдёмте со мной. (Библиотекарь ищет нужную книгу и записывает ее в карточку группы).
(Воспитатель и дети благодарят Надежду Александровну за книгу и прощаются).
Воспитатель: Спасибо, Надежда Александровна, за интересный рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!
Библиотекарь: Приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята.