Аппликации для детей – это одни из самых любимых игр и забав. Но ведь именно играя, карапузы учатся! Они постепенно осваиваются в мире цвета и форм. А еще, они получают удовлетворение от того, что сами, своими руками, могут сотворить красоту. И если родители хотят помочь своему ребёнку, мы подскажем идеи для аппликации из цветной бумаги.
Что мы можем предложить:
- Схемы и трафареты для аппликаций разных фигур: цветы, животные, насекомые и сказочные герои.
- Покажем, какие бывают занимательные нетрадиционные техники аппликации.
- И, конечно же, подарим вам море позитива! Уверены, с нами вам будет интересно!
А главное, все эти детские аппликации для карапузов разных возрастов. И в год ребенку будет интересно играть, и более взрослый получит удовольствие от этого занятия. Почему? Потому что мы подготовили собрание, в которое входят аппликации для детей с разными возможностями.
Суть понятия
Аппликация (от латинского applicatio — прикладывание) – вид изобразительной техники, при котором образ получается при помощи прикладывания или присоединения элементов из бумаги, ткани или другого материала к основе, выступающей фоном для картинки.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) аппликация является важным элементом продуктивной деятельности детей. Поэтому этот вид изобразительной техники осваивается в детском саду обязательно вне зависимости от образовательной программы, по которой работает ДОУ. Отличия есть только в форме представления этого вида работы. Например, если детский сад работает по программе «Детство», где все занятия группируются вокруг общей темы в определённый отрезок времени, то в аппликациях не будет особого тематического разнообразия, а значит, и широкого спектра освоения техник. Иная ситуация наблюдается в ДОУ, работающих по программе «Истоки», где за основу берётся разный темп психологического развития малышей, и в связи с этим особая роль отводится индивидуализации работы с ребятами, в том числе и через приобщение к выполнению заданий вместе с родителями. К примеру, в старшей группе одним из заданий для проекта по ИЗО может быть подготовка проекта в виде аппликации на тему «ПДД».
В зависимости от сложности аппликации проект может быть краткосрочным — до недели, или долгосрочным — до месяца
Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС
Миссией введения этого вида изобразительной техники в образовательный процесс ДОУ является:
- активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;
- развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);
- формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);
- активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, к примеру, усваивают значения таких слов, как «шаблон», «плоскостное изображение» и пр., а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);
- развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения этого в зависимости от материала — так, наложить вырезанную бумажную деталь легче, чем «попасть» в границы контура нарезанными нитками или крупой);
- воспитание позитивного настроя на продуктивную деятельность (вне зависимости от возрастной группы в процессе работы малыши учатся решать возникающие трудности, ориентируясь на получения нужного результата, например, если в старшей группе в процессе выполнения аппликации на тему «Снегирь на заснеженной ветке» у ребёнка возникли сложности с приклеиванием снега из ваты на картон, есть смысл попробовать сделать это другим видом клея или «посадить» на двойной скотч).
Занятие аппликацией воспитывает у детей положительное отношение к работе в коллективе
Таблица: задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп
Группа | Перечень задач |
Первая младшая |
|
Вторая младшая |
|
Средняя |
|
Старшая и подготовительная |
|
Ёжик
Аппликации для самых маленьких – это творчество, где учитываются способности даже самого крошечного непоседы. И этот пример с «ежиком» как раз подойдет для карапузов, что к трем годам еще не могут вырезать и клеить, зато у них отлично получится поучаствовать в работе. Как?
- Есть два варианта подготовки к изготовлению этой аппликации для малышей.Первый
. Обводим ладошку малютки на листе черной или коричневой бумаги. Вырезаем. Приклеиваем. Четырех ладошек будет достаточно.
Второй вариант
. Либо используем пальчиковые краски. Дитя окунает ладошку, а мы помогаем ему так приложить ладошку несколько раз, под разным наклоном в направлении вверх, чтобы получился веер. - Вырезаем из бумаги того же цвета что-то наподобие лодочки. Это – тельце и носик ежика (вырезаем маленький кружочек и к краю мордочки приклеиваем «носик»).
- Располагаем тельце под «иголками».
- Ротик и глазик можно нарисовать, или же сделать полукруги из красной и белой бумаги. Не забываем про зрачки.
- Аппликации из бумаги были бы неполные без сюжета. Придумываем с малышом историю. Наш ежик идет из леса, а потому вырежем и приклеим ему «добычу»: яблочко и грибочек.
- Аппликацию из бумаги дополняем черными маленькими лапками.
Аппликация как тема по самообразованию педагога
Самообразование является важным средством профессионального совершенствования педагога. В практике работы ДОУ темы по самообразованию затрагивают все (!) направления образовательного процесса. В том числе и развитие детей в рамках художественно-эстетического направления учебно-воспитательного процесса. В этом контексте педагоги изучают возможности разных изобразительных техник в реализации обучающих, развивающих и воспитательных целей дошкольного образования. Аппликация в этом смысле открывает широкое поле для деятельности, так как:
- имеет много видов;
- практикуется с первой младшей группы;
- может использоваться на занятиях любого направления (ФЭМП, развитие речи, ФЦКМ и др.);
- позволяет решить сразу несколько образовательных задач (к примеру, у детей развивается пространственное мышление, логика, мелкая моторика, креативность и т. д.).
Что касается выстраивания схемы работы над темой по самообразованию, связанной с аппликацией, то она остаётся неизменной и включает три этапа:
- теоретический (изучение методической литературы по теме);
- практический (реализация теории в практической деятельности);
- отчётный (подведение итогов, составление отчётов — печатных, фото и видео).
В процессе реализации практического этапа освоения темы педагог применяет знания теоретического, и это сочетание анализирует в отчёте о проделанной работе
Примерный список тем по самообразованию по аппликации
Есть темы более обобщённого характера, а есть более конкретные:
- «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами аппликации».
- «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности (аппликации) в детском саду».
- «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук младшего школьного возраста».
- «Развитие мелкой моторики у детей старшей разновозрастной группы в изобразительной деятельности (аппликации)».
- «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей».
Аппликации для детей 4-5 лет
В этом возрасте аппликации из цветной бумаги и шаблоны для них становятся сложнее. Подготавливая, совместно со взрослым, элементы для будущей картинки, ребёнок проявляет больше самостоятельности: вырезает, подбирает цвета и, таким образом, получает понятие о композиции.
Такая деятельность развивает логическое мышление, позволяет проявить творческие задатки.
Для детей 4-5 лет увлекательным занятием является изготовление открыток, которые они затем дарят родителям и друзьям.
Основа складывается пополам и внутри открытки наклеиваются элементы, образующие сюжетную картинку.
Шаблоны, разработанные специалистами, являются лишь примерами, указывающими направление работы.
Родители и воспитатели могут вносить свои идеи. Например, использование в аппликации вырезанного контура ладошки малыша, – такие картинки вызывают у детей изумление и восторг.
Аппликации с ладошкой
Техника аппликации из одних кружочков раскрывает для ребёнка взаимосвязь частей и целого.
Развивая творческое воображение ребёнка, следует показать ему различные приёмы работы с бумагой: например, сложить её в виде гармошки. Для такой картинки нужно подготовить основу, нанести контуры. Усложняется и процесс приклеивания.
Литература по аппликации в помощь педагогу
Для облегчения процесса подготовки занятий аппликацией, педагог может использовать следующие источники:
- Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский , 1997;
- Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982;
- Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009;
- Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985;
- Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971;
- Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011;
- Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988;
- Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
- Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.
Аппликация в детском саду занимает особое место в учебно-воспитательном процессе, так как позволяет реализовать важные цели образовательного процесса в ДОУ, с одной стороны, а с другой, дети с огромным удовольствием включаются в этот вид работы — их сам процесс изготовления элементов картинки захватывает даже больше, чем нацеленность на получение результата. С позиции педагога аппликация, кроме всего прочего, ещё и открывает широкие возможности для разработки темы по самообразованию.
Материалы для аппликаций
Самым популярным материалом для аппликации считается — бумага. За основу можно брать простую цветную, оберточную, гофрированную, фольгированную, самоклеящуюся, крафт-бумагу, а также использовать разнообразные вырезки из журналов, обложек тетрадей.
Часто за основу для таких поделок используют:
- крупы и сушеные семена растений (рис, семена подсолнуха, горох, фасоль);
- засушенные листья деревьев и кустарников, лепестки цветов;
- небольшие ракушки, мелкие камушки;
- песок;
- пластилин;
- фетр;
- пуговицы;
- вата, ватные диски.
Естественно, для создания аппликации потребуются ножницы, можно использовать простые канцелярские или фигуристые которые сделают края бумаги в определенным узоре. Можно использовать фигурные дыроколы, чтоб создать небольшие аккуратные фигуры (бабочка, листочек дерева, сердечко, звездочка). Хорошо для приклеивания подходит клей ПВА, клей-карандаш, силиконовый клей.